Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:

Разделы: Методика преподавания
Размещена 07.11.2013. Последняя правка: 10.11.2013.
Просмотров - 3819

Формирование интереса к изучению руского языка и литературы во внеурочной работе

Володченко Людмила Петровна

нет

МБОУ "Высоколючевая средняя общеобразовательная школа" Гатчинского района Ленинградской области

учитель русского языка и литературы

Аннотация:
В статье описывается опыт по формированию мотивации школьников к изучению русского языка и литературы на примере дискуссионного клуба для учащихся.


Abstract:
This article describes the experience on formation of motivation of the students to the study of Russian language and literature on the example of the discussion club for students.


Ключевые слова:
Методика преподавания, литература, воспитание, литературные мероприятия

Keywords:
Methods of teaching, literature, education, literary events


УДК 371.38

       Любовь к любому  предмету можно привить, если активно заниматься  с детьми дополнительными формами обучения. Из методов, позволяющих привить интерес к изучению русссогоязыка и литературы можно назвать инсценированное  чтение, письменные творческие работы,  инсценирование,  различные  формы исследовательской деятельности. Именно такую возможность дает нам внеклассная работа.
     На уроке  ребенок ограничен рамками времени, ответственностью, поставленными перед ним целями, задачами, стремлением получить положительную оценку. Во время внеклассного мероприятия от некоторых ребят вообще ничего не требуется, кроме присутствия. Хорошо подготовленное мероприятие так или иначе все равно произведет впечатление, вызовет бурю эмоций, заинтересует происходящим.

Внеклассная  работа  может способствовать формированию духовно богатой, гармонически развитой  личности с нравственными и эстетическими идеалами. Ученику предоставляется возможность заниматься любимым  делом, проявлять конкретные способности: выразительно читать текст, пародировать, притворяться и т.д.

Заинтересованность темой может привести к желанию узнать больше, к поиску информации, к созданию презентации, к стремлению поделиться найденным.

Существуют различные формы внеклассной работы, которыми я пользуюсь в своей практике.

Дискуссионный клуб старшеклассников  возник из необходимости обсудить с детьми некоторые проблемы. Оказалось, что существует множество тем,  которые вызывают искренний интерес наших школьников, но  у многих из них нет аудитории, где можно спокойно и достойно их обсудить. Взаимоотношения «отцов» и «детей», поиски смысла жизни, культура общения…

Русская литература предоставляет богатый материал для серьезного разговора на любую из этих тем. Одна из тем наших встреч – «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово…»

"Литературное кафе" как форма внеклассной работы имеет особенно большой потенциал. Мы устраиваем чаепитие, разучиваем песни известных поэтов, создаем уют, приглашаем гостей… На таком мероприятии у каждого из присутствующих есть возможность проявить себя: исполнить любимую песню, прочитать стихи, выступить, объединившись с соседями по столику, от лица какого-либо литературного (или кино) героя.

"Клуб бардовской песни" во многом похож  на литературное кафе, но здесь у ребят другая задача. Они пытаются пропагандировать творчество тех авторов, которые дороги им. Для этого они подбирают материал о выбранном исполнителе, готовят инсценировки, песни, разучивают сами и стремятся заинтересовать присутствующих творчеством своего кумира. Так состоялось  знакомство с творчеством  Виктора Цоя.

Нестандартные формы уроков также помогают заинтересовать ребёнка изучаемым материалом:  КВН, викторины, игра «Умницы и умники» - вот  традиционные формы таких уроков. Особенно богатым источником для пободных методических находок имеет  творчество А.С.Пушкина. Так, мною апробированы и проведены несколько таких викторин: по повести «Капитанская дочка», по поэме «Медный всадник», по повести «Дубровский» … Дети с удовольствием участвуют в таких мероприятиях и проявляют заинтересованность. Эти игры помогают учащимся глубоко постигать текст произведения, узнавать  черты той эпохи, когда происходит действие, проявлять свою индивидуальность.

Создание рефератов, письменных работ, поэтических произведений  - сложная, но очень интересная форма внеклассной работы. Она приносит много радости учителю и ребенку, так как это по-настоящему процесс  творческий. 

Итак, хорошо продуманная, умело организованная внеклассная работа по предмету может привлечь большое количество заинтересованных людей; дать толчок к творчеству, вызвать бурю эмоций и  вполне реально сформировать мотивацию к учению, что и является в данный момент важнейшей задачей нашего образования.

 В качестве иллюстрации к вышеизложенному теоретическому материалу приведу конкретный пример внеклассного мероприятия - "Дискуссионный клуб старшеклассников" «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово…»

Цель мероприятия: обсудить с учащимися проблемы современной русской речи, обратиться к ним как к гражданам своей страны.

Подготовка: оформление тематических газет, оформление высказываний великих людей о нашем языке.


В порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места.                                                                                      М.Ю.Лермонтов

Ход мероприятия

Во время беседы звучат стихи А.Ахматовой, С.Есенина. А.Блока, песни бардов.

Вступительное слово учителя.

Весь мир с огромным уважением относится к русскому языку, к русской культуре. А было время, страшное, трагическое, когда мы могли лишиться самого главного – права говорить на своем родном языке. В годы Великой Отечественной войны наши отцы и деды отстояли не только родную землю, но и наше национальное достояние – родную речь. Об этом стихи А.А.Ахматовой.

Звучит стихотворение А. Ахматовой «Мужество».

Ведущий. «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово…» Так решили мы назвать нашу встречу.

- Как понимаете вы эти слова? Что значит «сохранить речь»?

- Один великий сказал: «Язык – это жизнь нации». Как вы это понимаете?

- «Русский язык – язык, созданный для поэзии». Чтобы осознать смысл этого высказывания Проспера Мериме, послушаем стихотворения наших выдающихся поэтов.

Ученики читают стихи С.Есенина, А.Блока, А. Ахматовой, М.Цветаевой и др.

-Ф.М.Вольтер говорил: «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить». Кому из вас хорошие книги помогли или помогают развивать речь? Надо ли, по-вашему. Много читать?

-Великий Гете писал: «К несчастью, мы забываем,  что и на родном языке часто пишут так, словно он – иностранный». Послушайте выдержки из школьных сочинений…

-Ни для кого не секрет. Что в настоящее время наша речь засоряется страшной бранью, пошлыми выражениями. Это можно услышать не только у пивного ларька, в пьяном обществе, но и в электричке, в школьных коридорах и даже с экранов телевизоров.

Сравните два эпизода.

Кадр из к/ф «А зори здесь тихие…» Сцена в лесу. Васков и Соня Гурвич.

«Васков. Родители еврейской нации?

Соня. Естественно.

Васков. Естественно…Ах, едрит…

Соня. Вы ругаться хотели? Ругайтесь. Я привыкла».

Ведущий:  Лес. Война. Васков – человек военный, необразованный. Их с Соней никто не слышит. Но он пытается сдерживаться и не произносит неприличных слов. Почему?

Посмотрите другой эпизод из общеизвестной и очень популярной телепередачи «Камеди клаб» (Эпизод без матерных слов).

- Как вы к этому относитесь? Что, по-вашему, происходит в нашем обществе?

Ведущий.  А вот  что мы прочитали у М. Ю. Лермонтова: «В порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места». А ведь великий поэт был боевым офицером, бывал в боях, в солдатской среде…

Подводя итог беседе, сделаем вывод: язык- это своего рода визитная карточка. По речи можно судить не только о принадлежности человека к той или иной нации, но и о его воспитанности, образованности, о его принадлежности к тому или иному слою общества. Необходимо следить за своей речью, так как язык – это великое достояние народа, и то, что мы сегодня имеем возможность свободно говорить на русском языке, - это беспримерная заслуга наших дедов, отстоявших независимость страны.

(Звучит песня О.Митяева «Как здорово…»)

Библиографический список:

1.Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. - 2004. - №5
2.Троицкий В. Ю. Словесность в школе. – М.: Владос, 2000.
3.Щеблыкин И. П. О трёх основных принципах изучения художественной литературы в школе и в вузе//Изучение литературы на современном этапе в школе и в вузе (новые подходы и интерпретации). – Пенза, 1995.




Рецензии:

7.11.2013, 11:46 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия: Статья посвящена тому главному, чему, в принципе, и должна учить школа: овладению знаниям через любовь к предмету. работа написана живым, грамотным языком; чувствуется, что автор много раз продумывал то, о чём написал. Интересны разнообразные методические приёмы и находки, с которыми автор статьи знакомит читателей и которые помогают в работе по привитию увлечения к предметам: дискуссионный клуб, клуб бардовской песни, литературные кафе, КВН, литературные игры. Свой опыт работы автор подкрепляет примером такого мероприятия - примера проведения дискуссионного клуба "Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово". Статья имеет ценный методический и воспитательный материал и может быть допущена к печати.

10.11.2013 16:16 Ответ на рецензию автора Володченко Людмила Петровна:
Большое спасибо.

7.11.2013, 17:48 Остапенко Ольга Валериевна
Рецензия: Статья очень интересна, познавательна и своевременна, особенно для работников образования (школы, ВУЗы). Советую обратить внимание на статью не только специалистам, но и всем интересующимся людям. Статья может быть рекомендована к печати.

7.11.2013, 19:24 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Работа больше напоминает рассказ, повествование: "Мне всегда хотелось,"," Я глубоко убеждена"," я расскажу о некоторых из них","привлекают меня","Я разработала", и т.д. План занятия, с диалогами? Материал интересный, но не структурирован. Требует серьезной переработки, после чего можно рекомендовать.
10.11.2013 13:13 Ответ на рецензию автора Володченко Людмила Петровна:
Спасибо, доработаю.

7.11.2013, 23:13 Кузнецова Ирина Павловна
Рецензия: Прочитала рассказ, подкрепленный личным опытом. Считаю, что статьей назвать нельзя.Рекомендована к печати быть не может. Если данную работу потрудиться прочитать внимательно, то стилистические, грамматические несуразицы(даже не знаю как приличнее выразиться)присутствуют почти в каждом предложении. Автор - преподаватель русского языка и литературы? Просьба объяснить " высоколючеая школа", " на таком мероприятии ...в качестве шоу-звезд" и т.д. и т.п. Разбирать каждое предложение автора не имеет смысла. Рецензия отрицательная.
10.11.2013 13:13 Ответ на рецензию автора Володченко Людмила Петровна:
Обязательно учту все Ваши пожелания.

8.11.2013, 5:45 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Вопрос формирования мотивации учения всегда актуален. И от того, как он решается, зависит очень многое: и устойчивый интерес ученика, и глубина полученных знаний, и сформированность навыков самостоятельного изучения дополнительной информации по предметам. Автор статьи с глубокой личной заинтересованностью раскрывает означенный вопрос. Однако стоит подумать над конкретизацией названия работы, более структурировать материал. Необходимо устранить опечатки, стилистически некорректные фразы:"я расскажу о некоторых из них", "привлекают меня" и т.д.(в научной статье лучше использовать иные формулировки). После доработки статья может быть рекомендована к публикации.
10.11.2013 13:13 Ответ на рецензию автора Володченко Людмила Петровна:
Спасиба за советы и пожелания, всё доработаю.

13.11.2013, 21:00 Короткова Надежда Владимировна
Рецензия: Заявленная тема статьи представляется актуальной, соответствующей целям изучения русского языка и литературы в современной школе. Однако уже представленные в начале статьи ключевые слова и аннотация говорят о том, что тема не раскрыта автором: по ключевым словам и аннотации нельзя представить содержание. В предложенных материалах (научной статьей их назвать сложно) описывается опыт внеурочной работы учителя-филолога. Судя по материалу, он весьма разнообразный: дискуссионный клуб, литературное кафе, КВН, игра «Умники и умницы», клуб бардовской песни. Последнюю форму внеурочной работы в принципе сложно связать с уроками литературы. Что же касается достаточно полно представленного в предлагаемых материалах дискуссионного клуба «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово…», то непонятно, почему это тема дискуссионного клуба, т. к. методика ведения дискуссии не представлена, есть лишь обрывочная информация по заявленной теме, поданная часто неграмотно в лексическом и грамматическом плане. В теме статьи в центр внимания поставлена мотивация к учению (такое управление у слова мотивация), однако сам термин мотивация ни разу не упоминается; автор никак не связывает рассматриваемые внеурочные мероприятия с учебным материалом по русскому языку и литературе, с возрастными особенностями учащихся. В работе нет методических мыслей, служащих раскрытию темы, поэтому о формировании мотивации к учению на материале по русскому языку и литературе говорить не приходится. Автор не владеет методической теорией: в работе смешиваются понятия «внеурочное мероприятие» и «нестандартный урок», нет понимания специфики учебной дискуссии, а также специфики упоминаемых форм внеурочной работы; не осмысливается процесс формирования мотивации к учению. Л.П. Володченко, к сожалению, не владеет научным стилем, поэтому отсутствует логика изложения материала, научная терминология, нет раскрытия причинно-следственных связей; можно сказать, что автор не владеет навыками написания научной работы. К сожалению, работа в большей части написана не литературным языком, в ней большое количество речевых ошибок. С учетом всего сказанного выше работа не может быть опубликована в печати. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет»

5.02.2014, 18:00 Якунчева Марина геннадьевна
Рецензия: Представленная в статье проблема формирования интереса к изучению русского языка и литературы во внеурочной работе является несомненно актуальной. Да несомненно, автор статьи учитель-практик, который находится в творческом поиске. И данная статья это подтверждает. Но хотелось высказать ряд рекомендаций, который на наш взгляд позволят доработать статью.1. В завяленной теме орфографическая ошибка руский язык. 2. Хотелось бы включить в содержание статьи небольшое научное обоснование проблемы формирования мотивации школьников.3. Представленный материал необходимо четко структурировать. Выделяя в особые группы формы организации внеучебной деятельности школьников. 4. Соглашусь с мнением Короткой Надежды Владимировны о том, что нестандартный урок не относится к внеурочной работе. 5. Хотелось бы увидеть выводы в заключительной части статьи. После доработки статья может быть рекомендована к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх