Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №7 (март) 2014
Разделы: Педагогика
Размещена 21.10.2013. Последняя правка: 17.03.2014.
Просмотров - 5977

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

Бовтрук Наталия Сергеевна

кандидат педагогических наук

НПУ имени М.П.Драгоманова

кафедра информационных систем и технологий

Аннотация:
В статье рассмотрены мультимедийные технологии как средство подготовки будущего учителя технологии. Дидактические особенности использования ИКТ в вузах. Преимущества использования мультимедийных технологий в учебно-воспитательной подготовке студентов. Области применения мультимедийных технологий, при подготовке студентов ВУЗа.


Abstract:
The article deals with multimedia technology as a means of preparing future teachers of technology. Didactic peculiarities of ICT in higher education. Benefits of using multimedia technologies in educational preparation of students. The field of multimedia technology in the preparation of high school students.


Ключевые слова:
мультимедийные технологии, мультимедиа, информационно-коммуникационные технологии, учитель технологий.

Keywords:
multimedia technology, multimedia, information and communication technology teacher technology.


Сегодняшний мир трудно представить без информационно - коммуникационных технологий, необходимым условием эффективного и успешного функционирования человека в обществе является формирование информационной культуры. Основу этой же культуры составляют: умение и навыки ориентироваться в информационных потоках, знания об информационной среде законы его функционирования, быстро обрабатывать и использовать ее для принятия аргументированных решений, выделять и фильтровать информацию. Отраслью информационно-комуникативных технологиий(ИКТ) являются мультимедийные технологии.

Повышение качества высшего образования определяется использование новых методов и средств обучения. Активное обучение требует привлечение студентов в учебный процесс. Широкое применение информационно - коммуникационных технологий способствует резко повысить эффективность активных методов обучения для всех форм организации учебного процесса: на этапе самостоятельной подготовки студентов, на лекциях, семинарских, практических и лабораторных занятий и в подальшем для использования своих знаний и умений в своей профессиональной деятельности. Поэтому в процессе подготовки будущих учителей технологий целесообразно активно использовать в процессе обучения ИКТ, а именно мульмедиа.

С развитием информационной техники педагоги и ученые все больше стали исследовать и экспериментировать внедрения в учебно - воспитательный процесс вузов компьютерной техники.

Анализ литературы показывает, что среди украинских и зарубежных исследователей, работающих над проблемами применения мультимедийных технологий в обучении, следует выделить следующих: В.Ю. Быков, Ю.А. Жук, И. Жалдак, Р.С. Гуревич, В.Ф. Шолохович, В.Г. Афанасьев, Ю. Батурин, Д. Белл, Н. Винер, Л. Землянова, М.М. Мазур, Д. Урсул, Р.А. Бриена, П. Росс (Р. Ross), А. Дэвид (А. David ) и другие.

В современных научно - педагогических источниках акцентируется внимание на высоком потенциале мультимедийных ресурсов (Н. Савченко, А. Шлыкова и др.). В частности, в работах Ю. Казакова, Л. Шевченко раскрыто педагогические условия применения мультимедийных технологий в образовании в процессе профессиональной подготовки будущих учителей [3].

Н. Олейник отмечает, что использование мультимедийных технологий в процессе профессиональной подготовки современного учителя технологий должно быть комплексным и интегрованным, охватывать весь курс обучения и осуществляться при преподавании различных предметов [5].

К определяющим дидактических особенностей (характеристик) ИКТ М.П. Лапчик относит следующие:

• компьютерная визуализация и компьютерное моделирование учебных сведений об объекты, процессы и явления, как реальных, так и виртуальных;

• хранение больших объемов данных и обеспечения мобильного доступа к ним;

• обеспечение оперативного (мгновенного) обратной связи между участниками учебного процесса;

• автоматизация вычислительных процессов и информационно - поисковой деятельности;

• автоматизация процессов управления учебной деятельностью и контроль за усвоением учебного материала [7, с. 116].

Экспериментально установлено, что при устном изложении материала в минуту слушатель воспринимает и способен обработать до одной тысячи условных единиц информации, а при "подключении «органов зрения до 100 тысяч таких единиц [1]. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении мультимедиа, основа которых - зрительное и слуховое восприятие материала.

Сегодня мультимедийные технологии высшей школы должно быть для студента надежным дидактическим инструментом, с помощью которого он может самостоятельно приобрести необходимые знания предмета, которые должны быть достаточными, достижимыми, диагностированными (как преподавателем, так и самим студентом).

Актуальной проблемой, требующей скорейшего решения, остается проблема внедрения информационно - коммуникационных технологий и мультимедиа в том числе, при подготовке студентов. Такая подготовка, подчеркивает В.Г. Кремень, "должна быть сквозной в течение всего периода обучения. Она не должна сводиться к получению студентами операторских навыков, а должна предусматривать усвоение информационных технологий обучения .... Без внедрения современных технологий обучения достичь высокого качества образования и обеспечить успешную реализацию нового содержания среднего образования невозможно" [2: 101].

Мультимедийные технологии рассматриваются как часть набора инструментов и выбор инструмента должны соответствовать содержанию учебных программ. С педагогической точки зрения, общепринято, что мультимедийные технологии является потенциалом, чтобы изменить и добавить новое измерение к обучению [4].

Термин «мультимедийных технологий" имеет много значений, но в данном случае используется для обозначения цифровой информации с использованием любых интегрированных комбинаций аудио, видео, изображения (двумерные, трехмерные), и текст. В наиболее примитивных формах, термином "мультимедиа" иногда называют содержание презентации с использованием комбинаций звука, изображений (статических, анимационных и т.д.), видео и текста. С этой точки зрения, любая презентация, которая включает в себя использование, например, видеомагнитофон и слайд - шоу можно считать мультимедиа. Мультимедийные технологии могут быть доставлены на компьютер через CD - ROM, DVD, или через Интернет, или на других устройствах, таких как мобильные телефоны и персональные цифровые помощники способны поддерживать интерактивных и интегрированных доставки цифровых аудио, видео, графических и текстовых данных.

Отличительной чертой цифровых мультимедийных технологий, нужно использовать при подготовке студентов (в отличие от примитивных форм), это способность поддерживать тесное взаимодействие с пользователем.

По сути, мы можем различать две области применения ММТ [4] при подготовке будущих учителей:

1 . Внутри вуза: это относится ко всем средствам, которые способствуют посещения непосредственно лекционных, практических, лабораторных занятий и т.д.. Здесь имеется в виду использование видео - и аудио -инструментов, персональных компьютеров и других гаджетов с (как отмечалось ранее) тесным взаимодействием студента и соответствующей техники, и создание для этого оптимально возможный информационное пространство, для формирования в каждой личности информационной культуры.

2 . За пределами образовательного учреждения: это относится к коммуникационных технологий, таких как Web, чаты, форумы группы новостей, для дальних обмена материалами, и так далее. Мощность этих инструментов заключается в возможности взаимодействовать и сотрудничать для того, чтобы эффективно передавать знания, есть дистанционное обучение. В то время как в прошлом, для обучения обычно требуется одновременное присутствие преподавателя и студентов для взаимодействия, теперь можно учить на длинных расстояниях благодаря данным технологиям.

Вопрос о мультимедийные приложения в образовательной среде также предполагает различение двух основных групп приложений, относящихся к поведению студентов: пассивным или интерактивным. Первая группа, это инструменты которые учителя используют просто для повышения мощности объяснения учебного материала: видео, звук, изображения, графики и так далее. В этом случае студенты не взаимодействуют с инструментами мультимедиа, что означает, что текущее содержимое информации представлен на занятии не изменяется согласно поведением студентов.

Интерактивные мультимедийные средства могут изменять текущее содержимое в соответствии с поведением студентов: студенты могут изменить содержание в соответствии с их собственных интересов, уровней, или поставленного задачи перед ним. Интерактивные инструменты мультимедийных технологий можно использовать по той схеме, что и пассивные, как звуки, видео и тексты, но они также могут получить специальные задачи: записи, перезаписи изменения форм и т.д. [4].

Мультимедийные продукты предоставляют широкие возможности для различных аспектов обучения [6]. Одними из основных возможностей и преимуществ средств мультимедиа в случае их применения в учебном процессе являются:

• одновременное использование нескольких каналов восприятия студента в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой различными органами чувств;

• возможность симулировать сложные реальные эксперименты;

• визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;

• возможность развить когнитивные структуры и интерпретации студентов.

Наличие мультимедийных средств при проведении занятий дает преподавателям возможность планировать такие виды деятельности, которые вносят элемент заинтересованности в учебный процесс. Они позволяют создать активное управляемое коммуникативной среде, в которой осуществляется обучение. Взаимодействие студента с компьютером, таким образом, из простого обмена информацией или выполнения команд превращается в многогранную деятельность в этой среде, благодаря чему перед студентом открываются действительно неограниченные возможности [8].

Мультимедийные технологии становятся все более популярными в сфере образования как средство мотивации студентов в обучении и предоставлении им много способов выразить свои идеи и показать их результаты работы на практике. Это также позволяет учителю использовать свои учебные программы в инновационной современной манере, быть гибким в донесении информации до каждого студента. При использовании мультимедийный средств преподаватель становится посредником, консультантом или руководителем, помогать студентам получить доступ, организовывать и создавать проблемные ситуации для еще большего привлечения и поощрения каждого студента к обучению (что является необходимым и важным в наше время).

К средствам мультимедиа относятся устройства речевого ввода и вывода информации; широко распространенные уже сейчас сканеры (поскольку они позволяют автоматически вводить в компьютер печатные тексты и рисунки); высококачественные видео- (video-) и звуковые- (sound-) платы, платы видеозахвата (video grabber), снимающие изображение с видеомагнитофона или с видеокамеры и вводящие его в ПК; высококачественные акустические и видеовоспроизводящие системы с усилителями, звуковыми колонками, большими видеоэкранами.

 

Мультимедиа делится на программную и аппаратную. Аппаратная сторона мультимедиа может быть представлена как стандартными средствами — видеоадаптерами, мониторами, дисководами, накопителями на жёстких дисках, так и специальными средствами — звуковыми картами, приводами CD-ROM и звуковыми колонками. Программная сторона без аппаратной лишена смысла. Программные средства делятся на прикладные и специализированные. Прикладные — это сами приложения Windows, представляющие пользователю информацию в том или ином виде. Специализированные — это средства создания мультимедийных приложений — мультимедиа проектов (например, программа для создания мультимедиа презентаций MicroSoft Power Point,). Сюда входят графические редакторы, редакторы видеоизображений (например, Adobe Premier), средства для создания и редактирования звуковой информации и т.д.

Мультимедийные презентации - комплексные образовательные ресурсы, способны объединять все цифровые образовательные ресурсы, необходимые для конкретного занятия. Инструментом для создания мультимедийных презентаций является программа PowerPoint, входящей в офисный пакет любого персонального компьютера с ОС Windows. Для создания игрового мультимедийной среды используют эту же программу но с поддержкой макросов (.Pptm). В данном расширении студент не только знакомится, познает мир, но и может «прикоснуться» с помощью компьютерной мыши. При этом усложняется задача, увеличивается интерес студента и непосредственно его участие в обучении конкретной темы. И здесь возможности презентации будут использованы не только для наглядного представления основных понятий темы, но и как частично игровая деятельность каждого студента.

Например, при проектировании изделий на занятиях технологий для лучшего усвоения детям предлагается выбрать правильный вид воротника с помощью мышки.
SMART Notebook - это программное обеспечение, основа учебной среды SMART.

Каждый файл «*.Notebook (версия 10 )» состоит из набора страниц, каждая из которых содержит свои объекты, свойства и настройки. Можно добавлять на страницу объекты, нарисованные от руки, геометрические фигуры, прямые линии, текст, графические изображения и т.п.. Чаще интерактивные доски используются в учебно - воспитательных заведениях как дидактические средств, для активного усвоения большого количества учебного материала, то есть как мультимедия технологию. Например,  при использовании данного программного обеспечения можно создавать дидактически - игровые тесты для самоконтроля учащихся, и игровые элементы: интерактивный кубик, домино и пластина Question flipper .

 Также для создания мультимедийных презентаций можно використовуты и другие программы, которые могут обеспечивать интерактивность создаваемых на - учебных материалов. Непревзойденным интерактивным функционалом обладают продукты корпорации DigitalWorkshop (OpusCreator, OpusPro ), но MatchwareMediator превосходит их простотой и удобством в использовании.

Таким образом, информационно - коммуникационные средства позволяют значительно повысить (по сравнению с традиционными формами, методами и средствами учебно - методического обеспечения) технологичность преподавания и освоения профессиональных дисциплин, совершенствование за счет оптимизации и программирования информационной среды, автоматизации процесса изложения учебного материала и контроля знаний студентов, при подготовке будущих учителей технологий.

Перспективой исследования является разработка методических рекомендаций по адаптации будущих учителей технологий в информационно - коммуникационной среде, разработка задач, направленных на использование ИКТ и педагогических программных средств в педагогической деятельности каждого студента.

Одной из первоочередных задач подготовки будущих учителей технологий к реализации собственного профессионального потенциала в условиях информатизации образования является создание соответствующих условий для развития умений самостоятельно приобретать профессиональные знания, использовать их для разработки и внедрения методически целесообразного педагогического программного обеспечения.

Библиографический список:

1. Іванов В. Ф., Мелещенко О. К. Сучасні комп'ютерні технології і засоби масової комунікації: аспекти застосування. — К.: ІЗМН, 2006. — 352 с.
2. Задорожна Н.Т., Кузнецова Т.В. Медіа-освіта // Енциклопедія освіти /Акад. пед. наук України / Гол.ред. В.Г.Кремень К.: Юрінком Інтер, 2008. 1040 с. С. 481.
3. А. Ю. Рябуха.,підготовка майбутніх учителів природничо- математичних дисциплін до застосування мультимедійних технологій// витоки педагогічної майстерності. Збірник наукових праць. Полтава, 2011
4. Armando Cirrincione. Multimedia Technologies in Education// IGI Global, distributing in print or electronic forms without written permission of IGI Global is prohibited./ Italy 2009
5. Олійник Н. Ю. Інформаційно-комунікаційні технології у процесі підготовки майбутніх економістів [Електронний підручний] // Н. Ю. Олійник. - Режим доступу: http://intkonf. org/category/arhiv/1-pyata-vseukrayinska-naukovo-praktichna-internet-konferentsiya-suchasna-nauka-v- erezhi-internet-26-28-lyutogo-2009-roku/pedagogika.
6. Крылов І. В. Інформаційні технології: теорія і практика — К.: Центр, 2006. —128с.
7. Теория и методика обучения информатике: учебник / [М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, М. И. Рагулина и др.] ; под ред. М. П. Лапчика. - М. : Академия, 2008. - 592 с.
8. Сердюков П.І. Технологія розробки комп'ютерних програм з іноземних мов. - К: Ленвіт, 1996. - 111 с.





Рецензии:

21.10.2013, 16:49 Смирнова Юлия Георгиевна
Рецензия:  Уважаемая Наталья Сергеевна! С интересом прочла Вашу статью. Полагаю, Вам следует подчеркнуть, в чём же заключается новизна исследования. В библиографии, как мне показалось, не хватает источников с высокой цитируемостью. На постсоветском пространстве (не только на(в) Украине, Италии и России) есть немало интересных работ как раз по Вашей теме. Рекомендую вот эту: Сербин В.В. Мультимедиа в образовании (применение мультимедийных технологий при разработке электронных учебно-методических программ и приложений), методические рекомендации по материалам казахстанских, российских и зарубежных специалистов. – Алматы: РУМЦДО, 2005. [http://serbin.kz/page/one/chapter/54] Предлагаю Вашу статью доработать. Успехов!

24.10.2013, 20:50 Кузнецова Ирина Павловна
Рецензия: Данная статья будет представлять интерес для преподавателей различных специальностей, которые стремятся в процессе обучения студентов использовать мультимедийные технологии. Одним из замечаний считаю новизну статьи, в чем она у автора заключается необходимо отметить(в этом соглашаюсь с другим рецензентом). Статью рекомендую к публикации.

11.11.2013, 13:56 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия: С интересом прочитал Вашу статью. Работа, без сомнения, актуальна и важна с точки зрения подготовки учителя. Но я не стал бы так категорично называть в заглавии - средство подготовки... Может быть, одно из средств? (или методов, способов...)Хочется обратить Ваше внимание на грамматические и пунктуационные ошибки: "Вопрос о мультимедийные приложения в образовательной среде", "преподаватель становится посредником, консультантом или руководителем, помогать студентам", " С педагогической точки зрения, общепринято" и т. д. Проверьте статью ещё раз с точки зрения стиля, грамматики и пунктуации. После доработки статью можно рекомендовать к печати.

16.02.2014, 15:12 Слизкова Елена Владимировна
Рецензия: Рецензия: применение информационно-коммуникативных технологий при подготовке специалистов в разных областях знания является сегодня отправной точкой для продуктивного владения ими быстро меняющегося информационного поля. Автором не представлена собственная концепция решения проблемы, читается только уже имеющиеся концепции, представленный текст статьи требует устранения стилистических ошибок. С уважением Елена Слизкова.

12.03.2014, 23:15 Лушников Александр Александрович
Рецензия: Актуальность рецензируемой работы не подлежит сомнению, так как внедрение и активное использование информационно-коммуникативных технологий – не только «новая» тенденция в образовании, но и составная часть политики развитых государств.Именно поэтому существует огромное количество литературы по этому поводу, где вопросы о значении использования ИКТ и важности подготовки раскрыты довольна глубоко. В связи с этим автору необходимо точнее сформулировать научную новизну своего исследования, поднять вопросы, которые еще не получили широкого освещения и, возможно, привести примеры конкретного опыта практической деятельности по использованию данных технологий. Кроме того, остается непонятным понятийный аппарат, используемый в работе – являются ли синонимами «информационно-коммуникативные технологии» «мультимедийные технологии» или же это разные понятия? Вместе с этим при прочтении статьи возникает и другой вопрос: что нужно понимать под «владением ИКТ» - использование компьютера/других устройств в качестве самоцели или добычу информации и другие операции с ней (в соответствии с теорией информационного общества)? Стоило бы также полнее раскрыть вопрос о педагогическом программном обеспечении – пока о нем упоминается лишь вскользь. В работе необходимо убрать опечатки и прочие погрешности – «вопрос о мультимедийные технологии», «учителя технологий» и др. После существенной переработки статьи в соответствии с указанными выше замечаниями она может быть рекомендована к публикации.

13.03.2014 22:22 Ответ на рецензию автора Бовтрук Наталия Сергеевна:
Спасибо большое, Александр Александрович, я обезательно доработаю и учту все Ваши замечания.

4.04.2014, 9:26 Тумаш Гелена Юрьевна
Рецензия: Рецензия на статью аспиранта кафедры информационных систем и технологий НПУ им. Н.П. Драгоманова Бовтрук Наталии Сергеевны Мультимедийные технологии как средство подготовки будущего учителя технологии Цифровые технологии являются технологиями общего назначения, активно используемыми в различных сферах жизни современного общества. Поэтому образование должно соответствовать компьютеризированным реалиям информационного общества, а учитель являться «проводником», демонстрирующим возможности мультимедиа технологий в различных аспектах жизнедеятельности человека. Это делает тему, поднимаемую в статье Н.С. Бовтрук, бесспорно, актуальной. Автором изучены и обобщены дидактические особенности применения мультимедиа в процессе подготовки учителя. Выделены основные направления внедрения мультимедиа в педагогический процесс, рассмотрены некоторые аспекты их влияния на учащихся. Центральная часть статьи посвящена характеристикам мультимедийных средств и анализу общих дидактических и коммуникативных возможностей. Судя по названию статьи, целью её создания являлась методика использования средств мультимедиа в процессе профессиональной подготовки учителя технологии. Но автором затронуты лишь частные аспекты использования MS Power Point и SMART Notebook. Хотелось бы видеть в данной работе дидактические и методические аспекты внедрения мультимедиатехнологий в конкретные направления и формы учебной деятельности будущих учителей технологии, анализ результативности использования их как средства обучения. Указанные замечания не снижают значимости темы данной работы, но необходимо пожелать автору конкретизации направления исследования выдвинутой проблемы. Данная статья рекомендуется к публикации. канд. пед. наук, доцент каф. «О И ЕД» ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)» филиала в г. Ейске Краснодарского края / Тумаш Г.Ю. 4.04.2014 г.



Комментарии пользователей:

11.11.2013, 14:04 Яковлев Владимир Вячеславович
Отзыв: Наталия Сергеевна, не знаю пишется раздельно, но да я не об этом. Я о новизне Вашей работы. Исходя из логики статьи, она в следующем: Вы предлагаете создать "ОПТИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО" в вузе, а на рабочем месте активно использовать для обучения и взаимодействия "ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ". А для меня особенно ценным было Ваше предложение о разработке методических рекомендаций по адаптации будущих учителей технологий в информационно - коммуникационной среде.


Оставить комментарий


 
 

Вверх