var AScgiloc = 'http://www.imathas.com/editordemo/php/svgimg.php'; var AMTcgiloc = "http://www.imathas.com/cgi-bin/mimetex.cgi";
ЮТИ НИ ТПУ
студент
И.В. Журавлева, доцент кафедры ЭиАСУ, ЮТИ НИ ТПУ
Наблюдения за тенденциями развития инноваций в мире началось много лет назад и продолжаются по настоящее время. Именно по опыту других стран каждая из последующих анализирует свои возможности и определяет дальнейшую инновационную политику. Так зарубежный опыт показывает, что можно получить мировое господство не имея газ, нефть, лес и другие природные ресурсы.
В данном докладе мы сравним и проанализируем инновационную деятельность некоторых зарубежных стран и России.
По уровню научно-технического потенциала и инновационных технологий лидирующее положение в мире занимают США. Основной задачей государственной политики является усиление связи науки и техники. Большое внимание и финансирование уделяется на такие исследованиям и разработкам, которые способны создать новые производства и перестроить прежние. США применяет различные стимулы для активного привлечения инвестиций в науку, например, использование налогового кредита на НИОКР. Многие федеральные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки осуществляются негосударственными организациями. Государство заключает с промышленными фирмами контракт на инновационные разработки. Широкое использование грантов и контрактов является ключевым в инновационной политике США. Через них правительство обеспечивает ведущие научно-исследовательские организации и ученных работой. Кроме того в США большое внимание уделяется исследовательским университетам. Их исследовательская деятельность осуществляется за счет источников финансирования федеральных и местных бюджетов, грантов, благотворительных и попечительских фондов, а также от учебной, исследовательской, производственной и консультационной деятельности. Все это делает США более гибкой по сравнению с другими странами, которые в основном для научных разработок используют только государственные лаборатории и институты.
Японская инновационная политика значительно отличается от американской. Правительство Японии занимается нисколько финансированием собственной научно-исследовательской базы, а скупкой нововведений на последней дорыночной стадии, где уже известно о потенциальном рынке сбыта. Японии остается лишь доработать нововведение и запустить в производство. Для этого государство приобретает патенты, приглашает высококвалифицированных иностранных специалистов, заключает лицензионные соглашения с зарубежными странами, приобретается современное оборудование.
Основное преимущество Японии достигается за счет сжатия срока инженерно-конструкторских разработок, производственного освоения и качественного превосходства выпускаемой продукции. Это позволяет им не отставать, а иногда даже опережать других на выход на другие рынки.
С недавних пор министерство Японии стало направлять свои усилия на собственные фундаментальные и прикладные исследования, а также поддерживать исследовательскую деятельность. Это позволит Японии превратиться из страны импортера лицензий в их экспортера.
При наличие достаточно высокого научно-технического потенциала, Россия очень сильно отстает от мировых лидеров. Специфика сложившейся ситуации заключается в том, что НИОКР слабо ориентирован на развитие производства и других сфер деятельности.
Более наглядно сравнить отставание России от других стран можно в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительная характеристика активности стран в инновационном развитие.
|
Доля от мировых расходов на НИОКР, % |
Доля научных исследователей на 1000 занятых, % |
Доля экспорта высокотехнологичной продукции, % |
США |
35 |
9,7 |
32 |
Япония |
12 |
11,0 |
24 |
Россия |
2 |
6,7 |
5 |
По данным таблицы видно, что Россия очень сильно уступает США и Японии.
Основные трудности в реализации инновационного потенциала России связаны с нехваткой основных средств у организаций, ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования. В настоящее время почти половина ВВП России создается за счет экспорта сырья. Машиностроение, электроника и другие высокотехнологичные отрасли очень сильно отстают от зарубежных конкурентов. Также трудность перехода инновационной политика связано с кризисом российской науки. Которое проявляется в низком качестве образования, сокращение численности молодых научных исследователей, в результате эмиграции их в другие страны. Происходит старение научного общества.
Несмотря на все эти проблемы в России, за последние десять лет, созданы реальные предпосылки к переходу экономики на инновационный путь развития. В настоящее время для развития инновационных процессов уже созданы технопарки, бизнес-инкубаторы. В Москве создан современный научно-технологический инновационный комплекс «Сколково» по разработке и коммерциализации новых технологий, разработаны программы финансовой поддержки предприятиям, действует Российский фонд технологического развития, Федеральный фонд производственных инноваций и тд.
В регулирование и стимулирования инновационной деятельности главная роль отводиться государству. Функции государства заключаются в создании благоприятных условий для развития инноваций. Основы государственной инновационной политики изложены в концепции федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России" на 2014-2020 годы, где основным направлением государственной инновационной политики является:
1. формирование и совершенствование законодательной базы для обеспечения развития инновационных процессов;
2. развитие экономического стимулирования инновационной деятельности на предприятия;
3. формирования инновационной инфраструктуры;
4. создание благоприятного климата для создания малых инновационных предприятия и пр.
Анализ инновационной политики ведущих стран мира показывает, что основа их лидерства строиться на генерации, распространение и использование знаний. Для России государственное регулирование инновационных процессов является основным источников успешного развития инновационной политики. Только при согласовании законодательных, административных, финансово-экономических решений и действий позволит России занять лидирующие позиции в мире.
Рецензии:
24.12.2013, 9:06 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Актуальность темы не вызывает сомнений. В статье не хватает анализа публикаций по данной теме. Кроме того желательно было бы расширить выводы и обозначить перспективы дальнейших исследований. После доработки статью можно рекомендовать к печати.
24.12.2013, 21:09 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: "место России в мировых инновационных процессах пока неадекватно"? Не совсем уместное высказывание. Большая часть статьи о Японии и США. Хорошо бы сводный анализ в таблице по странам. Доработать.
25.12.2013, 16:41 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: Cлишком короткая, без основных структурных составляющих.Необходима доработка. Пока не рекомендуется к печати.
28.12.2013, 22:09 Шаргородская Наталья Леонидовна
Рецензия: Автору необходимо доработать статью: указать авторов, кто занимался данной проблемой, сравнительный анализ показать в табличном варианте, расширить выводы и предложения, список литературы.
14.01.2014, 20:48 Орехова Татьяна Романовна
Рецензия: рекомендуется к печати
17.01.2014, 13:13 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: В статье недостаточно эмпирического материала, который подтверждает тезисы автора. Ее следует доработать
Комментарии пользователей:
18.01.2015, 17:56 Климова Наталья Петровна Отзыв: Статья актуальна, однако, она не "вычитана". Много орфографических ошибок и стилистических, например "внимание и финансирование уделяется на такие исследованиям и разработкам". Таблица 1 интересна, однако не указано, за какой год проведено сравнение и откуда взяты данные. Автор затрагивает очень интересные факты - старение научного персонала,ограниченность финансирования и т.д., однако не подтверждает их. Дополните Ваши тезисы цифровым материалом, статья будет выглядеть обоснованнее. |