кандидат социологических наук
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
доцент кафедры общей и социальной психологии
УДК 316.613
Введение
Социология появилась в Корее в качестве западной научной системы в начале ХХ века. Однако, до 1945 года, пока Корея не освободилась от японской колонизации, социология не получила академической институциализации. В дальнейшем, социология в Корее проделала внушительное развитие и как академическая дисциплина, и как основа для критического социального участия в жизни общества. Сегодня она преподаётся во всех южнокорейских университетах и колледжах. В Южной Корее насчитывается 37 социологических факультетов, на которых заняты более пяти тысяч профессоров и исследователей, представляющих Корейскую социологическую ассоциацию. Популярность и влияние социологии в Южной Корее не ограниваются академической сферой, но распространяется на различные области общественной и политической жизни.
1. Формирование государства и институциализация социологии в университетской системе (1945 – 1960 гг.)
Важнейшая проблема после освобождения Кореи от японского колониализма заключалась в построении нового национального государства на основе легитимной политической власти, однако, колониальное наследие и вмешательство в корейскую политику со стороны мировых сверхдержав затруднили этот процесс. Острые идеологические конфликты в интеллектуальной среде оказали долгосрочное влияние на общественные науки в Корее [1].
В условиях идеологических разногласий, тем не менее, были достигнуты стабилизация и расширение системы формализованного обучения, наметившие путь к более системному образованию и научным исследованиям. В 1946 году в Южной Корее открылся Сеульский национальный университет, ставший общенациональным центром высшего образования и профессиональной науки. В университете был создан первый в Корее социологический факультет. Одновременно в Северной Корее был обнародован план создания университета имени Ким Иль Суна, но его учебный план не предусматривал отдельного социологического факультета. По сей день академическое развитие социологии происходит только в Южной Корее.
Первым деканом социологического факультета Сеульского национального университета стал профессор Ли Сан Бэк (Lee Sang-Baek) – известный учёный, политик и спортсмен (член Международного олимпийского комитета). Он понимал социологию в качестве центральной общественно-научной дисциплины в эпоху гражданского общества. Он утверждал, что социология О. Конта и А. Сен-Симона выполнила предначертанную миссию реорганизации общества и создания нового понятия об обществе, и надеялся, что корейская социология сможет сделать то же самое применительно к развитию гражданского общества в Корее. В условиях сильнейшего влияния со стороны американских общественных наук, были достигнуты сциентизация и профессионализация корейской социологии, в соответствии с пониманием, предложенным американскими социологами. В 1957 году образована Корейская социологическая ассоциация в качестве институциальной основы развития академической социологической науки.
2. Индустриализация и влияние американской социологии (1961 – 1979 гг.)
В процессе индустриализации, проводившейся авторитарным режимом, общественные науки стали мало-помалу отделяться от политической идеологии и предписанного образа мышления по социальным вопросам. Большинство общественных наук того периода отличались двумя общими особенностями.
Во-первых, сильнейшее влияние оказывала теория модернизации, обосновывавшая универсальные характеристики модернизационного процесса и применимость западного опыта к условиям корейского общества. Данный тип мировоззрения подкреплялся влиянием структурного функционализма.
Во-вторых, опросные методы применялись к исследованиям различных социальных проблем, в частности, к таким положениям модернизационной теории, как культурные ценности и установки, миграции село-город, структура семьи. В 1964 году начал выходить официальный печатный орган Корейской социологической ассоциации «Корейский социологический журнал», превратившийся в важнейший механизм построения академической идентичности корейской социологической науки.
В семидесятых годах перед корейской социологией встала проблема внутренней и внешней релевантности, в связи с тем, что в предшествующем десятилетии обозначились такие структурные проблемы, как эксплуатация труда и подавление гражданской сферы. Академическая социология, в которой господствовал структурный функционализм, не была готова отреагировать на проблематику социального конфликта и социального изменения.
Отдельные социологи стали задаваться вопросом о том, в какой мере западная социология пригодна для объяснения корейского общества без существенного искажения исторической действительности [2]. Сложилось убеждение в том, что индигенизация общественных наук не менее важна, чем аккомодация западных социальных теорий. Этот тезис стал главной темой дискуссий на ежегодных собраниях Корейской социологической ассоциации в начале семидесятых годов. Благодаря переводной литературе в социологический обиход вошли такие понятия, как «зависимость», «отставание», «практика», «мировая система». На всём протяжении восьмидесятых годов сохранялась возникшая в семидесятых годах напряжённость между профессорами социологии, получившими образование в США, и радикально настроенными молодыми преподавателями и студенчеством, придерживавшимися отечественной ориентации.
Помимо проблематики релевантности и индигенизации, в семидесятые годы социологические исследования охватили намного более обширный спектр социальных проблем, чем в шестидесятые годы. Особую популярность приобрели городские проблемы, стратификация и социальная мобильность, культурные аномалии и общественное развитие. Однако, проблематика релевантности социологических исследований не получила удовлетворительного разрешения, несмотря на то, что была обращена к конкретным социальным явлениям [3].
3. Демократизация, социальная напряжённость и диверсификация научной деятельности (1980 – 1989 гг.)
Восьмидесятые годы в развитии корейского общества и корейской социологии стали периодом конфликта. Правление военных и воссоздание движения за гражданские права расширили перспективы социологии, подвергнув социологизации практически все отрасли обществоведения. Среди социологов стали образовываться научные кружки теоретической и прикладной направленности.
Наиболее сильны оказались позиции тех социологов, которые в качестве альтернативной парадигмы избрали политическую экономию. Для анализа и прогнозирования социальных изменений в Корее применялись в качестве инструментов такие марксистские понятия, как «классовая борьба», «общественно-экономическая формация», «эксплуатация» и «революция». Возникали новые исследовательские и дискуссионные площадки, в частности, стал выходить журнал «Исследования индустриального общества» (теперь он называется «Экономика и общество»), переводились марксистские произведения.
Другим влиятельным направлением в общественных науках стал общественно-исторический подход. Структурные функционалисты наряду с марксистами занялись переосмыслением западного опыта. Они стали издавать свой научный орган «Журнал корейской социальной истории» (теперь он называется «Общество и история»), объединивший историков, антропологов и социологов, работавших над анализом исторических документов.
В то же время, немалое количество профессиональных социологов продолжали считать западные социологические теории и практические методики необходимым инструментом социологического познания. Они соглашались с существованием проблемы иррелевантности корейской социологии, но не могли согласиться с парадигмами, которые отличались от общепринятых. Официальными исследовательскими институтами предпринимались отдельные попытки инкорпорирования марксизма и исторической перспективы.
В этот период резко увеличивается количество социологических факультетов с 11 в 1979 году до 28 в 1983 году. Из 77 институтов общественных наук при университетах, 50 возникли в восьмидесятые годы. Увеличилось также количество диссертаций по социологии. В результате, в конце восьмидесятых годов многие академические площадки для обсуждения социальных проблем оказались формализованы не внутри социологии, но внутри широких междисциплинарных исследований.
4. Глобализация и поиск новой идентичности для социологии (с 1990 по настоящее время)
Политические изменения начала девяностых годов оказали глубокое влияние на корейское общество. Такие общественные явления, как окончание холодной войны, демократизация и глобализация коренным образом изменили те социально-политические условия, которые прежде изучались обществоведами. Возникла тенденция специализации академической науки на отдельные области. К примеру, стали издаваться научные журналы, посвященные проблемам демографии, жизни села, проблемам семьи, женщин, социальной истории. Одновременно возникло широкое междисциплинарное сотрудничество, направленное на адекватную диагностику социальной действительности.
Развитие глобализации привело к тому, что на корейскую социологию стали оказывать сильное влияние такие социологи, как Ю. Хабермас, Э. Гидденс, М. Фуко [4]. Тем не менее, остаётся открытым вопрос о том, какие аспекты корейского общества и до какой степени можно объяснить с позиций этих теорий [5]. Но, несмотря на это, исследование корейского модернизационного пути становится более многоаспектным и внимательным. Серьёзный интерес вызывает проблематика новых социальных движений, таких как экологическое движение, гендерная дискриминация, борьба за права потребителей и за права человека иностранных рабочих.
В отношениях между корейской социологией и западной научной мыслью девяностые годы стали замечательным периодом. С одной стороны, на Западе перестали видеть лишь теоретический источник, увидев в нём объект для эмпирического исследования в связи с обучением студентов за рубежом. С другой стороны, в Европе и в Соединённых Штатах произошёл взрыв интереса к исследованию Кореи. Внимание западных исследователей привлёк стремительный экономический рост. Соответственно, в последние десятилетия в «Корейском социологическом журнале» неуклонно увеличивается количество опубликованных сравнительных исследований.
Помимо новых возможностей, перед корейскими социологами возникли новые проблемы, которые не поддаются решению при помощи общеизвестных подходов. Будущее отношений между севером и югом Корейского полуострова остаётся непредсказуемым. Не отказываясь от академизма, корейские социологи пытаются выработать гибкий подход к социальным изменениям.
Рецензии:
12.12.2013, 20:32 Поляков Евгений Михайлович
Рецензия: Статья посвящена очень интересной теме, практически не рассматриваемой в российской печати - развитию социально-гуманитарного знания в странах Дальнего Востока. Несмотря на несколько описательный характер, она будет полезна для всех, кто интересуется развитием социологии в послевоенный период. Рекомендую к публикации.
12.12.2013, 23:21 Оганян Карина Каджиковна
Рецензия: Статья представляет особую актуальность в условиях глобализации, и изучения национальных школ социологической мысли.
Возможна небольшая корректировка, в частности, названия статьи: Анализ институционализации социологии в Корее; Специфика институционализации и развития социологической школы в Корее.... и другие варианты.
В списке литературы было бы интересно показать работы российских исследователей по этой проблематике.
С учетом вышесказанных корректировок, статья может быть рекомендована к публикации.
18.12.2013, 0:55 Салморбекова Рита Бобуевна
Рецензия: Статья интересной теме написана, у меня вопрос, так как на русском языке источников не достаточно, Вы сами сделали перевод или кто-то помогал? Правильно указало Карина Каджиковна. Поддерживаю.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий