Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №4 (декабрь) 2013
Разделы: Экономика
Размещена 10.12.2013. Последняя правка: 18.12.2013.
Просмотров - 20118

Источники формирования доходов и их использование

Самойлова Надежда Вячеславовна

ГАОУ СПО НГГТК

преподаватель

Аннотация:
Эффективность деятельности предприятия зависит в первую очередь от эффективности использования всех его ресурсов. Одним из показателей эффективной деятельности является доход. В данной статье рассматриваются вопросы источников формирования доходов и их использование.


Abstract:
Effectiveness of the enterprise depends primarily on the effective use of all its resources. One of the performance indicators is income. This article discusses sources of income and their use.


Ключевые слова:
доход, анализ ассортимента продукции, источники дохода, финансовые результаты, управление доходами.

Keywords:
revenue, product mix analysis, sources of income, financial results, revenue management.


УДК 339.15

     На величину финансовых результатов деятельности предприятия влияют множество факторов, которые оказывают прямое и косвенное воздействие на них. Одним из таких факторов является величина доходов, которые в конечном итоге воздействуют на перспективу роста стоимости предприятия, расширения его деятельности и другое.

     Наиболее важными причинами роста доходов предприятия являются: рост объема производства продукции, ее реализации, использование в деятельности ноу-хау, научно-технических разработок, маркетинговых исследований, прогнозирования и анализа, тем самым происходит увеличение производительности труда, снижается себестоимость и улучшается качество продукции.

     При рассмотрении деятельности торгового предприятия, можно отметить, что ведущим источником доходов выступает выручка от реализации продукции (товаров), а именно та ее часть, которая остается после вычета всех понесенных затрат на производство и реализацию продукции. Данный источник будет относиться к основной деятельности предприятия.

     Исходя из этого наиважнейшей задачей каждого хозяйствующего субъекта, будет являться - получение большего дохода (прибыли) при наименьших затратах, через соблюдение строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.
В состав основной деятельности предприятия входят и другие источники доходов, такие как суммы в погашение дебиторской задолженности, авансы от покупателей и прочие поступления.

     Одновременно с основной деятельностью предприятие может заниматься инвестиционной и финансовой деятельностью, тем самым образуются новые источники доходов.

     Например, источником дохода от инвестиционной деятельности может быть доход от продажи внеоборотных активов, представленный в виде основных фондов и нематериальных активов предприятия, а также данный источник включает проценты от долгосрочных финансовых вложений, от погашения ранее выданных кредитов, дивиденды и другие виды доходов от инвестиций.

     Источником финансовой деятельности выступают доходы от выпуска и реализации акций, облигаций и других ценных бумаг среди инвесторов предприятия.

     Все представленные сферы деятельности предприятия взаимосвязаны друг с другом, а значит, по мере необходимости потоки денежных средств могут перетекать из одной сферы в другую.

     Основным источником дохода торговых предприятий является валовый доход, определяемый как, превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению.

     При выявлении в структуре товарооборота наибольших удельных весов товарных групп следует воспользоваться не только анализом дохода от продаж, но и анализом ассортимента продукции, так как если на предприятии подобрать правильную и полную ассортиментную матрицу, то можно значительно увеличить продажи, а вместе с тем возрастет доходность предприятия.

     Наиболее распространенный методом исследования, способствующий оптимизации ассортимента в розничной торговле является АВС анализ, который можно представить в виде шагов.

     1 шаг. Определяют перечень товаров, которые в совокупности дают 80% дохода. Это список (товарная группа) А.

     2 шаг. Определяют перечень товаров, приносящих ещё 15% дохода. Это список В.

     3 шаг. Оставшиеся товары относят к группе С.

     4 шаг. Рассчитывают долю каждой товарной группы в общем объеме товарооборота предприятия.

     5 шаг. Сортируют товарные группы в порядке убывания их доли в товарообороте.

     6 шаг. Рассчитывают долю каждой группы в товарообороте накопительным итогом и на основании этого распределяют товары по группам А, В и С. Исходя из подсчетов можно выделить группы товаров приносящих первые 50% вклада в оборот, затем последующие 30% и, наконец,  оставшиеся 20% товаров.

     7 шаг. Анализируют вклад каждой группы в оборот предприятия, тем самым можно сделать выводы, о том какие группы товаров приносят наибольшую доходность, какие группы нуждаются в развитии, а какие недостаточно представлены в товарообороте.

     На основании приведенного алгоритма, проведем ABC-анализ по товарным группам магазина ООО «Деликатесы» за 1 квартал 2013 года.

     Таблица 1. Товарооборот товарных групп за 1-й квартал 2013 г.

Товарная группа

Оборот за январь

Оборот за февраль

Оборот за март

Оборот

за 1-й квартал

1

2

3

4

5

Вино-водочные изделия

394 747

268 186

358 145

1 021 078

Слабоалкогольные напитки

67 013

109 839

158 843

335 695

Безалкогольные напитки

98 655

106 249

134 332

339 236

Молочная продукция

200 980

213 554

213 590

628 124

Табак

36 792

36 119

36 432

109 343

Мясная гастрономия

304 536

302 615

306 149

913 300

Мясопродукты

117 039

111 607

106 196

334 842

Рыба

222 450

229 671

232 395

684 516

Консервы

67 703

70 950

72 925

211 578

Сыры

97 849

98 989

110 505

307 343

Хлебобулочные изделия

60 474

60 427

60 568

181 469

Овощи-фрукты

121 200

110 388

131 257

362 845

Салаты

48 371

73 647

77 178

199 196

Чай, кофе

77 989

83 984

76 804

238 777

Кондитерские изделия

34 036

34 464

34 485

102 985

Замороженные продукты

181 611

181 699

188 535

551 845

Макаронные изделия

163 660

168 415

164 019

496 094

Чипсы, снеки

59 899

59 214

59 485

178 598

Яйца и яйцепродукты

104 146

107 402

109 617

321 165

Растительное масло

82 435

83 594

83 376

249 405

Мука

82 625

81 735

102 227

266 587

Соль

28 356

28 659

28 207

85 222

Соусы, специи

40 306

39 281

41 163

120 750

Прочие товары

25 662

24 802

28 835

79 299

ИТОГО

2 717 634

2 696 490

2 905 168

8 319 292

     Отсортируем товарные группы в порядке убывания их доли в товарообороте  (Таблица 2.)

     Таблица 2. Доля групп в товарообороте за 1-й квартал 2013 г.

Товарная группа

Оборот по группе за 1-й квартал

Доля в обороте, %

1

2

3

ИТОГО (руб.)

8 319 292

100,00%

Вино-водочные изделия

1 021 079

12,27%

Мясная гастрономия

913 300

10,98%

Рыба

684 516

8,23%

Молочная продукция

628 124

7,55%

Замороженные продукты

551 846

6,63%

Макаронные изделия

496 095

5,96%

Овощи-фрукты

362 844

4,36%

Безалкогольные напитки

339 236

4,08%

Слабоалкогольные напитки

335 695

4,04%

Мясопродукты

334 842

4,02%

Яйца и яйцепродукты

321 165

3,86%

Сыры

307 343

3,69%

Мука

266 587

3,20%

Растительное масло

249 404

3,00%

Чай, кофе

238 777

2,87%

Консервы

211 578

2,54%

Салаты

199 196

2,39%

Хлебобулочные изделия

181 469

2,18%

Чипсы, снеки

178 597

2,15%

Соусы, специи

120 749

1,45%

Табак

109 343

1,31%

Кондитерские изделия

102 985

1,24%

Соль

85 223

1,02%

Прочие товары

79 299

0,95%

     Рассчитаем долю каждой группы в товарообороте накопительным итогом и на основании этого распределим товары по группам А, В и С (таблица 3.).

     Таблица 3. Распределение товара по группам за 1-й квартал 2013 г.

Товарная группа

Оборот по группе за 1-й квартал (руб.)

Доля в обороте

Значение

Доля в обороте с накопительным итогом

Группа

ИТОГО

8 319 292

100,00%

 

 

 

Вино-водочные изделия

1 021 079  

12,27%

50%

12,3%

А

Мясная гастрономия

913 300  

10,98%

23,3%

Рыба

684 516  

8,23%

31,5%

Молочная продукция

628 124  

7,55%

39,0%

Замороженные продукты

 551 846  

6,63%

45,7%

Макаронные изделия

496 095  

5,96%

30%

51,6%

В

Овощи-фрукты

362 844  

4,36%

56,0%

Безалкогольные напитки

339 236  

4,08%

60,1%

Слабоалкогольные напитки

335 695  

4,04%

64,1%

Мясопродукты

 334 842  

4,02%

68,1%

Яйца и яйцепродукты

321 165  

3,86%

72,0%

Сыры

307 343  

3,69%

75,7%

Мука

266 587  

3,20%

78,9%

Растительное масло

249 404  

3,00%

20%

81,9%

С

Чай, кофе

238 777  

2,87%

84,8%

Консервы

211 578  

2,54%

87,3%

Салаты

199 196  

2,39%

89,7%

Хлебобулочные изделия

181 469  

2,18%

91,9%

Чипсы, снеки

178 597  

2,15%

94,0%

Соусы, специи

120 749  

1,45%

95,5%

Табак

109 343  

1,31%

96,8%

Кондитерские изделия

102 985  

1,24%

98,0%

Соль

85 223  

1,02%

99,0%

Прочие товары

79 299  

0,95%

100,0%

     На основании данных таблицы можно сделать выводы, что такие группы как кондитерские изделия и безалкогольные напитки недостаточно представлены в ассортименте магазина и нуждаются в развитии. Почти вся группа С попадает под жесткую конкуренцию внутри района – радом с магазином находится специализированный магазин «Царь-продукт» и поэтому данные группы в магазине продаются хуже, чем предполагается. В таком случае можно предпринять ряд мероприятий по расширению ассортимента и снижению цен на эти товары, что бы предложить покупателям более выгодную покупку.  Необходимо отметить, что данные мероприятия позволяют товарным группам вино-водочные изделия и табак находиться в группах А и В соответственно, несмотря на то, что в этом же доме находиться специализированный магазин Родник.

     Для более глубокого и детального анализа целесообразно проводить аналогичный анализ по товарным категориям внутри товарных групп. Данный анализ является более информативным и позволяет эффективнее управлять ассортиментом.

     Произведем ABC-анализ по товарной группе безалкогольные напитки магазина за 1 квартал 2013 года, при этом будем использовать два параметра оборот и прибыль (Таблица 4.)

     Таблица 4. АВС-анализа по категориям внутри товарной группы «Безалкогольные напитки»

Товарная группа

Товарные категории

Оборот за 1-й квартал (руб.)

Доля в обороте

Прибыль за 1-й квартал (руб.)

Доля в прибыли

Группа по обороту

Группа по прибыли

ИТОГО

 

339 236

100%

81 274  

100%

 

 

Безалкогольные напитки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лимонад 1,5 литра

42 429

12,51%

12 729  

15,66%

А

А

Лимонад 2 литра

40 397

11,91%

12 119  

14,91%

А

А

Сок 1,5 литра

39 045

11,51%

8 590  

10,57%

А

А

Сок 2 литра

22 439

6,61%

6 732  

8,28%

B

А

Минеральная вода 1,5 литра

37 219

10,97%

 6 327  

7,79%

А

B

Минеральная вода 2 литра

35 366

10,43%

 6 012  

7,40%

B

B

Сок 1 литр

24 865

7,33%

5 222  

6,42%

B

B

Холодный чай 0,5 литра

12 529

3,69%

4 761  

5,86%

C

B

Холодный чай 1,25 литра

19 091

5,63%

 4 009  

4,93%

B

C

Сок 0,25 литра

16 926

4,99%

 3 893  

4,79%

C

C

Лимонад 0,33 литра

12 558

3,70%

 2 888  

3,55%

C

C

Вода 5 литров

12 767

3,76%

2 809  

3,46%

C

C

Квас

10 359

3,05%

2 693  

3,31%

C

C

Компот 3 литра

9 725

2,87%

1 750  

2,15%

C

C

Морс

3 520

1,04%

 739  

0,91%

C

C1

     По данным таблицы можно отметить явных лидеров по обороту и прибыли, - это лимонады 1,5-2 литра и сок 1,5 литра. Минеральная вода приносит меньше прибыли, чем оборота – значит, в данном магазине на минеральную воду небольшая наценка, исходя из этого достигается значительный оборот. Категория холодный чай 0,5 литра является отстающим товаром по обороту, хотя по данному товару магазин имеет среднюю прибыль. Скорее всего, этот товар может продаваться лучшее, для этого, его необходимо выложить на более выгодное товарное место. Так же минеральная вода 2 литра может приносить в данной группе значительный оборот, поэтому необходимо расширить ассортимент и изменить выкладку. Морс же по прибыли приносит меньше 1%, это говорит о слишком низкой наценке на товар. Скорее всего, данный товар не нравится покупателям и нужно принять решение о смене ассортимента внутри категории или отказаться от него.

     Таким образом, доходы от реализации продукции (работ, услуг) — это основной источник доходов торгового предприятия.

     Исходя из того, что основной целью предприятия является максимизация возможностей увеличения доходов, их вложений, важным фактором последующего развития любого предприятия будет приток денежных средств, превышающих платежи. После вычета всех понесенных затрат из всех источников дохода в распоряжении предприятия остается часть дохода, которым необходимо эффективно управлять, для достижения высоких результатов деятельности предприятия.

     Оставшуюся часть дохода, в виде денежных средств (прибыли) можно направить на отчисления на благотворительные цели, отчисления в резервный капитал, образовать фонды потребления и накопления, все это необходимо, чтобы расширить деятельность предприятия за счет собственных средств.

     Вместе с тем существует и другая альтернатива - можно вложить свои собственные средства в ценные бумаги других более крупных компаний, к примеру, сформировать инвестиционный портфель и грамотно осуществлять управление, чтобы через некоторое время получить доход, который можно будет вложить в свою компанию для улучшения конкурентоспособности и финансового состояния предприятия. Также можно инвестироваться во вклады в уставные капиталы других предприятий, депозиты, тем самым получить доход части прибыли другого предприятия.

     При управлении доходами предприятия нельзя обойтись без оценки экономической ситуации на рынке. Например, на современном этапе возникает проблема с банковским сектором, у банков отзывают лицензии и они становятся банкротами, вследствие этого вложение денежных средств на депозиты, в инвестиции других организаций становятся не актуальными и могут привести к потере доходов. Исходя их этого остается только вкладывать денежные средства в развитие собственного предприятия и не оставлять большие суммы денег на расчетном счете.

     Таким образом, управление доходами предполагает не увеличение их любой ценой, а обеспечение экономического развития предприятия и гармоничное сочетание внешних и внутренних интересов разных субъектов распределительных отношений.

Библиографический список:

1. Кузьмина Е.А., Кузьмин А.М. Функционально-стоимостный анализ и метод АВС [Электронный ресурс] Режим доступа: www.big.spb.ru/publications/other/finmanagement/func_stoim_analiz_metod_abc.shtml
2. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли. Под ред. Соломатина А.Н. СПб.: Питер, 2009. - 560 с.-ISBN 978-5-91180-463-3




Рецензии:

11.12.2013, 2:16 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Хотелось бы видеть цифры и тенденцию. Доработать и можно рекомендовать к печати

11.12.2013 21:21 Ответ на рецензию автора Самойлова Надежда Вячеславовна:
А какие бы цифры можно тут привести? Сам анализ доходов учитывая методику?

17.12.2013, 17:42 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Данная работа не является научным исследованием. Излагается известный материал, не отражен личный вклад автора. Не рекомендуется к печати.
18.12.2013 16:16 Ответ на рецензию автора Самойлова Надежда Вячеславовна:
В статью добавлен АВС-анализ

12.01.2014, 12:58 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендуется к печати

14.01.2014, 20:41 Орехова Татьяна Романовна
Рецензия: Рекомендуется к печати



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх