ГАОУ СПО НГГТК
преподаватель
УДК 339.15
На величину финансовых результатов деятельности предприятия влияют множество факторов, которые оказывают прямое и косвенное воздействие на них. Одним из таких факторов является величина доходов, которые в конечном итоге воздействуют на перспективу роста стоимости предприятия, расширения его деятельности и другое.
Наиболее важными причинами роста доходов предприятия являются: рост объема производства продукции, ее реализации, использование в деятельности ноу-хау, научно-технических разработок, маркетинговых исследований, прогнозирования и анализа, тем самым происходит увеличение производительности труда, снижается себестоимость и улучшается качество продукции.
При рассмотрении деятельности торгового предприятия, можно отметить, что ведущим источником доходов выступает выручка от реализации продукции (товаров), а именно та ее часть, которая остается после вычета всех понесенных затрат на производство и реализацию продукции. Данный источник будет относиться к основной деятельности предприятия.
Исходя из этого наиважнейшей задачей каждого хозяйствующего субъекта, будет являться - получение большего дохода (прибыли) при наименьших затратах, через соблюдение строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.
В состав основной деятельности предприятия входят и другие источники доходов, такие как суммы в погашение дебиторской задолженности, авансы от покупателей и прочие поступления.
Одновременно с основной деятельностью предприятие может заниматься инвестиционной и финансовой деятельностью, тем самым образуются новые источники доходов.
Например, источником дохода от инвестиционной деятельности может быть доход от продажи внеоборотных активов, представленный в виде основных фондов и нематериальных активов предприятия, а также данный источник включает проценты от долгосрочных финансовых вложений, от погашения ранее выданных кредитов, дивиденды и другие виды доходов от инвестиций.
Источником финансовой деятельности выступают доходы от выпуска и реализации акций, облигаций и других ценных бумаг среди инвесторов предприятия.
Все представленные сферы деятельности предприятия взаимосвязаны друг с другом, а значит, по мере необходимости потоки денежных средств могут перетекать из одной сферы в другую.
Основным источником дохода торговых предприятий является валовый доход, определяемый как, превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению.
При выявлении в структуре товарооборота наибольших удельных весов товарных групп следует воспользоваться не только анализом дохода от продаж, но и анализом ассортимента продукции, так как если на предприятии подобрать правильную и полную ассортиментную матрицу, то можно значительно увеличить продажи, а вместе с тем возрастет доходность предприятия.
Наиболее распространенный методом исследования, способствующий оптимизации ассортимента в розничной торговле является АВС анализ, который можно представить в виде шагов.
1 шаг. Определяют перечень товаров, которые в совокупности дают 80% дохода. Это список (товарная группа) А.
2 шаг. Определяют перечень товаров, приносящих ещё 15% дохода. Это список В.
3 шаг. Оставшиеся товары относят к группе С.
4 шаг. Рассчитывают долю каждой товарной группы в общем объеме товарооборота предприятия.
5 шаг. Сортируют товарные группы в порядке убывания их доли в товарообороте.
6 шаг. Рассчитывают долю каждой группы в товарообороте накопительным итогом и на основании этого распределяют товары по группам А, В и С. Исходя из подсчетов можно выделить группы товаров приносящих первые 50% вклада в оборот, затем последующие 30% и, наконец, оставшиеся 20% товаров.
7 шаг. Анализируют вклад каждой группы в оборот предприятия, тем самым можно сделать выводы, о том какие группы товаров приносят наибольшую доходность, какие группы нуждаются в развитии, а какие недостаточно представлены в товарообороте.
На основании приведенного алгоритма, проведем ABC-анализ по товарным группам магазина ООО «Деликатесы» за 1 квартал 2013 года.
Таблица 1. Товарооборот товарных групп за 1-й квартал 2013 г.
Товарная группа |
Оборот за январь |
Оборот за февраль |
Оборот за март |
Оборот за 1-й квартал |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Вино-водочные изделия |
394 747 |
268 186 |
358 145 |
1 021 078 |
Слабоалкогольные напитки |
67 013 |
109 839 |
158 843 |
335 695 |
Безалкогольные напитки |
98 655 |
106 249 |
134 332 |
339 236 |
Молочная продукция |
200 980 |
213 554 |
213 590 |
628 124 |
Табак |
36 792 |
36 119 |
36 432 |
109 343 |
Мясная гастрономия |
304 536 |
302 615 |
306 149 |
913 300 |
Мясопродукты |
117 039 |
111 607 |
106 196 |
334 842 |
Рыба |
222 450 |
229 671 |
232 395 |
684 516 |
Консервы |
67 703 |
70 950 |
72 925 |
211 578 |
Сыры |
97 849 |
98 989 |
110 505 |
307 343 |
Хлебобулочные изделия |
60 474 |
60 427 |
60 568 |
181 469 |
Овощи-фрукты |
121 200 |
110 388 |
131 257 |
362 845 |
Салаты |
48 371 |
73 647 |
77 178 |
199 196 |
Чай, кофе |
77 989 |
83 984 |
76 804 |
238 777 |
Кондитерские изделия |
34 036 |
34 464 |
34 485 |
102 985 |
Замороженные продукты |
181 611 |
181 699 |
188 535 |
551 845 |
Макаронные изделия |
163 660 |
168 415 |
164 019 |
496 094 |
Чипсы, снеки |
59 899 |
59 214 |
59 485 |
178 598 |
Яйца и яйцепродукты |
104 146 |
107 402 |
109 617 |
321 165 |
Растительное масло |
82 435 |
83 594 |
83 376 |
249 405 |
Мука |
82 625 |
81 735 |
102 227 |
266 587 |
Соль |
28 356 |
28 659 |
28 207 |
85 222 |
Соусы, специи |
40 306 |
39 281 |
41 163 |
120 750 |
Прочие товары |
25 662 |
24 802 |
28 835 |
79 299 |
ИТОГО |
2 717 634 |
2 696 490 |
2 905 168 |
8 319 292 |
Отсортируем товарные группы в порядке убывания их доли в товарообороте (Таблица 2.)
Таблица 2. Доля групп в товарообороте за 1-й квартал 2013 г.
Товарная группа |
Оборот по группе за 1-й квартал |
Доля в обороте, % |
1 |
2 |
3 |
ИТОГО (руб.) |
8 319 292 |
100,00% |
Вино-водочные изделия |
1 021 079 |
12,27% |
Мясная гастрономия |
913 300 |
10,98% |
Рыба |
684 516 |
8,23% |
Молочная продукция |
628 124 |
7,55% |
Замороженные продукты |
551 846 |
6,63% |
Макаронные изделия |
496 095 |
5,96% |
Овощи-фрукты |
362 844 |
4,36% |
Безалкогольные напитки |
339 236 |
4,08% |
Слабоалкогольные напитки |
335 695 |
4,04% |
Мясопродукты |
334 842 |
4,02% |
Яйца и яйцепродукты |
321 165 |
3,86% |
Сыры |
307 343 |
3,69% |
Мука |
266 587 |
3,20% |
Растительное масло |
249 404 |
3,00% |
Чай, кофе |
238 777 |
2,87% |
Консервы |
211 578 |
2,54% |
Салаты |
199 196 |
2,39% |
Хлебобулочные изделия |
181 469 |
2,18% |
Чипсы, снеки |
178 597 |
2,15% |
Соусы, специи |
120 749 |
1,45% |
Табак |
109 343 |
1,31% |
Кондитерские изделия |
102 985 |
1,24% |
Соль |
85 223 |
1,02% |
Прочие товары |
79 299 |
0,95% |
Рассчитаем долю каждой группы в товарообороте накопительным итогом и на основании этого распределим товары по группам А, В и С (таблица 3.).
Таблица 3. Распределение товара по группам за 1-й квартал 2013 г.
Товарная группа |
Оборот по группе за 1-й квартал (руб.) |
Доля в обороте |
Значение |
Доля в обороте с накопительным итогом |
Группа |
ИТОГО |
8 319 292 |
100,00% |
|
|
|
Вино-водочные изделия |
1 021 079 |
12,27% |
50% |
12,3% |
А |
Мясная гастрономия |
913 300 |
10,98% |
23,3% |
||
Рыба |
684 516 |
8,23% |
31,5% |
||
Молочная продукция |
628 124 |
7,55% |
39,0% |
||
Замороженные продукты |
551 846 |
6,63% |
45,7% |
||
Макаронные изделия |
496 095 |
5,96% |
30% |
51,6% |
В |
Овощи-фрукты |
362 844 |
4,36% |
56,0% |
||
Безалкогольные напитки |
339 236 |
4,08% |
60,1% |
||
Слабоалкогольные напитки |
335 695 |
4,04% |
64,1% |
||
Мясопродукты |
334 842 |
4,02% |
68,1% |
||
Яйца и яйцепродукты |
321 165 |
3,86% |
72,0% |
||
Сыры |
307 343 |
3,69% |
75,7% |
||
Мука |
266 587 |
3,20% |
78,9% |
||
Растительное масло |
249 404 |
3,00% |
20% |
81,9% |
С |
Чай, кофе |
238 777 |
2,87% |
84,8% |
||
Консервы |
211 578 |
2,54% |
87,3% |
||
Салаты |
199 196 |
2,39% |
89,7% |
||
Хлебобулочные изделия |
181 469 |
2,18% |
91,9% |
||
Чипсы, снеки |
178 597 |
2,15% |
94,0% |
||
Соусы, специи |
120 749 |
1,45% |
95,5% |
||
Табак |
109 343 |
1,31% |
96,8% |
||
Кондитерские изделия |
102 985 |
1,24% |
98,0% |
||
Соль |
85 223 |
1,02% |
99,0% |
||
Прочие товары |
79 299 |
0,95% |
100,0% |
На основании данных таблицы можно сделать выводы, что такие группы как кондитерские изделия и безалкогольные напитки недостаточно представлены в ассортименте магазина и нуждаются в развитии. Почти вся группа С попадает под жесткую конкуренцию внутри района – радом с магазином находится специализированный магазин «Царь-продукт» и поэтому данные группы в магазине продаются хуже, чем предполагается. В таком случае можно предпринять ряд мероприятий по расширению ассортимента и снижению цен на эти товары, что бы предложить покупателям более выгодную покупку. Необходимо отметить, что данные мероприятия позволяют товарным группам вино-водочные изделия и табак находиться в группах А и В соответственно, несмотря на то, что в этом же доме находиться специализированный магазин Родник.
Для более глубокого и детального анализа целесообразно проводить аналогичный анализ по товарным категориям внутри товарных групп. Данный анализ является более информативным и позволяет эффективнее управлять ассортиментом.
Произведем ABC-анализ по товарной группе безалкогольные напитки магазина за 1 квартал 2013 года, при этом будем использовать два параметра оборот и прибыль (Таблица 4.)
Таблица 4. АВС-анализа по категориям внутри товарной группы «Безалкогольные напитки»
Товарная группа |
Товарные категории |
Оборот за 1-й квартал (руб.) |
Доля в обороте |
Прибыль за 1-й квартал (руб.) |
Доля в прибыли |
Группа по обороту |
Группа по прибыли |
ИТОГО |
|
339 236 |
100% |
81 274 |
100% |
|
|
Безалкогольные напитки
|
Лимонад 1,5 литра |
42 429 |
12,51% |
12 729 |
15,66% |
А |
А |
Лимонад 2 литра |
40 397 |
11,91% |
12 119 |
14,91% |
А |
А |
|
Сок 1,5 литра |
39 045 |
11,51% |
8 590 |
10,57% |
А |
А |
|
Сок 2 литра |
22 439 |
6,61% |
6 732 |
8,28% |
B |
А |
|
Минеральная вода 1,5 литра |
37 219 |
10,97% |
6 327 |
7,79% |
А |
B |
|
Минеральная вода 2 литра |
35 366 |
10,43% |
6 012 |
7,40% |
B |
B |
|
Сок 1 литр |
24 865 |
7,33% |
5 222 |
6,42% |
B |
B |
|
Холодный чай 0,5 литра |
12 529 |
3,69% |
4 761 |
5,86% |
C |
B |
|
Холодный чай 1,25 литра |
19 091 |
5,63% |
4 009 |
4,93% |
B |
C |
|
Сок 0,25 литра |
16 926 |
4,99% |
3 893 |
4,79% |
C |
C |
|
Лимонад 0,33 литра |
12 558 |
3,70% |
2 888 |
3,55% |
C |
C |
|
Вода 5 литров |
12 767 |
3,76% |
2 809 |
3,46% |
C |
C |
|
Квас |
10 359 |
3,05% |
2 693 |
3,31% |
C |
C |
|
Компот 3 литра |
9 725 |
2,87% |
1 750 |
2,15% |
C |
C |
|
Морс |
3 520 |
1,04% |
739 |
0,91% |
C |
C1 |
По данным таблицы можно отметить явных лидеров по обороту и прибыли, - это лимонады 1,5-2 литра и сок 1,5 литра. Минеральная вода приносит меньше прибыли, чем оборота – значит, в данном магазине на минеральную воду небольшая наценка, исходя из этого достигается значительный оборот. Категория холодный чай 0,5 литра является отстающим товаром по обороту, хотя по данному товару магазин имеет среднюю прибыль. Скорее всего, этот товар может продаваться лучшее, для этого, его необходимо выложить на более выгодное товарное место. Так же минеральная вода 2 литра может приносить в данной группе значительный оборот, поэтому необходимо расширить ассортимент и изменить выкладку. Морс же по прибыли приносит меньше 1%, это говорит о слишком низкой наценке на товар. Скорее всего, данный товар не нравится покупателям и нужно принять решение о смене ассортимента внутри категории или отказаться от него.
Таким образом, доходы от реализации продукции (работ, услуг) — это основной источник доходов торгового предприятия.
Исходя из того, что основной целью предприятия является максимизация возможностей увеличения доходов, их вложений, важным фактором последующего развития любого предприятия будет приток денежных средств, превышающих платежи. После вычета всех понесенных затрат из всех источников дохода в распоряжении предприятия остается часть дохода, которым необходимо эффективно управлять, для достижения высоких результатов деятельности предприятия.
Оставшуюся часть дохода, в виде денежных средств (прибыли) можно направить на отчисления на благотворительные цели, отчисления в резервный капитал, образовать фонды потребления и накопления, все это необходимо, чтобы расширить деятельность предприятия за счет собственных средств.
Вместе с тем существует и другая альтернатива - можно вложить свои собственные средства в ценные бумаги других более крупных компаний, к примеру, сформировать инвестиционный портфель и грамотно осуществлять управление, чтобы через некоторое время получить доход, который можно будет вложить в свою компанию для улучшения конкурентоспособности и финансового состояния предприятия. Также можно инвестироваться во вклады в уставные капиталы других предприятий, депозиты, тем самым получить доход части прибыли другого предприятия.
При управлении доходами предприятия нельзя обойтись без оценки экономической ситуации на рынке. Например, на современном этапе возникает проблема с банковским сектором, у банков отзывают лицензии и они становятся банкротами, вследствие этого вложение денежных средств на депозиты, в инвестиции других организаций становятся не актуальными и могут привести к потере доходов. Исходя их этого остается только вкладывать денежные средства в развитие собственного предприятия и не оставлять большие суммы денег на расчетном счете.
Таким образом, управление доходами предполагает не увеличение их любой ценой, а обеспечение экономического развития предприятия и гармоничное сочетание внешних и внутренних интересов разных субъектов распределительных отношений.
Рецензии:
11.12.2013, 2:16 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Хотелось бы видеть цифры и тенденцию. Доработать и можно рекомендовать к печати