Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Религиоведение
Размещена 21.09.2013. Последняя правка: 22.09.2013.
Просмотров - 2448

Изучение религиозности молодежи г.Петропавловска

Жукова Татьяна Владимировна

СКГУ, магистрант

МПФ

Жукова Е.В., студент, СКГУ, ИЯиЛ


Аннотация:
Работа посвящена изучению особенностей религиозного мировоззрения петропавловских подростков, их отношения к учению традиционных и нетрадиционных религий, к нравственным ценностям, проповедуемым традиционными религиями.


Abstract:
The work is dedicated to the study of religious petropavlovskih teenagers, their attitudes to the teachings of traditional and non-traditional religions, ethical values, traditional religions preached.


Ключевые слова:
религиозное мировоззрение

Keywords:
religious ideology


Работа посвящена изучению особенностей религиозного мировоззрения петропавловских подростков, их отношения к учению традиционных и нетрадиционных религий, к нравственным ценностям, проповедуемым традиционными религиями.

Цель работы:

Выяснить особенности проявления религиозности у молодежи города Петропавловска и оценить их соответствие реальному вероучению тех религий, представителями которых считают себя респонденты.

Гипотеза:

Современные подростки с интересом относятся к учениям традиционных и нетрадиционных религий, однако не обладают знаниями, необходимыми для того, чтобы своевременно обнаружить искажения традиционных вероучений, допускаемых лидерами тоталитарных сект,  псевдорелигиозных и экстремистских группировок.

Научная новизна работы:

Впервые в г.Петропавловске было проведено изучение религиозных установок и ценностей старших школьников. Установлено, что подавляющее большинство учащихся проявляет интерес к сверхъестественным, мистическим явлениям, однако не обладает достаточными знаниями для того, чтобы видеть принципиальные отличия между вероучениями традиционных религий и всевозможными оккультными практиками или откровенным шарлатанством. Выявлен ряд тревожных особенностей, касающихся нравственных убеждений и ценностей учащихся.

Практическая значимость:

Полученные результаты позволят родителям и педагогам организовывать обсуждение религиозных вопросов, основываясь на реальных проблемах, интересах и потребностях подростков, а не на собственном представлении об этих проблемах, интересах и потребностях.

Религия – это неотъемлемая часть человеческой культуры. Британский историк Арнольд Тойнби полагал, что религиозность – это одна из основных характеристик человеческой цивилизации, один из признаков, позволяющий отличить человека от животного.

К большому сожалению, на протяжении почти всего 20 века граждане нашей страны не имели возможности получать достоверную информацию о вероучении традиционных мировых религий.

Основным вопросом для каждого человека всегда был и остаётся вопрос о смысле жизни. Не все могут найти для себя окончательный ответ, не все способны достаточно обосновать его. Но в каждом думающем человеке неистребима потребность найти этот смысл и его разумное оправдание. Очень многие люди, среди которых немало деятелей науки, культуры, просвещения находят обоснование своего существования в религии.

Существует множество определений понятиям «религия» и «вера». Выдающийся русский философ С.Н.Трубецкой дает такое определение религии в словаре Брокгауза и Ефрона: «Религия может быть определена как организованное поклонение высшим силам... Религия не только определяет собой веру в существование высших сил, но и устанавливает особые отношения к этим силам – она есть, следовательно, известная деятельность воли,направленная к этим силам»[1].

Рассуждая об особенностях религиозного мировоззрения, А.В. Кураев пишет: «Мировоззрение отвечает на запросы человека и формирует эти запросы. Наука отвечает лишь на вопрос «как» и в редких случаях на вопрос «почему». Этика, философия, миф, религия говорят о «зачем». Расписание поездов можно составить на научной основе. Но из расписания я не узнаю, куда надо ехать мне самому. Вот это и есть пример соотношения этики, религии и науки. Религия дает ценности: ради чего человек живет, каких целей добивается, куда идет, а наука говорит, какими путями можно добраться до намеченной станции»[2].

К большому сожалению, на протяжении почти всего 20 века граждане нашей страны не имели возможности получать достоверную информацию о вероучении традиционных мировых религий. Причиной этому являются всевозможные религиозные гонения и насаждение религиозного атеизма. В результате многие наши современники принимают за религиозность обычные суеверия или «магические» обряды, а молодые представители ислама даже встают на путь терроризма, искренне веря в то, что их деятельность угодна Всевышнему

Говоря о нынешней  религиозной ситуации в Республике Казахстан, можно сказать, что Казахстан – не только многонациональная, но и многорелигиозная страна. В Казахстане насчитывается более 600 этнокультурных и более 4000 религиозных объединений. Оценивая современное состояние государственно-конфессиональных отношений в стране, есть все основания утверждать, что за годы независимости в Казахстане созданы правовые, идеологические и общественные условия для деятельности религиозных объединений. Права на свободу вероисповедания граждан не только декларируются, как в прежние времена, но и реально существуют.

 В настоящее время динамично развивается партнерство религиозных объединений и светского государства. Казахстан имеет собственную модель взаимоотношений государства и религиозных объединений, основанную на демократических принципах уважения прав и свобод человека, балансе общественных и религиозных интересов.

 Государственную политику в сфере религии реализует целый ряд органов, в пределах своих полномочий. С 2006 года действует уполномоченный орган – Комитет по делам религий Министерства юстиции. Также с 2000 года действует консультативно-совещательный орган при Правительстве – Совет по связям с религиозными объединениями[3].

Но недавно в Казахстане произошло событие, о котором было широко распространено в СМИ. Речь идет о задержании экстремисткой группировки в городе Атырау. «Операция по задержанию участников незаконного бандформирования проводилась 29 августа 2011г. в одном из микрорайонов г.Атырау. В ходе задержания один из экстремистов оказал ожесточенное вооруженное сопротивление сотрудникам силовых органов и был уничтожен ответным огнем. Остальные были задержаны» [4].

Событие произошло 29 августа 2011 года. А уже 22 сентября в Клубе ИПР анализировали готовность государства и общества к вызовам экстремизма [5].

Стало быть, вспышка религиозного экстремизма имеет место быть не только в странах с неустойчивой политикой, но и в стране, где казалось, все мирно.

Для ограждения казахстанского общества, особенно молодежи, от разрушительного воздействия экстремистских сил, нужны профилактические меры, в частности просвещение в религиозном образовании.  Необходимо проводить регулярные встречи, семинары, конференции с представителями различных конфессий, беседы с учениками их родителями. Нужно уделять большее внимание на духовное развитие ученика, воспитывать в них любовь к окружающим[6].

Для борьбы с экстремизмом необходимы слаженные действия общества и государства. Только так мы сможем предотвратить экстремизм на ранних и поздних стадиях. Религиозное образование – необходимая нынче потребность людей. Человек без духовно-нравственных ценностей не может быть разносторонним, что, безусловно будет отражаться на благополучии государства и общества.

В качестве основного метода исследования мной было выбрано анкетирование, так как оно позволяет сохранить анонимность респондента и собрать большой объем информации за сравнительно небольшой промежуток времени.

Было опрошено 126 человек в возрасте 15-18 лет. Анкетируемые – учащиеся 10-11 классов Городской классической гимназии, школы №7, Первой гимназии, школы-лицея «ЛОРД». Респондентам было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся их вероисповедания, мнения о нравственных нормах поведения, о вере в те или иные мистические явления и религиозные догматы.

Целью опроса было изучение религиозности современной молодежи и ее ценностных ориентаций, анализ ответов молодежи, выявление потенциально уязвимых для сект, сбор фактических данных о религиозной ситуации среди молодежи, проживающей в городе Петропавловск.

В первом блоке анкеты (4 вопроса) изучалось отношение респондентов к вере и принадлежность к определенной конфессии, во втором – знание религиозных догматов (27 вопросов), в третьем – представление о том, какие явления современной жизни являются греховными, а какие – нет (33 вопроса).

Некоторые вопросы являлись синонимами (верите ли вы в загробную жизнь, жизнь после смерти), некоторые – антонимами(верите ли вы в существование ада, рая), вопросы о наиболее распространеных слухах и явлениях «популярной духовности» (конец света, сила медитации, потусторонние миры). Один из вопросов, ответ на который анкетируемый должен был подчеркнуть, был о том, доверяют ли испытуемые гороскопам, нумерологии и фэн-шую. Подчеркнутый ответ рассматривался как «да». Соответственно, не подчеркнутый ответ означал отрицательный ответ. 

Полный вариант анкеты, использовавшейся в исследовании, представлен в Приложении А.

Результаты анкеты были занесены в базу данных MSAccess 2010 и обработаны с помощью серии запросов (рис. 1).

 

Рисунок 1 – Форма СУБД MSAccess для внесения результатов анкетирования в базу данных

Для удобства анализа часть информация была представлена в виде диаграмм и графиков, которые были построены с помощью табличного процессора MSExcel 2010.

По результатам анкетирования были сделаны выводы об уровне религиозности молодежи, о наиболее распространенных заблуждениях относительно вероучения той или иной религии, об отношении современной молодежи к нормам морали и нравственности.

Как показали результаты анкетирования, из 126 респондентов только 16 открыто заявили о своем отрицании религии (рис. 2). Но даже их атеизм, как будет показано ниже, вызвал у меня большие сомнения.

 

Рисунок 2 – Отношение респондентов к религии

 

73 человека отнесли себя к людям верующим, но не все опредилились, во что они верят. 13 человек из 126 указали, что верят в высшие силы, что свидетельствует о том, что в своих жизненных позициях участник опроса не определился, либо верит в сущестовование чего-то, но чего именно – не знает.

43 анкетируемых отнесли вебя к людям верующим, но невоцерковленным (не посещающих храмов, мечетей), некотрые писали в анкете о том, что посещают храм/мечеть нерегулярно, либо по праздникам, то есть духовную жизнь не считают неотъемлемой частью своей собственной жизни.

Верующим респондентам было предложено ответить о конфессии, к которой они себя относят. К сожалению, на это вопрос смогли дать четкий ответ только 55 человек. Из них к исламу себя отнесли 20 человек, к православию – также 20, к католицизму – 1 человек, и еще 14 респондентов в качестве конфессии указали просто «христианство» без упоминания о конкретной деноминации. Вероятно, эти ученики считают все направления христианства одинаковыми. Как показывает практика, такие люди часто становятся жертвами сект, лидеры которых, прикрываясь неверно истолкованными библейскими цитатами, выманивают у своих «прихожан» деньги, время, душевные и духовные силы.

Ответы некоторых можно списать на то, что православие или ислам воспринимаются не только как собственно религиозная система, а как естественная культурная среда, национальный образ жизни ("русский –поэтому православный", "казах – поэтому мусульманин").

Интересными были ответы и комментарии к вопросам. Например, в ходе анкетирования были замечены ученики, которые не знали о том, что такое конфессия. Одна из участниц написала о том, что она принадлежит к конфессии «крестьянка», видимо, это одно из новых направлений в христианстве. Один из респондентов в начале написал о том, что относит себя к православным, но подумав, все же написал, что он атеист.

3.2Отношение респондентов к вероучению традиционных религий

Анкетируемым было предложено ответить на серию вопросов о том, в какие религиозные учения и догматы они верят, а в каких сомневаются.  В анкете было предоставлено 26 различных примеров, на которые респонденты могли ответить «да», «нет» и «затрудняюсь». Это часть была одной из главных, так как в ней определялось то, какую роль играет религиозность в восприятии испытуемыми окружающего мира во всей его сложности и многообразии. Первая часть результатов этого опроса представлена на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Отношение испытуемых к догматам традиционных религий

Как показано на следующей диаграмме, вера респондентов далеко не всегда соответствует учению тех конфессий, к которым они себя причислили. Так, несмотря на то, что в анкетировании не принял участие ни один буддист, 36 опрошенных верит в переселение душ, и еще 66 человек испытывают сомнения по этому поводу.

Интересно, что в существование рая верит на 7 человек больше, чем в существование ада.

На практически идентичные вопросы «верите ли вы в загробную жизнь» и «в жизнь после смерти» были абсолютно разные ответы: 64 человека верят в загробную жизнь, а 73-в жизнь после смерти.

Так же в в исторический факт – распятие Христа не верят 30 человек, а сомневаются в реальности этого события 26 респондентов. Как следует из результатов опроса, респонденты не знакомы с историей своей религии, поскольку современной светской науке известно множество документов (в том числе датированных первым веком нашей эры), свидетельствующих о подлинности этого события.

В так разрекламированный «конец света» верит всего 36 человек. Можно сказать о том, что человек должен во что-то верить, без веры он угаснет. А значит легче верить в то, чего может не произойти, пока он живёт, например в конец света.

Самым признаваемым среди опрошенных является учение об ангеле-хранителе, в существование которого верит 91 респондент. Действительно, в подростковом возрасте каждому хочется иметь могущественного покровителя, и наши респонденты не стали исключением.

Особенно интересно отметить, что из 16 атеистов 7 человек верит в ангела-хранителя, 6 – в жизнь после смерти, а один даже признает троическую сущность Бога.

К сожалению, для многих из наших респондентов стремление к сверхъестественному вылилась в увлечение явлениями так называемой «популярной духовности», которые имеют мало общего с серьезным богословием (рисунок 4).

Самым популярным среди таких явлений стала вера в вещие сны, а также в удачные и неудачные дни. Немного менее популярна среди учащихся вера в возможности экстрасенсов, а также в разнообразные восточные учения об ауре, карме, медитации.

29 человек полностью доверяет лечению заговорами, и еще 77 относятся к подобной практике с сомнением, но не отрицают ее полностью. Подобные увлечения создают немало проблем медикам, имеющим дело с тяжелыми больными. Известно немало случаев, когда люди, страдающие серьезными заболеваниями, годами безуспешно «лечились» у экстрасенсов и «целителей», а к профессиональным врачам обращались лишь тогда, когда бороться с болезнью было уже поздно.

 

Рисунок 4 – Отношение респондентов к явлениям «популярной духовности»

В то же время, практику «целительства» осуждает не только традиционная медицина, но и традиционные религии. Так, Православная Церковь исходит из того, что лечение должно быть внутренним процессом. Это процесс, который должен затрагивать и душу, и тело человека. Очень часто лечение от физической болезни должно быть сопряжено с духовным перерождением человека. А это, как правило, процесс не одного часа, и даже не одного дня, и он не может произойти просто каким-то магическим образом в несколько сеансов.

Увлечение «приворотами» – еще одна проблема, связанная с незрелостью взаимоотношений среди молодежи, говорящая об искажении семейных ценностей, о неготовности молодых людей к настоящей любви.

Интересно,что в число 7 верят 49 человек, а вот в 13 – всего лишь 17. Следовательно, наши анкетируемые верят только в «светлое будущее», не вникая в историю о возникновении суеверии насчет чисел, вне зависимости от своих религиозноных мировоззрений.

Еще одним подтверждением того, что молодежь стремится познать сверхъестественное, с точки зрения традиционных религий неправильным способом – гадание. Из 126 человек 49 гадали, но у 30 предсказания не сбылись. По сути дела, в человеке изначально заложено стремление к сверхъестественному, но многие предпочитают доверится и узнать свое будущее по «кофейной гуще», картам, и т.д. Можно предположить, что «сбывшиеся гадания» есть стечение обстоятельств, либо люди гадали на «явно очевидные вещи».

И снова отмечу, что вера в подобные явления не обошла стороной и атеистов. По итогам анализа анкет, только двое из них совершенно не верят в мистику и отвергают любые религиозные догматы.

Отношение респондентов к религиозным нравственным нормам

Известно, что религиозность предполагает не только веру в сверхъестественное, но и принятие и соблюдение определенных моральных норм и типов поведения. И для меня очень важно было выяснить, как соотносятся религиозные представления респондентов с их отношением к явлениям повседневной жизни, которые связаны с моралью и нравственностью.

Для этого опрошенным было предложено отметить, какие из явлений повседневной действительности они считают грехом. Результаты ответов показаны в таблице 1.

Таблица 1 – Представление респондентов о нравственных нормах

Вопрос анкеты

Считают грехом

Аборт

71%

Вызывание духов

49%

Грубые слова

44%

Гадания

30%

Занятие целительством

23%

Лечение у целителей

21%

Пластические операции

17%

Переедание

17%

Ссоры с друзьями

17%

Подражание звездам

17%

Татуировки

16%

Пирсинг

15%

Сожительство без регистрации брака

13%

Членство в фан-клубах

10%

Стремление к богатству

9%

Посещение ночных клубов

7%

Стремление быть лидером

7%

Частое обновление гардероба

5%

Дискотеки

5%

Голодание

4%

Употребление в пищу деликатесов

3%

Увлечение сериалами

3%

Долгие телефонные разговоры

3%

Стремление к успеху

3%

Следование моде

3%

 

Использование косметики

2%

Сладости

2%

Дорогие вещи

2%

 

Как видно в таблице, наибольшее количество анкетируемых считают детоубийство грехом, но к сожалению, 36 человек относятся к абортам вполне лояльно. Не только религиозные учения твердят о том,что аборт – абсолютное зло. Аборты не одобряются и на государственном уровне, так как это влияет не только на демографическую ситуацию в Казахстане, но и на здоровье нации в целом.  

Как говорил Омар Хайам «зло излученное тобой, к тебе вернется непременно». Употребление грубых слов негативно влияет на психику человека, а также на межличностные отношения человека с его близкими, друзьями, одноклассниками. 56 наших респондентов считают употребление грубых слов грехом.

21 человек отметил то, что ссоры с друзьями – грех. Об этом может свидетельствовать не только Библия, Коран, но и врачи утверждают, что ссоры губят нервные клетки, создают нагрузки на сердечно-сосудистую систему.

В целом следует отметить, что только около 10% респондентов понимают духовную опасность неблаговидных поступков, которые нередко подаются средствами массовой информации как норма жизни современного человека.

По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы:

  1. Более 50% опрошенных открыто заявили о своей религиозности, около 30% отказались отвечать на данный вопрос.
  2. Атеистами себя считают 16 человек, однако только двое из них абсолютно не верят в реальность мистических явлений.
  3. Ни у одного из респондентов представление о мистических явлениях не соответствует на 100% вероучению той религии, к которой он (она) себя относит.
  4. Только около 10% респондентов понимают духовную опасность неблаговидных и легкомысленных поступков.

 

Подводя итоги, я считаю необходимым отметить, что религиозность – это неотъемлемая черта подавляющего большинства современных молодых людей. Даже те из них, кто называет себя атеистами, верят в сверхъестественные явления и соглашаются с некоторыми религиозными догматами. Родителям и педагогам стоит задуматься о том, что люди в юном возрасте подвержены влиянию со стороны, и это часто приводит к тому, что дети и подростки попадают под влияние сект. Не уверенные даже в принадлежности себя к определенной конфессии, но стремящиеся к чему-то мистическому, сверхъестественному, подростки – настоящая нажива для сектантов, экстремистов, влияющих на неокрепшую психику молодого человека.

Именно поэтому я считаю необходимым рекомендовать в формальном и неформальном общении со школьниками не обходить стороной религиозные вопросы, предоставлять возможность интересующимся ученикам получать полноценную, качественную информацию о вероучении традиционных религий.

Библиографический список:

1. Трубецкой С.Н. Религия. / Трубецкой С.Н.// Энциклопедический словарь: в 82 т. /Под ред. Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. – СПб., 1899. –Т.26-a. – 540 С.
2. Диакон Андрей Кураев. Диспут с атеистом. – М.: Сретенский монастырь, 2007. – 160 с.
3. Психологический центр "Созидание"// Социологическое исследование по определению религиозной грамотности населения Костанайской области. –Костанай, 2009.–(http://www.antisekta.kz/node/106).
4. В Атырау стреляют… В Казахстане обезврежена группа экстремистов, готовивших теракты.// Сайт русскоязычной диаспоры Республики Казахстан.–(http://www.russianskz.info/society/2145-v-atyrau-strelyayut-v-kazahstane-obezvrezhena-gruppa-ekstremistov-gotovivshih-terakty.html).
5. Мадина Нургалиева [и др.]Готовность государства и общества к вызовам экстремизма // Репортаж с заседания клуба ИПР, посвященного готовности государства и общества к вызовам экстремизма – (http://www.ipr.kz/kipr/3/1/54).
6. По информации Международного центра культур и религий//Смагулов Е.М., Жумкенов А.К //Роль профилактических мероприятий по противодействию влияния религиозного радикализма на молодежь – (http://www.astana.kz/ru/node/35490).




Рецензии:

1.01.2014, 12:01 Кузнецова Ольга Владимировна
Рецензия: Материал изложенный в статья актуален, нельзя пускать на самотек религиозное воспитание подрастающего поколения. Статья рекомендуется к печати.

12.03.2014, 22:20 Лушников Александр Александрович
Рецензия: Рецензируемая работа посвящена актуальной и важной проблеме – состоянию религиозности в современном обществе и рецепции этих процессов со стороны населения. С 60-х гг. XX вв. в странах Западной Европы и США, а с 80-х гг. в странах бывшего СССР наблюдается процесс «десекуляризации», поиска «духовных основ», появлении нетрадиционных религиозных движений, который продолжается и поныне. В связи с этим большую значимость приобретают работы, подобные исследованию Т.В. Жуковой, направленных на анализ конкретного региона, так как без локальных данных составление адекватное отображение общей картины религиозности в отдельной стране и мире просто невозможно. Основной вывод, к которому приходит автор – с одной стороны, религиозность присуща подросткам, с другой – они еще плохо ориентируются в «мире религий». Именно поэтому их образование в сфере религии приобретает большую значимость из-за опасности обращения к экстремистским сектам. Данное положение не только не вызывает сомнений, но и является очень важным и актуальным для современного общества. Тем не менее, работа значительно выиграла бы, если бы автор сравнила полученные результаты с данными исследований по современной религиозности старших школьников и других возрастных категорий населения в других регионов и стран и сделала бы соответствующие выводы. Кроме того, данная статья требует правки: не отображаются рисунки, нет заявленного Приложения А с анкетой, есть повторяющиеся предложения, следует убрать ошибочную нумерацию подзаголовка 3.2, добавить больше ключевых слов, исправить английский перевод аннотации (вместо petropavlovskih teenagers – teenagers of Petropavlovsk). Статья рекомендуется к печати после устранения указанных замечаний

20.05.2015, 16:40 Назаров Равшан Ринатович
Рецензия: Статья интересная, на актуальную тему, но автор пока путает понятия (видимо в силу молодости и недостаточного научного и жизненного опыта), например "вера в сверхъестественные явления" не есть признак религиозности, а признак суеверного типа сознания. Как раз подлинно религиозные люди суеверий не признают. Слишком оптимистичен вывод автора о том , что "религиозность – это неотъемлемая черта подавляющего большинства современных молодых люде". Подлинная религиозность даже в средние века (хоть мы и называем их "мрачными и тёмными") было уделом незначительной части населения, а примерно с 19-го века начался процесс повальной секуляризации! Кстати, приводя общее количество религиозных организаций, автор не дал их распределения по конфессиям. К тому же, не вполне понятно как распределены респонденты по этнической и конфессиональной принадлежности! Такого рода вещи обязательны в социологии! Статья нуждается в доработке!



Комментарии пользователей:

17.11.2013, 21:34 Хабиев Гаджимурад Наибсултанович
Отзыв: Очень хорошая научная статья, написанная с соблюдением (по-моему)всех пунктов. Сделайте так, чтобы рисунки были видны. И нельзя говорить "я считаю", это неэтично, сформулируйте более обобщенно.


5.12.2013, 13:03 Токеев Бертай Есмаханович
Отзыв: Мне понравилась научная статья.


Оставить комментарий


 
 

Вверх