Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №2 (октябрь) 2013
Разделы: Юриспруденция
Размещена 23.10.2013.
Просмотров - 6909

К вопросу о консультативных формах демократии в местном самоуправлении

Усманова Резида Минияровна

к.ю.н, доцент

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

декан юридического факультета

Аннотация:
В статье с учетом действующего законодательства рассмотрены формы участия граждан в системе местного самоуправления. Раскрыты консультативные формы, такие при которых обеспечивается лишь участие граждан в муниципальной деятельности, а их воля не имеет верховного значения для органов местного самоуправления


Abstract:
In this paper, taking into account the current legislation considered forms of citizen participation in local governance. Disclosed advisory form, which provide such a citizens participation in municipal activities, and their will has supreme importance for local governments.


Ключевые слова:
местное самоуправление, демократия, участие граждан, публичная власть.

Keywords:
local government, democracy, civic participation, public power.


УДК: 342.7 

Формы непосредственной демократии, перечисленные в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) [7] разграничиваются на формы непосредственного осуществления местного  и формы участия населения в местном самоуправлении, центральное место в котором занимает территориальное общественное самоуправление.

В целом,  основанием для разделения форм муниципальной демократии является степень воздействия властной воли населения на принимаемые в муниципальном образовании решения,  и соответственно   формы делятся на императивные и консультативные. Если выражаемая гражданами воля подлежит обязательной реализации, то это императивная форма прямой демократии, если  воля индивидов не имеет верховного значения для органов местного самоуправления, то в данном случае мы имеем дело с консультативной формой. Императивная демократия представляет собой народовластие в прямом смысле, поскольку выражаемая гражданами воля подлежит обязательной реализации. В системе местного самоуправления к таким формам относятся референдум, выборы, сход и отзыв. Что же касается консультативной прямой муниципальной демократии, то здесь обеспечивается лишь участие отдельных граждан в муниципальной деятельности, а воля индивидов не имеет верховного значения для органов местного самоуправления. Это правотворческая инициатива, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрания, конференции, опросы, обращения с жалобами, заявлениями и предложениями, митинги, демонстрации,  шествия, пикетирования.

Таким образом, формы местной  демократии можно разделить на две группы:  формы, при которых  население принимает  публично-властных решения (в чистом виде прямая демократия)  и формы участия граждан в принятии публично-властных решений органами власти,  при которых граждане имеют возможность влиять на процесс принятия решений властью и используют эти возможности (институты консультативной демократии).

Соответственно,  имеют место иные формы демократии, которые реализуются  в системе местного самоуправления.

Значительное место в современных демократических теориях занимает концепция партиципаторной демократии,  суть которой в  активном участии граждан в обсуждении и принятии решений по главным вопросам общественной жизни. Участие может быть как на федеральном и субъектном уровне, так и на местном. Партиципативная демократия это новая система взаимоотношений между гражданами и  избранными ими представителями, действующая наряду с прямой и представительной демократией.  На Западе тот новый, постепенно укрепляющийся вид демократии стал ответом на  несовершенство существующей системы представительства и нереализуемость прямой демократии в рамках современного государства [2]. Другими словами партиципативная демократия это инструменты, используемые местными властями для вовлечения граждан в процесс коллективной выработки решений.  Дж. Нейсбит определил «смерть представительной демократии» и переход к «демократии участия» в качестве одного из важнейших признаков грядущего информационного общества [3, c.33]. Однако, как пишет  П.С. Панарин «демократия участия по своему авторитарна и принудительна: она требует от нас публичной жизни, посягая тем самым на наше право вести сугубо частную жизнь»[ 5, c.38].

 Делиберативная демократия – это демократия рационального дискурса, обсуждения, убеждения, аргументации, компромиссов в ее беспартийном варианте. Граждане вовлекаются в процесс принятия политических решений посредством вынесения проблемы на всеобщее обсуждение. В результате обсуждения формируется некоторый общественный консенсус по проблеме. Таким образом, по мнению  Н.В. Ляхович-Петраковой,  делиберативный политический процесс - это процесс массовых консультаций по общественно значимым проблемам с привлечением к разработке публичной политики как можно большего количества граждан [1,c.36]. В. Майклман отмечает: «Делиберативная среда предоставляет возможность для добросовестного обмена мнениями в том числе для того, чтобы его участники отчитались, как каждый из них сам понимает свои жизненные интересы, — …когда в том или ином решении, если оно принимается, выражается некое обобщенное суждение»[8, c.389], т.е. делиберативный процесс рассуждений и аргументаций.

К делиберативной  форме на местном уровне относятся,  таким образом публичные слушания. Например, по мнению  М.А. Очеретиной     институт  публичных  слушаний  является  делиберативной  демократией  в  России [4, c. 433].  Однако, дискурс сообщества необходим и при экспертизе проектов по важным проблемам муниципального образования. Так как при экспертизе проектов общественностью происходит  оценка конкретных проектов, оценка публичной политики. Например, постановлением  администрации города Ишима от 06.12.2010 № 1860 утверждено Положение об общественной экспертизе проектов муници­пальных правовых актов в области развития малого и среднего предпринима­тельства. Экспертизу проводит Совет по развитию мало­го и среднего предпринимательства города Ишима, который обеспечивает размещение проекта муниципально-правового  на официальном сайте муниципального образования город Ишим в сети «Ин­тернет» для сбора предложений представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства.

Интересно, что наряду с прямой демократией, различается плебисцитарная демократия, предполагающая непосредственную связь между властями и гражданами через проведение плебисцитов, например через проведение опросов.

Все это формы демократии между собой взаимосвязаны  и  перетекают из одной формы участия граждан в другую.  Например, обсуждение какого-либо вопроса, а  затем  вынесение его на рассмотрение общественного совета. В данном случае мы видим непосредственную связь делибиративной и партиципаторной  демократией.

Таким образом, в системе местного самоуправления если  воля индивидов не имеет верховного значения для органов местного самоуправления, то в данном случае мы имеем дело с другими формами демократии - консультативными формами. В этом плане верна позиция А.А. Сергеева, который  называет их  «дополнительными демократическими инструментами, дающие возможность гражданам воздействовать на органы местной власти» и действующие наряду с формами прямого народовластия [6, c.142].

 В качестве  институтов  делиберативной демократии  в системе местного самоуправления  выступают публичные слушания. К. институтам плебисцитарной демократии относится  опрос,  в качестве форм партиципаторной демократии  или демократии участия, все другие и   иные формы участия, не  закрепленные Федеральным законом № 131-ФЗ. В качестве таких форм участия, которые не закреплены Федеральным законом № 131-ФЗ могут быть любые действия граждан, не противоречащие законодательству, и которые направлены на воздействие на муниципальную власть с целью удовлетворения интересов населения. Об этом прямо записано в статья 33 Федерального закона № 131-ФЗ. «Наряду с предусмотренными  Федеральным законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации,  Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации».

Библиографический список:

1.Ляхович-Петракова Н.В Идеи делиберативной демократии как концептуальная база общественной экспертизы в оценке публичной политики. Вучоныя запіскі Брэсцкага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.С. Пушкіна. Вып. 7 .Ч. 1. 2011.
2.Мария Кроль. Развитие местных сообществ как основа улучшения качества жизни людей// http://www.cloudwatcher.ru/what-we-think . (дата обращения 30.11.2012)
3.Нейсбит Дж. Мегатренды. Пер. с англ. М.Б. Левина. М.: ООО «Издательство ACT»; ЗАО НПП Ермак», 2003.
4.Очеретина М.А. Становление и развитие института публичных слушаний .Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2009. Вып. 9.
5.Политология. Западная и Восточная традиции: Учебник для вузов. /Панарин А.С., М.: Книжный дом «Университет», 2000.
6.Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
7.Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2003.№-40. Ст.3822
8.Хабермас, Ю. Вовлечение другого: Очерки политической теории / Ю. Хабермас— М.: Наука, 2001.




Рецензии:

28.10.2013, 14:03 Гуренко-Вайцман Марина Николаевна
Рецензия: Не вмешиваясь в право автора на собственную точку зрения и авторскую научную позицию, позволим себе высказать ряд вопросов по сути статьи: 1. Какова цель и ключевая идея статьи? Какую научную проблему решает автор? В общем, данная статья носит информационно-констатирующий характер. 2. Исходя из заявленной темы статьи, предполагаемой научной идеи, как все это согласуется с выводами и ожидаемыми авторскими научными позициями и предлодениями? 3. Возможно, следует автору обосновать используемый в контексте народовластия / местного народовластия термина "воля индивидов" и его согласнование в референтадном институте. Вывод: В целом, статья интересная, информационно наполненная и научно-обоснованная. Пожелание: Уточнение и высказывание авторской позиции четкости авторских выводов и конкретизации научной позиции автора. Четкости обозначения цели статьи и её актуальности

5.11.2013, 23:31 Ковбан Андрей Владимирович
Рецензия: Статья написана на актуальную тему, ее новизна не вызывает сомнений. Статья может быть рекомендована к печати.

17.12.2013, 8:33 Комарова Валентина Викторовна
Рецензия: Информационно описаны идеи партиципаторной, делиберативной, плебисцитарной демократии. Но остается условно раскрытой тема статьи: консультативные формы демократии.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх