к.ю.н, доцент
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
декан юридического факультета
УДК: 342.7
Формы непосредственной демократии, перечисленные в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) [7] разграничиваются на формы непосредственного осуществления местного и формы участия населения в местном самоуправлении, центральное место в котором занимает территориальное общественное самоуправление.
В целом, основанием для разделения форм муниципальной демократии является степень воздействия властной воли населения на принимаемые в муниципальном образовании решения, и соответственно формы делятся на императивные и консультативные. Если выражаемая гражданами воля подлежит обязательной реализации, то это императивная форма прямой демократии, если воля индивидов не имеет верховного значения для органов местного самоуправления, то в данном случае мы имеем дело с консультативной формой. Императивная демократия представляет собой народовластие в прямом смысле, поскольку выражаемая гражданами воля подлежит обязательной реализации. В системе местного самоуправления к таким формам относятся референдум, выборы, сход и отзыв. Что же касается консультативной прямой муниципальной демократии, то здесь обеспечивается лишь участие отдельных граждан в муниципальной деятельности, а воля индивидов не имеет верховного значения для органов местного самоуправления. Это правотворческая инициатива, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрания, конференции, опросы, обращения с жалобами, заявлениями и предложениями, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования.
Таким образом, формы местной демократии можно разделить на две группы: формы, при которых население принимает публично-властных решения (в чистом виде прямая демократия) и формы участия граждан в принятии публично-властных решений органами власти, при которых граждане имеют возможность влиять на процесс принятия решений властью и используют эти возможности (институты консультативной демократии).
Соответственно, имеют место иные формы демократии, которые реализуются в системе местного самоуправления.
Значительное место в современных демократических теориях занимает концепция партиципаторной демократии, суть которой в активном участии граждан в обсуждении и принятии решений по главным вопросам общественной жизни. Участие может быть как на федеральном и субъектном уровне, так и на местном. Партиципативная демократия это новая система взаимоотношений между гражданами и избранными ими представителями, действующая наряду с прямой и представительной демократией. На Западе тот новый, постепенно укрепляющийся вид демократии стал ответом на несовершенство существующей системы представительства и нереализуемость прямой демократии в рамках современного государства [2]. Другими словами партиципативная демократия это инструменты, используемые местными властями для вовлечения граждан в процесс коллективной выработки решений. Дж. Нейсбит определил «смерть представительной демократии» и переход к «демократии участия» в качестве одного из важнейших признаков грядущего информационного общества [3, c.33]. Однако, как пишет П.С. Панарин «демократия участия по своему авторитарна и принудительна: она требует от нас публичной жизни, посягая тем самым на наше право вести сугубо частную жизнь»[ 5, c.38].
Делиберативная демократия – это демократия рационального дискурса, обсуждения, убеждения, аргументации, компромиссов в ее беспартийном варианте. Граждане вовлекаются в процесс принятия политических решений посредством вынесения проблемы на всеобщее обсуждение. В результате обсуждения формируется некоторый общественный консенсус по проблеме. Таким образом, по мнению Н.В. Ляхович-Петраковой, делиберативный политический процесс - это процесс массовых консультаций по общественно значимым проблемам с привлечением к разработке публичной политики как можно большего количества граждан [1,c.36]. В. Майклман отмечает: «Делиберативная среда предоставляет возможность для добросовестного обмена мнениями в том числе для того, чтобы его участники отчитались, как каждый из них сам понимает свои жизненные интересы, — …когда в том или ином решении, если оно принимается, выражается некое обобщенное суждение»[8, c.389], т.е. делиберативный процесс рассуждений и аргументаций.
К делиберативной форме на местном уровне относятся, таким образом публичные слушания. Например, по мнению М.А. Очеретиной институт публичных слушаний является делиберативной демократией в России [4, c. 433]. Однако, дискурс сообщества необходим и при экспертизе проектов по важным проблемам муниципального образования. Так как при экспертизе проектов общественностью происходит оценка конкретных проектов, оценка публичной политики. Например, постановлением администрации города Ишима от 06.12.2010 № 1860 утверждено Положение об общественной экспертизе проектов муниципальных правовых актов в области развития малого и среднего предпринимательства. Экспертизу проводит Совет по развитию малого и среднего предпринимательства города Ишима, который обеспечивает размещение проекта муниципально-правового на официальном сайте муниципального образования город Ишим в сети «Интернет» для сбора предложений представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства.
Интересно, что наряду с прямой демократией, различается плебисцитарная демократия, предполагающая непосредственную связь между властями и гражданами через проведение плебисцитов, например через проведение опросов.
Все это формы демократии между собой взаимосвязаны и перетекают из одной формы участия граждан в другую. Например, обсуждение какого-либо вопроса, а затем вынесение его на рассмотрение общественного совета. В данном случае мы видим непосредственную связь делибиративной и партиципаторной демократией.
Таким образом, в системе местного самоуправления если воля индивидов не имеет верховного значения для органов местного самоуправления, то в данном случае мы имеем дело с другими формами демократии - консультативными формами. В этом плане верна позиция А.А. Сергеева, который называет их «дополнительными демократическими инструментами, дающие возможность гражданам воздействовать на органы местной власти» и действующие наряду с формами прямого народовластия [6, c.142].
В качестве институтов делиберативной демократии в системе местного самоуправления выступают публичные слушания. К. институтам плебисцитарной демократии относится опрос, в качестве форм партиципаторной демократии или демократии участия, все другие и иные формы участия, не закрепленные Федеральным законом № 131-ФЗ. В качестве таких форм участия, которые не закреплены Федеральным законом № 131-ФЗ могут быть любые действия граждан, не противоречащие законодательству, и которые направлены на воздействие на муниципальную власть с целью удовлетворения интересов населения. Об этом прямо записано в статья 33 Федерального закона № 131-ФЗ. «Наряду с предусмотренными Федеральным законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации».
Рецензии:
28.10.2013, 14:03 Гуренко-Вайцман Марина Николаевна
Рецензия: Не вмешиваясь в право автора на собственную точку зрения и авторскую научную позицию, позволим себе высказать ряд вопросов по сути статьи:
1. Какова цель и ключевая идея статьи?
Какую научную проблему решает автор? В общем, данная статья носит информационно-констатирующий характер.
2. Исходя из заявленной темы статьи, предполагаемой научной идеи, как все это согласуется с выводами и ожидаемыми авторскими научными позициями и предлодениями?
3. Возможно, следует автору обосновать используемый в контексте народовластия / местного народовластия термина "воля индивидов" и его согласнование в референтадном институте.
Вывод: В целом, статья интересная, информационно наполненная и научно-обоснованная.
Пожелание: Уточнение и высказывание авторской позиции четкости авторских выводов и конкретизации научной позиции автора. Четкости обозначения цели статьи и её актуальности
5.11.2013, 23:31 Ковбан Андрей Владимирович
Рецензия: Статья написана на актуальную тему, ее новизна не вызывает сомнений. Статья может быть рекомендована к печати.
17.12.2013, 8:33 Комарова Валентина Викторовна
Рецензия: Информационно описаны идеи партиципаторной, делиберативной, плебисцитарной демократии. Но остается условно раскрытой тема статьи: консультативные формы демократии.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий