Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 29.11.2013.
Просмотров - 3682

К вопросу о теоретических аспектах финансового результата

Барейша Виктория Олеговна

БГСХА

студентка

Великоборец Н.В., доцент, кадидат экономических наук, УО


Аннотация:
Целью статьи является анализ основных показателей финансового результата-прибыли и рентабельности. В данной статье также прослеживается динамика изменения основных финансовых результатов организаций сельского хозяйства Республики Беларусь за период январь-июль 2012-январь-июль 2013 года.


Abstract:
The main idea of the article is to analyzes of the financial result, profit and profitability. In this article also shows a major change in the dynamics of the financial results of agricultural organization of the Republic of Belarus for the period from January to July 2012 and from January to July 2013.


Ключевые слова:
Финансовый результат, прибыль, рентабельность, анализ рентабельности, виды прибыли

Keywords:
Financial result, profit, profitability, cost benefit analysis, types of income.


УДК 33.06

Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности выражается в финансовых результатах.

На сегодняшний день понятия «финансовые результаты», «прибыль», «рентабельность» используются не только  в бухгалтерском и налоговом учете, но и в комплексном экономическом анализе хозяйственной деятельности, финансовом и инвестиционном анализе, финансовом менеджменте.

Установлено, что смысл любой предпринимательской деятельности состоит в достижении положительного экономического эффекта в виде абсолютного показателя - прибыли или относительного – рентабельности.

Поэтому рассмотрим более подробно  абсолютный показатель положительного экономического эффекта-прибыль.

По мнению Чечевицыной Л. Н. прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Это обеспечивает реализацию не только цели субъекта хозяйствования, но и цели общества - удовлетворение общественных потребностей. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.[3]

Современные экономические дисциплины рассматривают прибыль как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Наряду с этим существует еще несколько определений прибыли:

прибыль – плата за услуги предпринимательской деятельности;

прибыль – плата за новаторство, за талант в управлении фирмой;

прибыль – плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности.

Различают следующие виды прибыли:

бухгалтерская – часть дохода предприятия, которая остается от общей выручки после возмещения внешних издержек, т.е. платы за ресурсы поставщиков;

экономическая (чистая) – то, что остается после вычитания из общего дохода предприятия всех издержек;

балансовая – разница между выручкой от реализации продукции и суммой материальных затрат, амортизации и заработной платы.

Увеличения прибыли можно добиться следующими путями:

повышение цены на товар;

снижение себестоимости;

увеличение объема производства и реализации продукции.

Далее следует рассмотреть не менее важный относительный  показатель экономической эффективности - рентабельность предприятия.

Рентабельность выступает главным объектом и целью финансового менеджмента предприятий. Чем больше уделяется внимания рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие.

Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. [1]

Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл - определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала.

Анализ рентабельности позволяет оценить способность предприятия приносить доход на вложенный в него (предприятие) капитал. Характеристика рентабельности предприятия базируется на расчете четырех основных показателей - рентабельности всего капитала, собственного капитала, основной деятельности и рентабельности продаж.

На основании данных таблицы 1 можно проследить динамику изменения основных финансовых результатов организаций сельского хозяйства Республики Беларусь за период январь-июль 2012 года – январь-июль 2013 года.

 Таблица 1. Основные финансовые результаты организаций сельского хозяйства.

Показатели Январь-июль 2012г Январь-июль 2013г Отклонение январь-июль 2013г от января-июля 2012г, %(п.п.)
Выручка от реализации продукции(товаров,работ,услуг), млрд.руб. 31854,7 36634,8 115
Себестоимость реализованной продукции(товаров,работ,услуг), млрд.руб 23790,5 30111,8 126,6
Прибыль,убыток (-) от реализации продукции(товаров,работ,услуг), млрд.руб. 4840,2 2714 56,1
Чистая прибыль(+), убыток (-),млрд.руб. 5333 3802,1 71,3
Рентабельность реализованной продукции(товаров,работ,услуг), % 20,3 9 -11,3
Рентабельность продаж,% 15,2 7,4 -7,8
Рентабельность продаж по конечному финансовому результату,% 16,7 10,4 -6,3

Источник: Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Белорусский статистический комитет. – Режим доступа: http://www.belstat/gov.by. – Дата доступа: 13.11.2013.[2]

Из данным таблицы 1  следует, что выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в периоде с  января по июль 2013 года возросла на 15 % по сравнению с тем же периодом  2012 года.  В то же время себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) увеличилась на 26,6 % . Опережение темпов роста себестоимости по сравнению с темпами роста выручки от реализации привело к тому, что прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) снизилась по сравнению с 2012 годом на 43,9 %, а чистая прибыль уменьшилась по отношению к предыдущему году на 28,7 %.

В свою очередь уменьшение прибыли сказалось и на достигнутых уровнях рентабельности. Так  рентабельность реализованной продукции (товаров, работ, услуг) за период с января по июль 2013 года по январь-июль 2012 года снизилась с 20,3 % до 9 %, рентабельность продаж за анализируемый год снизилась на 7,8 п.п., а рентабельность продаж по конечному финансовому результату на 6,3 п.п.

Ряд авторов указывает на тот момент, что когда при анализе рентабельности выявляется снижение прибыли, то искать причину долго не нужно: либо предприятие прикладывает недостаточно усилий, чтобы больше зарабатывать, либо нерационально распоряжается заработанным (притом, неважно, какую рентабельность  анализируют).

На наш взгляд, анализ рентабельности должен быть как можно более глубоким, всесторонним и обязательно детально-причинным.

Библиографический список:

1. Адамов В.Е., Ильенкова С.Д. «Экономика и статистика фирм»,изд. «Финансы и статистика»,2003г
2. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Белорусский статистический комитет. – Режим доступа: http://www.belstat/gov.by. – Дата доступа: 13.11.2013
3. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. "Анализ финансово-хозяйственной деятельности", Москва, "Дашков и К" 2003г.




Рецензии:

29.11.2013, 20:02 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Не совсем ясна цель статьи. Проанализировать сущность данных экономических показателей? С какой целью? Какой вывод из проведенного анализа? Следует уточнить эти вопросы. Соответственно желательно скорректировать и название статьи. Статью следует доработать

2.12.2013, 20:57 Назарова Ольга Петровна
Рецензия:  Не выдержана структура, нет четкой задачи (определения и т.д.), поэтому название статьи не соответствует сути. Не рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

30.11.2013, 11:07 Назарова Ольга Петровна
Отзыв: Не выдержана структура, нет четкой задачи (определения и т.д.), поэтому название статьи не соответствует сути. Не рекомендуется к печати.


Оставить комментарий


 
 

Вверх