Волгоградский государственный Университет
студент, магистрант
УДК 34.096
27 июля 2010г. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон №210 – ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон №210 - ФЗ).
Федеральный закон №210 – ФЗ определил понятие и сущность государственных и муниципальных услуг, установил требования к организации их предоставления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 названный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, также местными администрациями, осуществляющими исполнительно – распорядительные полномочия.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона №210 - ФЗ определено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Детализация каждой услуги в административном регламенте, является элементом противодействия коррупции.
В настоящее время согласно требованиям установленных частью 14 статьи 13 Федерального закона 27 июля 2010г. №210-ФЗ, на территории Волгоградской области действует постановление администрации Волгоградской области от 25 июля 2011г. №369-п «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг» на основании которого разрабатываются административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг.
Вместе с тем, в принятых Регламентах органами прокуратуры и юстиции неоднократно выявлялись несоответствия действующему федеральному законодательству. Следует отметить, что наиболее часто несоответствия выявлялись в разделе 5 административных регламентов регламентирующих «Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действия (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц». Можно выделить самые распространенные нарушения:
1) Так, согласно пункту 6 статьи 11.2 Федерального закона №210-ФЗ жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, либо в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен.
Вместе с тем, в ряде административных регламентах предоставления государственных услуг указанный момент рассматривался как обычное обращение граждан по Федеральному закону от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней. В исключительных случаях, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении иных сроков рассмотрения жалобы, поступившей в орган, предоставляющий государственную услугу, чем предусмотрены федеральным законодательством.
2) С принятием Федерального закона от 27 июля 2010г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» произошло внедрение подсистем оказания государственных услуг, что вместе с использованием систем электронного документооборота позволяет перевести в электронную форму процесс оказания государственных и муниципальных услуг на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. Это обеспечивается интеграцией с «Единым порталом государственных и муниципальных услуг» (ЕПГУ) через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
«Электронное правительство» - это новая форма организации деятельности органов исполнительной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами организациями государственных или муниципальных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. Актуальность данного направления подчеркивается динамичностью развития таких сфер как, социальная (ФСС, Пенсионный Фонд, ФМС), юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство), экономическая (бюджет, финансы, налоги), культурная (наука, образование), медицинская, муниципальная сфера (ЖКХ) и т. д.
Процесс предоставления государственной услуги заключается в следующем:
Согласно пункту 2 статьи 11.2 Федерального закона №210-ФЗ жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
Вместе с тем, в ряде Регламентов определено, что граждане имеют право обратиться к должностному лицу с письменным обращением либо лично в установленные часы приема.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в отсутствии возможности направления жалобы заявителем через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», единый портал государственных и муниципальных услуг либо региональный портал государственных и муниципальных услуг.
3) Согласно концепции Федерального закона №210 – ФЗ заключается в том, что для предоставления государственных и муниципальных услуг, заявитель должен быть избавлен от необходимости обращения в какие – либо иные органы за дополнительными документами («принцип одного окна»). Так, подпункты 2 и 3 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» устанавливают, что с 1 июля 2012г. органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги не вправе требовать предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации.
Вместе с тем, в ряде Регламентов по предоставлению государственных услуг отсутствует информация о возможности не предоставления отдельных документов, которые органы могут запрашивать в порядке межведомственного взаимодействия и в случае не предоставления документов отказывается в предоставлении услуги.
Таким образом, создаются дополнительные административные барьеры для получателей услуг.
4) Также, некоторые органы исполнительной власти Волгоградской области принимали административные регламенты по предоставлению услуг, которые не права предоставлять, чем вторгались в компетенцию другого органа исполнительной власти Волгоградской области.
В заключении, хотелось бы сказать о том, что принятие Федерального закона от 27 июля 2010г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», снижает до минимума взаимодействие населения и органов исполнительной власти, что привело к оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг населению и бизнесу, поддержке и расширению возможностей самообслуживания граждан, росту технологической осведомленности и квалификации граждан, возможности получения государственных и муниципальных услуг с помощью электронного документооборота являющегося одним из элементов противодействия коррупции.
Рецензии:
28.11.2013, 15:57 Ковбан Андрей Владимирович
Рецензия: Статья написана на актуальную тему, ее новизна не вызывает сомнений. Статья может быть рекомендована к печати.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий