Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Юриспруденция
Размещена 13.01.2014. Последняя правка: 13.01.2014.
Просмотров - 1576

КОМПЕТЕНЦИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ЖИЛЬЯ ДЕТЯМ-СИРОТАМ ПО ДОГОВОРУ НАЙМА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ.

Нечаева Ольга Петровна

ВГСПУ

магистрант

Кукина Т.Е. Волгоградский государственный социально-педагогический университет, кандидат юридических наук, доцент


Аннотация:
В статье рассматриваются основные вопросы компетенции субъектов Российской Федерации по предоставлению жилища детям-сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, при заключении договора найма специализированного жилого помещения.


Abstract:
This article is devoted the main questions of competence of subjects of the Russian Federation on granting the dwelling to orphan children, and also children without parental support are considered, at the conclusion of the employment contract of specialized premises.


Ключевые слова:
Право на жилище, дети-сироты, договор найма специализированного жилого помещения.

Keywords:
orphans, special-purpose housing foundation, lease agreement



УДК 347.254


Проблема обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из наиболее остро стоящих проблем как для нашего государства, как и для многих других. Поскольку данная категория граждан не имеет достаточной поддержки со стороны близких и родственников, государство берет на себя особые обязательства по обеспечению их необходимыми материальными благами, обязуясь выполнять заявленные в национальном законодательстве гарантии исполнения прав и свобод граждан.

При анализе последних исследований и публикаций  было выявлено, что тема полномочий субъектов Российской Федерации при исполнении гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточно освещена как российскими, так и зарубежными учеными, что негативно сказывается уровне правосознания и правовой культуры указанной категории лиц. Зачастую, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не знают своих прав, не умеют правильно трактовать законодательство и  правоприменительную практику. В частности, освещение проблемы разграничения полномочий субъектов Российской Федерации  в данной сфере, может существенно помочь при решении практических вопросов предоставления жилых помещений детям сиротами детям, оставшимся без попечения родителей.

Главной целью данной статьи является изложение основных компетенций субъектов Российской Федерации при предоставлении жилья по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в соответствии с современными требованиями законодательства.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",  в установленном субъектом РФ законом порядке, законодатель предполагает однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Закономерным является вопрос, кому и в каких случаях может быть предоставлена жилая площадь из специализированного жилищного фонда? Подобного рода жилье может быть предоставлено указанным в законе категориям лиц, которые при этом не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма, а также лицам данной категории, являющимся нанимателями жилья по договору социального найма или являющимися собственниками жилища, если проживание в нем признается невозможным. Жилье предоставляется по месту жительства органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.  В феврале 2012 года в связи с принятием Федерального закона № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» был произведен  ряд  изменений в сфере обеспечения жилищем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ в ред. от 02.07.2013г., дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, которые  в данный момент находятся под опекой (попечительством), должны быть обеспечены органами исполнительной власти по месту жительства во внеочередном порядке жилплощадью в пределах установленных социальных норм. Таким образом, законодатель  возлагает обязанность  по предоставлению жилья на органы исполнительной власти по месту проживания лиц указанной категории. Однако,  финансирование расходов денежных средств по обеспечению жилыми помещениями  детям-сиротам частично может происходить за счет средств федерального бюджета, путем предоставления субсидий [1].  Учитывая тот факт, что на практике процедура обеспечения детей-сирот жильем не изменилась и новый вид фонда жилых помещений будет образован в ходе изменения статуса жилья, предоставляемого органами исполнительной власти субъектов РФ  (будут относиться к специализированному жилищному фонду), дополнительные финансовые средства из бюджета субъекта на создание и содержание нового жилищного фонда не потребуются. Хотелось бы отметить тот факт, что учитывая лишь изменения на бумаге статуса жилого помещения, жилищный фонд для предоставления площадей незащищенным слоям населения продолжает оставаться, зачастую, в непригодном для жизни состоянии. А тот факт, что из федерального бюджета денежные средства будут теперь поступать в ограниченном объеме, не дает поводов для радости нынешним жильцам занимаемых помещений. Процедура обновления жилищного фонда теперь полностью возлагается на субъект РФ, и нужно учитывать тот факт, что распределение бюджетных средств происходить с учетом наиболее остро стоящих на данный момент вопросов. Вопрос обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоит на одной  на одной из первых позиций, особенно это касается немногочисленных городов и районных центров.

Чтобы обеспечить строгое выполнение предписания субъектами  на местах, законодатель разработал стратегию дальнейшего развития  данной сферы деятельности. Для наиболее эффективного и продуктивного процесса реализации указанных законодательных актов в  субъектах Российской Федерации, Минобрнауки РФ разработало ряд необходимых рекомендаций, которые должны способствовать организации деятельности по обеспечению жильем детей-сирот [2]. В письме указан ряд ключевых моментов, которые необходимы для регламентации  в нормативных актах на уровне субъектов РФ, а именно:

  • утверждение порядка формирования списков детей-сирот;
  • решение вопросов о формировании специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • введение перечня документов, которые необходимы для включения лица в список лиц указанной категории, нуждающихся в предоставлении жилого помещения;
  • разработка требований  к процедуре установления невозможности  дальнейшего проживания указанных лиц в жилых помещениях, занимаемых ими ранее, находящихся у них в собственности или в пользовании по договору социального найма;
  • установка перечня обстоятельств, свидетельствующих о необходимости помощи в преодолении трудной жизненной ситуации;
  • регламентация процесса обеспечения сохранности жилого помещения нанимателями или членами их семей по договору социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты.

Таким образом, субъекты наделены достаточно широким спектром полномочий по обеспечению жильем столь незащищенной категории лиц. В то же время. Остро стоит вопрос коррупции и бюрократии. Именно поэтому особым пунктом должен быть отмечен контроль за исполнением деятельности со стороны  федеральных органов исполнительной власти.

Так, в соответствии с  Законом Волгоградской области от 12 октября 2012 № 115-ОД «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 12 декабря 2005 № 1144-ОД «О наделениииоргановвместногоосамоуправленияя отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <…>», наделение и обеспечение жилищем детей-сирот с 01 января  2013 не входит в число государственных полномочий, вмененных органам местного самоуправления»[3]. Подписанием Постановления Правительства Волгоградской области 18 декабря 2012 № 595-п была введена  долгосрочная целевая программа по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2013-2015 годы[4]. Государственным заказчиком, аудитором  и  координатором по этой программе выступает Минобрнауки Волгоградской области. Согласно данной целевой программе, Волгоградская область планирует в скором времени обеспечить жильем большую часть лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 На примере нормативно-правовых актов Волгоградской области мы рассмотрели способы реализации  прав детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение. Иные субъекты Российской Федерации уполномочены принимать локальные акты, применяемые на конкретной территории субъекта и учитывающие все особенности региона. Однако, данные акты не должны противоречить Федеральному законодательству в основных своих положениях.  Программы и нормативные акты, направленные на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, были подписаны и в других субъектах Российской Федерации, таких как Оренбургская, Псковская, Кировская, Ленинградская области и т.д.

Таким образом, вследствие изменений законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, существенно изменился спектр полномочий субъектов Российской Федерации. Субъекты Федерации, обладая необходимыми инструментами по устранению жилищной проблемы в этой сфере, смогут самостоятельно выбирать способы ее решения.   Надеемся, что данные изменения будут способствовать решению проблемы с обеспечением права на жилище детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В качестве перспектив развития данного исследования, предполагается работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, как субъектами правоотношений по договору найма специализированного жилого помещения.

В дальнейшей своей работе, мы предполагаем провести ряд семинаров по повышению правовой грамотности среди указанной категории лиц, на базе Приюта для детей при ЦСПСиД рп Елань Волгоградской области, а также Ворошиловского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. В ходе работы с воспитанниками данных учреждений им будет подробно рассказано об их возможностях при реализации своих прав и свобод.

Также данная статья может служить основой для дальнейшего теоретического исследования вопросов найма специализированного жилого помещения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Библиографический список:

1. Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007г N 167 (редакция от 03 октября 2009г) "Об утвeрждeнии Правил прeдоставлeния субсидий из фeдeрального бюджeта в цeлях софинансирования расходов бюджетов субъeктов Российской Фeдeрации на обeспeчeниe жилыми помeщeниями детeй-сирот, детей, оставшихся без попeчения родитeлeй, а такжe дeтeй, находящихся под опeкой (попeчитeльством), не имeющих закрeплeнного жилого помeщeния"
httр://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=92559 КонсультантПлюс, 1992-2013
2. Министерство образования и науки Российской Федерации от 08 октября2012 N ИР-864/07 "О направлении рекомендаций" (вместе с "Рекомендациями по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") httр://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_136475/©
КонсультантПлюс, 1992-2013
3. Закон Волгоградской области от 12 октября 2012 г. N 115-ОД "О внесении изменений в закон Волгоградской области от 12 декабря 2005 Г. N 1144-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по выплате вознаграждения за труд, причитающийся патронатному воспитателю, предоставлению приемным родителям мер социальной поддержки" httр://www.garant.ru/hotlaw/volga/425688/
4. Постановление Правительства Волгоградской обл. от 18.12.2012 N 595-п "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" на 2013 - 2015 годы" httр://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW180;n=79696 КонсультантПлюс, 1992-2013




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх