Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №4 (декабрь) 2013
Разделы: Образование
Размещена 11.12.2013. Последняя правка: 21.01.2014.
Просмотров - 9283

Компетентностный подход в профессиональном образовании, актуальные проблемы его реализации

Франчук Татьяна Иосифовна

кандидат педагогических наук, доцент

Каменец-Подольский национальный университет имени Ивана Огиенка

доцент

Аннотация:
В статье анализируются основы компетентностного подхода в системе профессионального образования, в частности, выделяются проблемы, которые в современном образовательном пространстве оказывают тормозящее влияние на процесс его реализации на практике.


Abstract:
The article analyzes the basis of the competence approach in professional education, in particular, stand out problems which has inhibitory effects on the process of its implementation in practice in conditions of modern educational space.


Ключевые слова:
компетентностный подход, профессиональная компетентность, кредитно-модульная система, образовательные стандарты

Keywords:
competence approach, professional competence, credit-modular system, educational standards



УДК 371.21:159.953

Система компетентностного образования вполне обоснованно интерпретируется как альтернатива классической (информационно-репродуктивной). Переход на ее основы является социально обусловленным, поскольку ориентирует на формирование соответствующего типа личности человека, специалиста, который, прежде всего, мог бы бесконфликтно адаптироваться к условиям рыночной экономики, демократического социального устройства. Именно поэтому в вузах и введена кредитно-модульная система профессионального образования, направленная на формирование компетентного специалиста, субъекта собственного профессионального становления и развития в течение жизни.

Главные позиции компетентностного образования в полной мере соотносятся с глобальными мировыми тенденциями в сфере образования, наиболее значимыми из которых являются: 1) непрерывность образования как его новое качество; 2) образование как основа самореализации студента, формирование субъектной позиции в обучении, будущей профессиональной деятельности, жизни в целом; 3) ориентация обучения на формирование мобильной, динамичной, самодостаточной личности, обеспечение возможностей для ее самоактуализации.

Профессиональная компетентность студента, как правило, трактуется как результат функционирования образовательной системы, основанной на личностно ориентированной парадигме организации учебной деятельности в вузе. Принципиальное отличие заключается в стратегии ухода от образования как системы стандартов, на которые ориентируются все студенты, безотносительно к уровню актуального развития, приоритетов перспективного развития. Компетентностное образование реализуется через технологию личностно ориентированного обучения, в котором актуализируется проблема формирования личности будущего специалиста в комплексе необходимых для успешной профессиональной деятельности характеристик. В таких условиях студент реально выступает субъектом личностного и профессионального развития в течение жизни.

     Эти тенденции свидетельствуют о том, что главной функцией образования является комплексное формирование способности человека к перманентному саморазвитию во всех значимых для него аспектах. Поэтому профессиональная компетентность не может формироваться исключительно в рамках образовательной системы, здесь необходима интеграция образовательного и жизненного пространства (образование как субъект совершенствования жизни, жизнь как субъект совершенствования образования).

Мы выделили комплекс целей внедрения компетентностного подхода, которые, на наш взгляд, являются наиболее значимыми для нынешнего этапа развития высшего образования:

• трансформация базовых стандартов европейского образовательного пространства в систему национального образования, реализация основ кредитно - модульной системы (прежде всего через реальное модулирование содержания профессионального образования);

• обеспечение конкурентоспособности учебного заведения, конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда (как главного «продукта» его деятельности);

• обеспечение правильного ориентира развития образовательной системы учебного заведения;

• усиление интегративных процессов, обеспечение целостности, согласованного взаимодействия всех составляющих образовательной системы (целостного образовательного пространства).

Поэтому, результат функционирования кредитно-модульной системы образования – профессиональная компетентность специалиста. Это не приобретенные знания и умения их использовать на практике (классическая), а деятельность, которая осуществляется на  основе «Я - концепции», личностно ориентированной технологии и стиля деятельности, поскольку сформирована как симбиоз научного знания (теоретического, практического) и самоактуализации личности в его контексте. А это означает, что компетентностное образование – это не внешне реформированный вариант классического, оно имеет  принципиальные отличия, которые касаются концепции, функциональной модели, а значит и технологии ее реализации, прежде всего потому, что:

• основным субъектом обучения выступает студент, который определяет собственную траекторию профессионального развития, оптимальную для его потенциала и стартовых возможностей, формируется позиция студента как мобильного субъекта, способного к профессиональному саморазвитию на протяжении жизни;

• в основе компетентности – «живое знание» (осознанное, принятое опытом студента, а значит готовое к практическому использованию не только в стандартизированных условиях, а в профессиональных ситуациях, которые постоянно меняются);

• в процессе профессионального становления студента обеспечивается интеграция личностных и профессиональных смыслов: компетенции формируются на основе «Я - концепции», а поэтому уже в процессе обучения начинается формирование личностно ориентированной концепции, методики, стиля будущей профессиональной деятельности.

Можно утверждать, что на сегодняшний день сформирована фундаментальная методологическая, концептуальная, теоретическая, технологическая основа компетентностного образования, а также есть и практические образцы ее реализации (например, в виде отдельных учебных заведений, которые успешно функционируют как автономные саморозвивающиеся системы).

Однако, общее, централизованное продвижение к стандартам компетентностного образования является незначительным (исходя из результатов исследований, представленных в литературе – в пределах 15-25 процентов). Анализ процесса внедрения основ компетентностного образования в практику профессионального обучения дает возможность выделить наиболее существенные, по нашему мнению, причины, которые оказывают тормозящее воздействие:

1. Часто преподаватели (особенно те, которые не интересуются проблемами теоретических основ образовательных процессов) воспринимают европейские образовательные стандарты (в том числе стандарты компетентностного образования) как деструктивные, то есть такие, которые разрушают сформированную систему образования. Не хватает понимания того, что стандарты – это общие ориентиры качества образования, позволяющие определить логику развития национальной системы на перспективу. Это не «интервенция» чужих ценностей и стандартов, реформации закономерны, прежде всего, исходя из новых социально-экономических условий жизни страны.

2. У нас разработана концепция компетентностного образования, но не разработана логика и, соответственно, программа поэтапного восхождения от стандартов классического до компетентностного образования с валидным диагностическим инструментарием, который реально может фиксировать актуальный уровень, целенаправленно проектируя следующий. В нынешней системе перехода на компетентностное образование доминирует принцип «внедрения» (нововведения проектируются как аспектные самодостаточные изменения, а не в контексте концепции формирования инновационного образования) что приводит к дисбалансу системы, а не «восхождению», «выращиванию» национальной образовательной системы, обеспечивая согласованное взаимодействие всех ее составляющих, сохраняя логику целенаправленного развития. 

3. В условиях классического образования субъектом в структуре учебного процесса выступает преподаватель, поэтому главные его функции в большей степени ассоциируются с «передачей знаний». Так, преподаватель в основном занимается проблемами повышения уровня своей компетентности с определенной учебной дисциплины и «передает знания» в произвольно определенный, удобный для себя способ. Компетентностное образование по своей сути намного сложнее, основной акцент переносится на систему организации деятельности, в структуре которой студент должен выступать не объектом, а субъектом своего профессионального становления, определяя оптимальные для себя методику, стиль, режим деятельности. Преподавателям нужны специальные знания, касающиеся сущностной и технологической основы компетентностной образования, а также логики перехода на ее уровень. Многочисленные исследования по проблемам инновационного образования (в России в том числе) показывают, что до 85 % преподавателей не понимают (соответственно, и не принимают) сущности, технологических основ компетентностной, а значит и кредитно - модульной системы образования.

3. И самой большой проблемой является формализм, который обозначает традиционный конфликт формы и содержания. В данном случае мы пытаемся в кредитно-модульную систему «втиснуть» содержание классического образования (определили кредиты – не сформировал модули; называем компетенции – диагностируем знания, умения; определили приоритет за самостоятельной работой студента – подменяем ее традиционным выполнением заданий преподавателя; сформировали комплексный экзамен, а интеграции дисциплин не обеспечили – перечень можно продолжать).

4. Реформы вводятся, как правило, директивным путем, формируя ситуацию, когда все участники педагогического процесса являются объектами системы, то есть исполнителями указаний «сверху». Так можно формировать систему классического (информационно-репродуктивного) образования, но не кредитно - модульную (компетентностную), основанную на принципах саморазвития и самореализации.

Считаем, что главным условием формирования ситуации реального (тотального) перехода на основы компетентностного образования является создание целостной системы изменений, которая имеет свою концептуальную основу и касается всех сегментов системы, и самое главное  – программы поэтапного восхождения к ее стандартам. При этом преподаватели и студенты должны быть активными субъектами формирования программы реформационных процессов и их реализации в каждом конкретном вузе. Выходим из позиции, что оптимизация системы профессионального образования выгодна всем ее субъектам: она однозначно трактуется как условие обеспечения конкурентоспособности на рынке труда не только студента, как будущего специалиста, но и преподавателя вуза.

Поэтому, основой компетентностной образования является формирование преподавателя и студента как субъектов образовательной деятельности, без чего переход на кредитно-модульную систему образования нереальный: можем иметь ситуацию, при которой будут потеряны ценности классической системы и не приобретенные – компетентностной.

 

Библиографический список:

1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной кометентности педагога / В.Н.Введенский // Педагогика. - №10. - 2003. - С.51-55. 2. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. Козырева В.А., Радионовой Н.Ф. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 392 с. 3. Кумис Ф. Кризис образования в современном мире: системный анализ / Ф.Кумис - М.: Прогресс, 1970. - 262 с. 4. Лукичев Г. А. Болонский процесс: движение к созданию образования новой эпохи / Г.А.Лукичев // Вестник РУДН, сер. Информатизация образования. – 2005. – № 1(2). – С. 16-23. 5. Маслоу А. Самоактуализация личности и образования /А.Маслоу / Пер. с англ. - К.: Донецк, 1994. - 52 с. 6. Огнев’юк В.О. Освіта в системі цінностей сталого людського розвитку / В.О. Огнев’юк. – К.: Знання України, 2003. – 450 с. 7. Педагогічні технології у неперервній професійній освіті : монографія / С. О. Сисоєва, А. М. Алексюк, П. М. Воловик, О. І. Кульчицька, Л. Є. Сігаєва, Я. В. Цехмістер та ін.; за ред. С. О. Сисоєвої. – К. : ВІПОЛ, 2001. – 502 с. 8. Франчук Т.Й. Цілісний освітній простір:педагогічні основи формування: монографія / Т.Й.Франчук – Камянець-Подільський, 2009.- 244с. 9. Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А. Хуторской // Народное образование – 2003. – №2.




Рецензии:

11.12.2013, 12:58 Левкин Григорий Григорьевич
Рецензия: Статья посвящена актуальной теме - проблемам перехода системы российского образования на стандарты третьего поколения. Статья имеет четкую структуру: введение (обоснование актуальности); основную часть и заключение. Структурно и содержательно статья соответствует требованиям, предъявляемым научным работам и может быть опубликована.

20.12.2013, 9:31 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Статья вызывает научный интерес. Положения, изложенные в работе, актуальны и, главное, методологически проработаны автором. Тезисы статьи вызывают живую дискуссию.

28.12.2013, 13:35 Сыромятникова Юлия Алексеевна
Рецензия: Статья посвящена важной проблеме перехода современного образования на компетентностную основу и написана грамотным научным языком. Однако вызывает сомнение трактовка понятия "профессиональная компетентность" с позиции результатов функционирования образовательной системы. Более объемно содержание данного понятия возможно показать в соотношении с понятием "компетенция", хотя это и не заявлено в теме работы. Актуальные проблемы реализации компетентностного подхода в современном образовательном пространстве определены и логически обоснованы, хотя не могут быть ограничены только этим списком. Статья представляет актуальную и обоснованную научную разработку и может быть рекомендована к публикации. В работе встречаются опечатки

4.01.2014, 1:49 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: 1) Положения-тезисы, приведенные автором, не аргументированы ни теоретически, ни эмпирически, носят характер субъективных рассуждений. 2) Авторское толкование компетентностного подхода оригинально, но не однозначно. 3) Причины "торможения" внедрения в практику ВУЗа подхода также не подкреплены полученными лично автором аргументами. Статья не может быть рекомендована к печати в представленном варианте. Автору, с нашей точки зрения, необходимо (1) сопроводить все представленные тезисы ссылками на источники, содержащие авторское теоретико-эмпирическое обоснование. (2) заключение (авторское обобщение) согласовать с введением, четко выделив именно авторское достижение, отражаемое в конкретной статье.

08.01.2014 12:12 Ответ на рецензию автора Франчук Татьяна Иосифовна:
Благодарю за внимание и критический взгляд на содержание статьи. Позволю себе некоторые пояснения. Исхожу из позиции, что статьи предполагают разные уровни обобщения научной информации. Как автор более 120 статей по проблемам профессионального образования (в том числе 27-компетентностного), считаю, что имею право на такой уровень обобщений (к тому же, он позиционируется в названии статьи). «Субъективных рассуждений» в статье нет. Представлены авторские позиции, сформированные на основе теоретических и эмпирических исследований. Если бы каждая из них, имела полное эмпирическое обоснование - это была бы уже не статья. Если какой-то тезис вызывает у Вас протест (или же сомнения), готова предоставить адекватную теоретико-эмпирическую доказательную базу (в виде ссылки на соответствующие материалы).

18.01.2014, 9:50 Бай Татьяна Владимировна
Рецензия: Вопросы компетентностного подхода несомненно актуальны в условиях ФГОС-3. Однако на основе приведенного в статье материала сложно судить о полученных автором результатах исследования. Так же в статье отсутствуют ссылки на литературу, в качестве которой представлена лишь одна монография и та 2001 года. Вопросы компетентностного подхода на данном этапе развития педагогической науки достаточно широко представлены у многих авторов более позднего времени, цитирование которых сделало вашу работу более актуальной. На мой взгляд необходимо доработать и понятие компетентностного образования, из статьи не совсем понятно что автор подразумевает под этим понятием. Статья требует более детальной проработки и в таком варианте не может быть рекомендована к изданию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх