Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №4 (декабрь) 2013
Разделы: Юриспруденция
Размещена 31.12.2013. Последняя правка: 01.01.2014.
Просмотров - 9379

КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Гибадуллин Ильдар Ришатоич

СФ БАШГУ

студент

Гибадуллин Ильдар Ришатович студент 5 курса юридического факультета, научный руководитель - Ямщикова С.Л., старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права СФ БашГУ


Аннотация:
В последнее время значительно увеличился уровень коррупции в системе государственной службы. Данная проблема настолько возросла в последние годы, что приобрела общегосударственный масштаб.


Abstract:
Recently significantly increased the level of corruption in the public ser-vice. This problem has so increased in recent years, it has acquired a national scale.


Ключевые слова:
коррупция, государственная служба, государственные служащие

Keywords:
corruption, public service, civil servants



УДК
 342.51

Коррупция вместе с другими насущными проблемами в сфере государственной службы, такими как низкий уровень профессионализма и компетентности служащих, наличием высокого уровня административных барьеров, с недостаточным уровнем моральных устоев большинства представителей государственного аппарата негативно воздействует, по сути, на всю государственную политику и законодательную базу государственной службы. Данные проблемы являются взаимосвязанными, и сами по себе опосредованно способствуют развитию уровня коррупции.

Общеизвестно, что коррупционная составляющая деформирует экономическую и социальную инфраструктуры, негативно воздействуя, прежде всего, на органы государственной власти и аппарат управления в целом. Ввиду  высокого уровня коррумпированности муниципальных и государственных служащих граждане, таким образом, выводятся из отрасли социального обеспечения и оказания бесплатных обязательных услуг в области образования, здравоохранения.

Кроме того, наличие коррупционных взаимоотношений в обществе дает возможность лицам, нарушившим закон, избежать юридической ответственности за совершенные ими правонарушения.

Все это, в свою очередь, является фактором существования безнаказанности таких лиц, ведет к появлению негативного общественного отношения к  правоохранительным и судебным органам, то есть в целом государственной власти в глазах населения.

На данный момент в мире не существует ни одной страны, где бы абсолютно отсутствовала коррупция. Вместе с тем, в большинстве европейских государства также в США  существует эффективная система противодействия коррупции. Более того, в данных государствах  образовалась атмосфера неприязненного отношения общества к данному опасному социальному явлению.

В последние годы российское общество довольно  серьезно начало подходить к принятию возможных путей решения проблемы борьбы с коррупцией. Не так давно был подписан и ратифицирован значительный ряд международных документов в области борьбы с коррупцией.

Кроме того, в настоящий момент реализуется Национальный план противодействия коррупции, действует недавно принятый Федеральный закон «О противодействии коррупции».

Вместе с тем, стоит иметь ввиду, что действий и решений узкого круга лиц, то есть непосредственных руководителей государства, явно недостаточно. Для эффективного решения проблемы коррупции необходимо активное общественное участие, поскольку многое в данной ситуации зависит как раз от активного проявления населением государства нетерпимости по отношению к данному негативному явлению.

 Реализации государственных мер выявления, предупреждения и пресечения коррупции в органах власти зависит от целого комплекса причин правового, и политического характера, так как, эффективность выявления, предупреждения и непосредственного пресечения коррупционных взаимоотношений во многом обусловлена четким определением коррупции, определением ее специфических особенностей, которые имеют место в сфере государственного управления.

Первый шаг по пути к решению данной проблемы сделан - государство в лице ее непосредственных руководителей  признало существование общественно опасной угрозы коррупции, и пытается найти пути к ее устранению.

Если говорить об определении коррупции, нужно отметить, что на данный момент такой термин содержится в Федеральном законе «О противодействии коррупции». Исходя из данного определения коррупции, которое содержится в вышеуказанном законе, необходимо сделать вывод, что нормативное определение коррупции преимущественно в значительной степени акцентируется на уголовно- правовой аспект данного социального явления. [1, ст.1] Однако масштаб коррупционной специфики намного шире, они могут касаться различных аспектов общественного устройства, а также различных сфер власти управления, поэтому очевидно, что лишь только с помощью одних уголовно-правовых мер данную проблему в органах власти и управления решить представляется невозможным.

На сегодняшний день в современной литературе, а также в практике противодействия коррупции различают ее виды. В основном обращается внимание на экономической, политической,  бытовой, административной и элитной коррупции, также выделяют международную и национальную коррупцию. Все указанные разновидности коррупции имеют негативный социальный характер, и тем или иным образом взаимосвязаны. Непосредственную опасность несут в себе политическая, административная, а также коррупция, которая имеет место в судебных и правоохранительных органах.

Следует также отметить, что особенностью современной коррупции является и то, что она последовательно расширяет зоны своего влияния за счет новых, ранее защищенных от нее сфер воздействия, что делает ее особенно опасной. Сегодня практически нет ни одного органа государственной власти, коррупционные услуги которого не были бы востребованы бизнесом.

Необходимо согласиться с тем, что одним из самых серьезных препятствий на пути реализации государственно-правового механизма выявления, предупреждения и пресечения коррупции в органах власти и управления является фактическое пренебрежение со стороны ряда государственных и муниципальных служащих этическими стандартами должностного поведения, что в конце концов приводит к различным служебным злоупотреблениям. [2, с.39]

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что в государственном механизме противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации для комплексного и эффективного решения данной проблемы нужно активизировать весь нормативно-организационный потенциал. Также основным способом решения проблемы коррупции является активное подключение всех слоев населения к ее решению, так как только реализация всех способов противодействия коррупции в общем может привести к ожидаемым положительным результатам и позволит свести коррупцию до минимального уровня.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодейст-вии коррупции» (ред. от 30.09.2013) Ст. 1.
2. Тихомиров К.А., Трикоз Е.Н. Право против коррупции // Жур-нал российского права. 2009. № 5. С. 39.




Рецензии:

2.01.2014, 19:57 Черная Виктория Григорьевна
Рецензия: Статья рекомендуеться к публикации, однако, автору следует обратить внимание на обобщенность выводов.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх