Д.пед.н., доцент
ФГБОУ ВПО "ГГПИ им. В.Г. Короленко"
Декан факультета ПИХО, заведующий кафедрой ФКиБЖД
УДК 378.172:371.313
Переход общества в новое историческое состояние, обусловливающее объективные изменения в развитии человека объективно требуют принципиально новой организации такой важнейшей сферы, как система образования, ответственная за подготовку человека к жизни, за формирование его культурного потенциала. [11, с. 63].
Современная высшая школа направлена на формирование профессионала, обладающего достаточным уровнем профессиональной культуры и компетентности. В рамках становления новой парадигмы высшего профессионального образования существенное значение приобретают вопросы обеспечения социальной адаптации обучающегося к изменяющимся жизненным условиям, формирования духовно и физически здорового специалиста. Постановка этих вопросов особенно актуальна в связи с изменившимися ценностными ориентациями общественной системы и с переосмыслением деятельности во всех сферах жизни общества и личности, где физической культуре личности отведено одно из ключевых мест.
Модернизация физкультурной деятельности будущих педагогов в вузе, основанная на формировании физической культуры личности, содействует повышению качества профессиональной подготовки в гуманитарном вузе. В сложившейся ситуации профессионального педагогического образования обнаруживаются противоречия:
- между возрастающими требованиями нормативных документов к качеству педагогического образования и недостаточным использованием в образовательной практике целостного диагностического инструментария для своевременной оценки, отслеживания, прогнозирования состояния педагогического процесса и перспектив его развития:
- между широкими возможностями психолого-педагогической диагностики формирования физической культуры личности системно и с различных сторон явления и традиционным односторонним мониторингом в учебных заведениях, охватывающим лишь физическую сторону данного феномена. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка системного мониторинга формирования физической культуры личности студента, в контексте изучения учебной дисциплины «Физическая культура».
Понятие мониторинга близко к таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям как обратная связь, рефлексия, контроль, аттестация, однако все эти понятия являются лишь отдельными элементами мониторинга или его частными случаями. В связи с этим мониторинг имеет ряд общепризнанных особенностей: системность, целостность, научность, непрерывность, диагностичность, информационная оперативность и обратная связь. С. Н. Силина рассматривает мониторинг с методологической точки зрения, как универсальный тип деятельности, индифферентный предметному содержанию. [8]. Согласно Э. Ф. Зееру, мониторинг можно определить как процесс отслеживания состояния объекта в с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ведущих показателей. [5]. В своих исследованиях А. С. Белкин рассматривает мониторинг как непрерывное научно-обоснованное диагностики-прогностическое отслеживание образовательного процесса. [2]. С точки зрения В.Н. Соловьева мониторинг необходим, когда при построении какого-либо процесса важно отслеживать реально происходящие изменения в состоянии объектов, чтобы научно-обоснованно управлять данным процессом. [9, с. 107].
В практике физкультурной и спортивной работы широко применяются программы и программно-методические комплексы на основе использования современных информационных технологий, которые представляют собой как простые диалоговые программы — опросники, так и сложные экспертные системы, состоящие из нескольких основных и вспомогательных блоков (В. И Жолдак [3], В. В. Зайцева [4], С. Д. Неверкович [6] и другие). Значительным преимуществом использования подобных диагностико-консультационных систем является их экономическая эффективность и большая пропускная способность.
Педагогический мониторинг – это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса; отслеживание его хода, перспектив развития [10, С. 258]. Началом этой деятельности является психолого-педагогическая диагностика уровня развития групп испытуемых, воспитанности и формирования каждой отдельной личности, образовательной среды, в которой находится обучающийся. [1]. Суть педагогической диагностики заключается в сборе информации о субъекте диагностики при помощи использования разнообразных методов и диагностических методик. [7].
Основанием для подбора диагностических методик, обеспечивающих исследование, явился проведённый нами теоретический анализ проблемы формирования физической культуры личности будущего учителя. На основе изучения специальной научной литературы определены методы психолого-педагогической диагностики и процедуры их использования в процессе формирования физической культуры личности студента в педагогическом пространстве гуманитарного вуза, которые определяют актуальный вклад в теорию психолого-педагогических измерений, мониторинг и диагностику, в теорию квалиметрии. Они определяют исходный и конечный уровень формирования физической культуры личности студента на основе определения степени сформированности ее основных компонентов.
Системный анализ феномена – физическая культура личности студента - будущего педагога, позволил выделить в ней три основных компонента: мотивационно-эмоциональный (духовный), деятельностный (физический), а также когнитивный (интеллектуальный) или физкультурную компетентность. Для разработки целостного диагностического инструментария, который позволит всесторонне и системно мониторить процесс формирования физической культуры личности обучающихся нами выявлены основные показатели и критерии каждого компонента.
К показателям и критериям мотивационно-эмоционального компонента физической культуры личности обучающегося мы относим:
- физкультурно-ориентированное мировоззрение: наличие физкультурно-ориентированного сознания, уровень физкультурно-оздоровительного мышления, показатель сформированности физкультурно-оздоровительных идей;
- мотивационно-ценностное отношение к физической культуре: сформированность мотивации к физкультурной деятельности, показатель заинтересованности в физкультурной деятельности, наличие в ней осознанной потребности;
- эмоциональный показатель: эмоциональная готовность к физкультурной деятельности, уровень развития эмоционального состояния при физкультурной деятельности, показатель эмоционального комфорта.
К показателям и критериям деятельностного компонента физической культуры личности студента мы определяем:
- психический показатель: оптимальный уровень нервно-психической готовности к профессиональной деятельности, выраженный в наличии адекватной самооценки, как условия профессионального совершенствования, стойкости к эмоциональному истощению, стрессоустойчивостью, оптимального комплекса психолого-характерологических качеств личности педагога и умения выстраивать межличностных отношений (агрессивность в отношениях);
- физический показатель: уровень развития силы, показатели быстроты, уровень развития выносливости, функциональный показатель ловкости, уровень сформированности гибкости;
- оздоровительного показатель: уровень соматического здоровья, основанный на оценке адаптационного потенциала, как количественного показателя здоровья, определяемый с помощью мониторинга интенсивности проявления жизни в нормальных условиях среды, которая определяется тренированностью структурных элементов организма.
К показателям и критериям когнитивного компонента физической культуры личности обучающегося мы предлагаем:
- операционный показатель: физкультурно-оздоровительные знания, понимание и владение физкультурно-оздоровительных знаниями, навык применения в практической деятельности физкультурно-оздоровительных знаний;
- рефлексивно-оценочный показатель: способность к анализу физкультурно-оздоровительного умения, мастерство и творческое применение физкультурно-оздоровительных способностей, системная способность к оцениванию и корректировке результатов творческого применения физкультурных навыков;
- поведенческий показатель: уровень физкультурного образа жизни, сформированность и ведение здорового образа жизни студентов.
Для психолого-педагогической диагностики компонентов и ключевых показателей физической культуры личности студента был создан специальный диагностический инструментарий (Таблица 1).
Таблица 1. Комплекс методов и целей изучения компонентов и ведущих показателей сформированности физической культуры личности
Компоненты физической культуры личности |
Показатели физической культуры личности |
Цель изучения |
Методы изучения |
Мотивационно-эмоциональный |
Физкультурно-ориентированное мировоззрение:
|
Определить наличие физкультурно-ориентированного сознания и физкультурного мышления. |
Авторская методика определения физкультурного мировоззрения по анализу данных в социальной сети «В контакте» |
Мотивационно-ценностное отношение к физкультурной деятельности
|
Определить сформированность мотивации, заинтересованности и потребности в физкультурной деятельности |
Авторская методика выбора группы мотиваций к занятиям физическими упражнениями и физическому напряжению |
|
Эмоциональный показатель
|
Зафиксировать эмоциональную готовность к физкультурной деятельности, определить уровень развития эмоционального состояния при физкультурной деятельности и эмоционального комфорта |
1. Методика оценки эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности. 2. Тест САН (Самочувствие, активность, настроение). 3.Модифицированная методика по дифференциальным шкалам эмоций по К. Изард. |
|
Деятельностный |
Психический показатель
|
Определить психическую готовность на основе анализа самооценки, определения уровня стрессоустойчивости, эмоционального выгорания, стойкости к эмоциональному истощению и уровня агрессии, выявления типов характера и темперамента |
1. Опросник по анализу самооценки С. В. Ковалева. 2. Тест на определение стойкости к эмоциональному истощению и уровня агрессии по А. Ассингер. 3. Анктетный опрос по методике определения уровня стрессоустойчивости по Т.А. Немчину; 4. Опросник на определение эмоционального выгорание MBI К. Маслач, С. Джексон, в модификации Н. Е. Водопьяновой. 5. Комплекс психолого-характерологических качеств личности педагога – типа характера и темперамента по опроснику Г. Шмишек.
|
Физический показатель
|
Выявить уровень развития силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости. |
Тесты на определени е уровня физического развития по 100-балльной системе
|
|
Оздоровительный показатель
|
Определить уровень соматического здоровья основанный на оценке адаптационного потенциала, как количественного показателя функциональных характеристик, |
Оценка физического здоровья по Н. М. Амосову
|
|
Когнитивный |
Операционный показатель
|
Выявить физкультурно-оздоровительные знания, определить понимание и владение физкультурно-оздоровительных знаниями и навыком применения их в практической деятельности. |
Модифицированная система уровней обученности по таксономии Б. Блума в аспекте уровней обученности (знание, понимание, применение) |
Рефлексивно-оценочный показатель
|
Зафиксировать способность к анализу физкультурно-оздоровительного умения, мастерство и творческое применение физкультурно-оздоровительных способностей, системная способность к оцениванию и корректировке результатов творческого применения физкультурных навыков |
Модифицированная система уровней обученности по таксономии Б. Блума на основе выявления мыслительных операций, необходимыми для их достижения (анализ, синтез, оценка). |
|
Поведенческий показатель
|
Определить уровень ведения физкультурного и здорового образа жизни |
Методика «Здоровый образ жизни» по Д. Н. Давиденко и В. П. Петленко |
Таким образом, разработка психолого – педагогического мониторинга формирования физической культуры личности студента на основе использования комплекса диагностических методик, позволит более качественно изучать ход и результаты покомпонентного и поэтапного развития физической культуры личности испытуемых и содействует эффективности наблюдения динамики формирования культуры личности у различных групп студентов. Детальный анализ различных сторон изучаемого процесса позволит содействовать своевременной корректировке образовательно-воспитательного процесса.
Системная целостность и действенность критериально-диагностического аппарата, применяемого для оценки уровня формирования физической культуры личности студента обеспечена поэтапной методикой формирования компонентов физической культуры личности по их показателям, наилучшим образом аккумулирующей в себе отдельные диагностики, в том числе и авторские, и позволяющей составить полную картину формирования физической культуры личности испытуемых. Применение диагностического аппарата на различных этапах работы позволяет обеспечить всестороннее и целостное изучение особенностей формирования физической культуры личности испытуемых с различной мировоззренческой, деятельностной и когнитивной обусловленностью.
Рецензии:
15.05.2014, 22:40 Кихтенко Любовь Федоровна
Рецензия: Статья посвящена проблеме мониторинга сформированности физической культуры личности студента. По своей структуре имеет вступление, основную часть, заключение и список литературы.
Название статьи полностью соответствует содержанию.
В научном труде представлена авторская позиция по решению проблемы повышения качества профессиональной подготовки в гуманитарном вузе посредством формирования физической культуры личности студента.
Основным лейтмотивом статьи является доказательство необходимости контролировать и анализировать не только физический компонент вышеназванного «феномена» (сила, выносливость, ловкость, гибкость, быстрота), но и мотивационно-эмоциональный, а также когнитивный компоненты. С этой целью предлагается использовать авторские методики и методы психолого-педагогической диагностики.
Комплексный, многоаспектный мониторинг сформированности физической культуры личности студента вызывает определенный научный интерес и имеет практическую значимость, так как полученный диагностический материал будет давать возможность планировать и организовывать образовательный процесс по освоению учебного предмета «Физическая культура» более эффективно. Это, несомненно, будет способствовать и укреплению здоровья студентов, и повышению качества профессиональной подготовки в гуманитарном вузе.
Статья рекомендуется к печати.
Доцент кафедры физической культуры и здоровьесбережения
Ставропольского института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования
к. пед. н., Любовь Кихтенко.
Комментарии пользователей:
20.03.2014, 22:49 BUTRIMOVA IRINA VIKTOROVNA Отзыв: Статья посвящена актуальной проблеме осуществления мониторинга качества образования в части формирования физической культуры и составляющих ее компетенций студентов педагогических вузов. Автор выделяет критерии и показатели, существенные для обучающихся по данной специальности, и предлагает инструментарий оценки. Однако, в статье не уделяется внимание использованию результатов оценивания - одному из центральных вопросов в совершенствовании системы оценки качества образования. Мониторинг должен быть направлен на совершенствование образовательного процесса, а не только маркировку - определение уровня сформированности физической культуры студентов. |
21.03.2014, 11:35 Наговицын Роман Сергеевич Отзыв: Спасибо за отзыв, но наше исследование в рамках данной статьи направлено на разработку диагностического инструментария. Исследование, посвященное совершенствованию образовательно-воспитательного процесса с помощью данного мониторинга отражено в других статьях |
21.03.2014, 11:37 Наговицын Роман Сергеевич Отзыв: Спасибо за отзыв. |