УО "Полесский государственный университет"
студент
Филитович Анастасия Валерьевна, УО Полесский государственный университет, ассистент кафедры экономической теории
УДК 338
Во второй половине двадцатого века в развитых странах произошло достаточно радикальное увеличение доли услуг в экономике по сравнению с промышленным и сельскохозяйственным производством, что привело к термину "постиндустриальная экономика". Не секрет, что в будущем экономика оторвется еще дальше от материальной основы и приобретет статус "цифровая экономика". Весомую долю ВВП составят именно те продукты и услуги, которые будут информационного характера. В общем-то, как таковой процесс торговли переместится из офисов, павильонов и магазинов в виртуальное киберпространство, в котором необходимую продукцию или услугу каждый сможет приобрести, находясь в любой точке нашей планеты, собственно не вставая с кресла…
Тема электронной коммерции довольно распространенная на современном этапе. Так что же такое виртуальная коммерция? Этот термин имеет различные трактовки. Виртуальная или электронная коммерция включает в себя любые коммерческие транзакции, полностью или частично происходящие путем удаленного доступа к компьютеру (чаще всего, через Интернет). [2] По определению Всемирной торговой организации под электронной торговлей понимается производство, реклама, продажа и распространение товаров посредством телекоммуникационных сетей.
Для более глубокого понимания представим типичные направления виртуального бизнеса:
Что касается Республики Беларусь, современный бизнес сопровождается развитием электронной коммерции. Согласно информации Министерства связи и информатизации, в Республике Беларусь насчитывается более трёх миллионов активных пользователей сети Интернет, что составляет около третьей части населения страны.
Виртуальный бизнес рассматривается как деятельность фирмы, направленная на получение прибыли, повышение конкурентоспособности с помощью киберпространства, а также как способ улучшения условий как для покупателей, так и для продавцов.
В настоящее время в мировой практике сложились две модели развития электронной коммерции [1, с.8]: (B2C) виртуальные бизнес-компании с потребителями и (B2B) торговля между самими бизнес-партнерами.
Что касается технологии B2C, которая представлена торговлей товарами в Интернет-магазинах, она в Республике Беларусь развита, но недостаточно. Существует множество таких магазинов, которые удобны для пользователей Интернета. Красочные удобные страницы, большой выбор товаров, большинство даже с доставкой на дом.
Но, к сожалению, в Беларуси стандартный вид Интернет-магазина который будет полностью автоматизирован, редкое явление. Для среднего и малого бизнеса в Республике Беларусь – это слишком дорогое и непривычное направление деятельности.
Однако, крупный доход обычно предполагает серьёзные вложения. Как объяснить владельцу успешной компании, который, к примеру, более 20 лет преуспевает в своём бизнесе, что ему необходимо вложить свои деньги в какой-то «неощутимый» нематериальный Интернет-проект? Но подрастает поколение, которое ни дня не может прожить, не заходя в Интернет. День многих подростков начинается с нажатия кнопки включения компьютера. Большинство этих людей знает, что в Глобальной сети сейчас можно почти всё для коммерческой деятельности: купить, продать, разрекламировать продукцию, связаться с производителями товаров или услуг, найти обширный список потенциальных продавцов или покупателей и так далее. Об этом знает почти каждый школьник, который, кстати, возможно и есть сын нашего владельца крупной компании и убедит отца-бизнесмена в необходимости данного инвестиционного проекта.
В Беларуси распространенной является смешанная модель бизнеса В2С, иными словами Интернет-витрина, которая частично автоматизирована.
Малый бизнес пользуется услугами PHP- и ASP-провайдеров или своеобразные электронные площадки, которые за определенную оплату предоставляют предпринимателю уже полностью готовый Интернет–магазин. К примеру, такой площадкой является www.shop.by. Особенностью белорусской виртуальной коммерции является то, что крупные компании сами создают свои представительства в Интернет-пространстве, к примеру, сайт белорусской кондитерской фабрики «Спартак» (www.spartak.bу), а также Минской пивоваренной компании «Оливария» (www.olivaria.com), ОДО «Виталюр» (www, vitalur.nsys. by).
Необходимо отметить, что по данным Всемирного Банка, белорусский рынок информационных и коммуникационных технологий является крупным рынком Восточной Европы. В Беларуси виртуальная торговля рассматривается как один из способов создания цивилизованного, усовершенствованного, высокоорганизованного рынка товаров и услуг.
В 2009 году объем рынка электронной коммерции в Беларуси составил 1,3 млрд руб. За январь-ноябрь 2011 года Республика Беларусь осуществила: экспорт товаров на 36,5 млрд долларов, в том числе калийные удобрения, нефтепродукты, , машины и транспортное оборудование, химикаты, продукты питания, металлы, текстиль; крупнейшие рынки – Россия, Германия, Нидерланды, Польша, Великобритания, Украина и Латвия; импорт товаров – 41,3 млрд долларов, в который входят минеральные удобрения, машины и оборудование, металлы, нефть и природный газ, химикаты, продовольствие .Основными поставщиками товаров являются – Россия, Германия, Украина, Польша, Италия, Литва, Китай. [3]
Сегодня в Интернет-пространстве можно отыскать около двух тысяч виртуальных магазинов. Многие из этих магазинов открыты на таких порталах, как tut.shop.by, shop.by и т.д..
Что касается реального оборота Интернет-магазинов, то он является неизвестным параметром в экономике. Но около девяноста пяти процентов платежей вносят пользователи Интернет-магазинов за услуги, лишь пять процентов платежей производятся за товары.
Виртуальная коммерция в Республике Беларусь несовершенна. Существуют некоторые проблемы её целостного развития. Перечислим проблемы, препятствующие развитию электронной коммерции: одной из главных является недоверие со стороны населения к Интернет-платежам. Еще пару лет назад человек не мог представить, как он сможет обходиться без наличных денег, без походов в магазины, без необходимости походов в эти самые магазины. Наши бабушки и дедушки вряд ли захотят что-то приобрести в Интернет-магазине. Следующей проблемой является невысокий уровень внедрения Интернета в жизнь людей. Многие всё ещё могут обходиться без просмотра своих страниц в социальных сетях, без чтения новостей на Интернет-порталах, без Интернета. Ещё одной проблемой является то, что не все платёжные карточки имеют возможность оплаты в сети Интернет, около 40% не имеют данной возможности. Также, недостаточный контроль за деятельностью в киберпространстве является немаловажной проблемой для успешного развития виртуальной коммерции в Республике Беларусь. Для устранения последней проблемы необходимо предпринять некоторые действия. Все финансовые процессы в технологии Интернет должны контролироваться со стороны специализированных органов. Данная процедура необходима во избежание мошенничества и большего доверия населения виртуальной коммерции.
В завершение хотелось бы отметить, что виртуальная торговля или электронная коммерция позволяет компаниям повысить эффективность их функционирования, быстро и качественно отвечать на запросы потенциальных покупателей, она даёт возможность самим компаниям выбирать самых лучших поставщиков, независимо от их местонахождения и осуществлять сделки на Мировом рынке. Устранение недостатков виртуальной коммерции в Республике Беларусь приведёт к усовершенствованию инфраструктуры рынка, что в свою очередь должно повысить уровень развития национальной экономики.
Рецензии:
19.12.2013, 1:12 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Рекомендуется к печати.
23.12.2013, 12:44 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Статья может быть рекомендована к печати.
12.01.2014, 13:02 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендуется к печати
14.01.2014, 20:43 Орехова Татьяна Романовна
Рецензия: Рекомендуется к печати
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий