Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №4 (декабрь) 2013
Разделы: Экономика
Размещена 17.12.2013. Последняя правка: 17.12.2013.
Просмотров - 3417

НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ КОММЕРЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Бескаравайная Дарья Дмитриевна

УО "Полесский государственный университет"

студент

Филитович Анастасия Валерьевна, УО Полесский государственный университет, ассистент кафедры экономической теории


Аннотация:
В данной статье рассмотрена сущность и необходимость виртуальной коммерции на Глобальном уровне. Рассмотрено состояние виртуальной коммерции в Республике Беларусь. Выявлены некоторые проблемы и предложены приоритетные направления развития виртуального бизнеса для национальной экономики.


Abstract:
This article describes the essence and necessity of virtual commerce globally. It shows the state of virtual commerce in the Republic of Belarus, identifies some problems and proposes priorities for the development of virtual business for the national economy of the Republic of Belarus.


Ключевые слова:
виртуальная коммерция, электронный бизнес, Интернет, «цифровая экономика»

Keywords:
virtual commerce, e-business, Internet,


УДК 338

Во второй половине двадцатого века в развитых странах произошло достаточно радикальное увеличение доли услуг в экономике по сравнению с промышленным и сельскохозяйственным производством, что привело к термину "постиндустриальная экономика".  Не секрет, что в будущем экономика оторвется еще дальше от материальной основы и приобретет статус "цифровая экономика". Весомую долю ВВП составят именно те продукты и услуги, которые будут информационного характера. В общем-то, как таковой процесс торговли переместится из офисов, павильонов и магазинов в виртуальное киберпространство, в котором необходимую продукцию или услугу каждый сможет приобрести, находясь в любой точке нашей планеты, собственно не вставая с кресла…

Тема электронной коммерции довольно распространенная на современном этапе. Так что же такое виртуальная коммерция? Этот термин имеет различные трактовки. Виртуальная или электронная коммерция включает в себя любые коммерческие транзакции, полностью или частично происходящие путем удаленного доступа к компьютеру (чаще всего, через Интернет). [2] По определению Всемирной торговой организации под электронной торговлей понимается производство, реклама, продажа и распространение товаров посредством телекоммуникационных сетей.

Для более глубокого понимания представим типичные направления виртуального бизнеса:

  • Продажа  товаров под заказ с оплатой на сайте продавца
  • Продажа различных электронных продуктов (музыка, видео и т.д.)
  • Финансовые услуги в режиме реального времени (банковские, брокерские)
  • Информационные услуги (например, тексты законодательных актов)
  • Телекоммуникационные услуги (к примеру, организация видеоконференций)
  • Сохранение и редактирование информации (к примеру, работа с базами данных) и так далее.

Что касается Республики Беларусь, современный бизнес сопровождается развитием электронной коммерции. Согласно информации Министерства связи и информатизации, в Республике Беларусь насчитывается более трёх миллионов активных пользователей сети Интернет, что составляет около третьей части населения страны.

Виртуальный бизнес рассматривается как деятельность фирмы, направленная на получение прибыли, повышение конкурентоспособности с помощью киберпространства, а также как способ улучшения условий как для покупателей,  так и для продавцов.

В настоящее время в мировой практике сложились две модели развития электронной коммерции [1, с.8]: (B2C) виртуальные бизнес-компании с потребителями и (B2B) торговля между самими бизнес-партнерами.

Что касается технологии B2C, которая представлена торговлей товарами в Интернет-магазинах, она в Республике Беларусь развита, но недостаточно. Существует множество таких магазинов, которые удобны для пользователей Интернета. Красочные удобные страницы, большой выбор товаров, большинство даже с доставкой на дом.

Но, к сожалению, в Беларуси стандартный вид Интернет-магазина который будет полностью автоматизирован, редкое явление. Для среднего и малого бизнеса в Республике Беларусь – это слишком дорогое и непривычное направление  деятельности.

Однако, крупный доход обычно предполагает серьёзные вложения. Как объяснить владельцу успешной компании, который, к примеру, более 20 лет преуспевает в своём бизнесе, что ему необходимо вложить свои деньги в какой-то «неощутимый» нематериальный Интернет-проект? Но подрастает поколение, которое ни дня не может прожить, не заходя в Интернет. День многих подростков начинается с нажатия кнопки включения компьютера. Большинство этих людей знает, что в Глобальной сети сейчас можно почти всё для коммерческой деятельности: купить, продать, разрекламировать продукцию, связаться с производителями товаров или услуг,  найти обширный список потенциальных продавцов или покупателей и так далее. Об этом знает почти каждый школьник, который, кстати, возможно и есть сын нашего владельца крупной компании и убедит отца-бизнесмена в необходимости данного инвестиционного проекта.

В Беларуси распространенной является смешанная модель бизнеса В2С, иными словами Интернет-витрина, которая частично автоматизирована.

Малый бизнес пользуется услугами PHP- и ASP-провайдеров или своеобразные электронные площадки, которые за определенную оплату предоставляют предпринимателю уже полностью готовый Интернет–магазин. К примеру, такой площадкой  является www.shop.by. Особенностью белорусской виртуальной коммерции является то, что крупные компании сами создают свои представительства в Интернет-пространстве, к примеру, сайт белорусской кондитерской фабрики «Спартак» (www.spartak.bу), а также Минской пивоваренной компании «Оливария» (www.olivaria.com), ОДО «Виталюр» (www, vitalur.nsys. by).

Необходимо отметить, что по данным Всемирного Банка, белорусский рынок информационных и коммуникационных технологий является крупным рынком Восточной Европы. В Беларуси виртуальная торговля рассматривается как один из способов создания цивилизованного, усовершенствованного, высокоорганизованного рынка товаров и услуг.

В 2009 году объем рынка электронной коммерции в Беларуси  составил 1,3 млрд руб. За январь-ноябрь 2011 года Республика Беларусь осуществила: экспорт товаров на 36,5 млрд долларов, в том числе калийные удобрения, нефтепродукты, , машины и транспортное оборудование, химикаты, продукты питания, металлы, текстиль;  крупнейшие рынки – Россия, Германия, Нидерланды, Польша, Великобритания, Украина и Латвия; импорт товаров – 41,3 млрд долларов, в который входят минеральные удобрения, машины и оборудование, металлы, нефть и природный газ, химикаты, продовольствие .Основными поставщиками товаров являются – Россия, Германия, Украина, Польша, Италия, Литва, Китай. [3]

Сегодня в Интернет-пространстве можно отыскать около двух тысяч виртуальных магазинов. Многие из этих магазинов открыты на таких порталах, как tut.shop.by, shop.by и т.д..

Что касается реального оборота Интернет-магазинов, то он является неизвестным параметром в экономике. Но  около девяноста пяти процентов платежей вносят пользователи Интернет-магазинов за услуги, лишь пять процентов платежей производятся за товары.

Виртуальная коммерция в Республике Беларусь несовершенна. Существуют некоторые проблемы её целостного развития. Перечислим проблемы, препятствующие развитию электронной коммерции: одной из главных является недоверие со стороны населения к Интернет-платежам. Еще пару лет назад человек не мог представить, как он сможет обходиться без наличных денег, без походов в магазины, без необходимости походов в эти самые магазины. Наши бабушки и дедушки вряд ли захотят что-то приобрести в Интернет-магазине. Следующей проблемой является невысокий уровень внедрения Интернета в жизнь людей. Многие всё ещё могут обходиться без просмотра своих страниц в социальных сетях, без чтения новостей на Интернет-порталах, без Интернета. Ещё одной проблемой является то, что не все платёжные  карточки имеют возможность оплаты в сети Интернет, около 40% не имеют данной возможности. Также, недостаточный контроль за деятельностью в киберпространстве является немаловажной проблемой для успешного развития виртуальной коммерции в Республике Беларусь. Для устранения последней проблемы необходимо предпринять некоторые действия. Все финансовые процессы в технологии Интернет должны контролироваться со стороны специализированных органов. Данная процедура необходима во избежание мошенничества и большего доверия населения виртуальной коммерции.

В завершение хотелось бы отметить, что виртуальная торговля или электронная коммерция позволяет компаниям повысить эффективность их функционирования, быстро и качественно отвечать на запросы потенциальных покупателей,  она даёт возможность самим компаниям выбирать самых лучших поставщиков, независимо от их местонахождения и осуществлять сделки на Мировом рынке. Устранение недостатков виртуальной коммерции в Республике Беларусь приведёт к усовершенствованию инфраструктуры рынка, что в свою очередь должно повысить уровень развития национальной экономики.

Библиографический список:

1. Голенда, Л.К. Электронный бизнес: пособие: для студентов экономических специальностей / Л.К. Голенда, М. А. Акинфина. – Минск: БГЭУ, 2011. – 112 с.
2. Проблемы обложения налогом субъектов электронной коммерции// [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://coolreferat.com/Проблемы_обложения_налогом_субъектов_электронной_коммерции/. – Дата доступа : 15.12.2013.
3. Bureau of European and Eurasian Affairs. Background Note: Belarus. January 27, 2012// [Electronic resource].. – Mode of access: http://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/5371.htm/. – Date of access: 14.12.2013.




Рецензии:

19.12.2013, 1:12 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Рекомендуется к печати.

23.12.2013, 12:44 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Статья может быть рекомендована к печати.

12.01.2014, 13:02 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендуется к печати

14.01.2014, 20:43 Орехова Татьяна Романовна
Рецензия: Рекомендуется к печати



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх