Томский политехнический университет
студент
УДК 338.27
В условиях рыночной экономики любой хозяйствующий субъект должен обладать потенциалом, который позволит оставаться ему на плаву. Для определения потенциала предприятия на рынке используют оценку и планирование экономической деятельности предприятия. Оценка рыночного потенциала предприятия – постоянно осуществляемая функция, позволяющая контролировать как спад, так и рост экономической деятельности.
Под рыночным потенциалом предприятия понимается возможность управлять ресурсами предприятия на различных стадиях производства и развития для эффективного взаимодействия с рыночной конъюнктурой.
Каждое предприятие обладает рыночным потенциалом, однако далеко не каждое использует этот потенциал в полной мощности. Для того чтобы определить уровень использования ресурсов предприятия в конкретный период времени необходимо провести стратегическое планирование деятельности субъекта. Показатель УИРП (уровень использования рыночного потенциала) использует в хоте стратегического планирования потенциала предприятия в рыночной конъюнктуре. Данный показатель может принимать значения в диапазоне от 0% до 100%. В основе планирования с использованием показателя УИРП выделяют две стратегии:
Использование стратегии «подход снизу» предполагает разработку такой стратегии, увеличение использования отдельных показателей рыночного потенциала которых приведет к росту этого потенциала. Эта стратегия рассматривается как результат стратегий повышения потенциала составляющих предприятия. В ходе данного подхода необходимо оценить текущее значение рыночного потенциала, путем анализа данных, позволяющих определить конкретно за счет чего можно его увеличить, а также построив стратегию для улучшения составляющих. Данный подход носит ограниченный характер, силу того, что не подразумевает влияния на изменение показателя УИРП на деятельность всего предприятия, а также не предусматривает наличие взаимозависимых стратегий повышения УИРП и корпоративной стратегии в целом.
В ход использования стратегии «подход сверху» предполагают, кардинальное изменение стратегии предприятия в целом, в результате которого происходит рост рыночного потенциала субъекта. Данный рост обусловлен тем, что предприятие само выбирает стратегию, которая приведет к росту его потенциала.
К основным составляющим рыночного потенциала как элемента стратегического планирования относятся:
Данные составляющие являются главными стратегическими показателями предприятия, которые дают возможность в достижении поставленных им целей.
На российском рынке национальные предприятия осуществляют планирование рыночного потенциала по основным направлениям:
Из вышеприведенных направлений необходимо отметить, что данные стратегии могут быть включены в тематические планы научно-исследовательских, опытно-конструкторских и производительных работ предприятия. Определение планов обычно составляются на пятилетний период с учетом предстоящих внутренних и внешних изменений производственных систем на предприятие.
Для того, чтобы предприятие определила стратегию своей деятельности необходимо оценить пространство, в котором оно будет существовать, а также основную сферу своей деятельности. Положение предприятия на рынке, уровень производительности, наличие производственных ресурсов, степень стабильности фирмы, система управления, профессионализм и компетентность кадров, инновационная деятельность предприятия – все это является ключевыми философскими ориентирами деятельности экономического субъекта, которые позволят произвести оценку стратегических альтернатив и его целей.
Для анализа внешней и внутренней среды (микро- и макроуровень) используется SWOT-анализ – выявление сильных и слабых сторон фирмы. При данном анализе, происходит сканирование и выявление тех специфических факторов, которые непосредственно влияют на деятельность субъекта экономики.
На основе данного анализа формируется УИРП, как наиболее перспективное направление для дальнейшей деятельности предприятия. Данный анализ позволяет отсеять самые неподходящие варианты развития и деятельности предприятия. В конечном итоге формируются две – три ключевые стратегии.
Для каждого из вариантов строится прогнозное значение УИРП, которое можно осуществить путем метода экспертных оценок, это позволит выбрать предпочтительную для фирмы стратегию развития в данных условиях и на данный период времени.
Проведение планирования на основе оценки УИРП – уникальная возможность для построения стратегии хозяйствующего субъекта экономики, что позволяет улучшить внутренние и внешние показатели работы предприятия. Подобного рода анализ позволяет изучить его деятельность с точки зрения эффективного использования ресурсов. Метод позволяет оценить каждую сферу внутренней деятельности предприятия, что в дальнейшем позволит четко определить развитие субъекта и оценить эффективность во взаимодействии с рынком.
Рецензии:
23.12.2013, 12:57 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Прежде всего, отмечу, что название статьи несколько не соответствует ее содержанию. В работе не дана оценка потенциала. Указаны отдельные элементы методики такой оценки и возможности ее использования в стратегическом планировании. Кроме того, рекомендую автору изучить работы ученых, где рассматривается сущности экономического потенциала предприятия. Поскольку предложенная формулировка: "возможности управлять..." некорректна. Далее автор сам справедливо отмечает, что существует еще ресурсная составляющая, управляющая и ряд других. Следует определиться, что является целью работы. Если методика оценки,то следует ее описать и рассмотреть на примере, если роль такой оценки в стратегическом планировании, то рассмотреть сопряженность этих задач, указать, кто их решает и прочее. Статью следует доработать.
24.12.2013, 20:59 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Изменить название статьи. Доработать методику.
12.01.2014, 13:09 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендуется к печати
14.01.2014, 20:46 Орехова Татьяна Романовна
Рецензия: Рекомендуется к печати
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий