Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №4 (декабрь) 2013
Разделы: Экономика
Размещена 28.12.2013. Последняя правка: 16.01.2014.
Просмотров - 5338

ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Матиевская Екатерина Леонидовна

Ростовский Государственный Строительный Университет

студент

Смирнов Дмитрий Владимимрович, Ростовский Государственный Строительный Университет, кафедра экономической теории и предпринимательства, ассистент


Аннотация:
В статье рассмотрены особенности развития франчайзинга в России. Франчайзинг имеет ряд преимуществ и является перспективной формой взаимодействия малого и крупного бизнеса. Однако в нашей стране существуют определенные проблемы приобретения франшизы для малых предприятий в современных условиях, которые требуют комплексного решения.


Abstract:
The article describes the features of the development of franchising in Russia. Franchising has many advantages and is a promising form of interaction between small and large businesses. However, in our country there are some problems acquiring a franchise for small enterprises in modern conditions that require complex solutions.


Ключевые слова:
франчайзинг, предпринимательство, малый бизнес

Keywords:
franchising, entrepreneurship, small business


 

УДК 33

На сегодняшний деньважнейшими целями экономической политики России являются повышение уровня жизни широких слоев населения, достижение высокого экономического роста и максимальной занятости,  устойчивость валюты и внешнеэкономическое равновесие, стабильность уровня цен. Данные цели можно достичь, лишь обеспечив перспективы развития конкурентоспособного предпринимательства.

Однако в России развитие малого предпринимательства испытывает определенные трудности, которые имеют ряд причин. К таким причинам можно отнести и не создающее благоприятных условий для развития малого бизнеса законодательство, и занятый в этой сфере контингент, который зачастую не обладает необходимым багажом как экономических, так и юридических знаний. В связи с этим, чтобы обеспечить благоприятные условия для вхождения в определенный сектор рынка, а также для выживания в нем, малые предприятия все чаще предпочитают быть партнерами крупных предприятий [2].

Одним из современных видов партнерского бизнеса является система франчайзинга. Согласно ст.1027 Гражданского кодекса РФ по договору коммерческой концессии (франчайзинга) одна из сторон, именуемая правообладателем (франчайзером) предоставляет другой стороне - пользователю (франчайзи) право использовать в его предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Кроме этого, франчайзер обязуется в дальнейшем оказывать франчайзи постоянное содействие в становлении бизнеса, обеспечивать организационную, техническую и консультационную помощь. [1] На сегодняшний день такая форма организации малого бизнеса как франчайзинг довольно популярна во многих странах мира. Это объясняется устойчивостью и эффективностью вновь созданного предприятия, которое будет входить во франчайзинговую сеть.

Как правило, покупку франшизы осуществляют люди, обладающие начальным капиталом и желанием открыть свой бизнес, но не знают с чего начать из-за недостатка опыта и знаний в области предпринимательства, сырья, поставщиков, схемы реализации. Очевидно, что без обучения и поддержки их усилия обречены на провал. Франчайзинг, как одна из популярных форм интеграции малого и крупного бизнеса, как раз и позволяет решить эти проблемы.

Франчайзинг имеет ряд преимуществ и, безусловно, выгоден как для франчайзера, так и для франчайзи. С одной стороны, франчайзи за определенную плату получает квалифицированную помощь, которая в другом случае для его отдельного предприятия оказалась бы слишком дорогостоящей. Таким образом,  повышается степень выживаемости малых предприятий, работающих на основе франчайзинга, так как они опираются на опыт и поддержку крупного бизнеса и работают на уже освоенных им сегментах рынка. При этом франчайзи сохраняет за собой самостоятельность принятия решения, в том числе в вопросах кадровой политики и распределение прибыли.  Однако, приобретая франшизу, предприниматель берет на себя обязанность придерживаться всех норм, правил и ограничений, предписанных концепцией франчайзера. В такие правила могут входить, например, распорядок рабочего дня, обращение с клиентами, оформление помещений, внешний вид служащих, процедуры приготовления блюд и т.д.

С другой стороны, благодаря франчайзингу франчайзер может быстро развиваться и территориально расширяться, внедряясь в новые географические районы и используя при этом денежные ресурсы других людей (франчайзи). Также уменьшаются проблемы с персоналом и затраты на заработную плату, так как франчайзеру требуется меньшее количество управляющих. Кроме того, франчайзи обладают более сильной мотивацией, чем наемные руководящие сотрудники компании. По данным международной франчайзинговой ассоциации франчайзинг занимает сильные позиции на рынке и вскоре будет преобладать в сфере розничной торговли и услуг.

Зачастую франчайзинг является наилучшей дорогой к успеху начинающего предпринимателя. Так как крупная организация защищает франчайзи путем предоставления различных рекомендаций и стандартов, доля банкротств, приходящаяся на данный способ ведения бизнеса, является довольно низкой. Но не смотря на все преимущества и перспективы франчайзинга, существует ряд проблем, препятствующих его развитию.

Одной из таких проблем является российское законодательство. Гражданский Кодекс РФ обязывает предпринимателей регистрировать договор коммерческой концессии в Роспатенте, что неизбежно приводит к бюрократическим проволочкам. В свою очередь,  в зарубежных странах данный вид деятельности не требует никаких официальных регистраций и оформлений.  В США только на федеральном уроне создано около сотни законов, так или иначе касающихся франчайзинга, в то время как в России отсутствует даже закон о франчайзинге. Таким образом, в стране отсутствует необходимая законодательная база [5].

Еще одной проблемой оказалась недостаточная поддержка со стороны коммерческих банков, обусловленная отсутствием заинтересованности самих банков в разработке схем кредитования субъектов франчайзинга, и как следствие – отсутствие комплексных систем обслуживания, невозможность получения в банке кредитных ресурсов. Сейчас не так много банков, которые реализуют программы финансирования субъектов франчайзинга.

Так, например, Сбербанк реализует программу «Бизнес-старт» на открытие своего бизнеса по программе франчайзинга. Кредит предоставляется на сумму от 100 тыс. до 3 млн рублей. Срок составляет от 6 месяцев до 3,5 года. Заемщик должен внести 20% от объема финансирования проекта. При кредитовании на срок до двух лет процентная ставка по ссуде составит 17,5%, свыше – 18,5%. Комиссия за оформление и выдачу ссуды отсутствует [3].

Банк Проектного Финансирования предлагает кредит на покупку нового бизнеса (франчайзинг) в размере от 100 тыс. руб. до 3000 тыс. руб. на срок от 3 месяцев до 3 лет. Процентная ставка составляет 19% годовых.

Финансовая Группа Лайф предоставляет возможность получения инвестиций на открытие бизнеса по программе франчайзинга (совокупно до 90% суммы инвестиций на запуск франчайзингового проекта). Сумма финансирования составляет до 15 млн. рублей. Ориентировочный срок участия  в проекте  около 5 лет [4].

Однако на сегодняшний момент объем финансирования субъектов франчайзинга является недостаточным. Количество банков, ориентированных на кредитование франчайзи слишком мало и не получили широкого распространения.

Российская специфика ведения бизнеса, отличающаяся скрытностью и непрозрачностью, привела к еще одной проблеме в нашей стране: закрытость данных о компаниях  франчайзерах и франчайзи. А франчайзингу как раз необходима открытость отношений франчайзи и франчайзера, партнерский способ построения отношений, основанный на доверии. Тем не менее, на сегодняшний день франчайзеры заинтересованы в приобретении новых партнеров и распространении франшиз. Для этого они осуществляют рекламу путем размещения информации в сети Интернет, организации выставок, семинаров, конференций.

Хочется отметить, что важным этапом в развитии системы франчайзенга в России является стимулирование молодого поколения к ведению собственного бизнеса. Ведь именно молодежь является двигателем научного прогресса и экономического развития.

В связи с этим, необходимо позаботиться, чтобы мышление предпринимателя развивалось у молодого поколения уже со студенческой скамьи. Для этого нужно усовершенствовать образовательные программы подготовки  менеджеров, закрепляя каждого обучающегося студента за реальным инновационным проектом, начиная уже с 3-го курса, а также  создать сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центральном федеральном округе, но и по всей России. В качестве дополнительного стимулирования молодёжной предпринимательской инициативы может применяться частичная компенсация процентных ставок  по банковским кредитам. Снижение стоимости франшизы предоставит более широкие возможности вступления в малый бизнес молодым предпринимателям.

Таким образом, в России имеются широкие возможности для развития франчайзинга, но отсутствует специальное законодательство в данной сфере деятельности, а также слабо развиты кредитные институты для финансирования франчайзинга. Можно утверждать, что франчайзинг, являясь формой взаимодействия крупного и малого предпринимательства довольно интересен и перспективен. Тенденции развития  национальной экономики указывают на дальнейшее увеличение использования франчайзинга в качестве эффективной и гибкой формы организации бизнеса, позволяющей снизить риск в малом предпринимательстве и способствующей быстрому продвижению современных технологий как в сфере производства, так и услуг.

Библиографический список:

1. Гражданский Кодекс Российской федерации (ГК РФ): Часть 1. /Режим доступа - http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/ (дата обращения 14.12.2013).
2. Устюжанин А.А. «Зарубежный опыт и российская практика развития франчайзинга». Автореферат / Режим доступа - http://www.econ.msu.ru/cmt2/lib/a/1727/file/Ustyuzsanin.pdf (дата обращения 14.12.2013).
3. Официальный сайт Сбербанка России / Режим доступа - http://sberbank.ru (дата обращения 18.12.2013).
4. Официальный сайт Финансовой Группы Лайф / Режим доступа - http://life-group.ru (дата обращения 18.12.2013)
5. Франчайзинг. Нормативно-правовая база сегодня// Информационный портал о франчайзинге / Режим доступа - http://francon.ru/area_news/18 (дата обращения 14.12.2013).




Рецензии:

3.01.2014, 0:57 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Изменить название статьи,т.к. рассмотрены и достоинства и недостатки. Непонятно, почему в названии акцент сделан "ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ"? Доработать. Не рекомендуется к печати. Рекомендуется к печати.

16.01.2014 14:14 Ответ на рецензию автора Матиевская Екатерина Леонидовна:
Здравствуйте, спасибо рецензию. В названии акцент был сделан "ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ" потому, что франчайзинг рассматривался как эффективная форма взаимодействия малого и крупного бизнеса, а малые предприятия выступали в роли франчайзи. Замечание было учтено, были осуществлены доработки, название статьи изменено на "ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФРАНЧАЙЗИНГА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ".

16.01.2014, 11:23 Левкин Григорий Григорьевич
Рецензия: Статья посвящена актуальной проблеме - развитию франчайзинга РФ. Автор учел замечания предыдущего рецензента - в отношении малых предприятий, но не ответил ему (желательно указать в ответе на рецензию о проведенной работе). Желательно также указать в названии статьи "преимущества и недостатки", что более полно отразит содержание статьи. С учетом устранения указанных недостатков статья рекомендуется к печати.
16.01.2014 15:15 Ответ на рецензию автора Матиевская Екатерина Леонидовна:
Здравствуйте, спасибо за рецензию. Ваше замечание было учтено и название статьи было отредактировано и изменено на "Основные преимущества и недостатки франчайзинга в современных экономических условиях"

17.01.2014, 13:33 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Статья рекомендуется к печати

25.01.2014, 22:17 Орехова Татьяна Романовна
Рецензия: Рекомендуется к печати



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх