доктор педагогических наук
Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С. Сковороды
профессор кафедры общей педагогики и педагогики высшей школы
УДК 371
В настоящее время в Украине и в мире массово появились университеты для лиц третьего возраста – пользующиеся огромной популярностью среди населения, особенно пенсионеров. Это могут быть как государственные учреждения, выдающие государственные дипломы об окончании филиала вуза (г.Кременчуг, Полтавская область) с указанной специальностью – культработник, медсестра, социальный работник, - с полным циклом подготовки, так и общественные организации, организующие досуг пенсионеров, дающие знания и умения по их интересам. При этом сотрудниками таких университетов отмечается большая мотивация к обучению у лиц третьего возраста, желание общаться на новые темы и жажда знаний, быть полезными, самостоятельными и востребованными. Но подготовка к обучению таких студентов сталкивается с проблемой мотивации и готовности к ней тех, кто их будет учить – не готовят сегодня в вузах преподавателей для работы с этой категорией студентов.
Проблема формирования положительной мотивации и готовности к обучению пенсионеров у преподавателей, при всем энтузиазме и желании помочь студентам сделать их жизнь яркой и востребованной, имеет ряд препятствий. Среди них :
-отсутствие реального признания студентами позиции преподаватель - студент при номинальном признании этой позиции, что объясняется возрастом студентов, их большим жизненным опытом и неумением преподавателей общаться со студентами старше себя. Вот будут у тебя внуки – попробуешь их воспитывать, не балуя…и т.д.. Попытка настоять на позиции «преподаватель – ученик» приводит к конфликту, поскольку студенты не ассоциируют себя с детьми и даже взрослыми, чувствуют себя родителями –как и преподаватель. Логично, что несогласие с заданной позицией преподавателем приводит к конфликту – студенты стремятся отстоять свою позиию. Обучение взрослых отсутствует в учебных планах и программах педвузов. Психология возрастная и педагогическая же акцентирует внимание на детях разного возраста. Т.е. преподаватели не научены учить людей пожилого возраста, профессионально общаться с ними, предупреждать конфликты и преодолевать коммуникативные барьеры;
- наличие ряда соматических заболеваний у студентов, которые осложняют их усвоение и требуют как знания особенностей заболеваний для удовлетворения особенных потребностей в обучении – педагогических ,психологических, медицинских, социальных и тд., так и особого педмастерства и такта, терпения преподавателей. При этом необходимо работать в режиме, помогающем усвоению материала при наличии разных хронических заболеваний в одной аудитории, учитывать их при объяснении материала. А этому опять-таки нигде не учат, есть исследования только по обучению детей с отдельными заболеваниями. Т.е возникает проблема профессиональной готовности к работе с такими студентами и проблема профессионального выгорания.
-взрослые люди с разным жизненным и профессиональным опытом, разными хроническими заболеваниями, разной жизненной позицией, сидящие в одной аудитории – сложно учесть их подготовку и мотивацию, хотя мотивация у них высокая. Поэтому мотивация у преподавателей к обучению оиц третьего возраста для них должна быть комплексной, максимально учитывающей сразу все их возможные мотивы к обучению – познавательные (узкие, широкие, самообразования и творчества), социальные (узкие, широкие), профессиональные. Таким образом, мы переходим от стимулирования познавательной деятельности в рамках процесса обучения к пробуждению внутренних мотивов, интересов, осознанию потребностей в обучении. Внимание переносится на процесс обучения, а не на его форму, условия и т.д. В то же время подготовка в вузах ориентирована на результаты усвоения, сочетании стимулов и мотивов, рейтинг по кредитно-модульной системе и очень редко – на сам процесс обучения.
Мотивация к обучению пенсионеров должна основываться на мировоззрении педагога и социального работника – на первом месте права человека, в т.ч. в образовании, и создание условий для их реализации через помощь для самопомощи. Это предусматривает отношение к студентам третьего возраста как к субъекту и объекту своего обучения, что требует их педагогической и психологической поддержки в обучении, организации учебного диалога и фасилитации, кнсультаций, обучения на опыте, отказа от авторитаризма и либерализма, перехода от внушения к информированию и убеждению, от словесных методов обучения к практическим, использования тренинговых технологий и лестницы участия Харта в обучении. Все это не входит в программу педвузов, но работает на успех профессиональной деятельности со студентами пожилого возраста, исходя из их особенностей и требований андрогогики.
На основе сказанного можно говорить о необходимости специального формирования мотивации к обучению лиц третьего возраста у преподавателей и в целом – о готовности к обучению таких студентов. Формирование такой мотивации должно опираться на целый комплекс действующих мотивов у преподавателей:
-познавательные мотивы- самообразования и творчества через участие в научной работе, исследованиях, обмене опытом, получении ученой степени;
-профессиональные мотивы – желание решить сложные и новые профессиональные проблемы, научиться работать на интересах, а не на отстаивании позиции, общаться субъект-субъектно, с концентрацией на процессе, а не на результатах и стимулах, учитывать опыт студентов, работать на нем и выстраивать индивидуальные образовательные маршруты;
-социальные мотивы - добиться успеха в сложной новой работе, обеспечить реализацию на практике хорошей идеи –активизации опыта лиц с большим жизненным и профессиональным опытом, мотивация достижения, успеха.
С другой стороны, эти мотивы есть только у той части преподавателей, которые заинтересованы в решении этой проблемы и готовы работать с такой категорией студентов. Тогда на них можно опираться. Таким образом, нужен отбор на работу таких преподавателей и готовить их надо уже из числа практикующих преподавателей –т.е. из не из числа студентов стационара, что нецелесообразно, так как студенты еще не определены в своем профессиональном выборе на уровне конкретного места работы. Это может быть ИПО, 2е высшее образование, повышение квалификации.
Что может обеспечить успех формирования готовности к обучению у преподавателей (готовность – интегрированное качество личности, обеспечивающее способность и стремление качественно выполнять профессиональные задачи)? На сегодня профессиональные качества личности преподавателя обеспечивает реализация принципа воспитывающего обучения. Т.е. обучение в вузе должно строиться с учетом примеров из будущей профессиональной деятельности, использовать надо методы работы преподавателя, адекватные тем, которые будут преимущественно использоваться на рабочем месте нынешнего студента, воспитывает и сама личность преподавателя. С другой стороны, возможно введение специального предмета вариативной части учебного плана социальных работников и будущих учителей - интегрированного предмета, посвященного андрогогике, особенностям обучения лиц третьего возраста, специфике обучения в университетах третьего возраста. Такой предмет можно назвать по типу семьеведения, детоведения, досуговедения, школоведения, волонтероведение - пенсионероведение, но звучит не очень красиво, поэтому лучше - педагогика золотого или третьего возраста. Такого предмета и отдельной педагогической науки в системе педнаук сегодня нет, нет основательных научных исследований по обучению массово пенсионеров, а в возрастной педагогике выделяют только андрогогику, хотя есть педагогика преддошкольная, дошкольная, младшего школьного возраста и т.д. Таким образом, логично выделение этого направления педагогики в отдельную науку. Предмет такой должен бы читаться на специалистах и магистрах, после базовой подготовки бакалавра, ориентированной на получение специалиста, работающего по образцу, в рамках отдельного предмета. Новый предмет охватывал бы все особенности обучения пенсионеров, их интересы, потребности, особенности общения, поведения, протекания познавательной деятельности, особенности педмастерства преподавателей с ними, конфликтологию, первую медпомощь, основы юридических знаний, соцзащиту пенсионеров и др. И специализацию неплохо бы сделать с учетом особенностей возраста людей, что позволило бы ввести в учебный план такой предмет, направленно отбирать в вузы и готовить в них специалистов, которые изначально настроены на работу с этой категорией студентов. Отсюда можно выделить 2 проблемы - разработка педагогики золотого возраста как отдельной педагогической науки и разработка содержания учебной дисциплины «Педагогика лиц третьего возраста». Поскольку обучение взрослых в третьем возрасте – проблема международная, существующая в разных странах, важно сравнительное изучение решения этой проблемы в этих других странах, обобщение опыта и выработка современных рекомендаций к обучению с учетом особенностей славянского образования. Организационно это требует выделения этой области исследования в отдельное направление в образовании взрослых, отбора базы исследования, методов, критериев эффективности, финансирования и т.д.
Работа по формированию положительной мотивации и готовности к обучению пожилых у будущих преподавателей должна начинаться еще в вузе и продолжаться на рабочем месте для ее поддержания, что требует тесной связи педвуза с учебными заведениями для лиц третьего возраста, научного консультирования этих заведений. Ее формами могут стать: сначала студенческие научные конференции по проблеме, студенческие практики в таких вузах, волонтерство, шефство над такими заведениями групп студентов, помощь преподавателям, работающих в вузах. Потом – на рабочем месте, благодаря преемственности – методические объединения и цикловые комиссии, работающие по проблеме, конференции, экспериментальные площадки, обмен опытом, изучение зарубежного опыта, установление и поддерживание связей с другими вузам –на уровне ассоциаций таких учебных заведений- люди должны видеть, что их работа привлекает внимание, они не одни варятся в ней, должны чувствовать себя нужными и профессионалами, иметь возможность сравнить достижения, повысить квалификацию, задать вопросы, участвовать в их обсуждении и решении, а не быть статистами. При этом важен вопрос об оплате исследований и работы с такой нагрузкой, что требует привлечения дополнительного финансирования, грантов, внебюджетных хозрасчетных тем для исследования, обучения фандрайзингу преподавателей.
На основе изложенного можно сделать выводы об актуальности проблемы подготовки преподавателей к обучению лиц третьего возраста, целесообразности выделения в системе педнаук педагогики третьего возраста или хотя бы теории обучения лиц третьего возраста как новой педагогической науки со своим объектом и предметом, новой специализации в подготовке таких преподавателей, нового направления научных исследований в образовании взрослых.
Рецензии:
12.11.2013, 14:10 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия: Безусловно, статья полезна и актуальна. Может быть, автору поможет в дальнейших исследованиях литература на сайтах http://www.iovrao.ru/,http://www.spbappo.ru/. Статью можно рекомендовать к печати.
14.11.2013, 22:34 Тюрина Валентина Александровна
Рецензия: Тема статьи актуальна, недостаточно разработана в теории обучения, появилась в последние годы весьма массово в Украине, что делает проблему, поставленную И.Н.Трубавиной о выделении отдельного направления в педагогике для обучения взрослых важной, вовремя поставленной и требующей соединения усилий специалистов разных сфер как в науке, так и в практике. Статью Трубавиной И.Н. можно рекомендовать к печати.
Комментарии пользователей:
23.01.2015, 22:27 Сычикова Яна Александровна Отзыв: Статья посвящена очень актуальной теме в современной системе образования. Очень интересный и важный материал. Особенно ценным является для молодых преподавателей, не имеющих достаточного опыта преподавания. Спасибо автору за исследование |