Самарский Государственный Технический Университет
студент
Забержинский Борислав Эдуардович - Самарский Государственный Технический Университет
УДК 004.624
В настоящее время во всех крупных городах, как в России, так и за рубежом остро стоит проблема организации парковочных мест и сбора платы за нее. С приходом новой экономики в нашей стране наметилась тенденция к коммерциализации всех видов услуг и сервисов. Не в последнюю очередь это относится к введению оплаты за парковку и перемещения по частным транспортным магистралям. Отбрасывая негативные моменты, связанные с оплатой дополнительных услуг, обратимся к технической организации процесса оплаты. Чтобы повысить собираемость денежных средств необходимо предоставить удобные и привлекательные механизмы оплаты для широкого круга автолюбителей. Очевидно, что решение проблемы находится в офертной схеме взимании дополнительной платы по принципу: проинформировали — согласился — воспользовался услугой — сняли деньги. Это существенно уменьшает влияние человеческого фактора по сбору платежей и коррупционную составляющую, но при этом усложняет техническую реализацию. Часто можно столкнуться с желанием водителя произвести оплату за парковку или движение по магистрали, но сложность этой процедуры в виде покупки талонов, абонементов, оплаты несанкционированных парковок, отсутствие гарантий на безопасность и сохранность транспортного средства отталкивает от таких действий. Опросы, проведенные на сайте parking.mos.ru утверждают, что идеальным средством для таких водителей была бы оплата с помощью моментальных подручных и повседневных средств. Этого можно добиться, используя современные технологии, основанные на радиочастотной идентификации (RFID). RFID можно внедрить не только в номерной знак, авто агрегаты, но и в водительские удостоверения.
Использование частотных меток может упростить работу патрульным инспекторам дорожного регулирования. Вооруженный мобильным считывателем, он с лёгкостью может установить все допустимые данные о водителе, страховом полисе и автотранспортном средстве, одновременно с этим ввести информацию о новых нарушениях и штрафах.
Пассивные RFID метки, могут быть внедрены в водительские удостоверения, они не будут содержать встроенного источника энергии. Электрический ток, индуцированный в антенне электромагнитным сигналом от считывателя, обеспечит достаточную мощность для функционирования кремниевого КМОП - чипа, размещённого в метке, и передачи ответного сигнала. К данной метке должна быть привязана универсальная электронная карта (УЭК), которая вскоре заменит большую часть документов гражданина РФ и номер мобильного телефона. Для этого необходимо, что бы по типу используемой памяти метка принадлежала к разряду RW.
Внедрение данного подхода позволит водителям не выходя из машины, без дополнительного оформления и оплаты талонов на въезд/выезд, без дополнительного подтверждения своей личности въезжать на территорию и не беспокоится о формальностях. Вербальное описание процесса идентификации выглядит следующим образом. При въезде на конкретную территорию, встроенный на шлагбауме/столбе интегратор на расстоянии 5 метров будет считывать информацию с метки, передаст владельцу метки SMS с уведомлением о въезде на платную территорию и тарифы стоимости данной услуги. При продолжении движения транспортного средства на территорию данный идентификатор занесет сведения в базу данных и в бухгалтерскую систему, установленную у владельца территории. На выезде с территории так же должен быть установлен интегратор, который при обнаружении метки зарегистрирует выезд, отправит данные в БД и бухгалтерскую систему, где автоматически будет произведен расчет, согласно тарифам территории, и произойдет считывание с банковского счета владельца на сумму, необходимую для погашения затрат на использование данной услуги, с обязательным уведомлением владельца по SMS.
База данных должна содержать следующую информацию о водителях:
-ID (личный идентификатор метки пользователя)
- Номер прав и категория пользователя
-Ф.И.О. водителя
- Дата рождения
- Адрес прописки
- Информация о дате и внесении в страховку транспортных средств. (На случай если он управляет автотранспортным средством с «открытой» страховкой или вписан в страховое свидетельство нескольких транспортных средств)
- Номер банковского счета. (Зашифрованные данные, доступные не всем интеграторам)
- Номер мобильного телефона
- Количество ДТП с участием водителя/кол-во ДТП по вине водителя
- ID территорий, права на въезд в которые имеет данный пользователь.
Одним из способов защиты карты является смс информирование владельца метки. Если он находится на свободной от считывателей территории, а ему идут сообщения о услугах, которые необходимо оплатить – он может своевременно позвонить и заблокировать карту. В целом RFID-система может состоять из взаимосвязанных между собой модулей:
- База данных системы, где хранится вся вышеизложенная информация о водителях автотранспортных средств.
- Центральный сервер базы.
- Модуль администратора. С его помощью настраиваются права доступа пользователей к системе. Для обеспечения безопасности возможно создание как отдельных пользователей, так целых групп пользователей, обладающих доступом или лишенных его.
- Рабочее место оператора системы – «пульт управления» учетом операций, где ведется основная работа по добавлению и изменению информации по операциям и водителям, получение данных об оформлении разрешения на въезд территории и неоплаченных долгах.
- Управляющий модуль для стационарных считывателей RFID - меток, максимально - широкие возможности которого, обеспечивают высокопроизводительное считывание и запись, а также эффективный обмен данными по радиочастотным каналам.
- Модуль мобильного терминала сбора данных.
- RFID – метка, встроенная в права владельца, является носителем информации о водителе и предметом его идентификации.
- RFID считыватели, установленные на территории, являются «пропускными пунктами», регистрирующими въезд, выезд транспортного средства.
Данный метод идентификации можно внедрить в качестве пропускной системы на частную территорию или на дачный массив, где он будет работать по следующему алгоритму:
1)Считывание идентификатора водителя
2)Сравнение с данными из бд
3)Отправка/не отправка сигнала на открытие шлагбаума
4)Отправка смс-оповещения водителю о причине невозможности пропуска его на территорию (в случае если шлагбаум не может быть открыт по причине конфиденциальности доступа на территорию)
Данный метод позволит ограничить въезд на территорию посторонним лицам. Одновременно может являться предметом подсчета статистики въезда на ту или иную территорию. При установке 2 интеграторов на определенном расстоянии друг от друга на трассе, можно рассчитать среднюю скорость движения автомобиля на участке и таким образов выписать штраф, если она превышена допустимой.
Таким образом, к основным преимуществам радиочастотной идентификации относятся:
Вместе с тем имеется ряд недостатков:
Предварительный экономический анализ показывает, что внедрение подобных систем в городах с миллионным населением окупается в течение весенне-летнего сезона и с каждым годом существует тренд на понижение стоимости аппаратно-программной составляющей. Простота, понятность и максимальная автоматизация позволяет увеличить поступление денежных средств в бюджет от городских парковок, повысить точность распознавания транспортных средств даже в интенсивном потоке, а так же своевременно выявлять преступные элементы.
Рецензии:
19.12.2013, 1:09 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Рекомендуется к печати
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий