к.т.н., доцент
ПетрГУ
доцент
УДК: 519.21
Введение. Подготовка профессионалов горного дела может быть достигнута при помощи решения проблемных задач горно-геологического содержания, что, на наш взгляд, способствует формированию профессиональной компетентности студентов горно-геологической специальности.
Проблемное обучение является одним из эффективных средств общего и интеллектуального развития учащихся. Однако его нельзя считать абсолютным новым явлением в педагогике. Например, элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа [1, 2]. В педагогической литературе имеется несколько трактовок содержания этого понятия [3−6]. Одна из таких трактовок, которой будем придерживаться: «Проблемное обучение − это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний» [5].
Обсуждение и результаты. Приведем пример использования проблемного метода при изучении темы: «Свойства вероятности. Теоремы сложения и умножения вероятностей». Прежде чем перейти к непосредственному изучению данной темы, преподаватель дает некоторые сведения из истории возникновения и развития теории вероятностей, вводит основные понятия теории вероятностей: испытание, случайное событие и т. д., а также предлагает студентам привести примеры этих понятий из области геологии или горного дела. Студенты часто применяют эти понятия к разработке месторождений полезных ископаемых, содержанию в образце горной породы определенного (ценного) металла.
Задача 1. Лаборанту предстоит сделать химический анализ двух образцов из разных месторождений на наличие в них цинка. Он оценивает вероятность эффективного результата этого анализа соответственно: 0,9 и 0,8. Найти вероятность того, что хотя бы один образец будет содержать в себе цинк.
Решение. Студенты вводят следующие обозначения: событие А=”Первый выбранный образец содержит цинк”, P(A)=0.9; событие В=”Второй выбранный образец содержит цинк”, P(B)=0.8; событие С=”Хотя бы один образец содержит цинк”, т. е. либо первый образец содержит цинк, а второй образец не содержит (B1), либо первый − не содержит (A1), а второй − содержит, либо оба образца содержат цинк. Следовательно, C=A+B. Сначала одни студенты говорят, что искомую вероятность можно найти как сумму вероятностей событий А и В, но затем другие студенты не соглашаются с этим утверждением, так как события А и В совместны, тем самым они высказывают гипотезу, связанную с утверждением, что вероятность суммы двух совместных событий равна сумме вероятностей этих событий без их совместного появления:
P(A+B)=P(A)+P(B)-P(AB), P(C)=P(A)+P(B)-P(AB). (1)
Тогда возникает еще одна подзадача: найти вероятность P(AB) т. е. вероятность совместного появления двух независимых событий, которая равна произведению вероятностей этих событий. Итак, рассмотрев искомую величину, студенты получают следующее:
P(C)=P(A)+P(B)-P(A)P(B). (2)
Подставив данные значения P(A)=0.9 и P(B)=0.8 в формулу (2), найдем искомую вероятность P(C): P(C)=0.9+0.8-0.9·0.8=0.98.
Таким образом, нашли вероятность того, что хотя бы один образец содержит цинк, которая равна 98%.
Однако есть и другой способ решения данной задачи. Рассмотрим его.
Преподаватель напоминает студентам определение полной системы событий. Тогда студенты определяют следующие возможные случаи: первый образец содержит цинк, а второй − не содержит (A·B1), первый образец не содержит цинк, а второй − содержит (A1·B), первый образец содержит цинк, второй − содержит (A·B), первый образец не содержит цинк, второй − не содержит (A1·B1). Все рассмотренные случаи составляют полную систему событий. Тогда учащиеся, используя свойство вероятности суммы событий, образующих полную систему, составляют следующее равенство:
P(A·B1+A1·B+A·B+A1·B1)=1. (3)
Из условия задачи известно, что события A·B1, A1·B и A·B составляют событие С, т. е. хотя бы один образец содержит цинк, следовательно, P(C)+P(A1·B1)=1, значит, событие С является противоположным событию A1B1(ни один из образцов не содержит цинк). Тогда студенты получают, что P(C)=1-P(A1·B1).
Так как А и В − независимые события, то учащиеся вспоминают и применяют к данной ситуации свойство произведения независимых событий:
P(C)=1-P(A1)·P(B1). (4)
Подставим в формулу (4) P(A1)=1-P(A), P(B1)=1-P(B), тогда получим
P(C)=1-(1-P(A))·(1-P(B)). (5)
Далее, подставляя численные данные в формулу (5), получим искомую вероятность: P(C)=1-(1-0.9)·(1-0.8)=0.98.
В первую очередь для решения рассмотренной задачи студенты предлагают первый способ, хотя второй способ короче, поэтому со студентами нужно находить и обсуждать достоинства и недостатки каждого из имеющихся способов решения задачи. Самостоятельная творческая работа студентов во время обсуждения решений подобных задач чрезвычайно полезна для студентов, поэтому преподавателю следует чаще ее организовывать.
Аналогичные задачи (например, рассмотреть не два, а три образца) можно дать студентам в качестве домашнего задания, чтобы учащиеся еще раз использовали рассмотренные способы решения таких типов задач.
Таким образом, проблемное обучение студента-заочника направлено на активизацию его действий и на актуализацию знаний в области математики (в частности, в теории вероятностей).
Заключение. На этапе трактовки результатов преподаватель-математик играет важную роль. Часто студент-заочник специальности горно-геологического факультета не понимает, что ему дал математический расчет. В этом случае, задача преподавателя-математика состоит в том, чтобы объяснить математический смысл полученного числа или соотношения и перевести его на язык предметной области (горного дела, геологии). Для этого преподаватель-математик должен обладать определенной квалификацией в области горного дела и геологии. Мы считаем, что именно такой математик должен работать совместно со специалистом горного дела. Однако в некоторых случаях студент-заочник может самостоятельно построить правильную математическую (в частности, статистическую) модель, адекватность которой проверяется им совместно с преподавателем-математиком на заключительном этапе исследования.
Рецензии:
30.10.2013, 1:36 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Приведен пример решения задачи, но нет методики, особенно касающейся "горного дела". Непонятно, почему "эта" задача должна быть дана именно заочному обучению.
"Преподаватель-математик должен обладать определенной квалификацией в области горного дела", ..."однако в некоторых случаях студент-заочник может самостоятельно построить правильную математическую (в частности, статистическую) модель" - это что? Тема не раскрыта.
31.10.2013, 8:41 Клюкина Елена Александровна Отзыв: Согласна с Вами, название можно сделать уже, а именно: "ПРИМЕР ПРИМЕНЕНИя ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГОРНОЕ ДЕЛО» " |
5.11.2013, 21:55 Назарова Ольга Петровна Отзыв: Рекомендуется к печати |
7.11.2013, 17:29 Остапенко Ольга Валериевна Отзыв: Статья Клюкиной Е.А. "ПРИМЕР ПРИМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГОРНОЕ ДЕЛО»" может быть рекомендована к печати. |