Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 24.10.2013. Последняя правка: 15.11.2013.
Просмотров - 6433

Приобщение студента ВУЗа к ценностям физической культуры.

Егоров Денис Алесандрович

к.п.н.

ОГТИ (филиал) ГОУ ВПО ОГУ

ст.преп-ль, кафедра физвоспитания

Аннотация:
В статье открываются некоторые пути к мотивации студентов к приобщению ценностям физической культуры.


Abstract:
In the article some ways are opened to motivation of students to attaching to the values of physical culture.


Ключевые слова:
формирование, бакалавра, ценности физичесокй культуры

Keywords:
physical culture,motivation,students


Основным фактором сохранения здоровья является физическая активность, она влияет на деятельность, благосостояние общества, ценностные ориентации поведения. Учебная дисциплина «Физическая культура» Государственным образовательным стандартом включена в блок обязательных гуманитарных дисциплин. Ее задача – обеспечить студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образа жизни, научить владеть аспектами практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств личности. Главным компонентом для успешного выполнения любой деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной, является мотивация [2]. Мотивация – процесс формирования и обоснования намерения что-либо сделать или не сделать. Мотивация к физической активности - особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности [1]. Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом – это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от первых элементарных гигиенических знаний и навыков (в детском возрасте) до глубоких психофизиологических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом.  
Сформированное обоснование своего поступка, действия – мотив. Это внутреннее состояние личности, которое определяет и направляет ее действия в каждый момент времени. Именно мотивационно-ценностный компонент отражает активно-положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, волевых усилий, направленных на практическую и познавательную деятельность. В исследованиях Л.И. Божовича, О.В.Дашкевич, В.И.Ковалева, А.М. Матюшкина выявлена важная роль познавательных мотивов для решения фундаментальных проблем развития и активности личности, эффективности обучения, формирования склонностей и способностей, что делает особенно актуальным изучение механизмов формирования познавательных интересов.
Низкий уровень мотивации к занятиям физической культурой у студентов ВУЗов и несформированность потребности к занятиям физической культурой, безусловно вызваны слабой организацией физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. В связи с этим особое значение приобретает поиск новых организационных форм, средств и методов, позволяющих более эффективно реализовывать должное направление в ВУЗах [3]. Студенчество ведет малоподвижный образ жизни, сталкивается с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, относительной свободой студенческой жизни, проблемами в социальном и межличностном общении т. д. У студентов не сформирована потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Все это ведет к снижению мотивации к занятиям физической культурой и спортом, приводит к снижению уровня индивидуального здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физической подготовленность студентов. В связи с этим огромное значение приобретает исследование структуры мотивационной заинтересованности в занятиях физической культурой студенческой молодежи, поиск путей ее повышения.
Таким образом, ориентируясь на выявленные мотивы в занятиях физической культурой и активно используя индивидуальный подход, учитывая различные типы личности студентов, отношение к физической культуре, индивидуальные предпочтения, а также факторы, препятствующие студентам заниматься физическими упражнениями, необходимо разработать оптимальные формы и методы организации занятий, максимально соответствующие интересам студенчества. На данный момент существует мало исследований, которые изучают механизм формирования здорового образа жизни и ценностных ориентаций молодежи. Используемые методики повышения мотивации недостаточно изучены, систематизированы и не дают должного результата. Проблемой изучения мотивов занятий физическими упражнениями и спортом занимались А. Ц. Пуни, Ю. В. Палайма, В. А. Соколов и др. Нами данная проблема изучалась на основе анализа и обобщения литературных данных и анкетирования студентов. В результате изучения, анализа и обобщения научно-методической литературы по теме исследования установлено, что в основе возникновения мотивов физкультурно-спортивных занятий лежат как потребности и объективные условия жизни, так и внутренняя позиция самой личности. Физкультурная активность обусловлена, в основном, эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурно-спортивных занятий и доставляем ими удовольствием. Не случайно, видимо, в качестве мотивов таких занятий на первом месте называют получение удовольствия от самого процесса физкультурной активности [3].
В результате анализа научно-методической литературы и бесед с преподавателями ВУЗов выявлено, что программы по физической культуре для студентов ВУЗов составляются без учета интересов студентов и, большинство преподавателей проводят занятия строго по программе, не внося никаких изменений, что не способствует повышению интереса к занятиям физической культурой у студентов. Ряд авторов считает, что большой ущерб физическому воспитанию наносит приоритет нормативного подхода, когда в построении учебного процесса во главу угла ставят не интересы студента, а его чисто внешние показатели, характеризуемые контрольными нормативами очередной учебной программы. Далее следует принудительная подгонка личности под какие-то усредненные, как правило, сверху спущенные нормативы, что явно противоречит идее свободы личности и гуманистических принципов воспитания и отнюдь не способствует приобщению студентов к сфере физической культуры. При таком подходе процесс физического воспитания утрачивает субъективное начало – человеческую личность. Немаловажный момент – большинство преподавателей не является эталоном для студентов, они не находятся в хорошей физической форме и не могут должным образом даже показывать упражнения.
Таким образом, существует противоречие между постоянно растущими требованиями к подготовке студентов вузов по физической культуре и отсутствием познавательного интереса у студентов к теоретическим и практическим занятиям по этой дисциплине, а также ограниченностью используемых методов в образовательном процессе по дисциплине «Физическая культура». Все это снижает интерес и ухудшает отношение к занятиям физической культурой. В то же время, повсеместно развивается сеть фитнес-клубов, появляются все новые нетрадиционные виды гимнастики, которые пользуются большой популярностью у населения, в том числе и у студентов.Для выявления предпочтений студентов в сфере физической культуры и спорта за период эксперимента дважды проводилось социологическое исследование, вначале и после «мотивационной» работы со студентами. Для повышения мотивации к занятиям физической культурой, мы постарались повлиять на внутреннюю позицию самой личности. Во время бесед использовался психологический прием «внушение». В период эксперимента проводились беседы со студентами о здоровом образе жизни, о пользе занятий физической культурой, ее положительном влиянии на организм, об отрицательном воздействии вредных привычек на здоровье, мы пытались объяснить, что спорт несовместим с курением и алкоголем. Поскольку у каждого человека есть свой идеал, при помощи метода «подражание», можно сформировать стремление к совершенствованию себя с помощью физической культуры и спорта. Использование активных методов обучения на теоретических занятиях способствует формированию и развитию познавательного интереса студентов как к освоению знаний и формированию умений, так и к практическим занятиям физической культурой. Были организованы беседы и встречи с известными спортсменами, показательные занятия. Мы показали студентам, что спорт помогает добиваться в жизни определенных успехов, т. к. воспитывает огромную силу воли. Так же были проведены беседы с преподавателями физической культуры о том, как повысить заинтересованность студентов в занятиях физической культурой. Мы пришли к выводу, чтобы повысить мотивацию у студентов нужно разнообразить учебные и секционные занятия, для девушек вести фитнес, а для юношей - силовые тренировки; занятия не должны проходить монотонно, необходимо активно использовать игровой и соревновательный методы, активные методы обучения; усилить творческую составляющую при организации занятий физической культурой. Исследованием выявлены основные мотивы к занятиям физической культурой и спортом у студентов. Большинство респондентов отмечают, что от занятий физической культурой они хотят получить здоровое и эстетически красивое тело. Благодаря включению в программу высших учебных заведений занятий по разнообразным видам спорта, использованию различных фитнес-направлений, игрового и соревновательного метода мотивация студентов к занятиям физической культурой и спортом повысилась. Результаты нашего исследования можно учитывать при составлении педагогами ВУЗов рабочих учебных программ по дисциплине «физическая культура» и также внеучебной физкультурно-спортивной деятельности студентов. Использование активных методов обучения на теоретических занятиях способствует формированию и развитию познавательного интереса студентов как к освоению знаний и формированию умений, так и к практическим занятиям физической культурой. Физическая культура должна обеспечить более полное удовлетворение духовных интересов студентов; знания, полученные при освоении обязательного минимума программного материала по физической культуре, должны составить базис представлений о здоровом образе жизни и обеспечить теоретическую основу формирования навыков и умений по физическому самосовершенствованию личности в течение всей жизни.

Библиографический список:

1. Беляничева, В. В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов / В. В. Беляничева, Н. В. Грачева // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. Вып. 2. - Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2009. – С. 6-9.

2. Ильин, Е. Л. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и доп. / Е. Л. Ильин. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - 486 с.

3. Сырвачева, И. С. Мотивация самостоятельных занятий физическими упражнениями / И. С. Сырвачева // Физическая культура, здоровье: проблемы, перспективы, технологии: матер. реч. науч. конф. - Владивосток: ДГВУ, 2003. – C. 108-111.




Рецензии:

24.10.2013, 11:30 Хазова Снежана Александровна
Рецензия: Содержание статьи совершенно не соответствует ее названию. Прежде, чем опубликовать работу, необходимо изменить ее название

28.10.2013 16:16 Ответ на рецензию автора Егоров Денис Алесандрович:
спасибо, понял и исправил

24.10.2013, 12:58 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия: В статье, в принципе, раскрывается механизм формирования у студентов ценностей физической культуры, однако: название статьи следует изменить; убрать вставки, явно взятые автором из какой-то научной литературы, м. б, из своей диссертации (цель, объект, задачи исследования, или перестроить всё по-другому). В целом, после доработки статью можно опубликовать.
24.10.2013 15:15 Ответ на рецензию автора Егоров Денис Алесандрович:
Спасибо большое за замечания. Постарался исправить недостатки.

5.11.2013, 20:52 Иванов Валентин Дмитриевич
Рецензия: Очень слабо представлены экспериментальные данные, их просто нет. Нет данных сколько студентов Вы опросили. Какие психодиагностические методики Вы использовали при определении мотивации у студентов. Нет количественного и качественного анализа экспериментальных данных. Да и самих данных нет. Как изменился интерес к физической культуре у экспериментальной группы и чем принципиально отличались занятия с ней. О вреде курения и алкоголя студенты (причем все. и экспериментальной и контрольной группы) знают еще со школы.В чем принципиальное отличие экспериментальной и контрольной групп? Где статистика Вашего эксперимента. ,Результаты опроса и бесед так же не представлены в статье. Механизм, технология формирования положительной мотивации не раскрыты и экспериментально не доказаны. Какова последовательность формирования. Каковы результаты того или иного элемента и как они взаимосвязаны между собой.
14.11.2013 6:06 Ответ на рецензию автора Егоров Денис Алесандрович:
Уважаемый Валентин Дмитриевич. Согласен, некоторые моменты были упущены, постараюсь дополнить, но в целом Ваши замечания относятся более к созданию автореферата диссертации.

16.02.2014, 15:18 Слизкова Елена Владимировна
Рецензия: Рецензия: представленная статья, а именно ее содержание не соответствует названию статьи, имеются фрагментарные отрывки, которые, так или иначе, отражают выбранное направление, изучаемое автором, в статье нет экспериментально подтвержденных данных проведенного исследовании в изучаемой области знания. С уважением Елена Слизкова.

13.05.2014, 23:55 Кихтенко Любовь Федоровна
Рецензия: Статья написана на актуальную тему формирования у студентов ВУЗов мотивации к занятиям физической культурой. Автор затрагивает проблему повышения интереса к занятиям физической культурой. Однако, в статье имеются неточности в определениях. Так, если речь идет о значимости физической культуры для сохранения здоровья, то принято говорить о не о «физической активности», а о «двигательной активности» (I абзац). Далее, по тексту статьи прослеживается нарушение в построении предложений. По этой причине изменяется смысловое содержание. Так, например, второе предложение необходимо изложить следующим образом: «В соответствии с Государственным образовательным стандартом, учебная дисциплина «Физическая культура» включена в блок обязательных гуманитарных дисциплин». В целом, научный язык статьи оставляет желать лучшего. Обратите внимание, что фамилия Божович Лидии Ивановны не склоняется (II абзац). Рекомендуем внимательно вычитать статью и сделать соответствующие поправки. Таким образом, статья может быть рекомендована к публикации после доработки. Удачи! С уважением, доцент кафедры физической культуры и здоровьесбережения Ставропольского института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования к. пед. н., Любовь Кихтенко.



Комментарии пользователей:

14.11.2013, 14:33 Иванов Валентин Дмитриевич
Отзыв: Уважаемый Денис Александрович. Это требования ВАК к научным статьям, а авторефератам диссертаций несколько иные требования. С уважением, В.Д.


15.11.2013, 20:41 Егоров Денис Алесандрович
Отзыв: выдержка из требований ВАК "Теоретические научные статьи содержат в себе результаты исследований, выполненных с помощью таких методов познания, как абстрагирование, синтез, анализ, индукция, дедукция, формализация, идеализация, моделирование. Главенствующее значение имеют логические законы и правила. Научные же статьи эмпирического характера хоть и используют ряд теоретических методов, но больше опираются на методы измерения, наблюдения, эксперимента и т.п. В заголовках этих статей часто употребляются слова «методика», «оценка», «определение»."


18.11.2013, 16:20 Иванов Валентин Дмитриевич
Отзыв: Приобщение студента ВУЗа к ценностям физической культуры. - Если это теоретическая статья - то ничего нового не выявлено и не предложено. Теоретический аспект "приобщения" студентов к занятиям физической культурой приведен поверхностно. Коснулись интересного аспекта - самостоятельность, идущая изнутри физическая активность, но не раскрыто ни теоретических не практических подходов к формированию "самости" студента в физической активности. Мотивы физической активности и их формирование в статье нераскрыты. В теории по мотивации ничего нового. А состояние, динамика мотивации, изменение мотивов в статье не приведены. Исходя из того, что автор приводит описание проведенной работы и пытается показать результативность этой работы - статья носит экспериментальный характер. А вот результатов экспериментальной работы нет. О мотивации говорится, но не приведено состояние мотивации и ее компонентов. Да и сами компоненты не приведены. Нет изучения динамики этого явления. "Студенчество ведет малоподвижный образ жизни" - ничем не подкрепленное выражение. На основании чего автор решил, что студенчество малоподвижно. Не хватает доказательности. "Низкий уровень мотивации к занятиям физической культурой у студентов ВУЗов" - голословное утверждение. Далеко не у всех студентов столь уж низкий уровень мотивации - смею так утверждать, т.к. автор приводит некий результат изучения мотивации, но самих данных не приводит. А из своего опыта работы в вузе знаю не мало примеров высокой мотивации посещения занятий физической культурой. Т.е. хотелось бы тогда увидеть результаты состояния этой мотивации в конкретном вузе. Из этих примеров следует - статья должна носить экспериментальный характер - то в статье должны быть результаты экспериментальной работы - "больше опираются на методы измерения, наблюдения, эксперимента и т.п." с уважением, Валентин Дмитриевич.


18.11.2013, 18:19 Егоров Денис Алесандрович
Отзыв: Открывая в следующей статье волонтёрское движение студентов-физкультурников, я обязательно буду учитывать ваши пожелания.


Оставить комментарий


 
 

Вверх