Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №5 (январь) 2014
Разделы: Экономика
Размещена 16.10.2013. Последняя правка: 05.11.2013.
Просмотров - 4954

Проблемы активизации инвестиционной деятельности в регионе

Султанов Гарун Султанахмедович

к.э.н., доцент

Дагестанский государственный университет

доцент, кафедра "Экономический анализ и статистика"

Аннотация:
В статье освящены проблемы активизации инвестиционной деятельности в регионе. Проведен анализ особенностей реализации отдельных инвестиционных программ развития региона, а также предложены меры по повышения инвестиционной активности в Республике Дагестан.


Abstract:
In article problems of activization of investment activity in the region are consecrated. The analysis of features of implementation of separate investment programs of development of the region is carried out, and also measures on increases of investment activity in the Republic of Dagestan are offered.


Ключевые слова:
программа, инвестиции, регион, реализация, формирование

Keywords:
program, investments, region, implementation, forming


УДК 332.1

В настоящее время задача привлечения новых инвестиций становится особо актуальной для республики и в целях дальнейшего повышения инвестиционной привлекательности, в т. ч. и для зарубежных предпринимателей, представляется необходимым развитие инвестиционной инфраструктуры для различных категорий инвесторов и инвестиционных проектов, а также участие республиканского правительства в страховании отдельных видов рисков.

Обеспечение стабильного развития региона невозможно без значительных инвестиций, поскольку необходимо осуществить преобразование, реконструкцию существующих неконкурентоспособных производств и организовать строительство новых объектов, обеспечить обновление основных фондов. Без значительных инвестиций невозможно обеспечить значительные инновации, в то же время именно инновации способны дать высокую отдачу на вложенный капитал. Инвестиционная деятельность призвана обеспечить комплексность и непрерывность воспроизводственных процессов, поэтому важное значение имеют объёмы, структура и направления вложения инвестиций, что в свою очередь зависит от инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности региона.

По данным Министерства экономики РД, в последние годы в Республике Дагестан наблюдается тенденция увеличения инвестиций в основной капитал. В 2011 году в условиях кризиса также сохранялся рост инвестиционной активности. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2011 году увеличился к уровню 2010 года на 12,5 % и составил 100934,8 млн. руб. Рост инвестиций обеспечил увеличение объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство». Соответствующий показатель в 2011 г. по сравнению с 2010 годом вырос на 15,7 % и составил 53644,9 млн. руб. За счет всех источников финансирования в республике в 2011 году введено в эксплуатацию 1076,6 тыс. кв. метров общей площади жилья, что составляет 118,7 % к уровню 2010 года. Объемы жилищного строительства возросли, в основном за счет средств частных инвесторов. Из общей площади введенного в 2011 г. жилья 82,2 % (884,7 тыс. кв. м.) построено за счет средств индивидуальных застройщиков [1].

Объем бюджетных средств, направленных в 2011 г. в объекты капитального строительства на территории республики составил 13429,7 млн. руб., из них: 9316,3 млн. руб. – средства федерального бюджета (1199,1 млн. руб. – на объекты федеральной формы собственности и 8117,2 млн. руб. – на объекты республиканской и муниципальной формы собственности), 4113,4 млн. руб. – средства республиканского бюджета РД.

На объектах федеральной формы собственности в 2011 году финансировались работы по реконструкции Махачкалинского морского торгового порта (строительство портового железнодорожного сортировочного парка), аэропорта, гидротехнических и водозаборных сооружений (Каргалинский гидроузел, Самур-Дербентская оросительная система, Ногайский водный тракт и др.), модернизации республиканского участка ФАД "Кавказ", развитию сети территориальных отделений федеральных органов исполнительной власти и др.

В рамках реализации механизма частно-государственного партнерства на территории республики в 2011 году осуществлялись работы по созданию 7 инвестиционных площадок промышленно-производственного и туристско-рекреационного типа со всей необходимой инфраструктурой, из них: 6 инвестиционных площадок по ФЦП "Юг России» и 1 площадка – за счет средств Инвестиционного фонда РФ и республиканского бюджета РД.

На территории указанных площадок за счет средств инвесторов проводилась работа по реализации крупных инвестиционных проектов: строительство двух стекольных заводов (строительство завода по производству листового стекла флоат-методом, строительство стеклотарного завода "Анжи-Стекло"), Гоцатлинской ГЭС, горнолыжного курорта «Чиндирчеро» и др.

Из общего объема бюджетных средств 5363,5 млн. руб. было выделено на реализацию Республиканской инвестиционной программы, в рамках которой велась работа по строительству объектов социальной и инженерной инфраструктуры республиканского и муниципального значения.

За счет указанных средств в рамках Программы были введены в эксплуатацию 15 объектов образования на 3614 ученических мест, 9 объектов здравоохранения на 271 коек, 1 спортзал на 612 кв. м, 1 объект культуры на 350 мест (Лезгинский театр в г. Дербент), 13,2 км водопроводных и 194,3 км газовых сетей.

Объем финансирования мероприятий по государственной поддержке дорожного хозяйства РД в 2011 г. практически вдвое превысил уровень 2010 года и составил 6034,1 млн. руб. (5027,3 млн. руб. из федерального бюджета РД и 1006,8 млн. руб. из республиканского бюджета РД).

Основное внимание было уделено мероприятиям по приведению в нормативное состояние участков дорог, входящих в состав автодорожного маршрута "Махачкала – Ботлих", с реконструкцией Гимринского автодорожного тоннеля (4407,9 млн. руб.). На данном маршруте в 2011 г. завершена реконструкция 52,7 км дорог и 7 мостов общей длиной 485,7 погонных метров, асфальтобетонное покрытие практически доведено до Ботлиха. На строительстве Гимринского тоннеля полностью завершены устройство железобетонного свода и заполнительная цементация основного тоннеля, на протяжении 2-х км устроен железобетонный лоток проезжей части, построены Северная и Южная электроподстанции, построен Северный портал тоннеля.

В целом, в 2011 г. в рамках мероприятий было построено 93,9 км автомобильных дорог (в т. ч. завершено асфальтирование дорог к 2 районным центрам), 12 мостов (661,7 п/м), произведен ремонт 20 км автомобильных дорог и 7 мостов (157 п/м).

Кроме того, проводились работы по реконструкции республиканского участка федеральной автодороги "Кавказ". На указанные цели из федерального бюджета было выделено 700 млн. руб., в т. ч. 213,4 млн. руб. было направлено на реконструкцию (расширение) дорожного полотна и 139 млн. руб. – на реконструкцию мостового перехода через реку Шура-Озень.

Несмотря на общее увеличение объемов бюджетных инвестиций (13429,7 млн. руб. против 9620,7 млн. руб. в 2010 г., в т. ч. из федерального бюджета 9316,3 млн. руб. против 6523,8 млн. руб. в 2010 г.) республика в 2011 г. недополучила значительный объем средств из федерального бюджета [2].

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, для активизации инвестиционной деятельности важное значение имеют инфраструктурные проекты, которые служат эффективным средством стимулирования и поддержки стабильного бизнеса, поскольку сами предприниматели не будут только за счет собственных ресурсов вкладывать средства в крупные инфраструктурные проекты, которые и создают благоприятный инвестиционный климат. На наш взгляд, к факторам, определяющим инвестиционную привлекательность региона можно отнести состояние и уровень развития региональных рынков товаров, услуг, труда, земли, капитала; научно-технический потенциал региона; инновационную активность; прибыльность в реальном секторе экономики; состояние регионального бюджета; платежеспособность хозяйствующих субъектов; приоритеты стратегии развития.

Как отмечают специалисты [3], современные инвесторы придают важное значение стратегическому видению перспектив развития региона, благоприятному предпринимательскому климату, стимулирующему реализацию высокодоходных проектов, цивилизованным условиям ведения бизнеса.

Некоторые ученые [3] считают, что для выявления приоритетов инвестирования собственных средств региона необходимо определять локальную региональную эффективность вариантов, которая рассчитывается как отношение региональных результатов вложений к обусловившим их затратам. Результатом принято считать чистый региональный располагаемый доход, который определяется путём добавления к чистому региональному доходу разности между поступившими в регион и ушедшими из него трансфертами, переводами и т. д. К затратам вместе с объемом инвестиций следует относить затраты обратной связи, вызванные использованием в данном варианте инвестирования ограниченных ресурсов, что позволит обеспечить общий минимум затрат на производство в региональном комплексе, однако, этот подход не учитывает социальные аспекты инвестиционных вложений и носит коммерческий характер.

По нашему мнению, основными проблемами повышения инвестиционной активности в Республике Дагестан являются недостаток информации об эффективных инвестиционных проектах, отсутствие прорывных инвестиционных проектов, имеющих межрегиональное значение, отсутствие эффективных механизмов привлечения свободных финансовых ресурсов, недостаточность банковских инвестиций в экономику, недостаточный уровень квалификации менеджеров, занимающихся разработкой и управлением инвестиционными проектами, отсутствие обоснованных стратегических планов выхода из кризиса предприятий, нуждающихся в инвестициях, недостаточное налоговое и гарантийное стимулирование инвестиционной деятельности, слабое участие муниципальных администраций в инвестиционных процессах, недостаточное вовлечение в инвестиционный процесс объектов государственной собственности, земельных ресурсов, бюджетных средств [4].

Существующая практика управления инвестиционными процессами в РД, на наш взгляд, имеет такие недостатки, как слабое согласование перспективных целевых программ с ежегодно проводимым формированием инвестиционных программ, а также недостаточная формализованность приоритетов инвестиционного развития, что затрудняет концентрацию ресурсов на достижение приоритетных целей.

Многие специалисты, продолжая научный поиск оптимальных решений по управлению инвестиционной деятельности в регионах, обосновывают следующее положение: для реализации существующей системы инструментов государственного управления инвестиционной деятельностью в регионе необходимо организационно-управленческое воздействие, которое определяется информационно-аналитическим обеспечением деятельности потенциальных инвесторов, продвижением структурных реформ и конкретных инвестиционных проектов, переходом к политике инновационного развития, а также мероприятиями, повышающими инвестиционный имидж региона.

По нашему мнению, решению этих проблем будет способствовать проведение экспертизы инвестиционных проектов; разработка, утверждение, реализация межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности РД, которые финансируются за счет бюджета республики; предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам, реализуемым за счет средств бюджета РД; размещение на конкурсной основе средств бюджета РД для финансирования инвестиционных проектов на условиях возвратности и срочности; вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности РД.
Таким образом для улучшения инвестиционного климата в Республики Дагестан необходимо:

–     направить работу на модернизацию производства, увеличение притока инвестиций за счет всех источников финансирования, сокращение различий по среднедушевым показателям от среднего уровня развития по Российской Федерации и Северо-Кавказскому федеральному округу;

–     активизировать работу по дальнейшему развитию производственной кооперации промышленных предприятий республики с крупными российскими компаниями;

–     активизировать работу по развитию производственной кооперации промышленных предприятий республики с крупными зарубежными компаниями;

–     разработать мероприятия, направленные на устранение спада промышленного производства в республике и дальнейший его рост;

–     оказывать содействие предприятиям республики в разработке и реализации инвестиционных проектов по техническому перевооружению и модернизации производства;

–     активизировать работу по привлечению инвестиций и реализации инвестиционных проектов на территории Республики Дагестан;

–     продолжить работу, направленную на увеличение доходной части консолидированного бюджета РД, развитию налогооблагаемой базы и проведению мероприятий по легализации «теневой» заработной платы;

–     обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации в сфере размещения заказов;

–     повысить квалификацию работников всех уровней, в том числе менеджеров высшего звена;

–     изучить рынки стран ближнего зарубежья и возможность вывода на их рынки современной, конкурентной продукции выпускаемой предприятиями республики;

–     наладить более глубокую переработку сырья добываемого на территории республики (нефтехимия, бытовая химия с привлечением мировых лидеров по этому виду деятельности);

–     изучить опыт зарубежных стран в области организации НИОКР (система грантов по определенным направлениям), а так же законодательную и нормативно-правовую базу, в сфере регулирования промышленного производства;

–     изучить возможность вывода предприятий промышленности на фондовую биржу, с целью привлечения дополнительного капитала и выводу теневого оборота;

–     обеспечить безпошлинный ввоз технологического оборудования из-за рубежа. 

Библиографический список:

1. Стратегия социально-экономического развития РД до 2025г. http://www.e-dag.ru/storage/files/DR_Strategy_full_correction_AV-110601.pdf
2. http://www.e-dag.ru
3. Суспицин С.А. Методология изменений устойчивых трансформаций социально-экономического пространства [текст] / Суспицин С.А. // Регион: Экономика и социология. 2009. № 2. – С. 179–183.
4. Султанов Г.С. Особенности формирования стратегии промышленного предприятия [текст] / Султанов Г.С., Султанова Э.А. // Вестник ДГУ. 2009. №5. С.125-131.




Рецензии:

16.10.2013, 19:15 Мельниченко Александр Анатольевич
Рецензия: В целом статья выглядит логично выстроенной, но в то же время не лишенной отдельных "слабых мест", устранение которых позволит рекомендовать ее к публикации, а именно: 1) академичность названия и определения актуальности присуща учебной литературе, а не науным статьям; 2) данные за 2010-2011 годы видятся "устаревшими"; 3) скудный обзор мнений коллег относительно путей и способов решения исследуемой проблематики; 4) прохо прослеживается собственная точка зрения относительно механизмов привлечения дополнительных ивестиций для сбалансированного развития региона.

16.10.2013, 19:17 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: "проблемы формирования и реализации инвестиционной программы в регионе" в статье не раскрыты, приведено перечисление того, что сделано, но анализа нет. Не рассмотрены факторы, влияющие на инвестиции. Статья требует дороботки

22.10.2013, 14:38 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Необходимо доработать данную статью. Прежде всего, следует скорректировать ее название (анализ, механизмы...) Часть информации можно представить с использованием таблиц и графиков. Также хотелось бы более детальной проработки механизмов решения обозначенных проблем.

8.11.2013, 12:21 Кузнецова Кристина Валерьевна
Рецензия: Необходима доработка статьи. Надо сформулировать корректное название в соответствии с рассматриваемой Вами проблемой и содержанием статьи. Лучше информацию по выводам и цифровую информацию свести в таблицу и диаграмму. Также требуется четкое и углубленное пояснение инструментов решения поставленной проблемы. Требует доработки.

5.03.2014, 14:46 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: Необходимо откорректировать название статьи, автор видимо планирует издать ряд статей по данной тематике и в данной работе не успел раскрыть желаемое, требует доработки



Комментарии пользователей:

5.11.2013, 21:46 Назарова Ольга Петровна
Отзыв:  Рекомендуется к печати


Оставить комментарий


 
 

Вверх