к.э.н., доцент
Дагестанский государственный университет
доцент, кафедра "Экономический анализ и статистика"
УДК 332.1
В настоящее время задача привлечения новых инвестиций становится особо актуальной для республики и в целях дальнейшего повышения инвестиционной привлекательности, в т. ч. и для зарубежных предпринимателей, представляется необходимым развитие инвестиционной инфраструктуры для различных категорий инвесторов и инвестиционных проектов, а также участие республиканского правительства в страховании отдельных видов рисков.
Обеспечение стабильного развития региона невозможно без значительных инвестиций, поскольку необходимо осуществить преобразование, реконструкцию существующих неконкурентоспособных производств и организовать строительство новых объектов, обеспечить обновление основных фондов. Без значительных инвестиций невозможно обеспечить значительные инновации, в то же время именно инновации способны дать высокую отдачу на вложенный капитал. Инвестиционная деятельность призвана обеспечить комплексность и непрерывность воспроизводственных процессов, поэтому важное значение имеют объёмы, структура и направления вложения инвестиций, что в свою очередь зависит от инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности региона.
По данным Министерства экономики РД, в последние годы в Республике Дагестан наблюдается тенденция увеличения инвестиций в основной капитал. В 2011 году в условиях кризиса также сохранялся рост инвестиционной активности. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2011 году увеличился к уровню 2010 года на 12,5 % и составил 100934,8 млн. руб. Рост инвестиций обеспечил увеличение объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство». Соответствующий показатель в 2011 г. по сравнению с 2010 годом вырос на 15,7 % и составил 53644,9 млн. руб. За счет всех источников финансирования в республике в 2011 году введено в эксплуатацию 1076,6 тыс. кв. метров общей площади жилья, что составляет 118,7 % к уровню 2010 года. Объемы жилищного строительства возросли, в основном за счет средств частных инвесторов. Из общей площади введенного в 2011 г. жилья 82,2 % (884,7 тыс. кв. м.) построено за счет средств индивидуальных застройщиков [1].
Объем бюджетных средств, направленных в 2011 г. в объекты капитального строительства на территории республики составил 13429,7 млн. руб., из них: 9316,3 млн. руб. – средства федерального бюджета (1199,1 млн. руб. – на объекты федеральной формы собственности и 8117,2 млн. руб. – на объекты республиканской и муниципальной формы собственности), 4113,4 млн. руб. – средства республиканского бюджета РД.
На объектах федеральной формы собственности в 2011 году финансировались работы по реконструкции Махачкалинского морского торгового порта (строительство портового железнодорожного сортировочного парка), аэропорта, гидротехнических и водозаборных сооружений (Каргалинский гидроузел, Самур-Дербентская оросительная система, Ногайский водный тракт и др.), модернизации республиканского участка ФАД "Кавказ", развитию сети территориальных отделений федеральных органов исполнительной власти и др.
В рамках реализации механизма частно-государственного партнерства на территории республики в 2011 году осуществлялись работы по созданию 7 инвестиционных площадок промышленно-производственного и туристско-рекреационного типа со всей необходимой инфраструктурой, из них: 6 инвестиционных площадок по ФЦП "Юг России» и 1 площадка – за счет средств Инвестиционного фонда РФ и республиканского бюджета РД.
На территории указанных площадок за счет средств инвесторов проводилась работа по реализации крупных инвестиционных проектов: строительство двух стекольных заводов (строительство завода по производству листового стекла флоат-методом, строительство стеклотарного завода "Анжи-Стекло"), Гоцатлинской ГЭС, горнолыжного курорта «Чиндирчеро» и др.
Из общего объема бюджетных средств 5363,5 млн. руб. было выделено на реализацию Республиканской инвестиционной программы, в рамках которой велась работа по строительству объектов социальной и инженерной инфраструктуры республиканского и муниципального значения.
За счет указанных средств в рамках Программы были введены в эксплуатацию 15 объектов образования на 3614 ученических мест, 9 объектов здравоохранения на 271 коек, 1 спортзал на 612 кв. м, 1 объект культуры на 350 мест (Лезгинский театр в г. Дербент), 13,2 км водопроводных и 194,3 км газовых сетей.
Объем финансирования мероприятий по государственной поддержке дорожного хозяйства РД в 2011 г. практически вдвое превысил уровень 2010 года и составил 6034,1 млн. руб. (5027,3 млн. руб. из федерального бюджета РД и 1006,8 млн. руб. из республиканского бюджета РД).
Основное внимание было уделено мероприятиям по приведению в нормативное состояние участков дорог, входящих в состав автодорожного маршрута "Махачкала – Ботлих", с реконструкцией Гимринского автодорожного тоннеля (4407,9 млн. руб.). На данном маршруте в 2011 г. завершена реконструкция 52,7 км дорог и 7 мостов общей длиной 485,7 погонных метров, асфальтобетонное покрытие практически доведено до Ботлиха. На строительстве Гимринского тоннеля полностью завершены устройство железобетонного свода и заполнительная цементация основного тоннеля, на протяжении 2-х км устроен железобетонный лоток проезжей части, построены Северная и Южная электроподстанции, построен Северный портал тоннеля.
В целом, в 2011 г. в рамках мероприятий было построено 93,9 км автомобильных дорог (в т. ч. завершено асфальтирование дорог к 2 районным центрам), 12 мостов (661,7 п/м), произведен ремонт 20 км автомобильных дорог и 7 мостов (157 п/м).
Кроме того, проводились работы по реконструкции республиканского участка федеральной автодороги "Кавказ". На указанные цели из федерального бюджета было выделено 700 млн. руб., в т. ч. 213,4 млн. руб. было направлено на реконструкцию (расширение) дорожного полотна и 139 млн. руб. – на реконструкцию мостового перехода через реку Шура-Озень.
Несмотря на общее увеличение объемов бюджетных инвестиций (13429,7 млн. руб. против 9620,7 млн. руб. в 2010 г., в т. ч. из федерального бюджета 9316,3 млн. руб. против 6523,8 млн. руб. в 2010 г.) республика в 2011 г. недополучила значительный объем средств из федерального бюджета [2].
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, для активизации инвестиционной деятельности важное значение имеют инфраструктурные проекты, которые служат эффективным средством стимулирования и поддержки стабильного бизнеса, поскольку сами предприниматели не будут только за счет собственных ресурсов вкладывать средства в крупные инфраструктурные проекты, которые и создают благоприятный инвестиционный климат. На наш взгляд, к факторам, определяющим инвестиционную привлекательность региона можно отнести состояние и уровень развития региональных рынков товаров, услуг, труда, земли, капитала; научно-технический потенциал региона; инновационную активность; прибыльность в реальном секторе экономики; состояние регионального бюджета; платежеспособность хозяйствующих субъектов; приоритеты стратегии развития.
Как отмечают специалисты [3], современные инвесторы придают важное значение стратегическому видению перспектив развития региона, благоприятному предпринимательскому климату, стимулирующему реализацию высокодоходных проектов, цивилизованным условиям ведения бизнеса.
Некоторые ученые [3] считают, что для выявления приоритетов инвестирования собственных средств региона необходимо определять локальную региональную эффективность вариантов, которая рассчитывается как отношение региональных результатов вложений к обусловившим их затратам. Результатом принято считать чистый региональный располагаемый доход, который определяется путём добавления к чистому региональному доходу разности между поступившими в регион и ушедшими из него трансфертами, переводами и т. д. К затратам вместе с объемом инвестиций следует относить затраты обратной связи, вызванные использованием в данном варианте инвестирования ограниченных ресурсов, что позволит обеспечить общий минимум затрат на производство в региональном комплексе, однако, этот подход не учитывает социальные аспекты инвестиционных вложений и носит коммерческий характер.
По нашему мнению, основными проблемами повышения инвестиционной активности в Республике Дагестан являются недостаток информации об эффективных инвестиционных проектах, отсутствие прорывных инвестиционных проектов, имеющих межрегиональное значение, отсутствие эффективных механизмов привлечения свободных финансовых ресурсов, недостаточность банковских инвестиций в экономику, недостаточный уровень квалификации менеджеров, занимающихся разработкой и управлением инвестиционными проектами, отсутствие обоснованных стратегических планов выхода из кризиса предприятий, нуждающихся в инвестициях, недостаточное налоговое и гарантийное стимулирование инвестиционной деятельности, слабое участие муниципальных администраций в инвестиционных процессах, недостаточное вовлечение в инвестиционный процесс объектов государственной собственности, земельных ресурсов, бюджетных средств [4].
Существующая практика управления инвестиционными процессами в РД, на наш взгляд, имеет такие недостатки, как слабое согласование перспективных целевых программ с ежегодно проводимым формированием инвестиционных программ, а также недостаточная формализованность приоритетов инвестиционного развития, что затрудняет концентрацию ресурсов на достижение приоритетных целей.
Многие специалисты, продолжая научный поиск оптимальных решений по управлению инвестиционной деятельности в регионах, обосновывают следующее положение: для реализации существующей системы инструментов государственного управления инвестиционной деятельностью в регионе необходимо организационно-управленческое воздействие, которое определяется информационно-аналитическим обеспечением деятельности потенциальных инвесторов, продвижением структурных реформ и конкретных инвестиционных проектов, переходом к политике инновационного развития, а также мероприятиями, повышающими инвестиционный имидж региона.
По нашему мнению, решению этих проблем будет способствовать проведение экспертизы инвестиционных проектов; разработка, утверждение, реализация межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности РД, которые финансируются за счет бюджета республики; предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам, реализуемым за счет средств бюджета РД; размещение на конкурсной основе средств бюджета РД для финансирования инвестиционных проектов на условиях возвратности и срочности; вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности РД.
Таким образом для улучшения инвестиционного климата в Республики Дагестан необходимо:
– направить работу на модернизацию производства, увеличение притока инвестиций за счет всех источников финансирования, сокращение различий по среднедушевым показателям от среднего уровня развития по Российской Федерации и Северо-Кавказскому федеральному округу;
– активизировать работу по дальнейшему развитию производственной кооперации промышленных предприятий республики с крупными российскими компаниями;
– активизировать работу по развитию производственной кооперации промышленных предприятий республики с крупными зарубежными компаниями;
– разработать мероприятия, направленные на устранение спада промышленного производства в республике и дальнейший его рост;
– оказывать содействие предприятиям республики в разработке и реализации инвестиционных проектов по техническому перевооружению и модернизации производства;
– активизировать работу по привлечению инвестиций и реализации инвестиционных проектов на территории Республики Дагестан;
– продолжить работу, направленную на увеличение доходной части консолидированного бюджета РД, развитию налогооблагаемой базы и проведению мероприятий по легализации «теневой» заработной платы;
– обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации в сфере размещения заказов;
– повысить квалификацию работников всех уровней, в том числе менеджеров высшего звена;
– изучить рынки стран ближнего зарубежья и возможность вывода на их рынки современной, конкурентной продукции выпускаемой предприятиями республики;
– наладить более глубокую переработку сырья добываемого на территории республики (нефтехимия, бытовая химия с привлечением мировых лидеров по этому виду деятельности);
– изучить опыт зарубежных стран в области организации НИОКР (система грантов по определенным направлениям), а так же законодательную и нормативно-правовую базу, в сфере регулирования промышленного производства;
– изучить возможность вывода предприятий промышленности на фондовую биржу, с целью привлечения дополнительного капитала и выводу теневого оборота;
– обеспечить безпошлинный ввоз технологического оборудования из-за рубежа.
Рецензии:
16.10.2013, 19:15 Мельниченко Александр Анатольевич
Рецензия: В целом статья выглядит логично выстроенной, но в то же время не лишенной отдельных "слабых мест", устранение которых позволит рекомендовать ее к публикации, а именно: 1) академичность названия и определения актуальности присуща учебной литературе, а не науным статьям; 2) данные за 2010-2011 годы видятся "устаревшими"; 3) скудный обзор мнений коллег относительно путей и способов решения исследуемой проблематики; 4) прохо прослеживается собственная точка зрения относительно механизмов привлечения дополнительных ивестиций для сбалансированного развития региона.
16.10.2013, 19:17 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: "проблемы формирования и реализации инвестиционной программы в регионе" в статье не раскрыты, приведено перечисление того, что сделано, но анализа нет. Не рассмотрены факторы, влияющие на инвестиции. Статья требует дороботки
22.10.2013, 14:38 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Необходимо доработать данную статью. Прежде всего, следует скорректировать ее название (анализ, механизмы...) Часть информации можно представить с использованием таблиц и графиков. Также хотелось бы более детальной проработки механизмов решения обозначенных проблем.
8.11.2013, 12:21 Кузнецова Кристина Валерьевна
Рецензия: Необходима доработка статьи. Надо сформулировать корректное название в соответствии с рассматриваемой Вами проблемой и содержанием статьи. Лучше информацию по выводам и цифровую информацию свести в таблицу и диаграмму. Также требуется четкое и углубленное пояснение инструментов решения поставленной проблемы.
Требует доработки.
5.03.2014, 14:46 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: Необходимо откорректировать название статьи, автор видимо планирует издать ряд статей по данной тематике и в данной работе не успел раскрыть желаемое, требует доработки
Комментарии пользователей:
5.11.2013, 21:46 Назарова Ольга Петровна Отзыв: Рекомендуется к печати |