-
Курганский государственный университет
ассистент, Таможенное дело и коммерция
Применение таможенных процедур в рамках Таможенного союза неизбежно связано с рядом проблем. Выделим и попытаемся проанализировать наиболее существенные из них, а так же предложим возможные варианты решений.
Основные термины, используемые в Таможенном кодексе Таможенного союза (далее - ТК ТС), и их определения, приведенные в п. 1 ст. 4 данного Кодекса, являются основой таможенного регулирования. На базе этих терминов сформулированы статьи ТК ТС, разрабатываются международные договоры государств-членов Таможенного союза, принимаются решения Евразийской Экономической Комиссии, издаются национальные нормативные акты в области таможенного дела. Каждый термин, применяемый в ТК ТС, должен иметь исчерпывающее и понятное определение и не должен противоречить положениям Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г., к которой Россия присоединилась в 2010 году (Киотская Конвенция).
В ТК ТС термин «таможенный режим» заменен на понятие «таможенная процедура». Однако, как считают некоторые авторы, такое изменение нецелесообразно. Профессор О.Ю. Бакаева полагает, что это должно повлечь за собой внесение многочисленных поправок в законодательство, однако до конца это не сделано. [1, с. 44] Многие нормативные акты до сих пор оперируют категорией «таможенный режим». В частности, данный термин все еще используется в Соглашении между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании» (ст. 5, ст. 6), в Таможенном кодексе Республики Беларусь (ст. 8 п. 1.36) и в некоторых других нормативных актах.Кроме ТК ТС и ТК РФ 2003 г. термин «процедуры» используется как процедуры третейского разбирательства в Федеральном законе РФ № 102-ФЗ от 24.07.2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации» (статья 2); примирительные процедуры в Арбитражном процессуальном кодексе РФ N 95-ФЗ от 24.07.2002 г. (глава 15); процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и процедуры урегулирования взаимных требований в налоговых правоотношениях в Налоговом кодексе РФ (часть первая) N 146-ФЗ от 31.07.1998 г. (статья 101); процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства и мирового соглашения, применяемые в делах о банкротстве в Федеральном законе РФ N 127-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (статья 2); процедуры реорганизации и ликвидации кредитных организаций в Федеральном законе РФ № 395-1 от 02.12.1990 г. «О банках и банковской деятельности» (статья 23); процедура эмиссии ценных бумаг в Федеральном законе от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (статья 19); процедуры составления, рассмотрения и исполнения бюджета в Распоряжении Правительства РФ от 04.03.2013 N 293-р «Об утверждении государственной программы РФ «Управление государственными финансами» (п. 2.2).
Таким образом, необходимо внести изменения в законодательные акты РФ, нормативно-правовые акты Республики Беларусь и Республики Казахстан, а также соглашения стан-участниц Таможенного союза и заменить встречающееся в них слова «таможенный режим» на понятие «таможенная процедура», достигнув тем самым единообразия применения данного термина в рамках законодательства Таможенного союза и национального законодательства стран-членов Таможенного союза.
Теперь перейдем к содержанию таможенных процедур и раскрытию недостатков в их нормативном регламентировании. Таким содержанием выступают условия и ограничения таможенных процедур, касающиеся права собственности, а именно владения, пользования и распоряжения имуществом. Для начала раскроем значения понятий владения, пользования и распоряжения.
Право владения – это возможность обладания имуществом и контроля над ним. Владельцем имущества могут быть не только его собственник, но и носители многих других гражданских прав, прежде всего, получившие имущество по договору. [6, с. 111] Право пользования представляет собой эксплуатацию имущества и извлечения в процессе этого его полезных свойств. Данное правомочие имеет тесную взаимосвязь с правом владения, потому как зачастую имуществом можно пользоваться только при фактическом владении. Правомочие распоряжения – это возможность определения юридической судьбы имущества, изменяя его принадлежность, состояние или назначение (например, сдача внаем или передача по наследству). [9, с.16]
Перечисленные элементы права собственности играют важную роль в таможенных правоотношениях. Как отметил Конституционный Суд РФ, сам собственник не всегда является непосредственным участником таможенных правоотношений. Его участие может быть опосредовано действиями других субъектов, которым он вверяет в управление, владение или пользование свое имущество, перемещаемое через таможенную границу. [8, с. 81]
Исходя из этого, представляет интерес ограничение распространения требований и условий таможенных процедур только к пользованию и (или) распоряжению товарами. Под их действие необходимо отнести все элементы права собственности - владение, пользование и распоряжение, поскольку во многих случаях лицо не может пользоваться или распоряжаться товаром без фактического владения. [8, с. 81] Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 1 ТК ТС, таможенное регулирование - правовое регулирование отношений, связанных с властными отношениями между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами. К тому же подача таможенной декларации, согласно ст. 183 ТК ТС, должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых она заполнена, в том числе это могут быть документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.
Следовательно, определение таможенной процедуры, используемое в ТК ТС, должно выглядеть следующим образом: «таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами». [8, с. 82]
В системе формирующегося таможенного законодательства Таможенного союза ТК ТС занимает центральное место: его положения имеют приоритет, высшую юридическую силу над всеми иными нормами таможенного законодательства Таможенного союза. Будучи нормативно-правовым актом прямого действия ТК ТС содержит немалое число бланкетных норм, которые при необходимости регулирования конкретных отношений в таможенной сфере отсылают к положениям соответствующих международных договоров и решений Евразийской экономической комиссии (Комиссии Таможенного союза). Принятие ТК ТС привело к отмене ТК РФ 2003 года, однако это не означает, что национальный таможенный правопорядок в РФ, равно как и в Республике Беларусь и Республике Казахстан «автоматически» перестал существовать. По-прежнему, наряду с союзным таможенным законодательством во всех трех государствах - участниках Таможенного союза продолжает существовать национальное таможенное законодательство. Так, в Республике Казахстан действует Кодекс Республики Казахстан от 30.06.2010 № 296- IV «О таможенном деле в Республике Казахстан», в Республике Беларусь - Таможенный кодекс Республики Беларусь от 04.01.2007 № 204-З, а в РФ - Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ» N 311-ФЗ от 27 ноября 2010 г.
В этой связи, в 100 статьях ТК ТС содержатся отсылки к международным договорам, которые необходимо дополнительно заключить странам, входящим в Таможенный союз, почти в 70-ти - отсылки на решения Комиссии таможенного союза и почти в 100 статьях - отсылки на национальное регулирование стран-членов Таможенного союза. [3, с. 27]
В РФ определение таможенной процедуры беспошлинной торговли представлено отсылочной нормой в ст. 292 Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ» к ст. 302 и ст. 303 ТК ТС. В Кодексе Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» определение таможенной процедуры беспошлинной торговли дословно заимствовано из ТК ТС. Несмотря на единообразие в подходе к определению таможенной процедуры беспошлинной торговли, содержание указанной процедуры различается в национальном законодательстве государств - членов Таможенного союза. В ТК ТС нет прямого указания на то, что товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, считаются условно выпущенными. Тем не менее, соответствии с п. 8 ст. 200 ТК ТС законодательством государств-членов Таможенного союза могут быть установлены случаи отнесения товаров к условно выпущенным. В частности, пп. 2 ч. 1 ст.222 Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ» установлено, что товары, находящиеся под таможенной процедурой беспошлинной торговли, являются условно выпущенными товарами. В Республике Казахстан и Республике Беларусь товары, находящиеся под таможенной процедурой беспошлинной торговли, не являются условно выпущенными товарами. [5, с. 26]
В ст. 294 Закона о таможенном регулировании закреплено, что порядок организации беспошлинной торговли, а также требования к расположению, обустройству и оборудованию магазина беспошлинной торговли для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, консульских учреждений, а также дипломатических агентов, консульских должностных лиц и членов их семей должны быть установлены Правительством РФ. Однако до настоящего времени такое постановление Правительством РФ принято не было и соответственно для лиц, перечисленных в ст. 294 Закона о таможенном регулировании, организовать беспошлинную торговлю не представляется возможным. [7, с. 337] Таким образом, необходимо принять соответствующее постановление Правительства и организовать беспошлинную торговлю для указанных категорий лиц.
- наличие большого числа межгосударственных соглашений;
- отсутствие взаимосвязи принимаемых документов с реальными потребностями;
- отсутствие мониторинга воплощения в жизнь принимаемых документов: многие соглашения для внедрения в повседневный оборот государств-членов требуют принятия изменений и поправок в национальное законодательство, а также корректировки существующих международных соглашений;
- нормотворческий процесс в ЕврАзЭС отличается недостаточной проработанностью, зачастую многие соглашения дублируют, а в отдельных случаях даже противоречат друг другу.
Как показала научно-исследовательская работа «Сравнительно-правовой анализ таможенного законодательства государств - членов ЕврАзЭС», проведенная в Санкт-Петербургском им. В. Б. Бобкова филиале Российской таможенной академии под руководством старшего научного сотрудника С. С. Жамкочьяна, в основном таможенно-правовое регулирование в государствах-членах осуществляется на национальном уровне. Большую роль играют принципы регулирования и правовые стандарты, разработанные в рамках Всемирной таможенной организации (ВТмО), Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (в ред. протокола 1999 г.), Стамбульской конвенции о временном ввозе 1990 г. и ряда других документов. [2]
Один из вариантов решения указанной проблемы: необходимо установить четкую иерархию между правом России, интеграционным правом (ЕврАзЭС и Таможенного союза) и входящей в правовую систему России частью международного права. Указания о том, что в случае противоречия между международным договором РФ и законом применяются положения международного договора, явно недостаточно для выстраивания четкого соподчинения между указанными выше формами выражения права ЕврАзЭС и Таможенного союза, с одной стороны, и российским и международным правом – с другой. [2]
ТК ТС был принят на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС 27 ноября 2009 г. в Минске. Тогда же было определено, что вступить в силу этот документ должен 1 июля 2010 г. одновременно для всех стран-членов Таможенного союза. Однако тот факт, что на этом же заседании было принято решение о необходимости внесения в кодекс изменений, ещё раз подчёркивает высокую степень компромиссности данного документа. [3, с. 27]
К настоящему времени уже подготовлен проект Протокола о внесении изменений в Договор о ТК ТС (поправки носят концептуальный характер, уточняют положения ТК ТС, направлены на улучшение таможенного администрирования, создание более благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности, уточнение полномочий таможенных органов при проведении таможенного контроля, устранение внутренних противоречий ТК ТС). [10]
Активно идет процесс подготовки и подписания международных договоров и решений Комиссии Таможенного союза, необходимых для его вступления в силу.
Для решения вышеуказанных проблем также необходимо:
1) уменьшение блоков документов по таможенному регулированию, уменьшение количества отсылок на национальные таможенные законодательства, сосредоточение их реализации на закреплении в национальных законах связей с иными отраслями права.
2) дальнейшее реформирование национальных таможенных органов с учётом общемировых тенденций развития таможенных администраций:
- перевод всех таможенных документов в электронный вид, переход на безбумажные технологии таможенного оформления и таможенного контроля, основанные на едином информационном ресурсе, объединяющем информацию всех государственных органов стран-членов Таможенного союза, регулирующих и контролирующих внешнеэкономическую деятельность;
- интеграция национальных налоговых и таможенных служб;
- объединение под эгидой таможенной службы всех функций, связанных с обеспечением национальной безопасности на этапе перемещения товаров через таможенную границу. [3, с. 31]
В настоящее время электронное декларирование является одним их основных способов ускорения процесса совершения таможенных операций, в котором заинтересованы как таможенные органы, так и участники ВЭД. Следует отметить, что осуществление электронного декларирования товаров является одной из составляющих комплексной цели Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ, одобренной Решением Коллегии ФТС России от 29.08.2008 года. В соответствии с переходными положениями Федерального закона № 311-ФЗ до 1 января 2014 года по выбору декларанта таможенное декларирование производилось в письменной или электронной форме с использованием таможенной декларации. С 1 января 2014 года декларирование должно осуществляться только в электронной форме.
Таким образом, полный переход на электронной декларирование позволит решить ряд проблем, связанных с применением таможенной процедуры беспошлинной торговли, а именно: переход на безбумажное оформление, возможность проведения документального контроля до фактического поступления товаров в таможенный орган назначения, возможность интегрирования с информационными системами иностранных государств и использования в процессе совершения таможенных операций иностранных электронных документов, прозрачность процесса на всех этапах совершения таможенных операций, автоматический порядок регистрации в очереди таможенного контроля. Несмотря на текущие трудности, применение информационных технологий в таможенном деле дает свои положительные результаты, и технология электронного декларирования применяется все более успешно. [4, с. 118-119]
Подводя итог, можно сказать, что в настоящее время правовое регулирование таможенных процедур в Таможенном союзе является несовершенным, и имеется необходимость в устранении выявленных недостатков. Введение в действие ТК ТС позволило унифицировать на наднациональном уровне большинство аспектов правового регулирования таможенных процедур. Тем не менее, некоторые аспекты не только по-разному урегулированы на национальном уровне государств - членов Таможенного союза, но и противоречат ТК ТС. Несомненно, учет национальных особенностей позволяет наиболее полно соблюдать интересы как государства, так и предпринимателей. Тем не менее, противоречия между ТК ТС и национальным законодательством государств - членов Таможенного союза должны быть устранены в кратчайшие сроки, так как затрудняют ведение предпринимательской деятельности и оставляют возможность усмотрения со стороны таможенных органов. Следовательно, законодателю необходимо продолжать работу по приведению норм национального законодательства в соответствие с требованиями ТК ТС.
Рецензии:
13.01.2014, 22:06 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Грамотно изложен материал. Рекомендуется к печати
17.01.2014, 13:29 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Рекомендуется к печати
15.02.2014, 17:18 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендуется к печати
15.02.2014, 17:44 Орехова Татьяна Романовна
Рецензия: рекомендуется к печати
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий