Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №2 (октябрь) 2013
Разделы: Юриспруденция
Размещена 31.10.2013. Последняя правка: 31.10.2013.
Просмотров - 10750

Проблемы разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации

Чернова  Эльвира Рамилевна

кандидат юридических наук

Стерлитамакский филиал БашГУ

доцент кафедры теории и истории государства и права

Аннотация:
В статье проанализированы особенности и проблемы реализации принципа разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации.


Abstract:
In article features and problems of realization of the principle of division of the authorities at the level of subjects of the Russian Federation are analysed.


Ключевые слова:
принцип разделения властей, органы государственной власти, субъекты Российской Федерации

Keywords:
principle of division of the authorities, public authorities, subjects of the Russian Federation


УДК 342.33

В Конституции Российской Федерации 1993 года, закрепившей принцип разделения властей как одну из основ конституционного строя, установлено, что федеральные органы государственной власти под­лежат разделению на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Данная модель формирования органов государственной власти в значительной степени ис­пользована субъектами Российской Федерации, поскольку они не только являются составной частью определенной государственной территории, но и входят в единое правовое пространство государства, что предполагает относительно единую систему органов государ­ственной власти, построенную на единых принципах. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 года № 2-П сказано: «Разделение властей закрепляется в Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т. е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти, в её субъектах» [4]. Таким образом, система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации также должна строиться в соответствии с принципом разделения властей.
Наиболее полно вопросы, связанные с системой органов государственной власти субъектов Российской Федерации, урегулированы в Федеральном законе РФ от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее –  Закон об общих принципах). Также подробное регулирование этого вопроса содержится в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации и в их текущем законодательстве.
В статье 2 Закона об общих принципах сказано, что систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации [1]. Отдельно отмечено, что конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Анализ регионального законодательства свидетельствует о том, что в большинстве конституций и уставов субъектов Рос­сийской Федерации принцип разделения властей закреплен в качестве важнейшего принципа формирования и деятельности органов государственной власти субъектов. Особенности его реализации  отражаются в порядке формирования и прекращения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации,  в их компетенции и во взаимоотношениях друг с другом.
Одной из существенных особенно­стей разделения властей на региональном уровне в Российской Федерации является, что проблема разделения полномочий, взаимодействия, ответст­венности органов государственной власти  субъектов Российской Федерации осуществляется не между тремя , что характерно для классического варианта разде­ления властей, а между двумя ветвями власти – законода­тельной и исполнительной. Причиной этого является то, что Россия, как и большинство стран мира, придерживается полисистемной организации судебной власти. Субъектам Российской Федерации не дано право устанавливать свою систе­му органов судебной власти. Организационная модель судебной власти, состав, струк­тура, компетенция и иерархия различных судебных учреждений устанавли­ваются только федеральными конституционными законами. И лишь в учреждении своих конституционных (уставных) судов, при­званных обеспечивать соответствие их конституциям, уставам иных актов субъектов, субъекты РФ  могут проявить свое усмотрение. Согласно ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [2] и ст.1 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» [3] к судам субъектов Россий­ской Федерации относятся также мировые судьи, являющиеся судьями об­щей юрисдикции субъектов Федерации.
В то же время имеющаяся у субъектов Российской Федерации возмож­ность создания своих собственных судов — в лице конституционных (устав­ных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей — не влияет существенным образом на то положение, что в региональной системе разде­ления властей основные судебные функции сохраняются за федеральными судами. Таким образом, указание ч. 2 ст.77 Конституции РФ о том, что субъекты самостоятельно устанавливают свою «систему органов государст­венной власти», следует толковать ограничительно: они устанавливают свою систему органов законодательной и исполнительной власти. Это подтвер­ждается и правовыми позициями Конституционного Суда РФ. Так в Определении Конституцион­ного Суда РФ от 12 марта 1998 года 32-0 по запросу высших должностных лиц ряда субъектов Российской Федерации о проверке конституционности некоторых положений ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»: «Конституция РФ относит к ведению Российской Федерации как судоус­тройство (п. «о» ст.71 Конституции РФ) и установление системы федераль­ных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности (п. «г» ст.71 Конституции РФ), так и установление судебной системы Российской Федерации в целом, которая в силу ст. 118 (ч. 3) определяется исключитель­но Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Консти­туция РФ устанавливает единую судебную систему и не предполагает в каче­стве самостоятельных судебные системы субъектов РФ» [5].
Таким образом, во­прос о разграничении компетенции в области установления судебной систе­мы однозначно решен самой Конституцией РФ. На федеральном законодателе лежит обя­занность самостоятельно определить перечень всех действующих судов, сис­тему процессуальных инстанций и их компетенцию [6, 52].
На уровне субъектов Российской Федерации есть и иные существенные искажения принципа разделения властей. Одной из проблем является то, что законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не может досрочно прекратить полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) самостоятельно, в то время как  высшее должностное лицо субъекта наделено правом роспуска регионального парламента. Единственным должностным лицом (органом), который может досрочно прекратить полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, является Президент РФ Российской Федерации, который может согласиться с законодательным (представительным) органом и досрочно прекратить полномочия высшего должностного лица субъекта, а может и не сделать этого.  Думается, это искажает принцип разделения властей, так как система сдержек и противовесов, получается, явно «сдвигается» в сторону главы субъекта, т.к. законодательный орган, практически лишен рычагов влияния на него. Зато высшее должностное лицо имеет возможность повлиять на законодательный орган вплоть до его роспуска.
Однако, несмотря на то, что такое положение вещей устанавливает дисбаланс в системе сдержек и противовесов, думается, что  на современном этапе развития Российской Федерации это необходимо. Для успешного функционирования такого демократического принципа, как принцип разделения властей нужен достаточно высокий уровень правовой культуры, определённые политические традиции. К сожалению, этого в России пока на должном уровне нет. С решением указанных проблем вполне допустимо будет создать полноценную систему сдержек и противовесов в субъектах Российской Федерации.
Таким образом, разделение властей на уровне субъектов России имеет много специфических черт, которые, во-первых, обусловлены особым кругом предметов ведения субъектов Российской Федерации, во-вторых, порядком взаимодействия с федеральными органами государственной власти, в-третьих, уровнем политико-правовой культуры населения страны.

Библиографический список:

1. Федеральный закон РФ от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 07.05.2013 г.) // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 25.12.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
3. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (ред. от 04.03.2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.1996 № 2-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края // Собрание законодательства РФ. 1996. № 4. Ст. 408.
5. Определение Конституционного Суда РФ от 12.03.1998 № 32-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса высших должностных лиц ряда Субъектов Российской Федерации о проверке конституционности некоторых положений Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 18. Ст. 2062.
6. Авакьян С.А. Проблемы единства и самостоятельности институтов власти в России // Журнал российского права. 1997. № 7. С. 50-54.




Рецензии:

1.11.2013, 20:16 Бойко Наталья Николаевна
Рецензия: Статья имеет научный интерес. Автором выявлены проблемы реализации принципа разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации и сделан логический вывод о том, что на современном этапе развития Российской Федерации необходим высокий уровень правовой культуры, определённые политические традиции. Статья рекомендуется к публикации. С уважением, Наталья Бойко.

5.11.2013, 23:31 Ковбан Андрей Владимирович
Рецензия: Статья написана на актуальную тему, ее новизна не вызывает сомнений. Статья может быть рекомендована к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх