Статья опубликована в №2 (октябрь) 2013Разделы: ЮриспруденцияРазмещена 31.10.2013. Последняя правка: 31.10.2013.
Просмотров - 11003
Проблемы разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации
Чернова Эльвира Рамилевна
кандидат юридических наук
Стерлитамакский филиал БашГУ
доцент кафедры теории и истории государства и права
Аннотация:
В статье проанализированы особенности и проблемы реализации принципа разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации.
Abstract:
In article features and problems of realization of the principle of division of the authorities at the level of subjects of the Russian Federation are analysed.
Ключевые слова:
принцип разделения властей, органы государственной власти, субъекты Российской Федерации
Keywords:
principle of division of the authorities, public authorities, subjects of the Russian Federation
УДК 342.33
В
Конституции Российской Федерации 1993 года, закрепившей принцип разделения властей как одну из основ конституционного строя, установлено, что федеральные органы государственной власти подлежат разделению на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Данная модель формирования органов государственной власти в значительной степени использована субъектами Российской Федерации, поскольку они не только являются составной частью определенной государственной территории, но и входят в единое правовое пространство государства, что предполагает относительно единую систему органов государственной власти, построенную на единых принципах. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 года № 2-П сказано: «Разделение властей закрепляется в Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т. е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти, в её субъектах» [4]. Таким образом, система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации также должна строиться в соответствии с принципом разделения властей.
Наиболее полно вопросы, связанные с системой органов государственной власти субъектов Российской Федерации, урегулированы в Федеральном законе РФ от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах). Также подробное регулирование этого вопроса содержится в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации и в их текущем законодательстве.
В статье 2 Закона об общих принципах сказано, что систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации [1]. Отдельно отмечено, что конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Анализ регионального законодательства свидетельствует о том, что в большинстве конституций и уставов субъектов Российской Федерации принцип разделения властей закреплен в качестве важнейшего принципа формирования и деятельности органов государственной власти субъектов. Особенности его реализации отражаются в порядке формирования и прекращения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в их компетенции и во взаимоотношениях друг с другом.
Одной из существенных особенностей разделения властей на региональном уровне в Российской Федерации является, что проблема разделения полномочий, взаимодействия, ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется не между тремя , что характерно для классического варианта разделения властей, а между двумя ветвями власти – законодательной и исполнительной. Причиной этого является то, что Россия, как и большинство стран мира, придерживается полисистемной организации судебной власти. Субъектам Российской Федерации не дано право устанавливать свою систему органов судебной власти. Организационная модель судебной власти, состав, структура, компетенция и иерархия различных судебных учреждений устанавливаются только федеральными конституционными законами. И лишь в учреждении своих конституционных (уставных) судов, призванных обеспечивать соответствие их конституциям, уставам иных актов субъектов, субъекты РФ могут проявить свое усмотрение. Согласно ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [2] и ст.1 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» [3] к судам субъектов Российской Федерации относятся также мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.
В то же время имеющаяся у субъектов Российской Федерации возможность создания своих собственных судов — в лице конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей — не влияет существенным образом на то положение, что в региональной системе разделения властей основные судебные функции сохраняются за федеральными судами. Таким образом, указание ч. 2 ст.77 Конституции РФ о том, что субъекты самостоятельно устанавливают свою «систему органов государственной власти», следует толковать ограничительно: они устанавливают свою систему органов законодательной и исполнительной власти. Это подтверждается и правовыми позициями Конституционного Суда РФ. Так в Определении Конституционного Суда РФ от 12 марта 1998 года 32-0 по запросу высших должностных лиц ряда субъектов Российской Федерации о проверке конституционности некоторых положений ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»: «Конституция РФ относит к ведению Российской Федерации как судоустройство (п. «о» ст.71 Конституции РФ) и установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности (п. «г» ст.71 Конституции РФ), так и установление судебной системы Российской Федерации в целом, которая в силу ст. 118 (ч. 3) определяется исключительно Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Конституция РФ устанавливает единую судебную систему и не предполагает в качестве самостоятельных судебные системы субъектов РФ» [5].
Таким образом, вопрос о разграничении компетенции в области установления судебной системы однозначно решен самой Конституцией РФ. На федеральном законодателе лежит обязанность самостоятельно определить перечень всех действующих судов, систему процессуальных инстанций и их компетенцию [6, 52].
На уровне субъектов Российской Федерации есть и иные существенные искажения принципа разделения властей. Одной из проблем является то, что законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не может досрочно прекратить полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) самостоятельно, в то время как высшее должностное лицо субъекта наделено правом роспуска регионального парламента. Единственным должностным лицом (органом), который может досрочно прекратить полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, является Президент РФ Российской Федерации, который может согласиться с законодательным (представительным) органом и досрочно прекратить полномочия высшего должностного лица субъекта, а может и не сделать этого. Думается, это искажает принцип разделения властей, так как система сдержек и противовесов, получается, явно «сдвигается» в сторону главы субъекта, т.к. законодательный орган, практически лишен рычагов влияния на него. Зато высшее должностное лицо имеет возможность повлиять на законодательный орган вплоть до его роспуска.
Однако, несмотря на то, что такое положение вещей устанавливает дисбаланс в системе сдержек и противовесов, думается, что на современном этапе развития Российской Федерации это необходимо. Для успешного функционирования такого демократического принципа, как принцип разделения властей нужен достаточно высокий уровень правовой культуры, определённые политические традиции. К сожалению, этого в России пока на должном уровне нет. С решением указанных проблем вполне допустимо будет создать полноценную систему сдержек и противовесов в субъектах Российской Федерации.
Таким образом, разделение властей на уровне субъектов России имеет много специфических черт, которые, во-первых, обусловлены особым кругом предметов ведения субъектов Российской Федерации, во-вторых, порядком взаимодействия с федеральными органами государственной власти, в-третьих, уровнем политико-правовой культуры населения страны.
Библиографический список:
1. Федеральный закон РФ от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 07.05.2013 г.) // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 25.12.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
3. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (ред. от 04.03.2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.1996 № 2-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края // Собрание законодательства РФ. 1996. № 4. Ст. 408.
5. Определение Конституционного Суда РФ от 12.03.1998 № 32-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса высших должностных лиц ряда Субъектов Российской Федерации о проверке конституционности некоторых положений Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 18. Ст. 2062.
6. Авакьян С.А. Проблемы единства и самостоятельности институтов власти в России // Журнал российского права. 1997. № 7. С. 50-54.
Рецензии:
1.11.2013, 20:16 Бойко Наталья Николаевна
Рецензия: Статья имеет научный интерес. Автором выявлены проблемы реализации принципа разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации и сделан логический вывод о том, что на современном этапе развития Российской Федерации необходим высокий уровень правовой культуры, определённые политические традиции. Статья рекомендуется к публикации. С уважением, Наталья Бойко.
5.11.2013, 23:31 Ковбан Андрей Владимирович
Рецензия: Статья написана на актуальную тему, ее новизна не вызывает сомнений. Статья может быть рекомендована к печати.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий