-
Челябинского государственного университета
магистрант
В России до настоящего времени еще не создана система стандартов с четким разграничением сфер их применения в контрольной деятельности в зависимости от особенностей объектов финансового контроля, включающая в себя также и стандарты, устанавливающие основные принципы, положения и процедуры, общие для всех его видов.
Изучая проблему стандартизации государственного финансового контроля можно выделить несколько самых объективных на мой взгляд, это устаревшая законодательная база, нормативно – правовые документы. В нашей стране необходимо менять устаревшие еще принятые в советское время и в переломные девяностые годы стандарты на более усовершенствованные и практичные, которые на сегодняшний день соответствовали высоким требованиям международных правил и норм.
Как пишут в своих работах ряд авторов, что в данное время необходимо начать работу для создания единой системы национальных стандартов для контролирующих органов и экспертно-аналитических органов, которые должны придерживаться предложений международных требований, и на практике такие предложения специалистов благоприятно действуют на государственный контроль и всю экономику в целом. [1]
Например в развитых странах этим занимается одна служба, как отмечал в своей статье Бурцев В.В. в США и Великобритании стандарты, процедуры и их реализация, разрабатываются высшими органами государственного финансового контроля. В нашей стране необходимо создать такую же службу, а не как сейчас существующих ряд контролирующих органов. Например: Главная служба учета США (ГАО) разработала стандарты для аудита государственных организаций и государственных программ.
Эта служба помогает направить деятельность других контролирующих органов в рамки установленных стандартов и требовать от них выполнения этих стандартов. В настоящее время разработан и рекомендован к применению 41 международный стандарт финансовой отчетности (действует только 34 стандарта).
Международные стандарты финансовой отчетности разработаны рассматривать общественные интересы, прозрачность, понятность и сопоставимость. В России в 1998-1999 годах были разработаны и приняты 38 стандартов.[2] Этими стандартами регламентировались все направления финансового контроля в России. Но эти стандарты не были кодифицированы. Стандарты государственного финансового контроля являются основой контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности контрольных органов, гарантом ее качества и надежности. В последние годы в России проведена работа по сопоставлению и различию правил финансового учета, сравнению с международными стандартами финансовой отчетности. Это позволяет проанализировать на законодательном уровне основные принципы финансового учета, закрепленные в международных стандартах финансовой отчетности, принять ряд документов, обеспечивающих порядок составления финансовой отчетности, утвердить в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности перечень обязательных отчетов, подлежащих составлению по итогам работы за год. Во всем мире внимание высших органов государственного финансового контроля уделяется контролю за деятельностью органов внутреннего государственного финансового контроля. В международных стандартах финансовой отчетностипоказан лучший мировой опыт и лучшее развитие финансового учета, можно и у нас использовать данные стандарты при разработке отечественных стандартов оценки деятельности органов внутреннего контроля. Можно воспользоваться международными стандартами финансовой отчетности в контрольно – ревизионной деятельности органов государственного финансового контроля.Например: проверять деятельность администрации и других органов государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также эффективность использования трудовых, финансовых и прочих ресурсов, состояния внутриведомственного контроля, выявления недостатков и нарушений действующего законодательства; проверять исполнение федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. На мой взгляд единая система стандартов финансового контроля в Российской Федерации, могла бы функционировать в границах кодифицированного поля СФК.1000-14999, где каждый стандарт имел бы свои четкое разграничение, на законодательном уровне.
При этом каждый стандарт регулирует определенный участок формирования итоговой финансовой информации, необходимый к раскрытию для внешних пользователей. Например, целью международного стандарта «Представление финансовой отчетности» (IAS 1) является обеспечение основы для представления финансовой отчетности общего назначения с тем, чтобы достичь ее сопоставимости. Данный стандарт устанавливает общие правила для представления финансовой отчетности, рекомендации по ее структуре, минимальные требования по ее содержанию и т.д.[3]
В своей статье о стандартизации государственного финансового контроля Бурцев В.В. отмечал, что Международная организация высших контрольных органов – ИНТОСАИ, разработала стандарты государственного контроля, рекомендуемые к применению органами контроля разных стран в той мере, в какой они совместимы с законодательством этих стран. [4]
Стандарты ИНТОСАИ, прежде всего, направлены на унификацию деятельности органов государственного финансового контроля в различных странах с целью повышения эффективности международного сотрудничества в борьбе с коррупцией, финансовым мошенничеством, хищением государственных средств. [5] В Российской Федерации можно применять стандарты Международной организации ИНТОСАИ и необходимо их принять на законодательном уровне, так как они более эффективнее приводят к единому целому в деятельности контролирующего органа и пресечению противоправных действий со стороны федеральных и региональных властей.
Согласно Федерального закона о стандартизации, стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (далее - требования) в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны. [6]
В рамках стандартизации государственного финансового контроля можно реализовать предложение Ю.Ю. Болдырева о разработке технико-экономических норм и нормативов на основные контрольные операции, что позволит сделать сопоставимым объем работ, проводимых контролерами.
Как справедливо считает Ю.Ю. Болдырев, это позволит сделать оценку труда контролеров более объективной, ввести единую систему учета объема и качества их труда [7].
С точки зрения специалиста в этой области Бурцева В.В., который предлагает концепцию стандартизации государственного финансового контроля, она должна пройти все этапы стандартизации государственного финансового контроля одного из значимого пункта государственного управления.87]
Я считаю, что идеи предложенные Бурцевым В.В., что в России необходимо внедрять стандарты внутреннего и внешнего контроля для всех ветвей власти, опираясь на международный опыт в стандартизации контрольно-ревизионной деятельности органов государственного финансового контроля, это предложение на сегодняшний день первый шаг для дальнейшего развития государственного финансового контроля и всей экономики страны.
Можно воспользоваться рекомендациями Е.М. Гутцайт и О.М. Островского по внедрению стандартов внешнего аудита в отечественную практику.[9] Они предлагают, чтобы нормативные документы содержали подробные комментарии необходимые для внедрения стандартов, методику по их применению, контроль за выполнением стандартов, также эти стандарты должны быть обязательными для всех органов и для тех кого они проверяют и этими полномочиями они предлагают наделить специальный контролирующий орган - Комитет регулирования государственного финансового контроля.
Как пишут в своей статье Гутцайт и Островский о создании специального контролирующего органа к этому можно лишь добавить, чтобы этот контролирующий орган напрямую подчинялся и нес ответственность только перед Президентом страны и чтобы он был независимым от всех ветвей власти и был принят закон о данной службе.
В нашей стране не сформирована и не создана одна целая система государственного финансового контроля,отсутствует орган, который бы координировал работу по разработке стандартов финансового контроля, их своевременному пересмотру и совершенствованию. Отсутствует нормативно – правовая и законодательная база, которая ведет к разделению деятельности между контролирующими органами.
Проблемой системы государственного финансового контроля в нашей стране является то, что нет единой слаженной работы контрольных органов.
Отсутствие системного подхода к разработке стандартов финансового контроля сказалось на их кодификации.
.
Рецензии:
16.10.2013, 14:57 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Рекомендую доработать автору данную статью. Желательно указать, какие именно российские стандарты по его мнению устарели и почему. Что конкретно предлагается изменить. Сопоставить устаревшие на взгляд автора российские стандарты с аналогичными международными и проанализировать их содержательные отличия. Показать, что даст использование международного стандарта. В целом тема достаточно интересна, но нуждается в доработке.
5.11.2013, 21:45 Назарова Ольга Петровна Отзыв: Рекомендуется к печати |