Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Правоведение
Размещена 29.12.2013. Последняя правка: 28.12.2013.
Просмотров - 2693

РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ МВД УКРАИНЫ

Красноносов Евгений Юрьевич

нет

Национальная Академия МВД Украины

соискатель

Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы развития нормативно-правового обеспечения функционирования государственной службы борьбы с экономической преступностью МВД Украины


Abstract:
This article is devoted to the problematic questions of development of normative-legal functioning State agency of the fighting against economic crimes of MIA of Ukraine


Ключевые слова:
экономическая преступность, Государственная служба борьбы с экономической преступностью, правовой статус, нормативно-правовое регулирование, функционирование, организационно-правовые основы

Keywords:
economic crimes, State agency of the fighting against economic crimes, legal status, legal regularity, functioning, organizational and legal bases



УДК: 343.973

Начало 90-х гг. XX ст. в Украине стало временем масштабных изменений  в сфере политико-правового устройства, системе социально-экономических отношений, в культурной и нравственной области, выявив целый ряд проблем и противоречий, крайне негативно воздействующих на дальнейшее развитие общества. Среди  этих проблем особое место занимала криминализация общественных отношений, связанная с значительным всплеском разнообразных форм и видов преступных деяний, приобретавших ярко выраженный социально-опасный  и организованный характер.

Особенно угрожающая ситуация в исследуемый период наблюдалась в сфере экономики Украины, которая стала приоритетным объектом криминальных посягательств со стороны разнообразных преступных структур. В этих условиях одной из форм борьбы с экономической преступностью со стороны государства стало внедрение комплекса правовых мероприятий, направленных на профилактику, разоблачение и предотвращение соответствующей категории правонарушений, а также на формирование нормативно-правовой базы деятельности государственных органов противодействия экономической преступности.

Действенным инструментом государственного контроля и правового регулирования социально-экономических отношений в стране  выступают правоохранительные институции, которые переживают существенные организационно-правовые изменения. Среди них особенную роль играют милицейские подразделения экономической направленности Министерства внутренних дел (МВД) Украины, которые переживают кардинальные изменения, начиная от смены названия, правового статуса до системно-функциональной перестройке деятельности службы.

Научные разработки, посвященные проблемам развития правовой регламентации деятельности органов внутренних дел экономической направленности представлены широким кругом работ, среди которых следует выделить труды  Билоуса  В. Т., Василинчука В. И., Горбачевского В. Я., Кальмана  А. Г., Кондратьева  Я.Ю. В них основное внимание сосредотачивается на теоретическим проблемах  динамики экономической преступности, рассматриваются  общие принципы, тенденции и методики  противодействия ей со стороны разных правоохранительных институтов. При этом недостаточно раскрываются вопросы реформирования нормативно-правового обеспечения соответствующих милицейских подразделений в контексте общественных изменений и тенденций развития экономической преступности.

Целью статьи является освещение процесса реформирования нормативно-правовой основы функционирования  Государственной службе борьбы с экономической преступностью (ГСБЭП) МВД Украины как ключевого инструмента обеспечения внутренней экономической безопасности страны.

После провозглашения независимости Украины, в условиях динамических изменений, которые происходили в сфере экономических отношениях, с развитием новых форм ведения хозяйства и собственности, увеличением количества субъектов хозяйствования и ростом соответствующих правонарушений милицейские подразделения экономической направленности испытывают процесс организационного и правового реформирования. Так, в соответствии с  приказом МВД Украины № 378 от 2 сентября 1991 г. Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (БХСС) было переименовано в Управление по защите экономики от преступных посягательств (ЗЭПП) МВД Украины [1].  Обновленное подразделение было призвано обеспечить адекватную  реакцию  на экономические правонарушения в условиях кардинальных политических и социально-экономических изменений, трансформации от командно-административной к либеральной рыночной экономике. Начальный этап перестройки работы милицейской службы был продолжен в последующие годы, сопровождаясь реформированием нормативно-правовой базы, дальнейшим  организационно-структурным совершенствованием системы борьбы с новыми видами преступных посягательств в сфере экономики.

5 июля в 1993 г.  на основе службы ЗЭПП постановлением Кабинета Министров Украины №510 была создана Государственная служба борьбы с экономической преступностью, а также утверждено «Положение о Государственной службе борьбы с экономической преступностью». В соответствии с документом в системе органов внутренних дел создавалась милицейская служба экономической направленности с актуальными полномочиями, функциями, структурой.

Надо признать, что утвержденная структура ГСБЭП копировала традиционную модель советской правоохранительной системы и базировалась на принципах централизма, плановости, командной бюрократизации, используя линейно-отраслевой принцип организации деятельности.  Служба имела трехуровневую структуру (главное управление, управление в областях и Автономной Республике Крым, территориальные подразделения). В составе ГСБЭП также действовали специальные подразделения для борьбы с сокрытием доходов от налогообложения и другими финансовыми правонарушениями [2]. Отмеченная модель администрирования в сфере борьбы с экономической преступностью имела свои как позитивные, так и негативные стороны. К последним принадлежали, в первую очередь, определенная разбалансированность количественного состава сотрудников в управленческих и оперативных структурах, низкий уровень автономности и инициативности подразделений низового уровня, отсутствие специализированных отделов борьбы по актуальным направлениям правоохранительной деятельности в сфере социально-экономических отношений.

Дальнейшее развитие ГСБЭП сопровождалось принятием и совершенствованием действующего законодательства, которое обеспечивало соответствующее  правовое поле деятельности службы.  Правовой основой считается совокупность нормативно-правовых актов, которые устанавливают понятие, правовой статус, структуру, права и обязанности, функциональное назначение, ответственность и тому подобное конкретной государственной институции. Основным источником права для создания юридической основы деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия экономической преступности является нормативно-правовой акт. Систему нормативных правовых актов составляли  Конституция и законы Украины, которые устанавливали юридические принципы функционирования ГСБЭП. На уровне подзаконных нормативно-правовых актов действовали указы Президента Украины, постановления Правительства и Верховной Рады Украины, межведомственные и ведомственные нормативно-правовые акты, принятые в пределах компетенции соответствующих субъектов в сфере этой.

Фундаментальное значение для формирования правовых принципов деятельности правоохранительных органов относительно противодействия экономической преступности имела Конституция Украины как основной нормативно-правовой акт прямого действия, утверждающий конституционные принципы демократии и законности в государстве. Правовую основу функционирования ГСБЭП МВД Украины составляли нормативно-правовые акты, которые обеспечивали легитимацию и соответствующее организационно-структурное построение службы. Среди указанных документов наиболее важное значение в системе правового обеспечения  борьбы с экономической преступностью занимали Криминальный, Криминально-процессуальный кодексы Украины, Кодекс об административных правонарушениях, Кодекс административного судопроизводства , Законы Украины «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности» , «О прокуратуре», «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов», «О борьбе с коррупцией».

В дальнейшем в условиях изменения действующего законодательства и государственных приоритетов борьбы с преступностью ГСБЭП переживает очередные структурные и организационные преобразования. К примеру, приоритетным направлением деятельности службы стала борьба с организованной преступностью в сфере экономики, которая  регламентировалась рядом новых правовых актов. Среди них особое место занимали Постановление Верховной Рады Украины № 3207 - XII от 7 мая 1993 г.  "О неотложных мероприятиях по борьбе  с организованной преступностью и коррупцией" [3], Закон Украины "Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью" от 30 июня 1993 г.  [4], Постановление  Верховной Рады Украины № 3325 - XII от 25 июня 1993 г.,  утвердившее  Государственную программу борьбы с преступностью [5]. 21 июля в 1994 г. Президент Украины издал Указ "О неотложных мероприятиях по усилению борьбы с преступностью" № 396/94 [6], а 27 августа в 1994 г. - "Вопросы усиления борьбы с коррупцией и другими преступлениями в сфере экономики" № 484/94 [7].  Очередным шагом реформирования правовой регламентации  деятельности службы  стало принятие Закона Украины "О борьбе с коррупцией" от 5 октября 1995 г., в котором  были определены юридические принципы  и нормы противодействия коррупции, средства выявления и прекращения, устранения последствий коррупционных деяний. Данный акт ускорил процесс дальнейших структурно-функциональных изменений в системе ГСБЭП, привел к созданию специализированных подразделений в сфере профилактики, выявления и раскрытия преступлений, связанных с взяточничеством и коррупцией [8].

Очередной этап перераспределения полномочий между правоохранительными подразделениями в сфере борьбы с экономической преступностью был связан с введением в действие Указа Президента Украины № 1013/96 от 30 октября 1996 г. «Вопросы государственных налоговых администраций», во исполнение которого  сотрудники подразделений по борьбе с криминальным сокрытием доходов от налогообложения были выведены из состава ГСБЭП МВД Украины и переданы в Государственную налоговую администрацию Украины (ГНАУ), где было образовано Главное управление налоговой полиции. Впоследствии на уровне Кабинета Министров Украины был согласован вопрос о передаче МВД Украины  ГНАУ 4700 штатных единиц подразделений по борьбе с криминальным сокрытием доходов от налогообложения, сохранено за работниками подразделений налоговой полиции помещения, автотранспорт, оргтехника, средства связи и осуществления медицинского обслуживания в системе МВД. Фактически, состав украинской налоговой полиции (милиции) формировался на кадровом потенциале БХСС-ЗЭПП-ГСБЭП, наиболее подготовленных сотрудниках со значительным опытом оперативно-розыскной деятельности, что стало залогом эффективной деятельности вновь созданного подразделения. В то же время данный организационно-правовой шаг определенным образом негативно воздействовал на функционирование отдельных подразделений ГСБЭП, привел к дублированию и конфликту интересов правоохранительных органов Украины в сфере борьбы с экономическими правонарушениями  [9].

Государственная политика противодействия экономической преступности приобретает очередное законодательное закрепление в Постановлении Верховной Рады Украины № 412/96 от 15 октября  1996 г., в котором утверждается Программа деятельности Кабинета Министров Украины, направленная в том числе на преодоление процессов «тенизации» экономики [10]. Впоследствии в Постановлении Верховной Рады Украины № 640/97 от 18 ноября 1997 г. «О состоянии борьбы с преступностью и обеспечения законности в государстве» было признано, что коррупция и организованная преступность реально угрожают национальной безопасности и конституционному строю Украины и намечался ряд мероприятий, направленных на противодействие указанным криминальным проявлениям [11]. Реализация принятых нормативно-правовых актов обусловила формирование в 1997 г. в составе ГСБЭП специализированных подразделений, на которые были возложены функции борьбы с нецелевым использованием бюджетных средств, преступлениями на фондовом рынке, посягательствами в сфере  интеллектуальной собственности. В 2001 г. в структуре Главного управления ГСБЭП МВД Украины создаются Управление оперативных разработок, подразделения борьбы с правонарушениями в сфере интеллектуальной собственности и высоких технологий.

Изменения ориентиров и направлений правоохранительной деятельности, поиск новых форм и методов работы, необходимость совершенствования правового статуса службы определили очередную структурную реорганизацию ГСБЭП. Руководствуясь Постановлением Кабинета Министров Украины № 69 от 31 января  2001 г., « О внесении изменений в Положение о Государственной службе борьбы с экономической преступностью» в марте 2002 г. Главное управление ГСБЭП было переименовано в Департамент  ГСБЭП МВД Украины, на который возлагалось общее руководство деятельностью аппаратов ГСБЭП в стране [12].

ГСБЭП МВД Украины в соответствии с возложенными на нее функциями занималось раскрытием следующих корыстных преступлений, которые закреплялись в Криминальном кодексе Украины: 1) преступления против государства: изготовление или сбыт фальшивых денег или ценных бумаг; нарушение правил о валютных операциях; сокрытие валютной выручки; 2) преступления против государственной или коллективной собственности: хозяйственные; противоправная деятельность в хозяйственной, коммерческой и предпринимательской сферах, в результате которой были нанесены материальные убытки предприятиям или государству; 3) должностные преступления: злоупотребление служебным положением, в результате которых был  нанесен существенный вред  государственным или общественным интересам или законным правам и интересам отдельных граждан или интересам субъектов предпринимательской деятельности.

Таким образом, становление ГСБЭП в первые годы независимости осуществлялось, в первую очередь, путем разработки и принятия ряда нормативно-правовых актов, которые составили правовую основу функционирования службы. Они закрепляли юридические принципы, нормы, обеспечивали правовое регулирование общественных отношений в сфере экономических отношений с точки зрения их упорядочивания, охраны и совершенствования. Правовую основу деятельности ГСБЭП в рассматриваемый период  составляли: Конституция, Украины, законы, указы Президента и другие нормативно-правовые акты, в пределах своих норм обеспечивавшие правовое регулирование деятельности службы, определявшие ее правовой статус, организационно-правовое построение, задания и направления противодействия экономическим правонарушениям. Следует отметить, что принятые нормативно-правовые акты не в полной мере обеспечили полноценное противодействие экономической преступности со стороны ГСБЭП, не учитывали дальнейшие значительные перемены в экономической, политической и социальной жизни государства. Так, на наш взгляд,  существенной предпосылкой реформирования законодательства в сфере борьбы с экономической преступностью могло бы стать принятие Закона Украины «О борьбе с экономической преступностью», проект которого был разработан Департаментом ГСБЭП МВД Украины. Это позволило бы на законодательном уровне усилить государственную стратегию борьбы с экономической преступностью, размежевать и одновременно расширить полномочия правоохранительных органов в сфере борьбы с экономической преступностью, закрепив механизм взаимодействия между ними и другими государственными структурами.

Библиографический список:

1. «О переименовании служб БХСС, ГУИД ФПУ и специальных перевозок МВД Украины«: Приказ МВД Украины от 02.09.1991г. № 378 // Архив УИТ УМВД в Донецкой области, ф.17, спр. 8, т.5, арк.1.
2. Положение о Государственной службе борьбы с экономической преступностью: Постановление Кабинета Министров Украины от 5 июля 1993 № 510 // Сборник постановлений Правительства Украины. - 1994. - № 2. - Ст. 30.
3. О неотложных мероприятиях относительно борьбы с организованной преступностью и коррупцией: Постановление Верховной рада Украины № 3207 - XII от 7 мая 1993р.// Ведомости Верховной рада Украины, 1993, N 27, ст.285
4. Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью: Закон Украины от 30 июня в 1993 г. // Ведомости Верховной рада Украины. - 1993. - №35. - Ст. 358.
5. Государственная программа борьбы с преступностью: Постановление Верховной рада Украины от 25 черв. в 1993 г. № 3325 - XII // Голос Украины. - 1993. - 30 июля.
6. О неотложных мероприятиях относительно усиления борьбы с преступностью: Указ Президента Украины № 396/94 от 21 июля в 1994 г. // Голос Украины от 22.07.1994 - № 138.
7. Вопрос усиления борьбы с коррупцией и другими преступлениями в сфере экономики : Указ Президента Украины № 484/94 от 27 августа 1994 р [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://zakon1.rada.gov.ua/
8. О борьбе с коррупцией: Закон Украины от 5 октября 1995р. с изменениями и дополнениями // Голос Украины. - 1998. - 18 февраля.
9. Вопрос государственных налоговых администраций : Указ Президента Украины № 1013/96 от 30 октября в 1996 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://zakon1.rada.gov.ua/
10. Программа деятельности Кабинета Министров Украины : Постановление Верховной рада Украины № 412/96 от 15 октября в 1996 г. // База данных ЛІГА : Закон Профессионал 7.4.1. Copyrіght: ІАЦ "Лига" 1991-2002.
11. О состоянии борьбы с преступностью и обеспечения законности в государстве: Постановление Верховной рада Украины № 640/97 от 18 ноября в 1997 г. // Ведомости Верховной рада Украины. - 1998. - № 6-7. - Ст. 2
12. О внесении изменений к Положению о Государственной службе борьбы с экономической преступностью: Постановление Кабинета Министров Украины № 69 от 31 января в 2001 г. // Официальный вестник Украины от 16.02.2001 - 2001 г., № 5, стр. 44, статья 180.




Рецензии:

11.03.2014, 18:32 Черная Виктория Григорьевна
Рецензия: Тематика актуальна. Содержание статьи соответствует названию. Материал изложен логично. Статья рекомендована к печати.



Комментарии пользователей:

30.12.2013, 12:10 Иванова Людмила Анатольевна
Отзыв: Приказ МВД Украины от 03 сентября 2012 года номер 769 "Об организации деятельности подразделений государственной службы борьбы с экономическими преступлениями МВД Украины" разве не раскрывает функционирование, прменение нормативно- правовой документации, указанной службы?


Оставить комментарий


 
 

Вверх