Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 21.01.2014. Последняя правка: 21.01.2014.
Просмотров - 4722

Региональная налоговая политика: проблемы и перспективы реализации на примере Липецкой области

Грубиянова Елена Эдуардовна

Липецкий филиал РАНХИГС

студентка

Филатова Ирина Ивановна, Липецкий филиал РАНХИГС, доцент, кафедра экономика и финансы, кандидат экономических наук


Аннотация:
В целях повышения инвестиционного потенциала регионов, формирования у них заинтересованности в повышении налогового потенциала требуется скорректировать региональную налоговую политику Российской Федерации. В статье представлены вопросы формирования региональной налоговой политики и предлагаются подходы к её совершенствованию.


Abstract:
In order to increase the investment potential of the regions of interest in improving tax capacity you want to adjust the regional fiscal policy of the Russian Federation. The article presents issues of the formation of regional tax policy and suggests approaches for its improvement.


Ключевые слова:
региональная налоговая политика,проблемы и перспективы

Keywords:
the regional tax policy, problems and prospects



УДК 33

Региональная налоговая политика занимает важное место в финансово-экономической политике Российской Федерации, что является важным приоритетом экономико-политического развития страны.

Региональная налоговая политика при кажущейся ее самостоятельности ограничена на федеральном уровне нормами налогового кодекса.

Основными бюджетообразующими налогами на региональном уровне являются налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц, а межбюджетные трансферты, несмотря на тенденции к уменьшению, по-прежнему оказывают значительное влияние на доходную базу региональных бюджетов. В Липецкой области доля этих налогов в общем объеме поступлений составляют порядка 30% и 40% соответственно. Основными источниками формирования доходов территориального бюджета в 2012 году остались налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. Удельный вес этих налогов в общем объёме поступлений составляет соответственно 39 и 31 процент.

Поступления НДФЛ составили 12,3 миллиардов рублей. Что касается налога на прибыль, то его поступления в территориальный бюджет составили 9,7 миллиардов рублей.

За 9 месяцев 2013 года поступления в бюджет Липецкой области от всех налогоплательщиков — включая крупнейшие, которые администрируются межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, - составили 23 млрд. рублей. Основная часть пришлась на поступления налога на доходы физических лиц (40%) и налога на прибыль организаций (26%) [2].

Отметим, что в качестве инструмента региональной налоговой политики выступают налоговые льготы. Законодательством устанавливаются налоговые льготы для организаций, реализующих инновационные проекты.

На сегодняшний день в реестр инновационных проектов внесены следующие предприятия региона: ОАО «Грязинский культиваторный завод», ОАО «Елецгидроагрегат», ОАО «Гидропривод», ООО «ЛеМаз», НПП «Валок-Чугун», ООО НПК «Армастек – Липецк» и ООО «АртАвтоматика»[3].

Можно выделить следующие существующие налоговые льготы и преференции для организаций, осуществляющих, инновационную деятельность:

- освобождение от НДС реализации НИОКР;

- освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования;

- применение повышающих коэффициентов амортизации основных средств;

- применение повышающего коэффициента для расходов по НИОКР.

Одна из категорий налоговых льгот в инновационной сфере выделена по территориальному признаку. Подобные преференции реализуются путем создания особых экономических зон.  В качестве дискуссионного вопроса эффективности региональной налоговой политики выступает аспект налоговых отношений в связи с созданием особых экономических зон (ОЭЗ) на территории области.

Таблица 1 – Преференции резидентам ОЭЗ

№ 
п\п

Наименование налога

Ставка

11

Налог на прибыль вне территории ОЭЗ

20,0%

Для резидентов ОЭЗ сроком на 5 лет с момента получения прибыли, а в случае выпуска экспортоориентированной и (или) импортозамещающей продукции, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации указанной продукции составляет не менее 50% - сроком на 7 лет с момента получения прибыли

0%

сроком на пять лет, с шестого по десятый год включительно, начиная с момента получения прибыли

5%

по истечении десяти лет, начиная с момента получения прибыли

13,5%

22

Налог на имущество вне территории ОЭЗ

2,2%

Для резидентов ОЭЗ на срок 10 лет с момента регистрации права собственности

0%

33

Земельный налог вне территории ОЭЗ

1,5%

Для резидентов ОЭЗ на срок семь лет с момента возникновения права собственности на земельный участок

0%

44

Транспортный налог вне территории ОЭЗ (за 1 л.с. в зависимости от мощности двигателя)

от 15 руб.

Для резидентов ОЭЗ на срок 10 лет с момента регистрации транспортного средства

0 руб.

55

Коэффициент ускоренной амортизации

не более 2

66

Для резидентов ОЭЗ отсутствуют ограничения по переносу убытков на будущий период

 

77

Акты законодательства РФ о налогах и сборах, ухудшающие положение резидентов, в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности в отношении резидентов ОЭЗ не применяются (за исключением подакцизных товаров)

 

В 2012 году территориальный бюджет Липецкой области от налогоплательщиков, администрируемых налоговыми органами региона, поступило 24,8 миллиардов рублей. От резидентов и участников особых экономических зон с начала текущего года в территориальный бюджет поступило 78 млн. руб. налога на доходы физических лиц, 21 млн. руб. налога на прибыль. При этом резидентам ОЭЗ в соответствии с действующим законодательством предоставляются налоговые льготы, сумма которых в текущем году составила более 113 млн. руб., в том числе по налогу на имущество организаций – 104 млн. руб. и по налогу на прибыль – более 9 млн. рублей.

Главной льготой, а также стимулом для развития ОЭЗ  является гарантия от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах. Для резидентов ОЭЗ предусмотрены налоговые льготы, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Таким образом, сложилось мнение, что политика в отношении предприятий ОЭЗ отрицательно сказывается на формировании доходной части бюджета.

В этом вопросе необходимо учесть следующее: именно за счет налоговых, таможенных льгот и других преференций, регулируются поступления в доходные части бюджетов.

В результате развития ОЭЗ, и как следствие, создания дополнительных преференций по привлечению инвестиций происходит укрепление доходной базы местных бюджетов, что ежегодно увеличивается количество муниципальных образований, налоговый потенциал которых обеспечивает выполнение собственных расходных полномочий.

Таким образом, ключевой проблемой при проведении налоговой политики в регионе является существенное ограничение его полномочий. Налоговые льготы субъект РФ может дополнительно предусмотреть только по региональным и в муниципалитетах по местным налогам. Причем из них в качестве инструмента стимулирования инновационной деятельности организаций можно использовать только налог на имущество организаций. Дополнительные налоговые преференции регионы могут предусмотреть в виде понижения ставки налога на прибыль и единого налога по упрощенной системе налогообложения при объекте «доходы, уменьшенные на величину расходов».

В заключение отметим, что комплексная реализация мероприятий, направленных на повышение собираемости налогов, равно как и создание благоприятных инвестиционных условий для развития бизнеса, а также предприятий ОЭЗ, позволит создать условия для расширения налогового потенциала территорий, выявить резервы роста доходов региональных бюджетов, а также создать финансовую основу, необходимую для обеспечения социально-экономического развития, повышения уровня жизни граждан.

Библиографический список:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : части 1 и 2 : с изм. и доп. Дата обновления: 29.06.2013. Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения 06.12.2013)
2. «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (одобрено Правительством РФ 30.05.2013) URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 06.12.2013)
3. Интернет-портал "Российской газеты" зарегистрирован в Роскомнадзоре 21.06.2012 г. Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 50379. URL: www.rg.ru/2013/01/29/reg-cfo/nalogi-anons.html‎ (дата обращения 06.12.2013)




Рецензии:

21.01.2014, 18:37 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Рекомендуется к печати.

3.02.2014, 13:49 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Покажите изменение доходной части бюджета в динамике. Статья может быть рекомендована к печати после доработки.

15.02.2014, 17:29 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: рекомендуется к печати

15.02.2014, 17:52 Орехова Татьяна Романовна
Рецензия: рекомендуется к печати



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх