Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №4 (декабрь) 2013
Разделы: Религиоведение
Размещена 23.09.2013.
Просмотров - 2077

Региональный компонент музыкального образования в ракурсе поликультурного диалога (на материале деятельности Воскресной школы)

Жукова Татьяна Владимировна

СКГУ, магистрант

МПФ

Аннотация:
работа посвящена современным проблемам воспитания детей и молодежи,приобщению к духовным ценностям, делам милосердия, любви, помощи в строительстве храма своей души.


Abstract:
work is devoted to contemporary problems of the education of children and youth, annexed to the spiritual values, mercy, love, help in the construction of the Temple of your soul.


Ключевые слова:
Православное воспитание, нравственность

Keywords:
Orthodox upbringing, morality


Многие нравственные ценности, на которых основывается наша цивилизация - уважение к семейным ценностям, почтение и забота об окружающих нас людях вне зависимости от религиозных и культурных особенностей - все это не только утверждается законами, но и должно лежать в основе воспитания и образования подрастающего поколения с самого раннего детства. Драгоценное время детства необходимо использовать, чтобы ребенок не только обогатился знаниями, но и нашел свой собственный путь к духовным ценностям, приобщился к делам милосердия, любви и сострадания к ближним и с помощью Божьей, при поддержке взрослых, построил храм своей души.
Современные родители в большинстве случаев не осуществляют личное полноценное приобщение детей к православным и вообще нравственным ценностям, в лучшем случае перепоручая образование и воспитание своего ребенка третьим лицам. Острой проблемой является ориентация молодых семей, решающих вопрос, на каких традициях воспитывать детей. Современные молодые родители сами сформировались в перестроечный период, и их мировоззрение сложилось не на православных ценностях. Они предпочитают заниматься преимущественно интеллектуальным развитием, развитием мышления, памяти ребенка, в лучшем случае - этикетом. При этом мало обращая внимание на развитие таких чувств, как разумность, послушание, вера.
На современном этапе развития важнейшим событием для нашей Республики стало «возрождение» Православия, постепенное восстановление храмов и монастырей. С каждым годом растет число воскресных школ, где дети с раннего возраста приобщаются к православной культуре. Сегодня большинство родителей осознают отсутствие полноценного нравственного воспитания. Наша задача как педагогов - привлечь и заинтересовать родителей православным воспитанием. И тут на первое место выходят именно Воскресные школы. На сегодняшний день на территории Северо-Казахстанской области действуют более 10 церквей и храмов, в г. Петропавловске - 3. При каждом храме существует и действует Воскресная школа. В нашем городе функционирует единственная в Казахстане Православная гимназия им. преп. Сергия Радонежского. Хочется более подробно остановиться на православной Воскресной школе при соборе святых ап. Петра и Павла г. Петропавловска. Воскресная школа была организована и открыта в 1988 году по благословению и инициативе настоятеля Собора прот. Сергия (Снопкова). С самых первых дней школу возглавила Куксина Т.П., которая помимо руководства школой, преподавала Закон Божий, вела театральный кружок. В первый год работы число слушателей школы составляло 20-25 человек, тогда как на сегодняшний день это уже 4 возрастные групп, численностью 25-30 человек каждая. В школу приходят дети и взрослые совершенно разного социального положения и статуса. Есть дети из многодетных семей, из малообеспеченных. В нашей Воскресной школе немало детей, чьи родители имеют доход выше среднего. Говоря о национальном составе, то тут география весьма обширна: русские, украинцы, белорусы, татары, казахи. Воскресную школу посещают как физически здоровые дети, так и имеющие психические и физические отклонения (ДЦП, болезнь Дауна, тугоухость).
Передача знаний от старших поколений младшим осуществляется в процессе целенаправленного обучения и воспитания. В ходе такой передачи младшие поколения усваивают четыре основные элемента социального опыта - знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и содержание эмоционально-ценностного отношения к миру. Своей высшей эффективности при наличии всех необходимых учебных пособий процесс обучения достигает только при тесном психологическом контакте учителя и учеников. В процессе обучения педагог передает своим ученикам частицу самого себя, а во многих случаях - и всего себя. Поэтому, чем значительней масштаб личности учителя, тем больше положительного влияния он сможет оказать на рост личности своих воспитанников. Обучение и воспитание в нашей школе - это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников, где единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчинены идее целостности формирования личности. Комплексный подход требует соблюдения целого ряда педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между педагогами и учащимися. Организация эстетического воспитания в нашей Воскресной школе осуществляется на занятиях изобразительного искусства, хореографии музыки. Более подробно остановлюсь на музыкальных занятиях.
Музыкальные занятия проходят во всех возрастных группах.
1 группа - это дошкольники. Известно, что дошкольное детство - это период, когда ребенок получает множество сведений об окружающем мире, пытается выяснить причины явлений, происходящих вокруг, задает взрослым тысячи «почему?» и требует ответа. Объединив музыкальное занятие и «Уроки Добра», у нас получились очень увлекательные мини-спектакли. Дети с удовольствием выполняют музыкально-ритмические движения, участвуют в ролевых играх. Именно благодаря ролевым играм и песням мы знакомим дошкольников с богатыми традициями православной культуры. Дети с радостью исполняют и современные песни, которые закладывают прочный фундамент культуры и поведения наших воспитанников. («Мы создания Творца», «Крестик», «Свеча»). В работу с этой группой вовлекаются родители (какие колыбельные вы поете, а какие стихотворения рассказываете детям?). Родители настолько вовлекаются в процесс, что многие расспрашивают уже своих бабушек о своих предках, о попевках, песнях, о старинных прибаутках.
2 группа - младшие школьники. Здесь мы вместе с детьми совершаем виртуальное путешествие, знакомимся с обычаями и традициями народов, населяющих нашу Республику, а затем и весь мир. Разучивая новую песню, мы обязательно анализируем текст («Щедрый человек», «Лампада», «Царственные детки»), проводим аналогию с современной жизнью. Обязательным является изучение нотной грамоты и пение по нотам. В нашем репертуаре песни не только на русском, но и на казахском языке. Главное, что дети должны усвоить и понять, что совершенно не важно, какой ты национальности - нас всех объединяет Православная Вера.
Наиболее поющих детей в возрасте 10-11 лет мы переводим в хор «Подлесок». В репертуаре этого хора произведения a capella, части из Божественной литургии. Участники этого коллектива исполняют и произведения с сопровождением на русском, украинском, казахском, английском языках. Главной целью участников хора «Подлесок» является полноправное участие в Божественной литургии в качестве певчих с детско-юношеским хором. Такое пение дает юным певцам богатый слуховой опыт, учит оценивать качества своего голоса и голоса других участников хора.
Стало хорошей традицией проведение ежегодных Рождественских и Пасхальных концертов, которые проходят на лучшей сценической площадке  - Областном драматическом театре. Наравне с заслуженными, народными коллективами и солистами области и города в концертах принимает участие Детско-юношеский хор и хор «Подлесок». Представители администрации города и области ежегодно присутствуют в качестве зрителей.
3 группа - это подростки. Очень часто подростковый возраст называют «переходным». Ребенок «отплывает» от берега, где прошло его детство, чтобы приплыть к другому берегу, который называется юность. Мы знаем, что путь этот труден и противоречив. В подростке сочетаются проявления и «детскости» и «взрослости». Это самый «незащищенный» возраст. Именно в эти периоды огромную роль играет авторитет учителя. Помочь разобраться в музыкальных течениях, суметь не заблудиться в огромном музыкальном мире нашим подросткам и юношам помогают уроки-концерты, которые проводит преподаватель-гитарист. Репертуар этой группы очень обширен - песни О.Митяева, Б.Окуджавы, С.Копыловой, О.Скобля, народные песни.
Отдельно хочется сказать о старшей группе. Это наши мамы, бабушки, которые приходят на занятия по субботам. Вот где огромный кладезь нашей культуры! Сколько народных песен, попевок они знают! Конечно же, ни один праздник не обходится без их участия.
Мы, преподаватели Воскресной школы, всеми силами стремимся сделать так, чтобы в школе было интересно и познавательно не только детям, но в первую очередь и родителям. Как можно больше вовлекаем их в совместные дела, беседы, игры, викторины. На нас, педагогах, лежит огромная нравственная ответственность за формирование личности ребенка. В процессе воспитания мы должны обращать внимание на самих себя, помня, что не столько нашими словами, сколько нашими делами мы показываем пример и прививаем детям те или иные жизненные ориентиры. Если наши поступки наполнены идеалами веры - добра, красоты, мы и ребенку откроем путь к этим идеалам. Личностные качества ребенка формируются не только путем усвоения правил поведения, а в реальных отношениях с взрослыми, поступках и той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них вплетается. Сегодня общество и сама жизнь предъявляет педагогам особые требования. Необходимо, чтобы педагоги воплощали в себе лучшие человеческие качества: нравственность компетентность, честность, справедливость, и, конечно же, любили детей и безгранично были им преданы!

Библиографический список:

1. И.Болдышева «Все у Бога в радости живет»//С-Пб, 2010г.
2. С.Погорелов «Как остановить разрушительный процесс?» //Учительская газета, 20.11.2007г.
3. www.patriarhia.ru
4. www.petr-pavel.kz




Рецензии:

1.01.2014, 12:11 Кузнецова Ольга Владимировна
Рецензия: Материал изложенный в статье найдет своего читателя. Приятно узнавать, что есть такие увлеченные и неравнодушные люди, как автор статьи и её коллеги. Статья может быть рекомендована к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх