Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации”
Аспирант
УДК 336
Сегментирование представляет собой разделение на отдельные группы, понятия, показатели, обладающие схожими характеристиками, с целью их возможного изучения, выявления схожих и различных черт.
В данной статье сегментация будет произведена по видам отраслей, в которых наиболее часто используется проектное финансирование (далее по тексту ПФ). Сегментирование по отраслям для целей проектного финансирования позволяет выделить отдельные характеристики проекта в каждой из перечисленных отраслей и позволяет сделать вывод о структуре проекта.
Базируясь на наиболее популярных и часто рассматриваемых в ПФ отраслях, а также на основании стандартной отраслевой сегментации (Росстат), автор выделяет несколько наиболее используемых в ПФ отраслей. Данные отрасли подобраны на основании статистических данных использования проектного финансирования, на основании трудов российских и зарубежных авторов, на основании практического анализа проектов автором в банковской сфере.
Предлагается выделить следующие возможные сегменты проектного финансирования по отраслевому признаку:
11. Товары народного потребления (оптовая и розничная торговля. В данной области проектное финансирование связано с увеличением торговых площадей для целей формирования сетевого ритейла).
12. Полиграфия.
13. Экология (проект может быть коммерческим и одновременно иметь экологическую направленность. Например, строительство мусоросжигающего завода, переработка вторичного сырья, утилизация ядерных отходов и т.д.
Для того чтобы выделить особенности проектного финансирования на выделенных сегментах рынка ПФ и доказать наличие индивидуальных отраслевых признаков, автор предлагает использовать следующие характеристики проектов:
Среди трудов отечественных и зарубежных авторов встречается мнение, что проектное финансирование рекомендуется применять для инвестиционных проектов большой стоимости, сложных, социально – значимых. Традиционно проектное финансирование используется для проектов от $200 млн. Но на текущий момент такие проекты являются частным случаем. Многообразие различных сегментов экономики не вовлеченных в активное банковское кредитование открывает новые перспективы для всех банков в проектном финансировании. Диверсификация отраслей ведет к диверсификации риска и возможности выбора своей ниши кредитования.
Рассмотрим особенности ПФ на выделенных автором возможных сегментах ПФ и выявим схожие и различные черты. Для сравнения данных сегментов отраслей представим вышеперечисленную информацию в единой сравнительной таблице.
Отрасль/ Сравнительный признак |
Объем вложенных/ Предпола-гаемых для вложения средств
|
Жизненный цикл проекта
|
Назначение проекта, его значимость
|
Возможность прогнозирования перспектив развития проекта, степень точности оценки
|
Наличие гарантий заверше-ния проекта |
Наличие залогов |
Участие государ-ства в финанси-ровании проекта
|
Уровень риска
|
Затраты на сопровож-дение проекта (удельные издержки)
|
Энергети-ческая промышленность |
Высокий |
Около 15 лет |
Стратеги-ческое |
Средняя |
да |
да |
да |
умерен. |
высокие |
Нефтегазо-вая промышленность |
Высокий |
Около 15 лет |
Стратеги-ческое |
Средняя |
да |
да |
да |
умерен. |
высокие |
Инфра-структура: Строитель-ство тоннелей, дорог, мостов, портов, аэропортов, железных дорог |
Высокий |
7-10 лет |
Социал. |
Средняя |
да |
нет |
частично |
умерен. |
высокие |
Строитель-ство метро, школ, больниц, универси-тетов, объектов культуры, спорта |
Средний |
От 3 до 7 лет |
Социал. |
Низкая |
возможно |
нет |
да |
высокий |
средние |
Комму-нальная инфра-структура |
Средний |
От 3 до 7 лет |
Социал. |
Средняя |
нет |
да |
частично |
высокий |
средние |
Коммер-ческая инфра-структура |
Низкий |
От 1 до 7 лет |
Коммерч. |
Средняя |
нет |
да |
нет |
умерен. |
средние |
Гостинич-ный бизнес |
Низкий |
До 3-х лет |
Коммерч. |
Низкая |
нет |
возможно |
нет |
высокий |
низкие |
Телеком-муникации |
Высокий |
До 4-х лет |
Социал./ Коммерч. |
Высокая |
нет |
нет |
частично |
умерен. |
высокие |
Метал-лургия |
Высокий |
10-15 лет |
Стратеги-ческое |
Средняя |
нет |
возможно |
частично |
высокий |
высокие |
Добыча полезных ископа-емых (за исключением нефти и газа) |
Высокий |
10-15 лет |
Стратеги-ческое |
Средняя |
возможно |
Нет |
да |
высокий |
высокие |
Химичес-кая промыш-ленность (фармацевтика) |
Высокий |
10-15 лет |
Стратеги-ческое |
Средняя |
нет |
возможно |
да |
умерен. |
высокие |
Машино-строение и сопутству-ющие производ-ства |
Высокий |
10-15 лет |
Стратеги-ческое |
Средняя |
да |
да |
частично |
умерен. |
высокие |
Сельское хозяйство |
Средний |
До 5 лет |
Стратеги-ческое |
Низкая |
возможно |
Нет |
да |
высокий |
средние |
Пищевая и Лёгкая промыш-ленность |
Средний |
От 1 до 5 лет |
Стратеги-ческое |
Низкая |
нет |
возможно |
частично |
умерен. |
средние |
Товары народного потребле-ния |
Низкий |
До 1 года |
Коммерч. |
Средняя |
нет |
возможно |
нет |
низкий |
низкие |
Полигра-фия |
Средний |
2-3 года |
Коммерч. |
Низкая |
нет |
Нет |
нет |
повыш. |
низкие |
Экология |
Высокий |
Около 10 лет |
Социал. |
Низкая |
возможно |
Нет |
да |
высокий |
высокие |
Можно сказать, что наиболее крупномасштабные проекты, как правило, являются стратегическими для страны и требуют государственной поддержки. Наиболее долгими по сроку являются проекты в области энергетики, металлургии, химической промышленности, добычи полезных ископаемых, нефте – газовой промышленности и экологии.
Проекты в области инфраструктуры чаще всего не имеют государственного участия. Но если проект имеет социально-экономический эффект и способствует развитию отдельных регионов, то риски по проекту снижаются, начинают разрабатываться новые государственные программы поддержки проекта.
Наиболее высокую степень прогнозирования среди проектов показывает отрасль телекоммуникации. Развитие новых технологий влечет за собой развитие целых регионов и налаживание связей между ними. Такой проект также может иметь социальный эффект и входить в стратегию развития отрасли.
Оценим результаты полученной таблицы с точки зрения сегмента малого и среднего бизнеса (далее по тексту МСБ). На первый взгляд создается впечатление, что в данных отраслях сегмент МСБ развиваться не может. Большинство отраслей имеют значительные затраты, долгий срок реализации, требуют крупных капиталовложений. При этом у многих отраслей есть такие схожие черты с МСБ, как отсутствие залогов, и высокий риск.
Возьмем, к примеру, отрасль машиностроения. Если речь идет о строительстве целого завода или цикла производства нового вида продукции, то такой проект действительно может длиться 10-15 лет, влечет за собой значительные капиталовложения, имеет высокие удельные издержки. Но, если речь идет о строительстве дополнительного цеха, аналогичного уже построенным, о введении дополнительного оборудования в цепочку уже выстроенного производства и подготовки площадки под данное оборудование, то стоимость проекта становится доступной для предприятия МСБ. Компания сама может подготовить бизнес – план проекта и взять кредит у банка на реализацию данного проекта.
Можно сделать вывод, что компании малого и среднего бизнеса могут развиваться в рамках перечисленных сегментов, требующих значительных капиталовложений, в том случае, если весь проект поделить на отдельные этапы и каждый из этапов передать на реализацию отдельной компании. Для банка такая схема также может иметь положительный эффект, за счет диверсификации компаний – заемщиков и разделения вложенных сумм на более мелкие ссуды, невозврат которых не повлечет за собой существенного ущерба для банка.
Компании МСБ могут активно развиваться в отраслях с низкими капиталовложениями, такими как гостиничный бизнес, коммерческая недвижимость и товары народного потребления.
Цель любого инвестиционного проекта – это формирование потока от вложенных средств, который позволяет дать положительную инвестиционную оценку проекта и его эффективности. Любого аналитика в первую очередь интересует динамика процесса формирования денежных потоков, которые можно оценить с помощью дисконтированных критериев.
Социально – экономическую эффективность можно определить как продуктивность использования всех возможных ресурсов при условии соотношения полезного результата и затрат, которые направлены на разрешение социальных проблем.
Чтобы в полной мере дать оценку видам эффективности, необходимо составить метрику эффективности для данных понятий.
Для оценки данного понятия можно выделить несколько критериев эффективности. Заинтересованные стороны в рамках проектного финансирования можно поделить на две основные группы, исходя из классификации эффективности: стороны, чей интерес имеет коммерческую основу и те, чей интерес имеет социальную направленность.
Основным критерием социально-экономической эффективности является степень удовлетворения конечных потребностей общества. Потребности общества выражаются как в конкретном количественном результате, так и могут быть связаны с развитием человеческой личности. Существует несколько видов потребностей общества: материальные, социальные, духовные, уровень и качество жизни. Основа социально - экономической эффективности – это оптимальное распределение имеющихся у общества ресурсов среди отраслей, секторов и различных сфер экономики.
В Таблице №1 и Таблице №2 представлены матрицы коммерческой и социально – экономической эффективности проектного финансирования на основе различных качественных и количественных показателей. Таблицы выстроены с указанием коммерческих и социальных метрик для различных участников ПФ. Степень оценки определяется по критерию важности: «важно» и «не важно».
Таблица 1. Матрица коммерческой эффективности проектного финансирования:
Метрика/Участник |
Акцио-неры банка |
Топ – менеджмент банка |
Персо-нал банка |
Регулятор (государ-ство, ЦБ, ИФНС) |
Инвесто-ры |
Потреби-тели |
Поставщики, подряд-чики |
Общес-тво в целом |
Количественные |
||||||||
Будущий доход от проекта |
Важно |
Важно |
Не важно |
Не важно |
Важно |
Не важно |
Важно |
Не важно |
Положительная количественная оценка проекта (дисконтир-е, срок окупаемости и т.д.) |
Не важно |
Важно |
Важно |
Важно |
Важно |
Не важно |
Важно |
Не важно |
Стоимость проекта |
Важно |
Важно |
Не важно |
Не важно |
Важно |
Не важно |
Не важно |
Не важно |
Размер издержек |
Важно |
Важно |
Не важно |
Не важно |
Важно |
Не важно |
Важно |
Не важно |
Наличие дополнительных субсидий, грантов, фондов финансирования |
Важно |
Важно |
Важно |
Важно |
Важно |
Не важно |
Важно |
Не важно |
Качественные |
||||||||
Наличие достаточного обеспечения |
Важно |
Важно |
Не важно |
Не важно |
Не важно |
Не важно |
Не важно |
Не важно |
Маркетинговый анализ рынков сбыта |
Важно |
Важно |
Важно |
Важно |
Важно |
Не важно |
Важно |
Не важно |
Соблюдение норм права |
Важно |
Важно |
Не важно |
Важно |
Важно |
Не важно |
Важно |
Не важно |
Повышение рейтинга |
Важно |
Важно |
Важно |
Не важно |
Важно |
Не важно |
Важно |
Не важно |
Таблица 2. Матрица социально-экономической эффективности проектного финансирования:
Метрика/Участник |
Акцио-неры банка |
Топ – менеджмент банка |
Персо-нал банка |
Регулятор (государ-ство, ЦБ, ИФНС) |
Инвесто-ры |
Потреби-тели |
Поставщики, подряд-чики |
Общес-тво в целом |
Количественные |
||||||||
Рост показателей улучшения здоровья, уровня образования, медицины |
Не важно |
Не важно |
Не важно |
Важно |
Не важно |
Не важно |
Не важно |
Важно |
Рост благосостояния |
Не важно |
Не важно |
Не важно |
Важно |
Не важно |
Не важно |
Не важно |
Важно |
Качественные |
||||||||
Достижение цели проекта |
Важно |
Важно |
Важно |
Важно |
Важно |
Важно |
Важно |
Важно |
Потребности населения |
Не важно |
Не важно |
Не важно |
Важно |
Важно |
Важно |
Не важно |
Важно |
Соблюдение экологических норм |
Не важно |
Не важно |
Не важно |
Важно |
Не важно |
Важно |
Не важно |
Важно |
Развитие социальной инфраструктуры |
Не важно |
Не важно |
Не важно |
Важно |
Не важно |
Важно |
Не важно |
Важно |
Целевые государственные программы |
Не важно |
Не важно |
Не важно |
Важно |
Не важно |
Важно |
Не важно |
Важно |
Стоит отметить, что с позиций различных заинтересованных сторон эффективность не воспринимается одинаково, поэтому критерии эффективности должны формулироваться каждой стороной отдельно.
К примеру, для инвесторов такими критериями являются:
Для кредитующих банков основным критерием будет своевременный и полный возврат вложенных средств, согласно кредитному договору, наличие ликвидного обеспечения с возможностью последующей реализации. Однако внутри банка можно также выделить три целевые группы: акционеры Банка, топ-менеджмент и персонал банка.
Акционеры настроены на реализацию стратегии банка в целом. Операции по проектному финансированию являются лишь частью стратегии и должны быть нацелены на рост доходности банка. ТОП - менеджеры настроены на реализацию поставленных акционерами целей. В зависимости от того, стоит ли в приоритете задача роста портфеля или сохранение доходности, менеджеры принимают свои управленческие решения. В целом провал проекта может сказаться на репутации ТОП-менеджера и повлиять на достижение поставленных целей. В свою очередь, в сделке участвует персонал банка. Основная цель персонала – это получение заработной платы в соответствии с договором. Неверная оценка перспективы проекта, как с количественной, так и с качественной стороны, может сказаться на карьере отдельного сотрудника. При этом стоимость проекта, размер получаемого дохода и влияние его на социально – этические нормы не представляет для персонала никакого интереса. Эти факторы являются уже следствием проведенной оценки и не окажут влияние на благосостояние конкретного сотрудника банка. Даже если проект имеет социальную направленность, маловероятно, что строительство детского садика или спорткомплекса будет проводиться именно в том районе, в котором живет данный сотрудник, что могло бы оказать положительное воздействие на его семью.
Если в сделке будут участвовать другие инвесторы, то они будут, как и банки, заинтересованы в возврате вложенных средств и в приумножении полученных доходов. Социально – этические нормы проекта в меньшей степени интересуют потенциальных инвесторов. Цель их вложений – это достижения прогнозируемого результата и получение оговоренного вознаграждения.
Для регулятора (в лице государства в целом, центрального банка, налоговой службы и т.д.) эффективность заключается в соблюдение нормативных правил требований и ограничений. Насколько бы значим не был сам проект, основы законодательства страны не должны нарушаться. Для государства в целом социальный аспект проекта играет значительную роль. Даже при ухудшении показателей, государство посредством субсидий может дофинансировать проект до завершающей стадии.
Наконец самым главным индикатором выступает обществом (которому нужны проекты, решающие социально значимые задачи). Эффективность определяется в наличии спроса на конечный продукт или услугу. Насколько необходима реализация того или иного проекта и решит ли она имеющиеся социальные проблемы. Если в регионе поставлена задача «оздоровление общества», то можно сказать, что строительство спортивного центра с бассейном может решить данную проблему. Но если сделать его слишком дорогим (огромные неиспользуемые площади, дорогие материалы, дорогие ресурсы, неудобное месторасположение и прочее), то люди не смогут посещать это место. Для кого-то он будет слишком дорогим, для кого-то транспортно недоступен. Тогда социально – экономический эффект будет потерян.
На основании градации целевых элементов проектного финансирования и анализе целевых ориентиров банка, предлагается сгруппировать рассмотренные выше отрасли в четыре блока. Стоит отметить, что несколько отраслей попадает сразу в несколько категорий. При этом имеются отрасли, которые принадлежат только одной группе.
По результатам данного сравнения можно выделить отрасли, имеющие социально – экономическую направленность, в которых активно развивают свою деятельность Банки Развития по всему миру (в частности Внешэкономбанк).
Необходимо расширять сделки, проводимые коммерческими банками в области инноваций с коммерческими целями. Коммерческие банки должны активно вовлекаться в финансирование сделок в следующих отраслях: энергетическая промышленность, нефте – газовая промышленность, телекоммуникации, металлургия, химическая промышленность, машиностроение. Расширение отраслевого сегментирования банков даст возможность развитию, как самих кредитных организаций, так и банковской системы в целом и отдельным отраслям экономики, а также развитию малого и среднего бизнеса. Это даст стимул развитию России в целом и будет следствием роста ВВП страны.
Рецензии:
22.10.2013, 14:44 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: В целом интересный и логично выстроенный материал. Виден личный вклад автора. Рекомендовано к печати.
22.10.2013, 15:35 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Интересные исследования. Хотелось бы пожелать автору для дальнейших исследований сделать ранжировку по признакам, а лучше рейтинг по отраслям. Рекомендуется к печати.
29.11.2015, 14:39 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: Необходимо откорректировать теоретическую часть в разрезе научного изложения, после доработки- рекомендуется к печати
Комментарии пользователей:
5.11.2013, 21:48 Назарова Ольга Петровна Отзыв: Рекомендуется к печати |