Д.э.н., доцент
САФ БМБШ ИГУ
Декан
УДК: 338.242.2
Актуальность темы определена вызовами новой экономики – экономики знаний, основными чертами которой можно считать:
- новые требования клиентов (ускорение жизненных циклов продукции);
- глобализация конкуренции и необходимость новых моделей бизнеса;
- ускорение смены технологий и потребность в постоянном обновлении технических и технологических процессов;
- рост количества непредсказуемых инноваций.
Следовательно, только научающиеся компании, которые трансформируют, используют и генерируют знания, могут быть стратегически устойчивы. Если оценивать инновации как монетизируемые знания, то у компаниях есть потребность в пяти видах инноваций:
- внешние стратегические инновации (создание принципиально новых технологий, концепций, моделей, предпосылки для внедрения которых в текущий момент отсутствуют);
- внешние продуктовые инновации (разработка или совершенствование товаров, работ или услуг под перспективные потребности клиентов);
- технологические инновации (совершенствование технологий или техник производства);
- внутренние процессные инновации (изменение бизнес-процессов, их реинжиниринг либо создание принципиально новых процессов);
- внутренние управленческие инновации (в том числе изменение подходов к управлению активами компании).
Интеллектуальный капитал – это часть активов компании, которая и влияет на качество управления знаниями и инновационный потенциал компании, следовательно, новые подходы к управлению им не только являются инновациями сами по себе, но и позволяют генерировать внешние инновации.
Принято выделять три основных блока интеллектуального капитала: человеческий капитал, клиентский капитал, структурный (организационный) капитал [1].
Человеческий капитал представляет собой совокупность навыков, опыта, творческих решений, связей, ценностей и культуры персонала. Корпоративная культура как комплекс разделяемых персоналом ценностей определяет возможность обмена знаниями, механизмы коммуникаций между носителями знаний, а качество человеческого капитала в целом определяет способность компании к генерированию инноваций. Задачей компании в управлении человеческим капиталом является привлечение и удержание специалистов, которые могут создавать и транслировать новые знания, делиться полученными компетенциями, воспринимать новые знания. Кроме того, управление корпоративной культурой в данном случае имеет задачу снижения уровня сопротивления, повышения открытости в компании, содействия добровольному обмену знаниями.
Структурный (организационный) капитал кроме совокупности нематериальных активов компании (гудвила, брендов, патентов и лицензий) включает в себя качество бизнес-процессов и определяет восприимчивость компании к инновациям и скорость внедрения инноваций.
Восприимчивость к инновациям в данном случае это готовность к изменению бизнес-процессов и внедрению новых технологий и продуктов, скорость внедрения инноваций – этап жизненного цикла между предложением инновации и ее реализацией в компаний.
Клиентский капитал – база данных клиентов, качество удовлетворения их потребностей – позволяет моделировать товары и услуги, которые могут быть востребованы в будущем, и определяет «заказ на инновации». Уровень развития клиентского капитала и управление им может не только снизить риски появления в компании «убыточных инноваций», но и создать спрос на инновации, предлагаемые компанией.
Таким образом, управление интеллектуальным капиталом компании позволит повысить операционную конкурентоспособность, сократить стратегические риски бизнеса, создать принципиально новый тип компании – инновационную компанию.
Рецензии:
23.10.2013, 15:49 Смирнова Юлия Георгиевна
Рецензия: Уважаемая Надежда Борисовна!
Спасибо Вам за статью - в ней изложен сравнительно новый материал. Представляет ли гудвил, по Вашему мнению, какую-либо ценность в коллективном сознании постсоветского общества в сравнении с западным? Есть смысл пересмотреть библиографию: 50% самоцитирования - не лучший показатель с точки зрения наукометрии. Рекомендую к публикации с учётом замечаний.
26.11.2013, 17:56 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Такой интересный материал, а изложен в виде тезисов. Хотелось бы, чтобы статья была доработана в части анализа передового опыта.
16.12.2013, 10:45 Левкин Григорий Григорьевич
Рецензия: Статья очень интересно начинается, но потом резко заканчивается, обрывается. Самое главное, что в названии статьи обозначено "управление", а в тексте статьи ничего не говорится об управлении знаниями в компании, только общие сведения, характеристика понятий. С учетом доработки статья может быть опубликована.
23.02.2014, 19:49 Шаргородская Наталья Леонидовна
Рецензия: Ув. Надежда Борисовна! Статья заслуживает внимания и является актуальной. Но соглашусь с коллегами, что она интересно начинается, но потом резко заканчивается, обрывается.
14.03.2015, 13:24 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Необходимо расширить статью. В данном виде это не статья, а скорее лишь тезисы.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий