Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №2 (октябрь) 2013
Разделы: Искусствоведение
Размещена 26.10.2013.
Просмотров - 3498

В поисках творческого наследия одного из первых профессиональных художников Чувашии

Булганина Анастасия Николаевна

кандидат искусствоведения

БУ "Чувашский государственный художественный музей" Минкультуры Чувашии

научный сотрудник

Аннотация:
Рассматривается творчество одного из первых профессиональных художников Чувашии А.А. Александрова, чья короткая, но, тем не менее, насыщенная жизнь, дает основание считать его одним из тех, кто заложил основы чувашского профессионального изобразительного искусства. Многие произведения мастера не сохранились, однако некоторые из них находятся в коллекциях Государственного Русского музея и Государственного музея истории религии.


Abstract:
In the article consider Aleksandrovs creation of one of first professional artist of Chuvashiya, whose a short, but a rich life gives reason to believe his one of those, who is lay the foundations of Chuvash professional art. His many pictures did not survive, but some of these are stored in the State Russia museum and the State museum of the history of religion.


Ключевые слова:
художник Чувашии, А.А. Александров, Императорская Академия художеств, Казанская художественная школа.

Keywords:
the artist of Chuvashiya, A.A. Aleksandrov, Imperial Academy of Arts, Kazan Art School.


УДК 7.071.1

В 1914 году (24 апреля) на адрес Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств пришло письмо, в котором окружной инспектор училищ Приамурского края просил сообщить о нравственных качествах и педагогических способностях выпускника Алексея Александровича Александрова. Получив положительную характеристику, талантливый специалист был направлен в Благовещенск преподавателем реального училища, мужской и женской гимназии. С того момента жизнь и творчество художника были тесно связаны с искусством Дальнего Востока. Однако за годы учебы в Императорской Академии художеств, он оставил яркий след в истории изобразительного искусства Чувашии и его по праву можно назвать зачинателем исторической живописи республики.

Творчество Александрова А.А. до сих пор остается малоизученным. Одной из главных проблем в исследовании является малое количество фактологического материала. Сохранившиеся архивные документы вносят лишь некоторую ясность.  

Одним из исследователей, проявивших интерес к творческой биографии первого выпускника Казанской школы по классу живописи, стал А.И. Иванов-Ехвет. Собранный по крупицам материал и опубликованный в «Ученых записках» [2] и книге «По следам находок» [3] дает важную долю информации о личности художника.  

Из архивных документов известно, что А.А. Александров родился в мещанской семье уездного города Цивильске Казанской губернии в 1884 году. После окончания Казанской художественной школы по классу живописи (1905 г.) без экзаменов поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств мастерскую живописи В.Е. Маковского, окончив обучение (1913 г.) с золотой медалью и воспользовавшись правом на заграничную поездку.

Известный живописец и педагог сыграл немалую роль в становлении художника. А.И. Иванов-Ехвет отмечает факт, когда мастер оказал содействие молодому студенту в тяжелый период его жизни. В то время, когда А.А. Александров нуждался в материальной поддержке, а в прошении от Совета профессоров (от 6 ноября 1907 года) получил отказ, педагог нашел ему работу – выполнение копии с портрета австрийского короля Фридриха Иосифа из знаменитой галереи портретов Отечественной войны 1812 года в Эрмитаже. В дальнейшем художник добивается стипендии, позднее – именной, а за эскизы на очередных выставках получает денежные премии. 

В каталогах академических выставок работы А.А. Александрова встречаются с 1908 года. «В мае 1909, – как отмечает доктор архитектуры, профессор Тихоокеанского государственного университета Н.П. Крадин, – художник отправился по России для выполнения художественных работ с натуры и снимания видов местностей [6, с. 96]. В этом же году он участвовал в выставке «Современное русское искусство», проходившей в Казани. Рядом с группой татарских живописцев мастер представил несколько произведений на историческую тему: «Пугачевщина», «Иван Грозный», «Пожар в деревне», «Портрет» (все 1908). К сожалению, сегодня искусствоведческий анализ этих произведений невозможен, т.к. не сохранились не только оригиналы, но и печатные их воспроизведения и описания. Лишь Н.К. Сверчков в воспоминаниях об этой выставке особо подчеркивает композиционные и живописные достоинства работы «Пожар в деревне», отличавшейся «глубоким реализмом, тонкой передачей оттенков переживаний людей в этой трагической ситуации» [7, с. 38].

В творчестве А.А. Александрова история родного народа становится основной темой. Он пишет как сюжетные композиции, так и этюды с памятников старины Чебоксар. Некоторые из них, в частности, «Собор святителя Гурия, основанный в 1558 году» и «Часовня Предтеченской церкви», репродуцированы в журнале «Нива» (№16, 1914). Работы выставлялись на отчетных выставках Высшего художественного училища при Академии художеств в 1913 году. Представленные в Совет этюды высоко оценил художник-архитектор В.В. Суслов, подчеркнув, что они имеют не только художественную, но и археологическую ценность. Следует согласиться, что живописец здесь выступает как автор-исследователь. Он делает и этюды с внутренних росписей Введенского кафедрального собора города Чебоксары. Интересен тот факт, что в 1970-е годы чувашский художник Е.И. Иванов выполняет рисунки с произведений А.А. Александрова, которые хранятся в фондах Чувашского государственного художественного музея.

В каталоге Отчетной выставки Высшего художественного училища при императорской Академии художеств 1911 года имеются сведения о произведениях «Иван Грозный» (1910), «Стенька Разин» (1911), «В плену» (1911), которые премируются на конкурсе эскизов в Академии художеств. Два первых произведения находятся в фондах Государственного Русского музея. Из сведений музейного каталога известно, что работа «Стенька Разин» – первоначальный эскиз картины «Стенька Разин  (Песня)» (1912), находящейся в частном собрании Чехословакии [1, с. 10].  

Образ Степана Разина трактован художником по песне «Из-за острова на стрежень». Он довольно иллюстративен, однако молодой художник профессионально проявил себя в решении многофигурной сюжетной композиции на фоне пейзажа, передающего некую напевность. Во взаимодействии персонажей и окружающего пространства раскрывается содержание картины. В самой группировке фигур, простой и уравновешенной, такая ясность и цельность, что можно говорить об эпической типизации. 

В ноябре 1913 года А.А. Александров был удостоен звания художника по живописи за картину «Астраханский митрополит Иосиф защищает раненого князя Прозорского от Стеньки Разина (История взятия Астрахани)», находящейся ныне в фондах Государственного музея истории религии.  Полотно привлекает к себе внимание сложной сюжетной композицией. На фоне расписных стен соборной церкви развернуто драматическое действие, основанное на исторических фактах. Автор запечатлел момент вторжения казаков в церковь, выломавших при этом входную решетку, виднеющуюся на дальнем плане. В храме их встречает митрополит, словно застывший на месте с поднятыми вверх руками и крестом. Эти два ярких образа определяют психологический центр картины. Фигура атамана развернута к зрителю чуть больше левой стороной. Одетый в казачий кафтан С. Разин с ненавистью смотрит на митрополита и его подопечных. Одержимый жаждой власти, он готов казнить всех присутствующих, кто идет против его воли, несмотря даже на святость места. Уверенно расставленные ноги, руки на поясе, гордая осанка – всем подчеркивается вольнолюбивый характер героя. С правой стороны полотна изображена группа людей, в лицах которых читается страх и испуг. Многие из них пытаются спрятаться за спинами друг друга. Ближе к нижнему краю холста, в полулежащем положении, сидит астраханский воевода – князь Прозорский. Раненый в грудь, он не находит больше силы подняться на борьбу с разбойником. В его лице художник сумел передать боль и изнеможение. Напряженная обстановка поддерживается и интерьером. Лежащий на полу ковер будто разделяет две враждующие силы. Свидетелями их столкновения становятся образы святых, которые «смотрят» с расписных стен храма. В изображенных предметах обретается собственная выразительность: раскрытое евангелие на святом престоле, подсвечник со свечой, горящей ярким пламенем, изящное паникадило на потолке.

Особое внимание привлекают живописные достоинства картины. Учитывая положительную оценку педагогов Петербургской Академии художеств, которые удостоили автора конкурсной работы пенсионерской поездки за границу, можно без сомнения заключить, что в единстве с композиционным строем колорит помогает достигнуть впечатления достоверности изображения и способствует созданию определенного зрительского настроения. В газете «Петербургский листок» отмечалось: «Картина написана с большим мастерством. По работе видно, что автор хорошо владеет кистью…» [5, с. 5]. 

Наиболее интересной и значимой для исследования истории чувашского изобразительного искусства является картина «Молодые у колдуна» (1913). Художник начал работу над эскизами у себя на родине в Цивильске. Итоговая же работа была завершена уже в Петербурге, причем, по свидетельству Н.К. Сверчкова, «молодого мужа он писал с М.С. Спиридонова» [7, с. 39]. За представленную на конкурсную выставку работу автор удостоился пенсионерской поездки в Италию. В газете «Петербургский листок» отмечалось: «…художник прекрасно справился со своей задачей, и картина могла бы красоваться в любом музее русской живописи» [5, с. 5]. Эта фраза оказалась в дальнейшем весьма пророческой.

В 1984 году искусствовед Н.А. Ургалкина в газете «Советская Чувашия» публикует статью, приуроченную к 100-летию со дня рождения художника [8]. Автор приводит сведения о том, что в 1946 году от частного коллекционера поступило предложение продать произведение Чувашской художественной галерее. Директор ответил согласием, но картина по неизвестным причинам так и не была куплена. Местонахождение картины остается неизвестным. Имеются лишь репродукции в журнале «Нива», газете «Искра».

После окончания Академии художеств и по возвращению из заграничной поездки в 1914 году Александров А.А. был направлен в Благовещенск преподавателем реального училища, мужской и женской гимназии. В это время здесь сосредотачивались профессионально-квалифицированные художники с академическим образованием (С.И. Володченко, В.Е. Панов, М.С. Пилецкий, Е.Н. Трофимовская). Приток художественных сил обогатил творческую жизнь в городах Дальнего Востока. Обосновавшиеся мастера принесли стилевое разнообразие, идейно-художественную проблематику.

Известно, что в этом же году учреждается Амурское общество поощрения художеств (АОПХ), в состав которого входит и А.А. Александров. Как отмечает искусствовед В.И. Кандыба, основной целью общества являлась объединение художественных сил и организация школы живописи, скульптуры, рисования и черчения с художественно-промышленным отделением [4].

Реализовать удалось только первую часть программы. В декабре 1914 года открылась большая выставка, организованная АОПХ. Участники представили произведения живописи, графики, скульптуры и художественно-прикладные работы. А.А. Александров выставил работы, созданные в Италии: рисунок «Венеция», этюды «Ложа Ланца», «Башня Пизанского собора» и другие.

Попытка Амурского общества поощрения художеств открыть художественно-промышленное училище осуществилась лишь в 1920 году. Методика преподавания следовала лучшим академическим образцам, привнесенная педагогами из главных художественных центров страны – Петербургской Академии художеств, Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Заведующий училищем был А.А. Александров. По утверждению искусствоведа Н. Верещагиной, фактически это была первая школа дизайна.

Известно, что по окончании первого учебного года в 1921 году преподаватели училища организовали весеннюю передвижную выставку по городам Дальнего Востока. А.А. Алекандров вместе с коллегами В.Е. Пановым и С.И. Володченко выехали в Китай. После вернисажа в Сахаляне (ныне Хэйхэ) художники перебрались в Харбин, где мастер внезапно умер от сыпного тифа. По инициативе коллег здесь же была организована посмертная выставка-продажа творческих работ автора с целью финансовой поддержки вдовы и детей художника.

Итак, найденные материалы убеждают нас в том, что А.А. Александров душою и помыслами был с родным краем. Обнаруженные в ходе поисков разрозненные сведения о его короткой, но, тем не менее, творчески насыщенной жизни, дают основание считать его одним из тех, кто заложил основы чувашского профессионального изобразительного искусства.

Библиографический список:

1. Государственный Русский музей. Генеральный каталог музейного собрания. Живопись. Т. 2. Первая половина XХ века (А–И). СПб : Palace Edition, 2002. 232 с.
2.Иванов А.И. Художники М.А. Адрианов и А.А. Александров // Ученые записки ЧНИИ. Искусствоведение. 1969. Вып. 45. С. 121–128.
3.Иванов-Ехвет, А.И. По следам находок. К истории русско-чувашских культурных связей. Чебоксары : Чувашское кн. изд-во, 1977. 112 с.
4.Кандыба В.И. История становления и развития художественной жизни Дальнего Востока (1858–1938 гг.). Владивосток : Изд-во Дальневосточного ун-та, 1985. 176 с.
5.Картины молодых художников // Петербургский листок. – 1913. – 3 ноября.
6.Крадин Н.П. Художники Дальнего Востока (XIX–XX вв.). Хабаровск : Изд-во «РИОТИП», 2009. 176 с.
7.Сверчков Н.К. Счастье. Воспоминания художника. Чебоксары : Чувашское кн. изд-во, 1976. 120 с.
8.Ургалкина Н.А. Могла бы красоваться в любом музее. Поиски, находки. К 100-летию со дня рождения А.А. Александрова // Советская Чувашия. – 1984. – 23 марта.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх