магистр
МБОУ ДОД "ДЮЦКО "Галактика" г. Калуги, КГУ им. Циолковского
методист
УДК 379.831
Деятельность учреждений дополнительного образования протекает в рамках свободного времени ребенка, которое он может отдавать познавательному досугу или проводить его в неформальной компании сверстников. При этом, ребенок чаще всего находится в ситуации добровольного выбора той или иной формы организации досуга. В отличие от школы, в учреждениях дополнительного образования ребенок добровольно выбирает себе руководителя и детское сообщество, в котором чувствует себя наиболее комфортно.
Стратегия сотрудничества учреждений дополнительного образования и семьи не может быть определена без ясного представления о тех педагогических проблемах, которые можно решить только совместно. Среди таких проблем: совместная забота о здоровье детей; формирование и развитие интересов, ценностных ориентации в сфере культуры, досуга, самообразовательной деятельности; выявление одаренности и развитие способностей ребенка; содействие в достижении ребенком благоприятного статуса в группе ровесников или разновозрастном творческом коллективе; развитие культуры полоролевого поведения юношей и девушек; установление взаимопонимания междуразновозрастными поколениями семьи.
Для успешного взаимодействия специалистов учреждений дополнительного образования и семьи воспитанника необходимо: постоянное обновление содержания, форм, методов работы с родителями; пробуждение у родителей интереса к процессу самообразования в области психолого-педагогических знаний; расширение сферы совместной деятельности, общения педагогов и родителей с детьми.
Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детско-юношеский центр космического образования "Галактика" г. Калуги. (Краткое наименование МБОУ ДОД "ДЮЦКО "Галактика" г. Калуги). Центр располагается по адресу: г. Калуга, ул. Академическая, д.6.
Цель деятельности Центра – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных услуг и программ в интересах личности, общества, государства.
Одним из основных направлений работы педагогического коллектива Центра является работа с родителями, которая ориентирована не только на формирование у родителей позитивного отношения к деятельности учреждения, но также рассматривает семью как полноправного субъекта организации учебно-воспитательного процесса. В рамках данной работы используются различные коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия с семьей, которые строятся на принципах партнерства, конструктивно творческой, созидательной деятельности.
Процесс взаимодействия Центра с семьей, родителями направлен на активное включение родителей как в учебно-воспитательную, так и досуговую деятельность. В рамках такого взаимодействия проводится диагностическая работа по изучению семьи, психолого-педагогическое просвещение родителей (проведение родительских собраний, постоянно обновляющийся информационный стенд для родителей, проведение совместных мероприятий, индивидуальной работы, выставки совместных работ детей и родителей, привлечение родителей к организации оздоровления детей в каникулярное время и т.д.).
С 2011-2012 учебного года на базе ДЮЦКО «Галактика» реализуется проект «Семейные космические путешествия» как одна из форм работы с семьёй. В рамках данного проекта для детей и родителей каждое воскресенье методистами и педагогами проводились экскурсии по Центру, мастер-классы, творческие мастерские, конкурсы, соревнования и т.д.
Но, несмотря на все проводимые мероприятия для детей и взрослых было замечен недостаток семейного досуга со стороны взрослых по отношению к детям. Из бесед с воспитанниками Центра было выявлено, что большинство воспитанников проводят свое свободное время за просмотром фильмов, игрой в компьютерные игры и общению в социальных сетях. В качестве досуга родители устраивали для детей поездки по магазинам, поход на аттракционы и в кино. И только малая часть родителей воспитанников играют с детьми, путешествуют, собирают коллекции, занимаются совместно домашними делами и организуют праздники в семье.
Учитывая выше сказанное, Центр ставит цель - оказать помощь родителям в формировании грамотного взаимодействия с детьми в совместной деятельности, ориентировать их на выбор продуктивного стиля взаимодействия.
Перед составлением программы было проведено уличное анкетирования взрослых и детей «Семейные ценности» (Приложение 1). В анкетирование приняли участие дети и взрослые в возрасте от 14 до 30 лет в количестве 76 человек, из них 14 мужчин и 52 женщины.
Возраст участников опроса:
- до 18 лет – 26 чел,
- от 18-21 – 14 чел,
- от 21-25 – 14 чел,
- старше 25 – 22 чел.
Так же был проведен устный опрос воспитанников центра (Приложение 2).
По результатам анкетирования были сделаны следующие выводы:
- человек должен освоится во взрослой жизни и должен не сидеть на шее родителей, а самостоятельно уже зарабатывать деньги,
- нужно дорасти морально и материально , чтобы брать на себя ответственность в воспитании ребенка,
- ребенок - большая ответственность, к которой надо подойти серьезно,
- до создания семьи необходимо получить образование и начать строить карьеру.
Таким образом, можно сделать вывод, что семья занимает самое главное место в жизни каждого человека. Еще сильны традиции и устои в семье. Не радует, то, что все стремятся к материальному благополучию и тем самым отодвигают сроки создания семьи и рождение детей. Практически ни кто не хочет иметь большую семью, потому что от нее только минусы и трудности и самое главное- нищета. Пугает и то, что молодежь относится спокойно и даже положительно к «гражданскому браку», тем самым молодые люди снимают с себя ответственность и обязанность по отношению друг к другу.
Проанализировав и сопоставив результаты устного опроса воспитанников, были сделаны следующие выводы:
- у детей высокая потребность в общении с родителями, желание участвовать вместе с ними в проведении праздников, экскурсий, походов, спортивных соревнований;
- в связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (телевидение) и индивидуального досуга (компьютерные игры, аудиомузыкальные устройства и т. д.) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми;
- родители много времени проводят на работе и у них не остается времени на общение с детьми, на отдых на природе и прогулки в лес, посещение выставок и музеев;
- родители считают, что достаточно материально обеспечить детей, купить щедрые подарки, вещи, а вот свое свободное время они отдают детям неохотнее всего остального.
На основе проведенного анкетирования и опроса, а так же изученной нормативной документации была выдвинута гипотеза о том, что система семейного досуга влияет на гуманизацию детско-родительских отношений в семьях воспитанников.
Объектом исследования являются семьи воспитанников.
Предмет исследования - система семейного досуга как средство гуманизации детско-родительских отношений в семьях воспитанников.
Цель исследования: изучение влияния системы семейного досуга на гуманизацию детско-родительских отношений в семьях воспитанников.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
- ознакомить родителей с возрастными особенностями детей;
- ориентировать на позитивное изменение межличностных отношений в семье и создать более тесные и доверительные отношения;
- овладеть навыками организации детского досуга.
В программе приняло участие дети от 4- 12 лет и их родители. В исследовании учувствовало 20 семей из них 5 не полных семей.
Для решения сложившейся ситуации работниками центра было принято решение о создании и реализации программы для детей и семей «Семейные космические путешествия», которая бы содействовала гуманизации детско – родительских отношений через систему семейного досуга.
При реализации намеченных действий столкнулись со следующими проблемами и трудностями:
- при написании сценария сложность заключалась в том, что для каждого возраста необходимо предоставить в доступной форме информацию, поэтом было решено написать сценарий, ориентированный на детей с взрослыми, где возраст детей составлял от 4 до 12 лет;
- так же хотелось создать обстановку, в которой родители с детьми могли максимально взаимодействовать;
- стал удивительным тот факт, что все говорили об отсутствии программ для совместного семейного отдыха, но когда семья приглашали принять участие в программе в выходной день, семья отказывались, аргументируя тем, что сильно устают на неделе и хотели бы побыть дома и никуда не выезжать,
- для сценария было решено написать презентацию, долго обдумывали как лучше рассказать детям о семье, от ее важности,
- в каждом возрасте «семья» имеет свое значение, поэтому было решено спросить самых маленьких детей – первый класс, «Что такое семья?»,
- если первые классы давали определение семьи, то для детей по старше, третьих и пятых классов было задание посложнее. Им задавали вопрос «Что ты любишь?» и если первоклассники и дошкольники чаще всего на первое место ставили маму и родных, то дети по старше чаще всего маму и родных не называли, а ставили на первое место игры, еду и только у некоторых на последнем месте была мама при проведении программы выходного дня для семей, сложность была в том, что детям было не интересно, им хотелось какого-то шоу и даже игры были им не интересны, и родители злились на детей за их плохое поведение. Очень помог мастер-класс, здесь дети с родителями совместно делали поделку. Детям очень нравилось что–то мастерить своими руками, и родители как дети радовались своим трудам.
В ходе создания и реализации проекта стало понятно, что этот проект является долгосрочным и появились планы на перспективу развития данного проекта:
- развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения,
- развитие творческих способностей учащихся,
- улучшение сценария, то есть увеличение игровых моментов, мастер- классов, где дети не были отдельно от родителей, сделать акцент на более тесном взаимодействии детей и взрослых,
- сотрудничество с государственными учреждениями по реализации программ связанных с укреплением и содействием семей. Например с таким как, ГКОУ «Центр содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и психолого-медико-социального сопровождения замещающих семей» и др.,
- во многих школах города Калуги реализуется проект «Уполномоченный по правам участников образовательного процесса», можно было бы добавить в их блок правового посвящения «Соблюдение прав ребенка в семье»,
Цель деятельности Центра
Одним из основных направлений работы педагогического коллектива Центра является работа с родителями, которая ориентирована не только на формирование у родителей позитивного отношения к деятельности учреждения, но также рассматривает семью как полноправного субъекта организации учебно-воспитательного процесса. В рамках данной работы используются различные коллективные, групповые
Рецензии:
22.12.2013, 17:33 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия: Автору стоит продумать структуру работы; может быть, изменить название, так ка к во второй части статьи, как я понял, предлагается программа исследования. В связи с этим следует подумать над изменением названия работы. Также необходимо исправить пунктуационные ошибки в тексте. После доработки статью можно рекомендовать к публикации.
23.12.2013, 11:01 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Сложно переоценить актуальность проблемы, особенно это касается ее главной позиции – взаимодействия, поскольку именно оно отражает сущность личностно ориентированного воспитания (безотносительно к уровню его реализации). Однако, проблема почему-то не является предметом исследования (далее предмет обозначен как «система семейного досуга…». По всей статье прослеживается несоответствие между темой, аннотацией: «исследование личности ребенка, как к субъекту деятельности» (корректнее – как субъекта) и текстом, в котором проблема субъектности позиции ребенка вообще не рассматривается. Содержание в большей степени относится к опыту работы Центра по проблеме приобщения семьи к организации досуга детей, который, несомненно, представляет ценность. Считаю, что статья может быть опубликована, если устранить несогласованность базовых позиций изложения, обеспечить его адекватную структурную организацию, а также исправить грамматические ошибки.
24.12.2013, 9:02 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Статья актуальна и интересна. Определены важнейшие направления работы детских образовательных учреждений и семьи, что является фундаментом любого образования и воспитания. Однако автору следует пересмотреть структурные элементы работы, конкретизировать название, точнее оформить выводы исследования, обратить внимание на грамматику.
28.12.2013, 12:50 Сыромятникова Юлия Алексеевна
Рецензия: Вопросы привлечения внимания родителей к организации досуга детей относятся к очень важной сфере педагогического исследования – взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Статья характеризует деятельность Центра дополнительного образования детей с точки зрения организации семейного досуга. Поэтому тема, заявленная в заголовке, не соответствует в полной мере содержанию работы. В материале главной идеей является деятельность самого Центра по организации не столько детского, сколько семейного досуга с активным участием в досуговых программах как родителей, так и детей. Проблема обучения родителей на современном этапе развития общества несомненно актуальна и важна. Именно в рамках системы дополнительного образования детей возможно создавать эффективную среду для полноценного развития личности ребенка через грамотную организацию общения родителей и детей. Статья может быть рекомендована к публикации при условии корректировки темы и исправления грамматических ошибок и опечаток по ходу работы.
Комментарии пользователей:
23.12.2013, 10:53 Франчук Татьяна Иосифовна Отзыв: Сложно переоценить актуальность проблемы, особенно это касается ее главной позиции – взаимодействия, поскольку именно оно отражает сущность личностно ориентированного воспитания (безотносительно к уровню его реализации). Однако, проблема почему-то не является предметом исследования (далее предмет обозначен как «система семейного досуга…». По всей статье прослеживается несоответствие между темой, аннотацией: «исследование личности ребенка, как к субъекту деятельности» (корректнее – как субъекта) и текстом, в котором проблема субъектности позиции ребенка вообще не рассматривается. Содержание в большей степени относится к опыту работы Центра по проблеме приобщения семьи к организации досуга детей, который, несомненно, представляет ценность. Считаю, что статья может быть опубликована, если устранить несогласованность базовых позиций изложения, обеспечить его адекватную структурную организацию, а также исправить грамматические ошибки. |