Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №8 (апрель) 2014
Разделы: Педагогика
Размещена 04.02.2014. Последняя правка: 27.03.2014.

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Гончаров Дмитрий Александрович

ХНПУ имени Г.С. Сковороды

преподаватель, заместитель декана

Аннотация:
Автором в статье, основываясь на изучении научной литературы, анализируются подходы учёных к толкованию сущности дефиниции «профессиональная готовность», раскрывает суть понятия «готовность будущего учителя к воспитательной работе». В статье определена структура готовности будущего учителя к воспитательной работе и охарактеризовано содержание её компонентов.


Abstract:
The scientists' new approaches to the definition of "professional readiness" is analyzed by author in the article as well as "readiness to the educational work". The structure of future teachers' readiness to the educational work is determined, its components is analyzed.


Ключевые слова:
будущий учитель, воспитательная работа, готовность, структура, компоненты

Keywords:
future teacher, educational work, readiness, structure, components


УДК 378.11:37.011.3

Реалии современности требуют подготовки такого учителя, который способен создавать оптимальные условия для развития каждого ученика  как личности, максимально учитывать его индивидуальные интересы, содействовать развитию у них высоконравственных качеств, которые позволяют им стать активными полноправными гражданами своего государства и их личностной самореализации. Этот факт определяет необходимость формирования у учителя системы профессиональных умений и качеств, благодаря которым он может принимать своевременные самостоятельные решения, убеждать учеников в правильности своей позиции, вести их за собой на пути достижения поставленных целей, эффективно взаимодействовать с родителями школьников и коллегами. В связи с этим появляется потребность в повышении качества профессиональной подготовки будущих учителей в направлении совершенствования их подготовки к качественному осуществлению воспитательной работы.

Допускаем, что подготовка будущих учителей к воспитательной работе выйдет на более высокий уровень при активизации работы органов студентческого самоуправления, которая базируется на привлечении студентов к совместной творческой  воспитательной деятельности, повышения ответственности каждого студента за результаты своей деятеьности, его готовность к творческому поиску оригинальных путей решения учебно-воспитательных задач. Во-вторых, участие в различных видах студенческого самоуправления, в которых органично сливаются в единое целое педагогическое руководство наставника и самостоятельная деятельность студента, академической группы, обуславливает развитие и совершенствование воспитательной деятельности будущего учителя, особенно её организационных и комуникативных компонентов, формирование готовности учителя к самостоятельной педагогической деятельности, его инициативность, творческий подход. Профессионально-педагогическая направленность организации органов студентческого самоуправления обеспечивает прохождение студентами полноценной школы воспитательной деятельности,  которая способствует накоплению будущими учителями необходимого практического багажа для нальнейшего решения задач воспитания, овладению содержанием, формами, методами воспитательной работы. Потенциал студенческого самоуправления при подготовке будущего учителя к воспитательной работе усиливается тем, что их участие в работе органов студенческого самоуправления базируется на принципах добровольности, обеспечивает и учитывает их личные интересы, не имеет програмных ограничений, организовывается как коллективная творческая деятельность, на принципах сотрудничества и сотворчества и всесторонне соотносится с формами и методами воспитательной работы в ученическом коллективе.

Отдельные аспекты проблемы подготовки будущих учителей к воспитательной работе отражены в работах Л. Байковой, О. Божко, А. Бойко, М. Боритко, Л. Беловой, О. Билык, В. Бутенко, В. Волковой, А. Денисенко, С. Золотухиной, Л. Зуевой, В. Караковского, И. Колесниковой, О. Кондратюка, Т. Осиповой, С. Поляковой, Е. Поповой, Н. Селивановой, Т. Танько, А. Троцко, М. Удовенко, Т. Удовицкой и других учёных. В то же время  требует уточнения сущность  и содержание структурных компонентов готовности будущего учителя к воспитательной работе с учетом требований реалий современности к формированию личности молодого поколения как достойного гражданина своего государства.

Цель статьи – определить суть понятия «готовность будущего учителя к воспитательной работе», раскрыть содержание его структурных компонентов.

Успешность профессиональной деятельности личности определяется многими факторами  как объективными, так и субъективными. Современные условия рыночного развития общества предъявляют более высокие требования ко всем видам профессиональной деятельности, особенно к педагогической, от которой непосредственно зависит развитие современного общества. При этом овладение профессиональной деятельностью непосредственно зависит от степени готовности личности к ней.

Сегодня главная цель школы − воспитать в каждом ученике культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность. Смена приоритетов в воспитательной работе школы диктует новые требования к профессионально-педагогической подготовке будущих учителей.

Исследуя качества личности, необходимые в педагогической деятельности, Н. Кузьмина  [6] и А. Щербаков [8] пришли к выводу, что успешность педагогической деятельности обеспечивается как педагогическими (коммуникативными, организаторскими, исследовательскими), так и личностными свойствами (активностью, целеустремленностью, тактичностью, выдержкой, самообладанием, самостоятельностью, любовью к детям, высоким уровнем интеллектуального развития). К числу важнейших педагогических способностей, изученных  Ф. Гоноболиным [2], можно отнести следующие: способность передавать знания кратко и интересно, способность понимать ученика, способность к педагогической наблюдательности, находчивости и быстрой ориентировке, к организаторской деятельности. Ученый в педагогической деятельности выделил также общие личностные качества (честность, правдивость, нравственную чистоту, скромность, целеустремленность, настойчивость, самообладание, наблюдательность, правильную, выразительную речь) и собственно педагогические профессиональные способности (способность понимать ученика, доступно сообщать детям учебный материал, убеждать, заинтересовывать; организовывать творческое обсуждение на уроке, предвосхищать результаты своей работы). В число важнейших характеристик личности педагога вводятся: научная эрудиция, тактичность, чуткость и любовь к детям, внимание к родителям, умение быстро принимать решения.

Рассматривая проблему подготовки будущего учителя к воспитательной работе, исследователи предлагают многоуровневую систематизацию этого процесса. В частности такие уровни: мировоззренческий, целью которого является формирование профессионального сознания и самосознания будущих специалистов; профессиональный, направленный на овладение необходимой системой знаний, стратегией и тактикой практической деятельности будущего педагогаформирование его психолого-педагогической культуры; личностный, целью которого является формирование у студентов профессионально значимых качеств личности, гуманистической направленности, «диалогичности» как центрального компонента, способности к профессиональной идентификации [4].

Инструментарий профессиональной деятельности педагога включает профессиональные знания и опыт. Профессия будущего специалиста предусматривает конкретную деятельность, которая реализуется в определенной функционирующей системе учебно-воспитательной работы.

Эффективность педагогической деятельности, как и любой другой, обуславливается готовностью личности к ней. Успешность овладения этим тем или иным видом деятельности зависит от личностных, интеллектуальных, коммуникативных качеств, а также тех параметров, которые воплощаются в продуктах деятельности (знания, умения, навыки) и профессиональных педагогических способностях, от профессиональной пригодности. Для решения проблемы профессиональной готовности будущего специалиста необходимо ее комплексное изучение на разных этапах, установление взаимосвязей и динамики развития. При этом следует иметь ввиду, что профессионализм учителя, его педагогическое мастерство требует постоянного самосовершенствования.

Как активное целостное личностное образование, которое является синтезом ее мотивационной, эмоционально-волевой, умственной, операционной подготовленности к осуществлению профессиональной деятельности рассматривает готовность Л. Вейланде [3].

Е. Ильин [6] определяет готовность как оптимальное рабочее состояние, которое характеризуется длительным сохранением работоспособности, наиболее быстрым втягиванием и возобновлением сил; адекватной реакцией на внешнее влияние; сложностью в работе всех систем, ритмичностью, синхронностью.

Мы разделяем  позицию В. Сластенина, в которой соединяются оба из указанных подходов. Ученый выделяет такие компоненты профессиональной готовности учителя к педагогической деятельности:

1) психологическую готовность – сформированная направленность на педагогическую деятельность, наличие интереса к предмету и потребность самообразования в этой отрасли знания, развитие профессионального мышления;

2) научно-теоретическую готовность – наличие необходимого объема общественно-политических, психолого-педагогических и специальных знаний, необходимых для профессиональной деятельности;

3) практическую готовность – наличие сформированных на нужном уровне профессиональных умений и навыков; 

4) психо-физическую готовность – наличие эмоционально-волевых предпосылок для овладения педагогической деятельностью и определенной педагогической специальностью, формирования профессионально значимых личностных качеств [7].

Очевидно, есть смысл рассматривать  готовность как цель профессиональной подготовки, которая  интегрирует ее результаты, поскольку является совокупным выражением специально направленного развития личности, влияния на разные стороны психики студента, и являет собой совокупность мотивов, знаний, умений и навыков, а также профессионально важных качеств личности, которые должен иметь будущий педагог для успешного осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, профессиональную готовность будущего учителя к воспитательной работе мы определяем как стойкое личностное образование, в котором интегрированные мотивы, ценности, знания, умения и личностные качества будущего специалиста, который предопределяет эффективное решение воспитательных задач в процессе учебно-воспитательной деятельности.

Готовность будущего учителя к воспитательной работе имеет определенную структуру, в составе которой мы выделили мотивационно- ценностный, когнитивно-мировоззренческий, деятельностно-поведенческий и личностный компоненты.

Мотивационно-ценностный компонент занимает ведущее место в структуре профессиональной готовности будущих учителей к воспитательной работе, поскольку мотив является побудительной причиной любого действия, решающим элементом поступка. Именно через мотив информация всех побудителей человеческого поведения получает выход, реализуется в практических действиях.

Когнитивно-мировоззренческий  компонент готовности будущего учителя к воспитательной  работе характеризуется совокупностью знаний, необходимых для эффективного осуществления воспитательного процесса. Мы согласны с В. Гриневой [3], что научные педагогические знания являются определенным образом упорядоченной и организованной системой знаний-ценностей , которая создает основу для творчества в целостном педагогическом процессе, содействует развитию педагогической культуры вообще и рефлексивной культуры в частности.

Подготовка будущего учителя к практической деятельности требует обеспечения процесса перехода от теории к практике,  другими словами – превращения знаний в умения и навыки. Учитывая это, в структуре готовности будущего учителя к воспитательной работе важное место занимает деятельностно-поведенческий компонент.

Личностный компонент готовности будущего учителя к воспитательной работе характеризует его профессиональную направленность, личностные профессионально значимые качества, которые помогают положительно влиять на учеников, характеризует личностные качества специалиста. На основании изучения научной литературы по исследуемой проблеме мы пришли к выводу, что исключительно важным для формирования готовности будущих учителей к воспитательной работе есть рассмотрение добытых им знаний и выработка навыков сквозь призму его профессионально личностного развития и саморазвития, совершенствования его, личностных качеств. 

 При определении содержания структурных компонентов готовности будущих учителей к воспитательной работе мы учли профессиограмму учителя, образовательно-квалификационную характеристику (ОКХ) будущего специалиста, а также цель, задачи и содержание воспитания в современной школе. 

Выводы. Подготовка будущих учителей к воспитательной работе является одним из важных заданий современного высшего педагогического образования. Будучи нацеленным служить обществу, будущий педагог должен быть образцом поведения, общество ожидает от его деятельности четко определенного эффекта, предполагает, что он будет именно таким, будет действовать так, как это представляет себе сознательный гражданин независимого государства. Основные принципы подготовки будущих учителей к воспитательной работе основываются на идеях гуманизма и демократизма, уважении к достоинству человека; признании приоритетности общечеловеческих ценностей как главной методологической предпосылки; сочетании личностных, национальных и общечеловеческих ценностей; признании свободомыслия и прав человека.

Проблема формирования готовности будущих учителей к воспитательной работе является многосторонней, поскольку объединяет в себе психологические, социологические и педагогические аспекты. Из проведенного нами анализа относительно проблемы профессиональной подготовки будущего учителя мы можем вывести понятие его профессиональной готовности к работе как устойчивого личностного образования, в котором интегрированы  мотивы, ценности, знания, умения и личностные качества будущего специалиста, который предопределяет эффективное решение воспитательных задач в процессе учебно-воспитательной деятельности. Сущность готовности будущего учителя к воспитательной работе дает основания представить структуру этого феномена как совокупность мотивационно-ценностного, когнитивно-мировоззренческого, деятельностно-поведенческого и личностного компонентов.
Изучение теории и практики воспитательной работы свидетельствует о необходимости : научного обоснования целеполагания в воспитательной работе , что особенно актуально в период социальных изменений ; разработки содержания воспитательной работы , адекватного цели и задачам воспитания гражданина Украины ; обновление форм и методов работы с молодежью ; разработки критериев оценки воспитанности личности, является важным компонентом всей системы воспитательной работы ; теоретического и научно - методического обеспечения деятельности молодежных , детских и юношеских организаций , на уровне конкретных учебных заведений , районов , области , на государственном уровне.

Библиографический список:

1. Вєйландє Л. В. Підготовка студентів університету до роботи з підлітками девіантної поведінки : автореф. дис. ... канд. пед. наук : спец. 13.00.04 ”Теорія і методика професійної освіти” / Л. В. Вєйландє. – Одеса, 2005. – 23 с.
2. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе / Ф.Н. Гоноболин. – М.: Просвещение, 1965. – 260 с.
3. Гриньова В. М. Формування педагогічної культури майбутнього вчителя (теоретичний та методичний аспекти) / В. М. Гриньова. − Харків : Основа, 1998. − 300 с.
4. Дьяченко М. И. Педагогические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – Минск : Изд-во БГУ, 1976. – 175 с.
5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин – СПб. : Питер, 2004. – 509 с.
6. Кузьмина Н. В. Психологическая структура деятельности учителя: (Тексты лекций / Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев. – Гомель: ГГУ, 1976. – 57 с.
7. Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность /В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. − М. : ИЧП “Издательство Магистр”, 1997. − 308 с.
8. Щербаков А. И. О подготовке студентов – будущих учителей к исследованию педагогических явлений и процессов // Психология труда и личности учителя: Сб. науч. тр. – Л., 1976. – С.124-131.




Рецензии:

4.02.2014, 14:08 Ланин Борис Александрович
Рецензия: Статья не отвечает названию. Структура готовности учителя пересказана по В. Сластенину. Непонятен личностный вклад автора. "Суть готовности" - сомнительный термин, и его содержание определяется в статье через структуру, что методологически неверно. Нужно иначе назвать статью, выделить личный вклад автора в разработку структуры понятия, уточнить выводы (из АНАЛИЗА никогда не выводится ПОНЯТИЕ, наоборот, понятие анализируется), и представить на рецензию еще раз.

10.04.2014 12:12 Ответ на рецензию автора Гончаров Дмитрий Александрович:
Статья была доработана, благодарим за конструктивную критику.

4.02.2014, 16:13 Popova Elena Vladimirovna
Рецензия: Попова Елена Владимировна Рецензия: Тема статьи актуальна, поскольку проблема подготовки будущих учителей к воспитательной деятельности постоянно находится в поле зрения педагогической науки и практики, ибо готовность учителя к воспитанию – главная предпосылка повышения воспитательного процесса в школе и других образовательных учреждениях, ведущим фактором обеспечения государственной политики в сфере воспитания ученической молодежи. Положительно характеризует статью четкое определение автором с учетом современных требований содержательного наполнения структурных компонентов готовности будущего учителя к воспитательной деятельности, что может служить основанием для теоретического обоснования модели научно-методического обеспечения процесса подготовки студентов к воспитательной работе в современных педагогических вузах. Исходя из этого, статья может быть рекомендована к опубликованию. С уважением Е.В. Попова, доктор педагогических наук, профессор.

4.02.2014, 20:41 Слизкова Елена Владимировна
Рецензия: Слизкова Елена Владимировна (канд. пед. наук, доцент) Рецензия: представленный вариант содержания статьи предполагает продуктивность организации студенческого самоуправления как фактора актуализации творческого потенциала студентов в решении профессиональных задач. Требует корректировки: содержательный аспект заявленной темы статьи, с точки зрения ее практико-ориентированности и качественных характеристик результатов ее изучения и анализа.С уважением Елена Слизкова.
10.04.2014 12:12 Ответ на рецензию автора Гончаров Дмитрий Александрович:
Спасибо, статья была доработана.

4.02.2014, 20:46 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Тема статьи актуальна, информация представляет ценность, однако, на мой взгляд, имеют место некоторые алогизмы. Непонятно, каким образом, исходя из структуры готовности к педагогической деятельности учителя (В.Сластенин), формируется готовность студентов к воспитательной работе в школе. К тому же, не вижу прямой зависимости между анализом литературы (в котором воспитательный аспект профессиональной подготовки отсутствует) и представленной автором структурой готовности. Автор не обосновывает логику структурирования готовности, описание компонентов не отражает специфику воспитательной работы (она практически отождествляется с педагогической). Студенческое самоуправление к определению сущности готовности студентов к воспитательной работе не имеет отношения (это уже относится к путям формирования). Статья может быть опубликована, если усовершенствовать логику изложения, добавить авторское обоснование позиции.
10.04.2014 12:12 Ответ на рецензию автора Гончаров Дмитрий Александрович:
Благодарим за внимание к статье, статья была доработана.

5.02.2014, 4:55 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Готовность учителя к воспитательной работе - очень важный аспект общей профессиональной готовности педагога. В этом смысле тема статьи актуальна. Однако автору необходимо расширить собственные выводы, скорректировать название работы, несколько пересмотреть структуру.
10.04.2014 12:12 Ответ на рецензию автора Гончаров Дмитрий Александрович:
Ваши пожелания были учтены, спасибо.

6.02.2014, 13:50 Моторина Валентина Григорьевна
Рецензия: Статья соответствует требованиям, а именно, обоснована актуальность, указан анализ работ соответствуещих проблеме, четко поставленая цель, которая раскрыта. Статья может быть рекомендованая к публикации.

10.02.2014, 11:55 Сударчикова Лилия Геннадьевна
Рецензия:  Рецензия на статью Д. А. Гончаров СУТЬ И СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ». Рецензент Сударчикова. Вназвании статьи автором некорректно используется словосочетание «суть готовности будущих учителей к воспитательной работе». В научной литературе по проблеме готовности педагога к профессиональной деятельности используется термин «понятие готовности к профессиональной деятельности», а так как автором не предложено нового подхода к рассматриваемому феномену, то не имеет смысла использовать новое понятие «суть готовности». Автор предлагает рассматривать проблему формирования готовности будущих учителей к воспитательной работе в школе в контексте их участия в студенческом самоуправлении. Идея интересная и, думаю, продуктивная. Однако специфика такой работы и ее результативность в статье не представлены. Заявленная в названии структура готовности представлена в статье некоторыми ее компонентами и не выстроена в единую структуру. Из содержания статьти не ясна специфика готовности будущего педагога именно к воспитательной работе в школе. В связи с вышесказанным стоит уточнить название статьи и, по возможности, раскрыть воспитательный аспект рассматриваемой готовности. При учёте высказанных замечаний статья может быть рекомендована к размещению в электронном журнале «SCI-ARTICLE.RU». С уважением, кандидат педагогических наук, доцент Сударчикова Л. Г.
10.04.2014 12:12 Ответ на рецензию автора Гончаров Дмитрий Александрович:
Благодарим за рецензию, замечания были учтены.

1.03.2014, 21:01 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья как интерпретационная постановка не в состояние решить единство между "суть" и "структура", именно...готовности будущих учителей к воспитательной работе в школе.А вне школы? Обе понятия нужны иметь свою информационную шкалу градирования и систематики в ходе непривычного и алогичного обеъдинения.
10.04.2014 13:13 Ответ на рецензию автора Гончаров Дмитрий Александрович:
Благодарим за внимание к статье! Статья была доработана.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх