Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №5 (январь) 2014
Разделы: Педагогика
Размещена 31.01.2014. Последняя правка: 31.01.2014.
Просмотров - 4106

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДОЛЮБИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

Сачава Карина Дмитриевна

ХСШ№62

учитель

Аннотация:
В статье автором сформулированы условия воспитания учебного трудолюбия у школьников, раскрыто содержание экспериментальной работы по их проверке. Предложен разнообразный учебно-методический инструментарий (формы, методы, средства) для обеспечения процесса воспитания учебного трудолюбия у школьников младшего подросткового возраста.


Abstract:
The contributor formulated conditions attributing to development of pupils’ diligence in education; the contributor has also described experimental work verifying them. Various educational and methodological tools (forms, methods, resources) were offered to ensure educational process of formation of diligence in education of adolescent school-age children


Ключевые слова:
школьники, учебное трудолюбие, воспитание, формы, методы, педагогический эксперимент, педагогические условия

Keywords:
pupils, diligence in education, education, forms, methods, pedagogical experiment, pedagogical conditions



УДК 378.147



В процессе  нашего исследования  были определены и обоснованы педагогические условия успешного воспитания учебного трудолюбия у школьников младшего подросткового возраста, а именно: 1) стимулирование позитивно-активного отношения школьников к учебно-познавательной деятельности; 2) обеспечение формирования основ культуры умственного труда учащихся; 3) организация самовоспитания эмоционально-волевых личностных качеств школьников (самостоятельность, инициативность, настойчивость, воля, ответственность, дисциплинированнось и тому подобное). Эти условия определены как оптимальные, так как, с одной стороны, они направлены на обеспечение всех структурных компонентов исследуемого качества школьников младшего подросткового возраста , с другой – учитывают логику (этапы) учебного процесса: формирование мотивационной сферы учащегося, ценностных ориентаций; овладение необходимыми для осуществления учебной деятельности знаниями; превращение мотивов, ценностей, знаний в убеждения, установки личности; организация учебной деятельности и общения ребёнка; анализ и самоанализ результатов воспитания.

Для проверки  эффективности обоснованных нами условий был  проведен педагогический эксперимент на базе специализированной школы № 62 г. Харькова. Всего в экспериментальной работе приняли участие 180 школьников 5-6-х классов.

Использование комплекса диагностических методик дало возможность определить, что большинство школьников на констатирующем этапе эксперимента имели низкий уровень учебного трудолюбия.

Формирующий этап эксперимента былнаправлен на обеспечение условий воспитания учебного трудолюбия школьников младшего подросткового возраста в условиях учебно-воспитательном процесса специализированной школы.

Реализацию первого условия, которое предусматривало стимулирование позитивно-активного отношения школьников к учебно-познавательной деятельности, осуществляли в таких направлениях:

  • пробуждение и становление ценностно-мотивационной сферы школьников в учебно-воспитательном процессе;
  • активизация учебно-познавательной деятельности учеников в урочное и внеурочное время.

Для пробуждения познавательных потребностей, интересов школьников убеждали, что успехи в учебе в значительной степени зависят от такого качества, как учебное трудолюбие, приводили примеры из жизни известных людей.

На уроках учащиеся самостоятельно объясняли и обсуждали с учителями пословицы, афоризмы, цитаты, связанные с трудолюбием («Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Под лежачий камень вода не течёт» и тому подобное), анализировали предоставленную информацию, делали выводы относительно важности приобретения такого качества.

Обеспечение личностно-значимого характера обучения происходило путем отбора интересного для подростка учебного материала, с учетом его способностей, а также предоставления ученику возможности получить удовольствие от умственных усилий в процессе получения новых знаний с помощью создания ситуаций успеха.

Созданию ситуации успеха способствовало использование психолого-педагогических приёмов, которые реализовывались в соответствии со специфическими чертами класса и индивидуальными особенностями каждого ученика, как то: снятие страха, которое помогало преодолеть неуверенность в собственных силах («Даю шанс», «Эврика», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие пути решения вопроса»); авансирование успешного результата, который помогал учителю изложить твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справится с поставленным заданием («У тебя обязательно получится»,  «Я даже не сомневаюсь в позитивном результате»); проведение скрытого инструктажа для учеников о способах и формах осуществления деятельности, которая достигалась путём пожелания («Возможно, лучше начать с…», «Выполняя работу, не забудьте …»); выявление мотива, который побуждал ученика к выполнению деятельности, которая помогала выполнить то или иное задание («Без твоей помощи задание не может быть хорошо выполнено»); убеждение в персональной исключительности, которая определяла важность усилий в деятельности, которая осуществляется или будет осуществляться («Только ты мог бы…», «Только тебе и могу поручить…»). Целесообразным при этом было акцентировать внимание учащихся на трудностях, сложных моментах умственного труда. Это заставляло школьников собраться, настроиться на выполнение учебно-познавательной деятельности.

Для углубления мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся группы Е1, которая способствовала воспитанию учебного трудолюбия, использовали приёмы оценивания отдельных этапов учебной деятельности, то есть отдельного действия, которое включало в себя сопоставление того, что получилось или не получилось (использовал ли учащийся свои ресурсные возможности в полной мере), как это получалось раньше и теперь, экстраполировали на будущее: «Твой результат мог бы быть лучше, если бы ты больше поработал…», «По-видимому, ты и сам огорчен, потому что результат мог бы быть лучше …», «Раньше тебе удавалось легко выполнять подобные задания, а сегодня …», «При таком отношении к заданию ты и сам понимаешь, какие результаты тебя ждут…». Также ученикам группы Е1 предоставляли дополнительные полномочия (консультант, помощник учителя), привлекали к выполнению заданий поискового характера, выполнение которых требовало поиска дополнительной информации, проявления умственных усилий.

Для экстериоризации внутренней мотивации учеников группы Е2 в реализованную активность применяли методы приучения, метод упражнений и метод поручений (подготовить сообщение, собрать дополнительную информацию по определенной теме и тому подобное), выполнение которых формировало у ученика желание и потребность к выявлению собственного почина, уверенность в собственных силах, давало возможность почувствовать удовольствие от результата умственного труда.

Представители группы Етребовали обеспечения позитивных сдвигов в мотивации научно-познавательной деятельности. С этой целью ученикам постоянно предоставляли информацию, которая имела убедительные доказательства социальной и личностной значимости знаний в жизни человека; создавали неожиданные воспитательные ситуации, которые порождали удивление, эмоции, интерес к личностному самосовершенствованию, побуждали к размышлениям. Для этого на уроках и классных часах предлагали задания, которые предоставляли возможность подросткам выразить собственные мнения, отстаивать собственную позицию относительно важности умственного труда, значимости образования и самовоспитания  и тому подобное («Я считаю …»,  «Знания в жизни человека важны, потому …», «Ваш идеал современного успешного человека», «Размышления о своем будущем»).

В учебно-воспитательном процессе широко использовали задания и ситуации проблемного характера. Выполняя задания проблемного характера, разрешая проблемные ситуации, школьники убеждались в том, что им не всегда хватает определенных знаний, поэтому у них возникала естествнная потребность в получении таковых.

Побуждали учащихся к активному мышлению на уроках разнообразные интересные упражнения − кроссворды, чайнворды, анаграммы. Проблемные ситуации создавались учителем путем побуждения учащихся делать предположения, выводы и обобщения, а также на основании сравнения. Ценность создания проблемно-поисковых дидактических  ситуаций предопределялась тем, что, решая их, ученики вынуждены были использовать разные приемы логического мышления. При таких условиях школьники работали весь урок заинтересованно, активно.

Особое внимание во время реализации первого условия уделяли организации воспитательных мероприятий познавательного характера: турниры знатоков, брейн-ринги, конкурсы «Что? Где? Когда?», заочные путешествия («По страницам книг», «Путешествия по Украине», «Фантастическое путешествие по галактике»), устные журналы («Хочу всё знать», «Знание–сила»), конкурс на самый читающий класс, КВК и тому подобное. Важным стимулом  участия в подготовке и проведении этих мероприятий в значительной степени выступал их состязательный характер, что стимулировало подростков к проявлению таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, инициативность, любознательность, ответственность, настойчивость, которые являются необходимыми для воспитания учебного трудолюбия.

Во время реализации второго условия воспитания учебного трудолюбия у школьников младшего подросткового возраста решали такие задания: 1) вооружение школьников знаниями относительно  возможных источников получения новых знаний, способов работы с ними; основ научной организации учебного труда; 2) овладение учениками умениями и приемами рациональной (научной) организации умственного труда.

 Для решения этих заданий педагоги (классные руководители, учителя, библиотекарь) рассказывали ученикам о разных источниках информации, способах получения и обработки информации (ведение заметок; составление разных видов плана текста, конспектов; ведения читательского дневника и тому подобное), давали советы относительно приемов эффективного чтения и слушания, рационального распределения времени на протяжении дня. Для учеников были составлены  соответствующие памятки (они приведены в тексте и дополнениях к диссертации).

Особенное внимание уделяли пропагандированию книги как источника знаний, культивировали любовь детей к чтению. С этой целью провели «Праздник книги», в классных кабинетах устраивали регулярные выставки книг по определенной тематике ( к такой работе прежде всего привлекали учеников групп Е1 і Е2), ежемесячно ученики на воспитательных часах делали обзор литературных новинок, делали отбор интересной информации из периодических изданий. Для обучения школьников способам и приемам работы с книгой, в частности со словарями, справочной литературой проводили в помещении школьной библиотеки "Библиотечные уроки", учителя  информатики помогали школьникам осваивать компьютер с целью получения новой информации.

Во время экспериментальной работы специальное внимание уделяли тому, чтобы все учащиеся овладели навыками планирования своей деятельности, учитывая при этом неравномерность работоспособности на протяжении дня, недели, месяца. С этой целью предлагали осуществить хронометраж времени, провести анализ качества умственной деятельности, подобрать более плодотворные часы для учебной деятельности, преодолевать такие деструктивные факторы, как отвлечение, промедление и лень, что помогало школьникам поддерживать оптимальный ритм умственного труда, избегать расхода времени на ненужные дела.

В работу по воспитанию учебного трудолюбия школьников  активно привлекали их родителей, с которыми проводили специальную подготовку (на родительских собраниях читали лекции, предоставляли советы и рекомендации по этой проблеме). С родителями учеников групп Е1 и Е2 дополнительно проводили беседы, предоставляли консультации.

С целью реализации третьего условия сшкольниками провели цикл бесед«Как осуществлять самовоспитание», во время которых ученики знакомились с теоретическими основами самовоспитания: преимуществами и недостатками самовоспитания, методами самовоспитания (самоинформирование, самоанализ, самонаблюдение, самоприказ, самоотчёт). Каждый ученик с помощью классного руководителя, психолога, учителей-предметников, составил программу самовоспитания, в процессе реализации которой школьники получили педагогическую поддержку в виде  советов, консультаций. Также  ввели ряд занятий-тренингов "Человек и его возможности" при участии школьного психолога, направленных на раскрытие внутренних ресурсных возможностей младших подростков для достижения успеха в умственном труде. На этих занятиях подростки овладевали методическими приемами самовоспитания. Такие приемы используются при  формировании всех личностных качеств, которые являются весомыми для успешного самовоспитания учебного трудолюбия.

Особое внимание уделяли отчетности результатов самовоспитания в процессе составления портфолио (у школьников эта работа вызывала особую заинтересованность), заполнения "Дневников личного совершенствования".

По уточненным критериям (мотивационным, когнитивным, процессуальным, личностным)   и их показателям были выявлены такие позитивные изменения у школьников экспериментальных групп:

  • в  мотивационно-эмоциональной сфере существенно увеличилось  количество учеников, которые проявляют стойкость познавательных потребностей, положительно-активное отношение к учебно-познавательной деятельности; испытывают удовольствие от умственного труда; стремятся к самосовершенствованию;
  • в организации умственного труда: активность в самостоятельном овладении знаниями и умениями, желание их использовать в учебно-познавательной деятельности (обработка первоисточников, использование учебника, умения слушать и записывать услышанное, планировать, экономить время, придерживаться гигиены рабочего места и тому подобное); выявление самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности, то есть способности сознательно и ответственно относиться  к выполнению заданий и поручений, выполнять их в  определенный срок; усиление требовательности к себе, к результатам своего труда, что связано с самовоспитанием, самообразованием, соблюдение режима дня;
  • развитие индивидуальных потенциальных возможностей, познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление) и эмоционально-волевых качеств (настойчивость, выносливость,  дисциплинированность, организованность, ответственность, способность к саморегуляции) способствовало длительному проявлению работоспособности.

У учеников контрольной группы эти изменения имели несущественный характер.

Таким образом, в ходе экспериментального исследования нами доказана эффективность разработанных и обоснованных нами условий воспитания учебного трудолюбия у школьников младшего подросткового возраста.

Библиографический список:

1. Ксензова Г. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику / Г. Ксензова. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 56 с.
2. Кукушкин В. Д. Организация умственного труда: [Учеб. пособие] В. Д. Кукушкин, И. Ф. Неволин, В. С. Бушуев . – М : Моск. ин-тут стали и сплавов, 1980. – 186 с.
3. Матушкин С. Е. Трудолюбие: содержание и воспитание [Текст]/ С.Е. Матушкин. − Челябинск: Юж.-Ур. науч.-образоват. центр РАО, 2002. − 115 с.
4. Пунский В. О. Азбука учебного труда: [Кн.для учителя]: Обобщение передового педагогического опыта / В. О. Пунский. – М. : Просвещение, 1988. – 144 с.
5. Смирнов С. Д. Секреты хорошей и плохой учебы // Вопросы психологии. − 1996. − №2. − С.11−14.




Рецензии:

1.02.2014, 12:49 Popova Elena Vladimirovna
Рецензия: Попова Елена Владимировна Рецензия: Статья посвящена актуальной проблеме воспитания у школьников учебного трудолюбия. Автором представлен экспериментально апробированный учебно-методический инструментарий (формы, методы, средства) для обеспечения процесса воспитания учебного трудолюбия у школьников младшего подросткового возраста. Статья оставляет положительное впечатление и может быть рекомендована к публикации.

04.02.2014 21:21 Ответ на рецензию автора Сачава Карина Дмитриевна:
Многоуважаемая профессор, огромное спасибо за время, потраченное на прочтение и анализ моей статьи. С уважением,Сачава К.Д.

7.02.2014, 16:16 Супрун Николай Алексеевич
Рецензия: Супрун Николай Алексеевич. Рецензируемая статья соответствует современнім требованиям изложения хода проведения научного поиска. Учитывая надежащий уровень представления материала, считаю возможным рекоменедовать статью к печати.

14.02.2014, 22:29 Кузнецова Ирина Павловна
Рецензия: Статья интересная, материал изложенный в статье можно применять на практических занятиях. Статья рекомендована к печати. Автору советую исправить некоторые ошибки в тексте(опечатки). Например, "естественная потребность", "с целью реализации третьего условия со школьниками".

16.02.2014, 15:02 Слизкова Елена Владимировна
Рецензия: Рецензия: понятие «учебное трудолюбие» сегодня несколько малоупотребительное понятие, автор же наоборот пытается обосновать свое видение в решении проблемы через обоснование выявленных им педагогических условий успешного воспитания учебного трудолюбия у школьников младшего подросткового возраста. Данная статья смотрелась бы выгоднее, если бы автором была конструктивно представлена вся его деятельность по решению данной проблемы, а именно наличие: теоретико-методологических основ и детальное описание опытно-экспериментальной части исследования, имеющую валидность и корреляцию. С уважением Елена Слизкова.



Комментарии пользователей:

4.02.2014, 21:38 Сачава Карина Дмитриевна
Отзыв: Многоуважаемая Елена Владимировна, спасибо за то, что нашли время прочитать мою статью, огромное спасибо за положительный отзыв.


29.03.2014, 13:35 Белашов Сергей Ильич
Отзыв: Непонятно, что автор вложил в понятие ВОСПИТАНИЕ и как приложил его к понятию ТРУДОЛЮБИЕ. Воспитание есть процесс приведения к балансу социального статуса и уровня социальных притязаний с помощью педагога. Трудолюбие есть результат воспитания на конкретной деятельности с использованием социальных инстинктов детей: турнирного, иерархического и творческого (ориентации).


Оставить комментарий


 
 

Вверх