Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №6 (февраль) 2014
Разделы: Политология, Религиоведение
Размещена 02.02.2014. Последняя правка: 15.03.2014.
Просмотров - 8067

ВЛИЯНИЕ ФОРТУНЫ И БОГА НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА (согласно работе Н.Макиавелли «Государь»)

Гомелаури Ангелина Сергеевна

студентка вторго курса

НИУ«Высшая школа экономики»- Санкт – Петербург

отделение "прикладная политология"

Костюшев Владимир Владимирович кандидат философских наук, старший научный сотрудник, НИУ Высшая школа экономики (Санкт Петербург)


Аннотация:
Анализируя работу Н. Макиавелли, автор статьи рассматривает его идеи о влиянии фортуны и Бога на жизнь человека.


Abstract:
Analyzing N. Machiavelli's work, the author of article considers his ideas about influence of fate and God on human life.


Ключевые слова:
Макиавелли, Бог, жизнь человека

Keywords:
Machiavelli, God, human life


УДК 321.01

«После смерти я хочу попасть в ада не в рай.

 Там я смогу наслаждаться обществом пап

королей и герцогов

тогда как рай населен одними нищими,

 монахами и апостолами» [7]

Н. Макиавелли

   Никколо Макиавелли по праву может считаться одним из самых неординарных представителей позднего средневековья (раннего нового времени)[9].  Рожденный в 1469 году, он прожил насыщенную жизнь, пройдя нелегкий путь от вершин власти (посол при дворе Людовика XII во Франции, Фердинанда II Aрагонского, и, разумеется, при Папском дворе) до сокрушительного падения в 1513 году, когда был обвинен в заговоре и арестован. Его политическая карьера (не только в качестве посла, но и как секретаря флорентийского «Совета восьмидесяти», созданного по предложению Савонаролы[2]) позволила ему разобраться в хитросплетениях итальянской политики, весьма сложной на тот момент. Сложность ее заключалась в нескольких пунктах, которые мы можем сформировать исходя из знания истории, а так же из работы самого Николло Макиавелли «Государь».
  Итак, кратко обозначим условия,  которые составили благодатную почву для возникновения во многом циничных идей Макиавелли:
1)  Италия представляла собой ряд разобщенных княжеств [4] (Миланское герцогство, Неаполитанское королевство) правили которыми различные династии (Сфорца, Медичи), либо над ними было установлено республиканское управление (Венецианская республика);
2) Неспокойные соседи, а именно Франция под властью Карла VIII (притязания которого привели к Первой Итальянской войне (1494-1496)), а позже при Людовике XII развязавшая Вторую Итальянскую войну (1499 – 1504). Испания, участвовавшая в войне Камбрейской Лиги (1508 – 1516). А позже при избрании в 1519 году короля Испании Карла I императором Священной Римской империи (а это  Нидерланды, часть Германии и т.д.), Италия получила сильного противника, который не замедлил спровоцировать новые войны. Всего же в интересующий нас период (с конца XV по середину XVI века), было порядка восьми войн, не считая мелких междоусобиц [5].
3)   Не стоит забывать и о влиянии Папы Римского на итальянскую политику. Это время могущественного и развратного Папы Александра VI и его воинственного сына Чезаре Борджиа (характеризуемого Макиавелли, как человека «умного и доблестного»[6]). А также других, пусть менее известных, но не менее искушенных в политике Пап.
4)   Необходимо упомянуть и о Джироламо Савонароле, активно взаимодействовавшем с Никколо Макиавелли, и даже обеспечившем протекцию последнему при поступлении на государственную службу. Мы рассмотрим его деятельность чуть позже.
    Итак, эти и многие другие факторы, обусловили возникновение особенного исторического периода непрерывных войн и предательств, когда о достойном государе, способном подарить мир измученной стране, можно было только мечтать. В частности эти мечты и отражены в произведении «Государь». 
Мы привели все вышеперечисленные события для того, чтобы воссоздать дух времени. В нашей работе это необходимо при рассмотрении поставленного вопроса. В целом, произведение невероятно интересно, однако, при выборе темы нам хотелось бы учесть исторический контекст событий. В работе «Государь», наиболее удивила меня глава  XXV, называемая «Какова власть судьбы над делами людей и как можно ей противостоять»[6].
     В этой главе, как следует из названия, говорится превратностях судьбы и о том, почему следует быть к ним подготовленным не только государю, но и всякому человеку, желающему сохранить жизнь и имущество. Современному человеку может показаться, что это вполне обыденные советы одного умного человека другим, желающим стать таковыми. Однако, это нельзя оценивать так просто. Если мы обратимся к главе, то при внимательном прочтении заметим, что:
·      Во-первых, с первых же строк Бог и судьба разделяются. Судьба, по мнению Н. Макиавелли, сходна с «бурной рекой, которая, разбушевавшись, затопляет берега, валит деревья, крушит жилища, вымывает и намывает землю: все бегут от нее прочь, все отступают перед ее напором, бессильные его сдержать»[4]. Как мы понимаем, подобное определение судьбы, никак не может быть сходно с определением Бога.
  • Во-вторых, в произведении допускается вероятность того, что «судьба распоряжается лишь половиной всех наших дел, другую же половину, или около того, она предоставляет самим людям»[6]. При этом ни слова о Боге.
  • В-третьих, говорится о возможности противостоять судьбе, если тщательно подготовиться к будущим испытаниям.
   Конечно, все это представлено в виде предположений, высказываемых, чтобы «не утратить свободу воли»[6]. Однако признание того, что человек обладает собственной волей, возможностью определять свою жизнь (т.е. нет фактора предопределенности будущего Богом, который ввел еще Августин Блаженный в своем труде «О граде Божьем»[1]) уже звучит кощунственно.
  Кроме того не может не возникнуть вопрос: почему Макиавелли мог позволить практически еретическое для того времени предположение о том, что Бог распоряжается жизнью человека лишь на половину, неведомым образом деля власть над человеком с судьбой?
    Помимо этого вопроса возникает масса других. Судьба есть фортуна[6], по указанию Макиавелли, фортуна же сходна с женщиной, так как крайне изменчива и непостоянна[6]. При этом допускается определение судьбы (точнее ее части) Богом, либо фортуной. Каким образом совмещаются две эти практически несовместимые вещи при влиянии на жизнь государства/государя/простого человека ответа нет. Говорится только, что «Бог не все исполняет сам, дабы не лишить нас свободной воли и причитающейся нам части славы»[6]. Но разве, с точки зрения Церкви, полагалась человеку того времени возможность иметь «свободную волю»?!
   Большое внимание уделяется времени и обстоятельствам, как факторам необходимым при достижении благополучия. Так же Макиавелли размышляет и о роли случая в жизни человека, приводя пример, когда люди добивались успеха, однако при этом «дело их не было более правым, или более простым, или более угодным Богу»[6], чем деяния других, потерпевших неудачу.
     Таким образом, помимо того, что человек сам определяет свою судьбу, в нее могут вмешиваться фортуна, случай и Бог. В историческом контексте, такая мысль кажется странной для человека XV –XVI веков. Не совсем ясно как Никколо Макиавелли позволил себе рассуждать на подобную тему, несмотря на то, что зачастую за меньшие «грехи» Святая Инквизиция могла привлечь человека к ответу.
    Церковь была довольно сильна в то время, однако погрязла в разврате. Народ уже не испытывает прежнего  доверия к святым отцам (что, возможно, и стало одной из причин падения Рима в 1527 году, когда город был взят и разграблен во время войны Коньякской лиги, причем Папе с трудом удалось спастись). Несмотря на это,  стоит заметить, что инквизиция продолжает действовать на протяжении всего этого периода, карая еретиков. Наглядным примером может служить судьба человека, близкого к Макиавелли – Джироламо Савонаролы, который устроил весьма своеобразную религиозную республику во Флоренции. Будучи монахом строгих правил, Савонарола преобразовал город до неузнаваемости, заставляя граждан вести жизнь исключительно духовную, отказавшись от светских развлечений. Такие реформы не понравились не только многим влиятельным горожанам, но и части католического духовенства, так как растущая популярность и влияние Савонаролы, вместе с его амбициями, заставляли  их опасаться за будущее прилегающих к Флоренции земель. Дело дошло до того, что Папа Римский отлучил Савонаролу от церкви и предоставил комиссии решать, является ли Савонарола еретиком. Мы знаем, чем закончилась эта история – Савонарола был повешен, а тело его сожжено. Но о силе Церкви и инквизиции в частности, мы можем судить не только по этому случаю, достаточно сказать, что самая зловещая «ветвь» инквизиции – испанская, была создана при жизни Макиавелли, в 1478 году, а о жестокости и могуществе ее на протяжении последующих столетий мы знаем немало.
    Итак, книга «Государь» будет напечатана спустя почти двадцать лет после написания. В 1532 году. Правда в 1559 году,  «Государь» попадет в так называемый «Индекс запрещенных книг», составленный папой Павлом IV.
   Инквизиция в данном случае могла послужить «внешней» причиной для того, чтобы не вставлять в книгу столь нежелательные для Церкви, пусть  и отвечающие реалиям, предположения. Конечно, сомнения в существовании Бога как такового есть, пожалуй, у каждого, но не проще ли было не высказывать свои догадки в то время, когда можно было понести суровую кару за право на собственное мнение. И, несомненно, что человек, написавший подобную книгу, умеющий стратегически высчитывать выгоды и потери от каждого мероприятия, промолчал бы, если бы опасность действительно была велика. Значит, он на что-то надеялся. Но на что?
  Известно, что сложившаяся на тот момент ситуация при папском дворе (развращенность отцов церкви, их  открытое нежелание соблюдать обеты, устранение оппонентов (не зря папу Александра VI  именуют «отравителем»)[8] и т.д.) привела к тому, что народ потерял веру в Святую Церковь. Откровенное недовольство, насмешки, сомнения в религии: все это в народе выражалось более явно… чем в книге «Государь».
   Самой «яркой» казнью, было повешение (и сожжение тела) фанатика и аскета Савонаролы, четыре года управлявшего Флоренцией. Конечно, появление Джироламо Савонаролы было предопределено духом времени, но оттого он был еще более грозен для папской власти. Соответственно, на данном примере мы видим, что церковь сильна, иначе она не сумела бы расправиться с таким сильным врагом. Значит ли это, что Макиавелли был слишком незначительной персоной, чтобы его трудами заинтересовались всерьез?
   Или все объясняется гораздо проще: книга была опубликована в 1532 году, спустя пять лет после смерти автора. А в 1559 запрещена папой Павлом IV («Государь», как и прочие труды Макиавелли,  попал в «Индекс запрещенных книг», категория: «под абсолютным запретом»). Соответственно,  католикам запрещалось читать данное произведение, печатать его и просто иметь в наличии[3]. 
    Можно ли на основании вышесказанного сделать вывод о том, что в 1513 году, когда книга уже была написана, она не была распространена (мы знаем, что Лоренцо ди Медичи, которому было посвящено творение, умер, а его потомки не интересовались литературными трудами), а значит и не была известна церкви?
 
 

Библиографический список:

1.Аврелий Августин. О граде Божем. Книга четвертая. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: URL:http://krotov.info/library/ 01_a/avg/ustin_034.htm (дата обращения: 11.01.2014). 2.Джироламо Савонарола. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: URL:http://www.socioresearch.ru/svd/cnt/ru/fldr_mainpage/fldr_rightupblock/fldr_philosophyschool/fldr_200911/cnt_girolamo_savonarola (дата обращения: 11.01.2014). 3.Запрещенные шедевры. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: URL: http://library.finec.ru/html/fact_10.html (дата обращения: 11.01.2014). 4.Историческая карта Италии – 1494год [Электронный ресурс]: - Режим доступа: URL:http://mapsitaly.ru/istoricheskie/italiya-okolo-1494-goda-na-istoricheskoj-karte/ (дата обращения: 11.01.2014). 5.История средних веков под ред. Н. Колесницкого [Электронный ресурс]: - Режим доступа: URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/History/kol_istsr/36.php (дата обращения: 11.01.2014). 6.Н.Макиавелли. Государь. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: URL: http://lib.ru/POLITOLOG/MAKIAWELLI/gosudar.txt (дата обращения: 11.01.2014). 7.Никколо ди Бернардо Макиавелли [Электронный ресурс]: - Режим доступа: URL:http://www.renascentia.ru/machiav.htm (дата обращения: 11.01.2014). 8.Окладникова Е. История отравителя: 5 интересных фактов о Родриго Борджиа [Электронный ресурс]: - Режим доступа: URL: http://www.vmdaily.ru/news/2014/01/01/istoriya-otravitelya-5-interesnih-faktov-o-rodrigo-bordzhia-229601.html (дата обращения: 11.01.2014). 9.Средние века: временные рамки. [Электронный ресурс]: - Режим доступа:URL:http://readtiger.com/wkp/ru/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0#.D0.92.D1.80.D0.B5.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D1.80.D0.B0.D0.BC.D0.BA.D0.B8 (дата обращения: 11.01.2014).




Рецензии:

2.02.2014, 16:11 Крылов Дмитрий Анатольевич
Рецензия: Стоит отметить интересный подход к работе Макивелли, но автор явно исследует иные вопросы, чем это заявлено в теме. Если выбранная глава из "Государя" связана с судьбой Савонаролы, то каким образом она перекликается с проблемой фортуны? Предлагаю скорректировать название статьи.

3.02.2014, 11:18 Кузнецова Ольга Владимировна
Рецензия: Матерал в статье изложент достаточно грамотно, аргументированно. Статья засслуживает внимания, может быть рекомендована к публикации в февральском номере.

16.02.2014, 22:44 Шаргородская Наталья Леонидовна
Рецензия: Статья может быть рекомендована к печати. Однако, необходимо внести изменения в список литературы, а именно, разместить авторов работ в алфавитном порядке.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх