Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №6 (февраль) 2014
Разделы: Экономика
Размещена 18.02.2014.

РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Гибадуллин Игорь Артурович

Финансовый Университет при Правительстве РФ

Аспирант

Гибадуллин Артур Артурович, АНО ВПО «Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации», г. Казань, старший преподаватель кафедры Экономики и управления предприятия, кандидат экономических наук.


Аннотация:
В статье раскрыты основные направления реформирования электроэнергетики и сделан акцент на конкурентный сектор. Даны краткие итоги реформирования отрасли.


Abstract:
The article reveals the main directions of reforming the electricity and focuses on the competitive sector. Given a brief summary of industry reform.


Ключевые слова:
электроэнергетика, конкуренция, реформирование.

Keywords:
energy, competition, reform.


УДК 338.45.01

 

Электроэнергетика – является одной из первостепенных отраслей экономики, которая влияет на все сектора и от нее зависит развитие страны.

Российская электроэнергетика до 1992 года имела вертикально-интегрированную двухуровневую структуру управления: Министерство энергетики и электрификации, производственные объединения энергетики. В 1992 году был подписан Указ Президента РФ, регламентирующий управление электроэнергетикой в Российской Федерации в условиях приватизации, который установил порядок и особенности акционирования в электроэнергетике:

1. Образовалось Российское акционерное общество энергетики и электрификации (РАО «ЕЭС России») в уставной капитал вошло:

• Имущество магистральных линий электропередач напряжением 220 кВ и выше с подстанциями и общесистемными средствами режимной и противоаварийной автоматики;

• Имущество гидравлических электрических станций мощностью 300 МВт и выше, ГРЭС мощностью 1000 МВт и выше;

• Имущество центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ЕЭС, семь объединенных диспетчерских управлений (ОДУ) энергетических зон страны, производственное объединение (ПО) «Дальние электропередачи»;

• Региональные акционерные общества электроэнергетики и предприятия электроэнергетики, в которых Российская Федерация имеет не менее 49% акций.

2. В уставной капитал РАО «ЕЭС России» вносятся акции 70 региональных АО-энерго, 332 строительно-монтажных организаций отрасли, 75 научно-исследовательских и отраслевых проектно-изыскательских институтов, а также специальные учебные заведения отрасли.

3. ЦДУ, ОДУ энергозон, ПО «Дальние электропередачи», проектные и научно-исследовательские институты, учебные заведения отрасли преобразуются в акционерные общества без их приватизации. Это сохраняло за государством контроль над управлением и стратегией развития отрасли.

4. 295 магистральных линий электропередач напряжением 220 кВ и выше с подстанциями по 7 энергозонам страны.

5. 51 тепловая и гидравлическая электростанция по 7 энергозонам ЕЭС, а также энергетические объекты диспетчерского управления отрасли. Эти электростанции составляют основу ФОРЭМ (федеральный оптовый рынок электроэнергии (мощностей))[5].

Структурные преобразования в электроэнергетики, протекающие до 2008 года, являлись переходным моментом к появлению конкуренции в отрасли.

Одним из самых актуальных вопросов на сегодняшний день является надежное и устойчивое функционирование производственных энергетических комплексов, что связано с переходом генерирующих компании в частные руки и обнажившимися проблемами: износом и устареванием оборудования, нехваткой инвестиций, отсутствием эффективных мероприятий по модернизации оборудования, и другими факторами, влияющими на производителей электроэнергии.

Производственный комплекс электроэнергетики - это сложная инженерно-экономическая система, состоящая из группы объектов и подсистем, нарушение их работы может привести к непредсказуемым последствиям, как для энергетики, так и жизнеобеспечения населения[2].

Изменения форм собственности, уход от государственного регулирования привело к нарушению взаимодействия элементов механизма, что вызвало в свою очередь, ухудшение функционирования генерирующих компаний. Меры по регулированию и обеспечению надежного функционирования электроэнергетики, предлагаемые со стороны государства, не дают положительных результатов, а иногда оказывают отрицательное влияние. На сегодняшний день характеристика электроэнергетики имеет параметры на порядок ниже дореформенного периода.

До 2008 года электроэнергетика имела вертикально-интегрированную структуру. Данная схема имела ряд особенностей:

1) возможность оптимизировать работу генерирующих мощностей;

2) монополию на электроснабжение;

3) государственное регулирование тарифов;

4) снижение инвестиционных рисков для энергокомпаний;

5) концентрировать финансовые ресурсы на определенное направление деятельности.

Предпосылкой реформы электроэнергетики принято считать низкую эффективность производства и потребления электроэнергии, нехватку инвестиционных ресурсов, падение надежности электроснабжения, кризисное состояние научно-технического развития, ослабление показателей финансовой устойчивости и другое. Для решения этих проблем в 2000 году было принято решение о реформировании отрасли.

Реформирование электроэнергетики было нацелено на то, что бы реструктуризировать отдельные виды деятельности на естественно-монопольные (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и конкурентные (генерация, сбыт, ремонтное обслуживание, непрофильные виды деятельности)[4].

Задача реформирования электроэнергетики Российской Федерации заключалась в обеспечении стабильного функционирования отрасли, подъем экономики и социальной сферы, увеличение эффективности производства и потребления электрической энергии, повышение инвестиционной привлекательности энергетических компаний.

Основополагающим принципом реформирования было создание конкурирующего оптового рынка электрической энергии, развитие эффективных розничных рынков, строительство новых мощностей и снижение тарифов на электроэнергию.

В процессе реформирования электроэнергетики образовались компании, которые занимаются определенным видом деятельности.

Производство электрической энергии (генерация) – вид коммерческой деятельности, который занимается производством и продажей электроэнергии (мощности), передачи ее на оптовый или розничный рынок для последующей продажи потребителям.

Передача электрической энергии (мощности) – это услуга которую оказывают коммерческие организации – субъекты оптового рынка по передаче электроэнергии (мощности) по магистральным линиям электропередач.

Распределение электрической энергии (мощности) – это услуга, которая оказывается коммерческими организациями субъектам оптового и розничного рынка по поставке электроэнергии (мощности) по электрическим сетям.

Сбыт электрической энергии (мощности) – это продажа электроэнергии от собственных генерирующих или сбытовых компаний конечным потребителям, а так же на основе договоров энергоснабжения.

Передача электрической энергии по магистральным (системообразующим) и распределительным сетям, как монопольная деятельность, осталась под контролем государства и всем участникам рынка обеспечивается недискриминационный доступ к услугам естественных монополий[1]. В частный (конкурентный) сектор перешли только генерирующие компании. Отношения на конкурентном рынке осуществляются за счет установленных правил, и складывается на основе свободного коммерческого взаимодействия[3].

Для создания конкуренции в электроэнергетики необходимо ее развивать между генерирующими компаниями, что может, послужит толчком к появлению новых механизмов эффективного функционирования электроэнергетики. Создание конкуренции возможно за счет:

- строительство малых электростанций с целью электроснабжения крупных потребителей энергии;

- ввести в конкурентную среду котельные, которые производят электрическую энергию или создать условия для создания подобных условий;

- создать на региональном уровне возможность всем потребителям выбирать источник электроснабжения.

Библиографический список:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 №205 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросу продажи электроэнергии по свободным (нерегулируемым) ценам».
2. Чубайс А.Б. Электроэнергетика РФ / А.Б. Чубайс. – М. : НП «КОНЦ ЕЭС», 2009. – 583 с.
3. Гибадуллин А.А, Гибадуллин И.А. Развитие конкуренции в электроэнергетике. // Сборник - Антимонопольная деятельность и защита конкуренции в Российской Федерации: экономическое содержание и сущность публично-правового регулирования. Материалы всероссийской научно-практической конференции - 2012. Пенза : Изд-во ПГУ (314). – с. 93-97.
4. Гибадуллин А.А. Реформа отрасли электроэнергетики. // Сборник - Молодежь. Наука. Будущее: технологии и проекты. Международная научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов – 2011. в 3 т. Т. 2. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права. (636). – с.112-115.
5. Гибадуллин А.А. Анализ структуры современной электроэнергетики. // Сборник – Вопросы управления. – 2013. - №4(6). (300). – с. 78-88.




Рецензии:

19.02.2014, 13:45 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Рекомендуется к печати.

28.02.2014, 12:15 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Рекомендуется к печати

15.03.2014, 21:55 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендуется к печати

15.03.2014, 22:01 Орехова Татьяна Романовна
Рецензия: Рекомендуется к печати



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх