Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Срочные публикации в журналах ВАК и зарубежных журналах Скопус (SCOPUS)!




Статья опубликована в №7 (март) 2014
Разделы: Религиоведение
Размещена 04.03.2014. Последняя правка: 28.04.2014.

Проблемы и перспективы преподавания предмета ОРКСЭ в Российской школе на примере модуля "Основы Православной культуры".

Гончаренко Игорь Викторович

магистрант

НИУ "БелГУ"

кафедра Теологии

Научный руководитель : Холод Владимир Леонидович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, НИУ «БелГУ», holod@bsu.edu.ru


Аннотация:
В работе проанализированы проблемы, возникающие перед руководством, учителями школ и родителями учеников в ходе введения в школах 2012-2013 учебном году новой учебной дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики». Во время исследования проблематики по теме работы были рассмотрены исторические предпосылки становления светского образования в России. Даны практические советы в решении возникающих проблем.


Abstract:
This paper analyzes the problems that have administration, teachers, schools and parents when a new training course "Basics of Religious Cultures and Secular Ethics" was introduced in 2012-2013. During investigation the historical background of the formation of a secular education in Russia. There are given practical advice in solving problems.


Ключевые слова:
ОРКиСЭ, методика и методология преподавания религиоведческих дисциплин, религиозная педагогика, изучение религии

Keywords:
ORKSЭ, methods of teaching, religious pedagogy, teaching religion


УДК 372.82

22 августа 2012 года Министерство образования и науки Российской Федерации ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ опубликовало письмо  N 08-250 "О введении учебного курса ОРКСЭ".

Нормативно-правовая основа преподавания


Преподавание ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации "Об образовании", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; "О свободе совести и религиозных объединениях".


В соответсвии с этим письмом с 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России учащиеся начали изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики». Теперь практика преподавания ОРКиСЭ закреплена на уровне федерального закона. Какие проблемы возникают в школе при преподавании этого предмета?

Например, кто должен преподавать ОРКиСЭ, учитель-культуролог или священник? Если мы обратимся к анализу преподавания религии в дореволюционной России, то увидим, что: во-первых, религиозные знания преподавались как обучение детей «Закону Божьему», и во-вторых преподавание этого предмета было доверено священноначалию РПЦ. Возможна ли такая практика сегодня, в современной школе?

Скорее всего, нет. Сегодня в школах преподают религиозную культуру, а не «Закон Божий» и следовательно нужны другие интонации и другие акценты. В чем существенная разница между религиоведением и теологией. Теология - учение о Боге, о его атрибутах, и о мире, сотворенном Господом Богом, а религиоведение – это знание о религии. Задача теологии – утвердить человека в вере, задача религиоведения – дать знания о религии. Религиовед может быть человеком и светским, и духовным. Но религиовед не доказывает существование Бога, он анализирует религию. ОРКиСЭ - это религиоведческий, а не теологический компонент в системе Российской школы. Священнослужитель может легко спутать проповедь, которую он рассказывает прихожанам храма, и урок в школе. А это не одно и тоже. Проповедь подразумевает слово, которое проповедник несет от имени Бога, к людям, которые уже уверовали в Бога и желают узнать, как они должны жить в соответствии со своей выбранной верой. «Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?  Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк.3:12-14). А слово учителя обращено к детям, которые могут быть верующими, а могут быть и не верующими или сомневающимися или как сейчас часто встречается «верующими у себя в душе». И урок не ставит перед собой целью приобщить детей к вере или научить их жить по вере. Урок должен научиться понять культуру мысли тех людей, которые верят в рамках той или иной религиозной традиции.

Интонация учителя на уроке о значении поста в жизни христианина должна быть такой: «Аскетическая практика православного поста связана не только с воздержанием от вкушения скоромной пищи, но главным образом с воздержанием от страстей, которые живут в сердце человека».

Интонация проповеди другая: «Скоро наступает Великий пост. И мы все месте должны в пост научиться воздерживаться не только от скоромной пищи, но главным образом от страстей, опутавших наше сердце».

Священнослужитель без педагогического образования может перепутать амвон с преподавательской кафедрой.

Есть еще одна причина, по которой не желательно, чтобы священнослужитель был одновременно учителем в школе. Иерей в Церкви тратит огромное количество сил и времени на совершение богослужения, научения паствы, совершение треб и др. И, следовательно, у этой категории лиц не будет достаточно времени и сил, чтобы основательно готовиться к урокам в школе. А это приведет к снижению качества преподавания предмета православной культуры, что нежелательно, особенно на начальном этапе.

Другая проблема, которая может возникнуть в преподавании ОРКиСЭ, это некомпетентность светского учителя-культуролога. Особенно если этот предмет дают преподавать учителям «смежных» профессий.

Вот пример письма, которое показывает наличие поднимаемой проблемы: «Здравствуйте уважаемые учителя! Я работаю учителем начальных классов. Осенью я была на курсах по преподаванию ОРКиСЭ. Многие лекции у нас вели священники. Они так нам преподнесли весь материал, что он запал в душу, тронул до глубины души. С курсов мы приехали с другим мировоззрением, может даже стали лучше, чем были. Вывод я сделала такой, что преподавать ОМРК должен человек знающий о религии всё. Как те же священники. Ведь если ребёнок задаст вопрос, а учитель не сможет на него ответить, то что это будет за обучение. На курсах учителя задавали вопросы на самые разные аспекты в религии, и священнослужитель нам на все ответил. Я не думаю, что наши педагоги столь подготовлены для преподавания курса»[3].

 Православная культура - это наука из наук. И рассуждая об одних и тех же понятиях, можно вкладывать в них противоположные идеи.

Например, рассмотрим понятие смирения в православном и светском понимании этого слова. Часто люди поверхностно знакомые с православием под смирением понимают забитость и самоуничижение. Они считают, что православный христианин должен смиряться даже перед злом и несправедливостью. В связи с этим смирение становится ненужным и невозможным состоянием человека в современном мире. О нем, считают некоторые «мыслители», лучше забыть. На самом деле смирение – это величайшее достижение человеческого духа, а не духовная деградация человека. В корне слова «смирение» мы находим слово «мир». Смиренный человек тот, кто стяжал в сердце своем внутренний мир. И этот мир благотворно влияет и на носителя этого мира на окружающих его людей. Как говорил великий подвижник 19-го века Преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи». При этом смирение не ставит христианину никаких особых преград для борьбы с явным злом. Если христианин видит совершающуюся неправду, несправедливые и злые дела, если христианин видит, что поступки того или иного человека или группы людей наносят духовный и физический вред окружающим людям, то чувство смирения не может помешать христианину выступить для борьбы со злом.

Также можно ошибочно учить, что Православие является носителем рабской психологии. На самом деле Православная вера привносит в отношения Бога с человеком совсем иной уровень отношений. Христос учит Своих учеников называть Бога Отцом. Учеников Своих называет братьями. Т.е. в православной традиции для человека открывается перспектива «усыновления Самому Богу», а не унижения его.

То есть очень серьезная проблема состоит в том, насколько учитель-культуролог сам понимает ту культуру, о которой он будет рассказывать детям. Если учитель будет не достаточно компетентен в знании своего предмета, то вместо высоты и красоты Православного вероучения он в лучшем случае покажет его тень. И тогда это вызовет законное неприятие «такой культуры» у детей.

По российскому законодательству учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
  • Основы православной культуры;
  • Основы исламской культуры;
  • Основы буддийской культуры;
  • Основы иудейской культуры;
  • Основы мировых религиозных культур;
  • Основы светской этики.

 При этом обучающимся изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). И содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией.

Проблема в преподавании этого предмета может возникнуть, при условии, если учитель будет преподавать свой модуль односторонне. Можно рекомендовать при выборе обучающимися одного из модулей применять на уроке сравнительный анализ других религий, культур, мировоззрений. Это расширит кругозор у детей и научит их критически осмысливать различные концепции и вероучения.

Для нашего примера возьмем самые первые строчки Библии. «Вначале Бог сотворил небо и землю». Здесь раскрывается один из важных догматов Православного вероучения, а именно то, что Бог является Первопричиной или Виновником бытия мира. И мир, как совокупность всего конечного бытия, существующего в пространстве и во времени, имеет причину своего бытия в Боге и не возник каким-либо образом сам собою, беспричинно или случайно.

Сравним теперь понимание соотношение Божественного и тварного в других учениях и культурах. «Творение мира», признается в той или иной форме почти всеми религиозными и философскими учениями, за исключением материализма. При этом значительные различия имеют место в понимании сущности творения.

Например в греческой античной философии творение мыслится как результат воздействия Божества на извечно существующую наряду с Божеством материю, то есть признается со вечность двух иноприродных начал. В отличии от греческой философии, в восточных учениях, например в персидских, сирийских начала, лежащие в основе мироздания, мыслятся как противоборствующие: доброе и злое. Также некоторые гностические секты материю считали злым началом, средоточием зла.

На наш взгляд такое сравнение расширит горизонты понимания существующих культур  у детей. И при этом не нужно навязывать им то, что самое верное понимание принадлежит какой-то одной культуре. Пускай ребенок выбирает сам.

Наш опыт, приобретенный в ходе высшего профессионального и теологического образования (в двух университетах, в том числе в специалитете и магистратуре, на курсах преподавателей высшей школы и духовной семинарии), а также в ходе со служения в Церкви, позволяет нам предложить некоторые рекомендации по ведению курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных организациях общего среднего образования.

Как можно повысить уровень качества преподавания предметов в области религиозной культуры?

  • Привлекать в школы учителей с теологическим образованием и, следовательно, готовить таких учителей, т.е. открывать теологические факультеты или кафедры в высших учебных заведениях.
  • Устраивать совместные площадки, проводить совместные встречи, конференции, где могли бы встречаться, обсуждать и решать возникающие проблемы учителя и носители религиозной культуры.
  • Организовывать курсы переподготовки и повышения квалификации учителей школы в области религиозной культуры.
  • Осуществлять дальнейшее повышение профессиональной компетенции учителей через деятельность методических объединений.

  • Проводить районные, региональные семинары, конкурсы.

  • Скооперировать усилия всех социальных институтов: разных уровней системы образования, государственных учреждений и общественных организаций и РПЦ на основе педагогического альянса.
  • В рамках деятельности методических объединений учителей православной культуры проводить мастер-классы учителей православной культуры.
  • Издавать на бумажном и электронном носителях методические разработки учителей православной культуры с большим стажем.

Это лишь некоторые мероприятия, которые на наш взгляд помогут учителю узнать глубже и яснее свой предмет и как следствие раскрыть и передать красоту религиозной культуры детям.

Библиографический список:

1. Кураев А.В. Основы православной культуры как лекарство от экстремизма: Очень личные размышления. Сб.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003.
2. Смирение: за и против. Серия «Православие в жизни». М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008 – 144с.
3. URL: http://orkce.org/node/215#comment-1049




Рецензии:

12.03.2014, 13:54 Боровой Евгений Михайлович
Рецензия: Достаточно хорошая статья, поднимающая очень важный вопрос преподавания знания о религии в современной школе. Сам преподавал некоторое время социологию религию на гуманитарном факультете в университете. Столкнулся с ужасающим, религиозным невежеством студентов 3 курса, неспособностью их отличить христианство от ислама, православие от католицизма и т.п. Очень страшная ситуация для такой многоконфессиональной страны как Россия! Вполне согласен с автором, что священнослужители не должны распространять религиозные знания в школе. Этим должны заниматься, люди тонко разбирающиеся в религиозной проблематике, но не навязывающие свою позицию. Статью можно рекомендовать к публикации! Но посоветовал бы расширить проблематику работы, включив в неё очень сложный вопрос о преподавании разных религиозных традиций в школе, особенно это касается христианства и ислама. Как найти здесь адекватную меру их соотношения и не удариться в апологетику религии. Иначе может получиться, что в разных регионах России в школе будет изучаться исключительно только одна религия (например, для русских только православие, для татар - ислам и т.д.). Автор же в статье затронул только вопрос о православии!

17.03.2014 13:13 Ответ на рецензию автора Гончаренко Игорь Викторович:
Уважаемый Евгений Михайлович,благодарю Вас за детальную рецензию статьи и за Ваш совет расширить проблематику работы. Попробую расширить статью с учетом Ваших рекомендаций.

21.03.2014, 10:20 Лушников Александр Александрович
Рецензия: Статья актуальна, но, тем не менее, содержит ряд недостатков. Во-первых, желательно добавить ссылки на законодательную базу преподавания ОРКСЭ. Во-вторых - автору следует либо расширить свой анализ, включив в него вопросы, связанные с преподаванием других модулей предмета, либо изменить название статьи, сузив предмет исследования. В-третьих, предложения, связанные с повышением качества преподавания ОРКСЭ, являются довольно обобщенными - необходимо их конкретизировать.При этом желательно ответить на вопрос, стоит ли разграничивать понятия "религиоведение" и "теология" и что из них должно стать теоретической базой преподавания ОРКСЭ? Данная статья рекомендуется к публикации после переработки в соответствии с указанными замечаниями.
28.04.2014 15:15 Ответ на рецензию автора Гончаренко Игорь Викторович:
Уважаемый Александр Александрович! Очень признателен Вам за рецензию статьи и за указанные в ней недостатки. Статья была отредактированна:добавлена законодательная база преподавания ОРКСЭ, название статьи было изменено с целью сузить предмет исследования, были добавлены предложения, связанные с повышением качества преподавания ОРКСЭ и были разграничены понятия "религиоведение" и "теология". Благодарю Вас за поддержку и написание рецензии на статью.



Комментарии пользователей:

6.03.2014, 15:18 Ушаков Олег Васильевич
Отзыв: Хорошая статья. Она может быть использована руководством ВУЗа для подбора преподователей для преподования предметов в области религиозной культуры.


20.03.2014, 23:13 BUTRIMOVA IRINA VIKTOROVNA
Отзыв: В названии статьи указано, что в содержании будут раскрыты проблемы и перспективы преподавания ОРКСЭ, однако, автор выделяет только одну проблему - кадрового обеспечения преподавания курса и профессиональной и общей культуры педагога. Надо или конкретизировать тему или расширить содержание, обозначив другие проблемы преподавания курса. Автору необходимо основываться на статистических данных, других источниках , чтобы представить реальную ситуацию преподавания ОРКСЭ. Предложения в части подготовки специалистов не совсем реальные, так как подготовка большого количества узких специалистов в области религиоведения не будет востребовано в массовой школе, актуальным представляется получение дополнительной специальности по данному направлению, в том числе в системе дополнительного образования и повышения квалификации. Школа сегодня испытывает своеобразный кадровый голод в специалистах в области культурологии, искусства, которые могут качественно преподавать такие курсы как ОРКСЭ, МХК.


Оставить комментарий


 
 

Вверх