Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №7 (март) 2014
Разделы: Психология
Размещена 14.03.2014. Последняя правка: 17.03.2014.

Изучение коммуникативной толерантности и эмпатийных тенденций у студентов-психологов

Лагутина Марина Сергеевна

студентка

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Институт психологии

Научный руководитель: Кормильцева Мария Владимировна, кандидат психологических наук, доцент


Аннотация:
В статье рассматривается проблема выраженности коммуникативной толерантности и эмпатийных тенденций как составляющих элементов коммуникативной компетентности у будущих психологов. Представлены результаты эмпирического исследования на предмет различий в уровне выраженности коммуникативной толерантности в зависимости от степени проявления эмпатийных тенденций студентов-психологов.


Abstract:
The problem of severity communicative tolerance and empathy tendencies as constituent elements of the communicative competence of future psychologists. The results of empirical research on the subject of differences in the level of expression of communicative tolerance depending on the degree of empathy trends of psychology students.


Ключевые слова:
коммуникативная толерантность, эмпатийные тенденции, коммуникативная компетентность, сопереживание, толерантная личность

Keywords:
communicative tolerance, empathy tendencies, communicative competence, empathy, tolerance of the person


УДК 159.9.07

В последнее десятилетие проблема толерантности стала одной из наиболее актуальных практически во всем мире. Она обсуждается на различных уровнях и в разных аспектах. Формирование коммуникативной толерантности как личностного качества обучающихся вызывает закономерный интерес исследователей, педагогов-практиков, широких кругов общественности, что обусловлено ростом социальных ожиданий по отношению к образовательным учреждениям [3]. Вместе с тем, несмотря на многоплановость исследования данного феномена, можно констатировать, что на сегодняшний день проблема формирования толерантного коммуникативного поведения далеко не решена. Одним из важнейших аспектов рассмотрения данной проблемы является целенаправленное формирование коммуникативной культуры взаимоотношений всех участников образовательного процесса. Отсюда необходимой задачей является выявление механизмов и личностных ресурсов при организации толерантного пространства взаимодействия.

Эмпатия, как способность "вживаться" в другого человека является фундаментом любых эффективных межличностных контактов. Мы полагаем, что данное качество является необходимым личностным ресурсом, одной из основных психологических составляющих коммуникативной толерантности.

Таким образом, изучение коммуникативной толерантности и эмпатии у студентов-психологов особенно важно, так как данные показатели отражают не только характеристики личности, но и являются своеобразным индикатором для определения уровня развития профессионально важных качеств и коммуникативной компетенции будущих специалистов.

Целью эмпирического исследования выступило выявление различий в уровне коммуникативной толерантности в зависимости от выраженности эмпатических тенденций у студентов-психологов РГППУ.

Анализ источников на тему коммуникации позволил определить коммуникативную толерантность как интегральное образование, означающее психосоциальную характеристику личности с доминантной направленностью сознания на терпимое, бесконфликтное коммуникативное поведение, на особый, доброжелательный тип взаимодействия индивида с другими людьми [3].  Наибольшую значимость представляют  исследования К. Роджерса и Г. Олпорта, в которых впервые была представлена обобщенная характеристика толерантной личности с присущими ей параметрами: ориентация на себя, потребность в определенности, меньшая приверженность к порядку, способность к эмпатии, предпочтение свободы, демократии, знание самого себя, ответственность, защищенность [5].

Рассматривая проблему связи толерантности и общения, отечественные исследователи (В.В. Бойко, П.Ф. Комогоров, А.Н. Лутошкин, Л.И. Маленкова, A.B. Мудрик, О.В. Скрябина, Л.И. Уманский, Г.П. Щедровицкий и др.) отмечают, что она является внутренней основой коммуникации, ее регулятивным механизмом, объективным отражением взаимоотношений субъектов [3]. Толерантность, проявляющуюся индивидом в процессе общения с окружающими людьми, исследователи называют коммуникативной толерантностью. Среди основных подструктур данного качества выделяют интеллектуальную, ценностно-ориентационную, этическую, эмоциональную, характерологическую и функциональную. Профессиональная коммуникативная толерантность находит свое проявление в рабочей обстановке, при взаимодействиях с людьми по роду трудовой деятельности (клиентами, пациентами) и связана с такими чертами как активность, добросовестность, стремление к преодолению трудностей. Общая коммуникативная толерантность обусловлена полученным жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами, которые накладывают отпечаток на действия и поступки человека.

Еще одним качеством, способствующим эффективному построению межличностных отношений (в том числе и в профессиональной среде) является эмпатия. Изучением данного феномена занимались такие отечественные и зарубежные  ученые, как       А.А. Бодалев, В.В.Бойко, Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер,  А.Б. Орлов, К. Роджерс и др. В целом эмпатия – это социально-психологическое свойство личности,  механизм познания, т.е. акт, направленный на познание личности другого как высшей ценности [2]. В качестве особой  формы эмпатии выделяют сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.

Гипотеза исследования: существуют различия в уровне выраженности коммуникативной толерантности в зависимости от степени проявления эмпатийных тенденций студентов-психологов.

Исследование коммуникативной толерантности и эмпатийных тенденций студентов 3 и 4 курсов специальностей «Педагогическая психология» и «Психология труда и организационная психология» проводилось на базе Российского государственного профессионально-педагогического университета. Всего в эмпирическом исследовании приняли участие 26 человек. Мотивирование испытуемых осуществлялась путем сообщения обследуемым о возможной обратной связи и анонимности получаемых данных, а также личной заинтересованности  в результатах  эксперимента путем расширения знаний о самом себе, проверки своих коммуникативных и эмпатийных качеств.

В ходе исследования были применены следующие методы: общетеоретические; психодиагностические (методика изучения общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко и методика диагностики уровня эмпатийных тенденций И.М. Юсупова); методы математического анализа эмпирических данных, а именно тест Колмогорова-Смирнова, t-критерий Стьюдента.

Согласно проведенному анализу при помощи критерия Колмогорова-Смирнова на данной выборке обнаружено нормальное распределение по изучаемым признакам (коммуникативная толерантность и эмпатийные тенденции), следовательно, для дальнейшего анализа мы будем использовать параметрические методы сравнительной статистики: t-критерий Стьюдента.

Анализируя показатели отдельных шкал опросника коммуникативной толерантности (исключая общую толерантность), можно отметить, что наибольшую толерантность испытуемые проявляют по отношению к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми (шкала 8 опросника коммуникативной толерантности); наименьший уровень толерантности у студентов-психологов  продемонстрирован по шкале 3 и указывает на категоричность и консерватизм в оценках других людей.

С целью проведения сравнительного анализа и выделения зависимости между уровнем общей коммуникативной толерантности  и уровнем развития эмпатийных тенденций, последний аргумент был разделен нами на две группы:

1 – показатели, характеризующие низкий и нормальный уровень развития эмпатийных тенденций (36,00 – 62,00 балла согласно применяемому опроснику);

2 – уровень эмпатии, отмеченный как высокий (от 63,00  до 74,00 балла).

С целью оценки различия между средними коммуникативной толерантности значениями двух выделены групп применялся t-критерий с предварителным вычислением критерия Ливиня для оценки равенства дисперсий в анализируемой выборке.

Согласно расчетам, гипотеза о равенстве дисперсий на уровне значимости 0,756 подтверждается.

На основании значения t-статистики и уровня значимости нулевая гипотеза об отсутствии различий принимается.

Исходя из статистического сравнения обеих категорий, значимых достоверных различий между уровнем выраженности коммуникативной толерантности в зависимости от степени проявления эмпатийных тенденций не обнаружено. Подавляющее большинство обследуемых демонстрируют нормальный уровень эмпатийности (Хmin = 36,00 (низкий уровень эмпатийности)  и  Xmax = 74,00 (высокая эмпатийность); Mo = 43,00,  Me = 50,50) (см. рис. 1,2) и коммуникативной толерантности (Хmin = 18,00 баллов (что соответствует очень высокому уровню терпимости) и Xmax = 65,00 баллов (уровень ниже среднего); Mo = 36,00, Me = 42,50) (см. рис. 3) с усредненными значениями. Однако при повышении уровня эмпатийных тенденций общая терпимость к окружающим не возрастает. 

рис. 1. Графическое представление данных описательной статистики по фактору «эмпатийные тенденции»

рис. 2. Диаграмма распределения выраженности эмпатийных тенденций у студентов-психологов


рис. 3. Графическое представление данных описательной статистики по фактору «коммуникативная толерантность»

Таким образом, проведенное исследования позволяет утверждать, что эмпирическая гипотеза не была подтверждена в отношении различий в уровне коммуникативной толерантности у студентов-психологов с разной степенью выраженности эмпатийных тенденций.

Полученные результаты, на наш взгляд, объясняются малым объемом выборки, а также тем, что для студентов-психологов уровень  развития коммуникативной толерантности не оказывает определяющего влияния на степень проявления эмпатийных тенденций.

Данное качество, возможно,  для будущих специалистов в области психологии и педагогики, имеет больше внутриличностный аспект и указывает на то, насколько человек может прочувствовать своего оппонента и понять его, используя собственные навыки рефлексии. Коммуникативные же проявления описываемого процесса принятия партнера могут не исключать действия субъективных факторов (эмоциональный фон, прошлый опыт, ассоциации), которые по какой-либо причине не удалось вовремя отрефлексировать, что в свою очередь могло помешать повышению уровня толерантности.

Стоит отметить, что для успешного профессионального функционирования необходимо сочетание внутри- и межличностного компонентов, и, как следствие, развитие и совершенствование уровня коммуникативных и эмпатийных качеств. Немаловажное значение в этом процессе будет иметь будущий опыт и возможность практической деятельности.

Вместе с тем при увеличении выборки респондентов искомые различия могут быть установлены, в том числе и при помощи установления корреляционных связей. Данное предположение о природе связи измеряемых феноменов может стать гипотезой следующего психологического исследования.

В целом обнаруженные показатели свидетельствуют о необходимости формирующей работы в сфере самосознания как на субъектном, так и на субъект-субъектном уровнях в целях оптимального развития и совершенствования коммуникативной и профессиональной толерантности будущих специалистов-психологов.

Библиографический список:

1. Бардиер Г. Л. Социальная психология толерантности. СПб., 2005. 120 с.
2. Васильева С. В. Ценностный мир личности: к истокам антропологии Макса Шелера. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2011. 145 с.
3. Гришук В. М. Формирование коммуникативной толерантности у студентов гуманитарных специальностей в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2005. 346 с.
4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во моск. ун-та, 1982.
5. Олпорт Г. Природа предубеждения // Век толерантности. 2003. №6. С. 39–50.




Рецензии:

14.03.2014, 20:52 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья не дает ответ на вопрос концептуалного характера-как объединить комуникативную толерантность как психометрическое поведение и эмпатийных тенденциях как емоциональный акт совместимости.Гипотеза дана в форме утвердительного суждения..."существуют различия"...?Основания-наверное их нужно искать в емпирическом анализе научных теорий;в методику построения исследовательской процедуры; в статистике и то на основе недостаточного объема контингента-26 человек...

15.03.2014 14:14 Ответ на рецензию автора Лагутина Марина Сергеевна:
Цель исследования предполагала не объединение, поиск связи между заявленными феноменами, а выявление различий в уровне проявления признака, то есть сравнительный анализ.

14.03.2014, 20:53 Кузьмина Виолетта МИхайловна
Рецензия:  Автор на выборке из 26 человек делает выводы о необходимости "формирующей работы в сфере самосознания как на субъектном, так и на субъект-субъектном уровнях в целях оптимального развития и совершенствования коммуникативной и профессиональной толерантности будущих специалистов-психологов". Такой обобщенный вывод не соотносится с конкретикой такого небольшого исследования. Хотелось бы видеть данную таблицу по результатам исследования, так как тогда будет возможность посмотреть правильность сделанных выводов. И вообще, статья по психологии подразумевает наличие таблиц и диаграмм по результатам исследования. НА мой взгляд, статью надо доработать.

16.03.2014, 14:05 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья с методологической точки зрения выдержана, логична и написана хорошим языком. В силу того, что она носит характер пилотажного исследования и по свей цели скорее намечает перспективы дальнейшего расширенного исследования актуализированной проблемы, то статья может быть рекомендована к публикации после выполнения замечания Кузьминой Виолетты Михайловны - внесения в статью таблиц и диаграмм, отражающих результаты исследования.
17.03.2014 19:19 Ответ на рецензию автора Лагутина Марина Сергеевна:
Спасибо за Ваши замечания, статья дополнена наглядным материалом.

19.03.2014, 17:23 Супрун Николай Алексеевич
Рецензия: Мне очень импонирует, что уважаемый автор прислушался к замечаниям уважаемых рецензентов, посколько у меня тоже возникли аналогичные вопосы. Исренне поздравляю ВАС с вполне успешным выходом на широкую дорогу, которую открывает ВАМ наше Издание. Рекомендую статью к изданию.С уважением, профессор Н.А.Супрун
19.03.2014 18:18 Ответ на рецензию автора Лагутина Марина Сергеевна:
Николай Алексеевич, благодарю Вас за рецензию! Внимание Экспертов к своему труду позволяет не только улучшать качество опубликованных статей, но и мотивирует на дальнейшую работу.

26.01.2015, 8:53 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Интересно,полдноценно,заставляет задуматься.Рекомендуется к опубликованию.



Комментарии пользователей:

24.03.2014, 8:52 Слизкова Елена Владимировна
Отзыв: Рецензия: данная статья демонстрирует констатирующий этап исследования, определяет перспективы на дальнейшее исследование, в целом соответствует предъявляемым требованиям к данному виду работ. Хотя статья безусловно должна демонстрировать результативность проведенного исследования, так как прогноз не нашел отражение в перспективе. Статья требует частичной доработки. С уважение Е. Слизкова.


Оставить комментарий


 
 

Вверх