Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №7 (март) 2014
Разделы: Экономика
Размещена 13.03.2014. Последняя правка: 18.03.2014.

Основные проблемы морских грузовых портов России и пути их решения

Шполянская Анна Артёмовна

ООО "Тулфор"

менеджер ВЭД

Аннотация:
Автор статьи рассматривает грузооборот крупнейших мировых портов и приводит их сравнение с грузооборотом российских портов. В статье обозначены основные проблемы морских грузовых портов России на примере крупнейших портов страны, определены причины этих проблем и проанализированы возможные пути и способы их решения, в том числе с учетом международного опыта.


Abstract:
The Author of the article examines turnover of goods in the world largest ports and compares it with turnover of Russian cargo ports. The problems of cargo seaports in Russia are identified by the example of largest ports in the country and the possible ways to solve the problems are analyzed taking into account international experience in solving such problems.


Ключевые слова:
грузовой порт, грузооборот, инфраструктура порта, проблемы портов, порт Санкт-Петербург, порт Новороссийск, порт Восточный

Keywords:
sea cargo port, port’s infrastructure, turnover of goods, problems of ports, port of Saint Petersburg, port of Novorossiysk, Port Vostochny


УДК 656.614.3

Морские перевозки являются основным способом доставки товаров в международной торговле. Тысячи контейнеровозов, сухогрузов и другие грузовые суда ежедневно перевозят грузы из одной страны в другую. Залог активного участия страны в морских перевозках – наличие хорошо оборудованных портов.

В 10-ке крупнейших контейнерных портов за последние 20 лет произошли серьезные изменения: азиатские, в основном китайские порты, вытеснили европейские. Количество обрабатываемых ими грузов продолжает расти каждый год.

Таблица 1. Грузооборот крупнейших контейнерных морских портов мира, млн TEU [1]

 

2000

2005

2010

2011

2012

Шанхай

5,612

18,084

29,069

31,74

32,53

Сингапур

17,087

23,192

28,431

29,94

31,65

Гонконг

18,098

22,427

23,699

24,38

23,1

Шэньчжень

3,5

16,197

22,509

22,57

22,94

Пусан

6,383

11,843

14,194

16,18

17,04

Роттердам

6,29

9,3

11,145

11,88

11,87

Источник: TOP 50 World Container Ports, World Shipping Council

ПОРТЫ В РОССИИ

В России на сегодняшний день функционирует 63 морских грузовых порта. Среди тех, которые играют ведущую роль во внешней торговле нашей страны, большинство находятся в бассейне Тихого океана – 22 порта, и в Балтийском бассейне – 7 портов.

Через Балтийские порты проходит 90% контейнерных перевозок. Крупнейший из них – порт Санкт-Петербурга занимает 8 место в Европе. Объем грузооборота в 2012 году составил 2,68 млн TEU.

Порты Черноморского бассейна специализируются на перевалке нефти и нефтяных продуктов. Крупнейший порт России – Новороссийск. В 2012г. порт достиг показателя грузооборота в 117,3 млн тонн, или 5,43 млн TEU, что почти в 6 раз меньше чем грузооборот крупнейшего порта мира Шанхая (32,53 млн TEU), и в 2 раза меньше, чем грузооборот крупнейшего европейского порта – Роттердам (11,87 млн TEU).

Порты Северного моря – 19 портов и Каспийского моря – 3 порта имеют небольшой грузооборот, однако являются очень важными для нашей страны. Порты Северного моря образуют Северный морской путь – кратчайший путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. В портах Каспийского моря происходит обработка нефтяных грузов.

Однако, несмотря на достаточно большое количество портов и активное участие России в международной торговле, грузооборот России за последние десть лет заметно уступает темпам роста грузооборота ведущих мировых портов.

Рисунок 2. Сравнение динамики грузооборота портов России и крупнейших портов мира, млн TEU

 

2000

2005

2010

Шанхай

5,612

18,084

29,069

Сингапур

17,087

23,192

28,431

Шэньчжень

3,5

16,197

22,509

Новороссийск

2,78

5,65

5,85

Санкт-Петербург

1,604

2,88

2,9

Восточный

0,57

1,01

1,78

 Источник: AAPAWorldPort Ranking, 2000-2010

Есть несколько причин такому слабому развитию российских портов и их усиливающемуся отставанию по объему грузооборота. Прежде всего, это часть проблемы развития всей транспортной инфраструктуры в России. Моральный износ существующей инфраструктуры, очень медленная модернизация и отсутствие строительства новых дорог, портов, транспортных узлов – вот главные факторы отставания нашей страны в сфере транспортных услуг. Основная проблема заключается в том, что нет четкой государственной программы с конкретными планами и целями по развитию каждого вида транспортных услуг за определенный срок. Существует лишь общая долгосрочная программа для развития транспортной системы в целом (Государственная программа «Развитие транспортной системы 2010-2020 годы»), и сложно оценить насколько хорошо выполняются поставленные задачи, поскольку отсутствует полноценный качественный контроль над исполнением данной программы.

В этом отношении показателен пример Китая, где за 20 лет появился целый ряд крупных морских портов, 8 из которых входят в 10-ку крупнейших портов мира. Еще в конце 1980-х гг. китайское правительство, принимая во внимание темпы роста внешней торговли, разработало стратегию строительства и развития морских грузовых портов. За период с 1985 по 1995г. в Китае было построено 217 новых глубоководных стояночных мест, что позволило увеличить общий грузооборот портов Китая до 700 млн тонн (примерно 30 тыс TEU). При строительстве ставились планы и задачи на 5 лет, которые по окончанию первых 5 лет корректировались с учетом тенденций роста грузооборота.

Другие причины низкого грузооборота портов России можно рассмотреть на конкретных примерах портов.

ПОРТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Большой порт Санкт-Петербурга – самый крупный порт России на Северо-западе. Обрабатывает различные виды грузов: контейнеры, автомобили и машинное оборудование, металл и трубы, тяжеловесы и длинномеры, лес, уголь, зерно и другие. В порту Санкт-Петербурга находится крупнейший контейнерный терминал в России.

Площадь акватории порта «Большой порт Санкт-Петербург» составляет около 629,9 кв. км. В порту имеется более 200 причалов протяженностью около 31 км. В порту оказываются сюрвейерские, агентские, буксирные, лоцманские, швартовые, и экспедиторские услуги.

Порт является мелководным, принимает суда с максимальной осадкой 11м. Для сравнения порт Риги принимает суда с осадкой до 15м, также как и крупнейший порт мира Шанхай. Порт Роттердама способен принимать суда с самой большой осадкой – 24 метра.

По причине мелководности, груз переваливается в портах Европы на фидерные суда [2] и отправляется в Санкт-Петербург. В связи с этим порт имеет развитое фидерное сообщение с европейскими портами.

Проблемы:

Из-за своего северного расположения акватория порта Санкт-Петербурга, как и многих других портов Балтийского моря, замерзает, что естественно не позволяет работать зимой в нормальных условиях.

Еще одна проблема, связанная также с природным фактором – мелководность порта.

Если проблема замерзающих портов не решаема в силу очевидных причин, то проблему мелководности можно устранить, правда, это, конечно, требует значительных инвестиций со стороны государства.

В настоящее время в России подошли к решению проблемы строительства глубоководного порта, однако, темпы реализации подобной программы не столь впечатляющие как в Китае.

Планируется строительство глубоководного порта на Балтийском море – в Калининграде. Его создание до недавних было заморожено из-за отсутствия инвесторов. Теперь строительство намечено на 2015г. Российский глубоководный порт на Балтике, безусловно, усилит позиции страны в развитии морских перевозок. Сроки доставки грузов существенно сократятся, поскольку отпадает необходимость перевалки грузов в Германии, Бельгии, Польши и Голландии на фидерные суда. Строительство глубоководного порта в Балтийском море стало бы очень важным шагом на пути к развитию всех грузовых портов в России.

В связи с ростом грузооборота, необходимо также расширение возможностей порта по приему больших кораблей, в частности нужно произвести реконструкцию главного фарватера, поскольку в настоящее время возможно только одностороннее движение крупнотоннажных кораблей, а также увеличить глубоководность порта, что позволит принимать суда с большей осадкой и сократит время перевозки грузов.

Среди принятых государством важных решений по развитию данного порта – начало строительства и укрупнения порта в Усть-Луге. Порт Усть-Луга будет способен заменить порт «Большой Санкт-Петербурга» и зарубежные порты на Балтийском море, через которые сейчас также идут грузы в Россию.

ПОРТ НОВОРОССИЙСКА

Порт Новороссийска – крупнейший порт в России. Значительным преимуществом порта является то, что навигация длится круглый год, в то время как большинство других портов России замерзают. Порт является глубоководным, способен принимать суда с осадкой до 14м.

Всего в Новороссийске насчитывается около 80 причалов общей протяженностью 13,5 км – 4 грузовых района, каждый со своей специализацией.

Из грузовых причалов 22 используются для обработки сухогрузных судов, 8 - для нефтеналивных судов, 2 - для перегрузки вина и растительного масла наливом. Здесь действуют специализированные терминалы по переработке минеральных удобрений, цемента, зерна, металлолома и черных металлов, по перевалке сахара-сырца, руды, целлюлозы, различных тарно-штучных грузов, а также обработке жидких продовольственных, химических и нефтяных грузов наливом.

Потенциал порта Новороссийск огромен, он способен стать транзитным пунктом для грузов из Китая и Ближнего Востока, а также стран Средней Азии, однако же, существуют значительные препятствия этому.

Проблемы:

Будучи крупнейшим портом России, принимающим больше всего грузов, порт имеет серьезный износ оборудования и причалов, который оценивается в 50-70%.

Другая проблема - неспособность железной дороги и автотранспорта соответствовать высокой пропускной способности морских портов. Необходимо расширять старые и строить новые автомобильные подходы и железнодорожные ветки к портам.

В 2012 году управляющей компанией был представлен проект развития порта Новороссийск «Стратегия развития группы НМТП до 2020г.», который предполагает укрупнение порта Новороссийск и закрепление за ним позиции лучшего порта России. Планируется и повышение качества услуг, и развитие инфраструктуры, и строительство дополнительных терминалов для обработки всех видов грузов: контейнеры, нефтепродукты, насыпные грузы.

Одним из важных и ключевых направлений данного проекта является решение проблемы взаимосвязи порта с железной дорогой. Планируется развитие ветки «Кузбасс – Азово-Черноморский транспортный узел» и усовершенствование процедуры обработки вагонов. Совместно с ОАО «РЖД» будет реализовано строительство железнодорожной станции Новороссийск и железнодорожного приемоотправочного парка «Б».

Транспортная проблема остро стоит в любом порту России – рост грузооборота упирается в неспособность наземного транспорта справиться с перевозкой грузов. Очевидным решением данной проблемы является реализация инвестиционной программы по модернизации железных дорог и других путей сообщения, а также внесение изменений в систему взаимодействия работы порта и железной дороги: это и координация расписания поездов и кораблей, и согласование ремонтных профилактических работ на железной дороге, и выделение дополнительного числа грузовых вагонов. Без работы в области создания транспортной инфраструктуры вокруг порта рост грузооборота невозможен. Однако работа по развитию портов и строительству инфраструктуры должна проводиться быстро. Медленная реализация проектов – одна из самых главных проблем модернизации морских грузовых портов в нашей стране.

Существует интересная программа по строительству железных дорог, соединенных с портами и образующих транспортный узел для перевозки грузов, - строительство «Белкомура» (Белое море – Коми – Урал) – железнодорожная магистраль на Севере страны, которая соединит регионы Сибири и Урала с портами Архангельска и Мурманска. Этот проект был запущен еще в конце 1990-х гг. Строительство дороги оказало бы положительное влияние на развитие перевозок в стране: это кратчайший путь от порта Архангельска к промышленным районам Западной Сибири и Урала. Стоимость перевозок для предприятий снизится на 50%, поскольку путь грузов сократится на 800км.

«Белкомур» не единственный подобный проект. Существует также проект «Баренцкомур» (Баренцево море – Коми – Урал), который соединит порт Индига с районами Сибири и Урала. Этот порт специализируется на нефтеналивных грузах. Вопрос о строительстве порта Индига был поднят еще в 2002 году.

Цели у данных проектов, безусловно, очень важные: разгрузка существующих железных дорог и перераспределение грузовых потоков, создание нового транспортного коридора. Но существенным препятствием является долгая реализация всех подобных проектов. Начало строительство «Белкомура» была начато в 1998г., однако, и сейчас, 15 лет спустя, проект не реализован и несколько раз приостанавливался из-за отсутствия инвесторов.

Планируемое окончание строительства «Белкомур» и «Баренцкомур» - 2030г., то есть только через 20 лет мы получим железнодорожные магистрали, соединяющие порты с различными регионами России, и тогда грузооборот портов станет увеличиваться. Что настораживает, так это темпы роста азиатских портов. При таком росте через 20 лет они будут недосягаемы для нас, и построенные дороги не принесут желаемых результатов, поскольку не будут соответствовать современным запросам грузовых портов.

ПОРТ ВОСТОЧНЫЙ

Порт Восточный – крупнейший порт России на Востоке страны в Японском море в Тихом океане. Особенностью данного порта является то, что он специализируется на обработке каменного угля.

Глубоководный порт, способный принимать суда с осадкой до 16м. В порту находится 15 грузовых причалов общей протяженностью около 4 км. Причалы входят в состав терминалов по перевалке угля, контейнеров, удобрений, метанола, лесных, навалочных и генеральных грузов.

Среди преимуществ данного порта – отсутствие рядом рекреационной зоны, благодаря чему порт можно расширять и развивать, не боясь причинить ущерб курортной деятельности.

Проблемы:

Основная проблема, общая для всех портов РФ, остро стоит и для порта Восточный - слабая взаимосвязь порта и железной дороги, низкая пропускная способность наземного транспорта, затормаживающая рост грузооборота порта, и отсутствие качественной, развитой околопортовой инфраструктуры, так называемой индустриальной зоны.

Создание индустриальных зон, объединяющих различные производственные предприятия - успешный опыт Германии, Голландии, Бельгии, Сингапура. В настоящее время в мире существует более 20 тысяч индустриальных зон. Формирование индустриальных зон вблизи крупных портов является экономически оправданным, это позволяет формировать эффективные промышленные центры, вносящие значительный вклад в ВВП страны.

Грузовой порт не должен существовать как отдельный субъект, он должен быть гармонично встроен в транспортную инфраструктуру страны, в более узком смысле, в инфраструктуру конкретного региона, где расположен порт. Подавляющее большинство российских портов не имеет качественной, отвечающей современным условиям и соответствующей возросшим объемам грузооборота транспортной инфраструктуры для быстрой доставки грузов до мест назначения.

В частности, порты Приморья страдают от низкой пропускной способности железных дорог. Так в 2012 году ряд портов Приморья столкнулся с отказом перевозки грузов ДВЖД (Дальневосточная железная дорога) из-за ремонта и реконструкции инфраструктуры.

Данная проблема в восточных портах решается легче, чем, например, в портах Черного моря, где инфраструктура должна учитывать туристические аспекты региона, её необходимо расширять аккуратно, не нарушая интересов курортов. На Востоке же страны рекреация развита, к сожалению, не столь хорошо, как на юге, но именно этот фактор позволяет продумать и построить качественный, мощный порт и соединить его с помощью наземного транспорта с компаниями-экспортерами и импортерами грузов.

Отличным примером может служить развитие околопортовой инфраструктуры в Роттердаме. Крупнейший порт Европы Роттердам связан с железной дорогой, автомагистралью, внутренним водным транспортом и даже трубопроводами. Наибольшая часть грузов, доставляемых в Европу, в частности в Нидерланды, Германию, Австрию, Швейцарию, проходит через этот голландский порт. В 2007 г. порт запустил регулярное железнодорожное сообщение – 240 поездов в сутки. Это - отдельная железнодорожная ветвь, связывающая порт с компаниями, заводами, которым доставляются грузы. Благодаря этому грузы из порта всегда доставляются в срок и не зависят от движения других поездов по железнодорожной ветке.
Необходимо отметить, что реализация программы по развитию транспортного узла «Восточный-Находка», созданная в 2012 году и предполагающая строительство производственно-погрузочного комплекса и терминала по обработке насыпных грузов, практически остановилась из-за длительной подготовки проектной документации. Есть надежда, что государство осознает важность возобновления данного проекта и приложит максимум усилий для его реализации в ближайшие годы. В декабре 2013 года был объявлен конкурс на осуществление проекта «Развитие транспортного узла «Восточный-Находка» (Приморский край), результаты которого станут известны в апреле 2014 года.

ВЫВОДЫ

Благодаря уникальному географическому расположению, Российская Федерация имеет порты на северо-западе, юге, востоке. Каждый из портов специализируется на перевозке определенных видов товаров, имеет свои недостатки и преимущества. 

Для того чтобы порты России смогли конкурировать с ведущими европейскими и азиатскими портами, необходимо, чтобы государство обратило пристальное внимание на развитие и модернизацию транспортной и портовой инфраструктуры и способствовало этому в большем объеме, чем сейчас. Тогда российские морские порты станут конкурентоспособными, а импортеры и экспортеры будут всё чаще их выбирать для отправки и доставки грузов, а не порты Прибалтики, Финляндии и Германии. По своему географическому положению и с хорошо развитой портовой инфраструктурой Россия должна стать ключевым местом для перевалки грузов – транзитных грузов из Азии в Европу, на Ближний Восток.


[1] TEU - Twenty-foot equivalent unit, условная единица измерения вместимости контейнеровоза. Один TEU равен объему стандартного контейнера 20 футов (6.1м) длиной и шириной 8 футов (2.44м).

[2] Фидерные суда – небольшие суда, дедвайт 1000-2000тонн, способное курсировать на небольших глубинах.

Библиографический список:

1. Статистические данные о портах России/Центр Единая государственная система информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО) Минтранса России. URL: http://www.russianports.ru/
2. Статистические данные о портах мира/World Shipping Council. URL: http://www.worldshipping.org/about-the-industry/global-trade/top-50-world-container-ports
3. Порт Восточный/Информационный портал «Реальная экономика» URL: http://www.realeconomy.ru/221/1480/index.shtml
4. Проект «Белкомур» URL: http://www.belkomur.com/belkomur/3.php
5. Стратегия развития Группы НМТП до 2020 года: в цифрах и фактах/Новороссийский морской торговый порт. URL: http://www.nmtp.info/holding/press-centre/news/news_detail.php?ID=5509
6. И. Калиниченко Порт на всю Европу//Журнал «Эксперт». «Обзоры стран». №5 (10), 23 окт 2006.
7. На южном направлении будет жарко//Журнал РЖД-Партнер. Выпуск №9 (253), май 2013.
8. И. Родионова Большие планы Большого порта//Журнал «Эксперт Северо-Запад». №45 (642), 11 ноя 2013.




Рецензии:

13.03.2014, 22:18 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: "наша страна имеет порты на северо-западе,","наши порты", "тогда наши порты станут "- это же не сочинение, а научная статья. Выводы громоздки и много лишнего "А по своему географическому положению Россия могла бы быть ", а могла бы и не быть... Вы утверждаете или... Доработать.

14.03.2014 23:23 Ответ на рецензию автора Шполянская Анна Артёмовна:
Большое спасибо за замечания к статье.

15.03.2014, 12:18 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Оставить в выводах последние 2 абзаца.

15.03.2014, 17:21 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Рекомендуется к печати

1.04.2014, 19:54 Левкин Григорий Григорьевич
Рецензия: Рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

17.10.2014, 22:07 Столбов Дмитрий Сергеевич
Отзыв: Уважаемая Анна, вынужден заметить, что исходные данные по Российским портам неверны. Цитата/ Крупнейший порт России – Новороссийск. В 2012г. порт достиг показателя грузооборота в 117,3 млн тонн, или 5,43 млн TEU, что почти в 6 раз меньше чем грузооборот крупнейшего порта мира Шанхая (32,53 млн TEU) /конец цитаты Грузооборот Новороссийска еще далек от миллиона TEU. В настоящий момент составляет около 600 тыс. (т.е. если считать в TEU, то он в 50 с лишним раз меньше грузооборота порта Сингапур) По ссылке ниже Вы увидите статистику за отдельно взятый месяц. Через все 3 контейнерных терминала перевалено лишь 54 697 TEU http://www.sovfracht.ru/bulletin/1219/ Очевидно, что Вы решили, что TEU это ориентировочно 23 тонны груза, соответственно получили оборот в 5+ млн. простой арифметической пропорцией, но между этими величинами нет прямой пропорции. Дело в том, что нельзя измерять весь грузооборот в TEU. Вы верно указываете в примечаниях что TEU - это эквивалент 20-футового контейнера и в этой единице можно измерить только количество переваливаемых контейнеров. А помимо контейнеров в Новороссийске переваливается не только контейнера, но и жидкие и сухие грузы. На простом примере: если вы купили колбасу, хлеб, лук и 2 литра молока, то некорректно говорить, что объем товаров составляет 2 бутылки, т.к. бутылками можно оценить только молоко. Т.о. полный грузооборот можно измерить тоннах, и сравнивать тогда нужно грузооборот в тоннах. 1. Если Вы сравниваете количество TEU, то вы сравниваете только количество переваленных контейнеров, а не полный грузооборот и в том же Сингапуре помимо 32 млн. TEU контейнеров еще переваливаются миллионы тонн сыпучих и жидких грузов. 2. Если же Вы хотите сравнить только контейнероборот, что не совсем отражает тему статьи, то исходные данные по количеству TEU нужно пересмотреть в разы. Вышесказанное мной объясняет тот факт, что Новороссийск действительно крупнейший порт в России, и обгоняет Санкт-Петербург по тоннажу, но достигается это за счет сыпучих и жидких грузов. А по количеству переваленных контейнеров (как в TEU, так и в штучном выражении) лидирует Санкт-Петербург


Оставить комментарий


 
 

Вверх