Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №7 (март) 2014
Разделы: Экономика
Размещена 14.03.2014. Последняя правка: 14.03.2014.
Просмотров - 3634

Зарубежная практика реализации концессионных проектов в автодорожной сфере

Лимарева Дарья Александровна

кандидат экономических наук

ЮРИФ РАНХиГС при Президенте РФ

.

Аннотация:
В статье проведен анализ концессионного опыта Австралии, Бразилии, Израиля, Словакии, Франции и Хорватии в автодорожной сфере. Выявлено, что по количеству концессионных проектов лидирующую позицию занимает Франция; наименьший срок согласования проектной документации в Хорватии; наиболее высокий уровень транспорентности и публичности реализации проектов в Австралии; наиболее высокий уровень вовлечения частного сектора в Бразилии; наиболее низкий уровень бюрократического влияния в Словакии.


Abstract:
In article the analysis of concession experience of Australia, Brazil, Israel, Slovakia, France and Croatia in the road sphere is carried out. It is revealed that by number of concession projects the leading position is taken by France; the smallest term of coordination of project documentation in Croatia; the highest level of transparency and publicity of implementation of projects in Australia; the highest level of involvement of the private sector in Brazil; the lowest level of bureaucratic influence in Slovakia.


Ключевые слова:
концессионные соглашения, автодорожная сфера

Keywords:
concession agreements, road sphere


УДК 334.012.3 (470)
  
  Современная ситуация в отечественной транспортной сфере сопряжена с рядом проблем: изношенность дорожной инфраструктуры; дисбаланс между ростом количества автомобилей и количеством и качеством отечественных автодорог (число зарегистрированных легковых автомобилей в России с 2000 г. выросло в 1,8 раза, а протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием - на 36% [1]);  высокий уровень коррупции в дорожной сфере (в 2013 г. количество выявляемых нарушений законов в дорожной отрасли увеличилось в 1,5 раза и составило более 114 тыс. [2]); рост расходов на дорожную инфраструктуру (по оценке Bisiness Monitor International, до 2015 г. темпы роста сектора инфраструктуры могут составить около 18% в год, половина из которых придется на транспорт [5]); снижение бюджетного финансирования транспортной инфраструктуры (согласно ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» - объем частных инвестиций составляет 40,8% [4], а в соответствии с «Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года» - 62,1% [3]). Для разрешения обозначенных проблем следует обратиться к исследованию международного опыта реализации концессионных проектов в автодорожной сфере.

   Объектом исследования выступает концессионная деятельность в таких странах, как Австралия, Бразилия, Израиль, Россия, Словакия, Франция, Хорватия. Источниками информации о зарубежных объектах послужили информационные ресурсы Мирового Банка (World Bank), Международной дорожной федерации (IRF), официальных сайтов дорожных администраций исследуемых стран.

  В мировой экономике концессия является наиболее развитой, прогрессивной и комплексной формой ГЧП. Лидирующие позиции по использованию концессий в дорожной сфере занимают Австрия, Великобритания, Германия, США, Франция. В Австралии, Бельгии, Бразилии, Дании, Израиле, Ирландии, Испании, Португалии, Финляндии концессионный механизм при строительстве и реконструкции автодорог используетя значительно реже, но их опыт представляется весьма разнообразным и успешным. Для подробного изучения инвестиционных, юридических, экономических, строительных и эксплатационных аспектов реализации концессионных проектов, в работе внимание акцентировано на проектах таких стран, как Австралия, Бразилия, Израиль, Словакия, Франция и Хорватия. 

    В Австралии концессия является важным механизмом развития инфраструктуры и активо используется при строительстве автодорог. В процессе реализации такой формы ГЧП, государство и  частный сектор  принимают на себя взаимные обязательства. Уровень обязательств государства определяется индивидуально, для каждого проекта. Примечательно, что при нарушении обязательств со стороны государства, правительство полностью компенсирует заимствования и потери участвующих в проекте компаний и частных акционеров. Для австралийских концессионных проектов характерно: наличие солидного портфеля успешных завершенных и реализуемых проектов; конкурсная основа поиска и привлечения партнеров;  транспорентность  и публичность на всех этапах реализации проекта (размещение полной информации о проекте в Интернете);  регламентация концессионного процесса общим руководством по ГЧП (2008 г.), которое включает анализ компаний – участников, рекомендации по реализации проектов; наличие хорошо обученных специалистов в области ГЧП.

    Примером, реализуемого в настоящее время в Австралии, проекта может служить – проект строительства дороги East Link в штате Виктория стоимостью 2,5 млрд австралийских $. Исполнитель – консорциум с участием Thiess and John Holland; Sociedad Iberica de Construccioness Electricas, S.A.; Transfield Services Pty Ltd.

    Бразильский опыт интересен с точки зрения практики вовлечения и эффективного участия частного сектора в концессионых проектах и опыта получения взаимной выгоды как для государственного, так и для частного секторов. В Бразилии политика по привлечению частного капитала влечет за собой фундаментальные изменения в государственной политики. В стране с 1995 г. функционирует Закон о концессиях.

   Среди реализуемых проектов наибольший интерес представляет  инновационная концессия на расширение, обновление, эксплуатацию и обслуживание 667 км. федеральных дорог в штате Баия на северо-востоке Бразилии. 25-летняя концессия подписана в 2009 г. и является первой концессией на дороги, разработанной федеральным правительством в самом бедном регионе Бразилии. Исполнитель – консорциум Rodobahia. Преимущества реализации концессии: повышение экономической устойчивости и развитие региона в целом; надежный доступ к рынкам, больницам, школам; повышение межрегиональной интеграции; повышение безопасноси дорожного движения.

  Израильский концессионный опыт сопряжен с возможностью допонительного и качественного обеспечения населения базовыми услугами, в основном в транспортной сфере. В Израиле за инициацию и продвижение проектов в сфере транспорта отвечает Министерство финансов через Канцелярию Главного Казначея; курирует данные проекты Министерство транспорта; профессиональную (методологическую и консультационную) помощь проектным компаниям оказывает Проектный Департамент ГЧП; исполнительный орган правительства в страховой и финансвой деятельности – страховая компания INBAL. В связи с отсутствием специального закона, концессионная деятельность регулируется общегражданским законодательством.

   Пилотным проектом Израиля является - проект строительства трансизраильской автомагистрали № 6, - самый крупный проект по развитию дорожной инфраструктуры в истории страны. Шоссе, протяженностью 140 км. и общей стоимостью 1,3 млрд. $, проходит по восточной части Израиля от Беэр-Шевы до Галилеи на севере. Исполнитель – компания Derech Eretz Group.  Для осуществления проекта была создана специальная государственная проектная компания, ответственная за организацию открытого тендера, выбор концесионера, межведомственную координацию, управление проектом. Основа концессионного соглашения - граммотное распределение рисков между участниками.

   Результат проекта – участок главной автомагистрали, соединяющей центральный, северный и южный регионы Израиля (оборудованные современной электронной системой оплаты проезда). Стоимость проезда дифференцируется в зависимости от типа транспортного средства и различается для водителей мотоциклов  и грузовиков, а также в зависимости от того, установлен ли специальный транспондер (датчик учета транспортного средства). Преимущества реализации проекта: повышение эффективности (сокрашение времени пути от одной части страны до другой); сокращение числа аварий на дорогах; сокращение дорожных заторов.

    Для опыта Словацкой Республики характерно: развитая правовая и политическая среда, необходимой для реализации концессионных проектов; максимально упрощенные административные процедуры и минимальное бюрократическое влияние; прозрачность отбора частных компаний для участия в проекте; возможность отбора частных компаний не только путем проведения конкурсов и тендеров, но и посредством «конкурсных переговоров» между публичными и частными партнерами; в качестве представителя публичного сектора могут выступать не только госорганы, но и госкомпании, а частного сектора – бизнес-объединения; привлекательные условия для финансирования проектов международными финансовыми институтами. В стране функционирует Департамент по ГЧП-проектам при Министерстве финансов, а также Словацкая ассоциация по ГЧП-проектам.

   Примером первого словацкого концессионого проекта является проект скоростной автострады R1 (проектирование, строительство, финансирование, эксплуатация и содержание трех участков), общей стоимостью 1,3 млрд €. Финансовое закрытие проекта состоялось в 2009 г. В основу проекта был заложен механизм платы за эксплуатационную готовность объекта.

   Французский опыт характеризуется: наличием не только благоприятной правовой среды, но и развитой системой государственного управления концессионными проектами; комплексным характером концессии (концессионер занимается и разработкой концессии, и реализацией мероприятий по созданию, модернизации и эксплуатации инфраструктурных объектов); отсутсвием единого закона, регламентирующего реализацию всех форм ГЧП (каждая форма регулируется отдельным нормативно-правовым актом). На сегодняшний день, во Франции боле 75% дорожной сети протяженностью порядка 10000 км. построено на основе концессий. Примером эффективного концессионнго проекта Франции служит проект строительства новой автодороги А 19, реализованном в 2009 г.

   Для опыта Хорватии характерны: избыточная централизация процесса принятия решений о реализации концессионных проектов, в силу того, что экспертизой проектов занимается единственная организация, - Агентство по делам ГЧП, которое ведет открытый Реестр всех договоров по ГЧП, заключенных в стране; одноэтапный процесс проведения конкурса (конкурсная документация утверждается по принципу «одного окна», 30-дневный срок согласования проекта). Первым из реализованных в Хорватии концессионных проектов в доржной сфере является проект строительства и эксплуатации Истрийской автомагистали У-образной конфигурации протяженостью 131 км. 32-летняя концессия была подписана в 1995 г. Исполнитель – французская компания Bouygues Travaux Publics. Из-за неточности прогнозов планирования, в проект пришлось вносить существенные коррективы (модернизировать шоссе на всем его протяжении). Из опыта Хорватии следует, что при планировании и прогнозировании проекта необходимо учитывать как можно больше факторов влияния на результат проекта, с учетом возможных потребностей.

   Итак, реформирование транспортной инфраструктуры построено в основном на уменьшении государственного финансирования и привлечении частного капитала для реализации автодорожных проектов. В процессе исследования выявлено, что снижению негативного влияния обозначенной тенденции способствует реализация концессионных проектов. Анализ опыта Австралии, Бразилии, Израиля, Словакии, Франции и Хорватии показал, что типы концессий в странах, различаются в зависимости от объема передаваемых концессионеру прав, наличия строительного компонента, схем и сроков возврата объекта государству и других факторов. Так, в пяти из шести оцениваемых стран институциональная база концессий сформирована в первом десятилетии ХХI в.; в четырех - фукционирует национальный экспертный центр для оценки ГЧП-проектов; по количеству концессионных проектов лидирующую позицию занимает Франция; наименьший срок согласования проектной документации в Хорватии; наиболее высокий уровень транспорентности и публичности реализации проектов в Австралии; наиболее высокий уровень вовлечения частного сектора в Бразилии; наиболее низкий уровень бюрократического влияния в Словакии. 

Библиографический список:

1. Волобуев А. Дороги обходятся России дороже, чем освоение космоса. / РБК. – 27.02.2013. - URL: http://top.rbc.ru/economics/27/02/2013/847053.shtml
2. В рейтинге автодорог Россия расположилась между Мозамбиком и Украиной. – 1.03.2013. – URL: http://www.zr.ru/content/news/520811-v_rejtinge_avtodorog_r ossija_raspolozhilas_me zhdu_mozambik om_i_uk rainoj/
3. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. - URL: http://rosavtodor.ru/information/Osnovnye_dokumenty/transportnaya_strategiya_rf_na_period__do_2030_goda.html
4. ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» - URL: http://rosavtodor.ru/doc/docs/fcp_ avtom_dorogiDBUV8a.zip
5. Russia Infrastructure Report 2013. – URL: http://www.marketresearch.com/Business-Monitor-International-v304/Russia-Infrastructure-Q1-7280682/




Рецензии:

15.03.2014, 7:47 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Статья актуальна. Рекомендуется к печати.

15.03.2014, 17:23 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Интересная и актуальная тема. Рекомендуется к печати

15.03.2014, 17:24 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Рекомендуется к печати



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх