Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №7 (март) 2014
Разделы: Психология
Размещена 15.03.2014. Последняя правка: 19.03.2014.

Особенности карьерных ориентаций у студентов с разным уровнем самоактуализации и рефлексии

Лагутина Марина Сергеевна

студентка

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Институт психологии

Научный руководитель: Лопес Елена Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент


Аннотация:
Представлены результаты эмпирического исследования карьерных ориентаций, их взаимосвязей с рефлексивными и самоактуализационными характеристиками личности у студентов, отличающихся высоким и низким уровнями самоактуализации.


Abstract:
The article represents the results of the research directed at revealing of identify the career orientations, their relationships with reflexive qualities and characteristics of self-actualization of the students with different high and low levels of self-actualization.


Ключевые слова:
профессиональное развитие, карьера, карьерные ориентации, самоактуализация, рефлексия

Keywords:
professional development , career, career orientation , self-actualization , reflection


УДК 159.9.07

В современном обществе успешность профессионального развития как в процессе решения профессиональных задач, так и на стадии обучения определяется не только квалификацией и уровнем компетентности молодого специалиста, но и глубинными, смысловыми ориентирами личности, способной к постоянному саморазвитию и творчеству. Изменения образовательной среды меняют требования к личности специалиста: наиболее конкурентоспособными на рынке труда являются те выпускники профессиональных учебных заведений, которые сознательно планируют карьеру и, как следствие, характеризуются четко выраженной субъектной позицией в профессиональной деятельности, не сводящейся к узкопрофессиональным навыкам, но обуславливающей простоту их приобретения. Так, с точки зрения В.И. Слободчикова, субъектом является профессионал, который способен не только реализовывать деятельность, но и «рефлексировать ее основания и средства во всей полноте ее нормативной структуры» [8,с. 24–29].
На этапе профессионального обучения определение карьерных планов представляет особую значимость и возможно через выявление доминирующих карьерных ориентаций. При этом анализируя дальнейший профессиональный рост в контексте постоянно возникающих новых запросов рынка, большую роль играет соотнесение ценностных ориентаций в карьере с психологическими особенностями личности – самоактуализацией и рефлексией, которые выступают как фактор развития карьеры. Иначе говоря, выявление детерминант карьерных ориентаций личности на этапе профессиональной подготовки – самоактуализации и рефлексии – позволяет определить качественную личностно-профессиональную характеристику будущего специалиста и спрогнозировать вероятность успеха в профессиональной деятельности.
Объектом исследования выступили карьерные ориентации. Предмет исследования – особенности карьерных ориентаций у студентов с разным уровнем самоактуализации и рефлексии. Целью научного исследования явилось определение особенностей карьерных ориентаций у студентов, характеризующихся разным уровнем самоактуализации и рефлексии. В соответствии с этапами достижения цели научного исследования были определены следующие задачи: 1. Осуществить теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме карьерных ориентаций, самоактуализации и рефлексии. 2. Определить параметры и характеристики высокого и низкого уровней развития самоактуализации у студентов. 3. Выявить взаимосвязи карьерных ориентаций с рефлексивностью и самоактуализационными характеристиками, а также различия этих взаимосвязей у студентов в группах, отличающихся по уровню развития самоактуализации. 4. Определить показатели рефлексивности личности студентов, характеризующихся высокими и низкими уровнями самоактуализации.
Обратимся к теоретическому анализу феноменов, составляющих предмет исследования и содержание следующих теорий:
- якорная модель профессионального развития (Д. Сьюпер, Д. Холланд, Э.Г. Шейн), согласно которой карьерные ориентации являются элементом Я-концепции, отражающим выбранное субъектом направление профессионального продвижения, основанное на его потребностях, мотивах, интересах, способностях. Карьерные ориентации рассматриваются как структурный компонент профессиональной карье¬ры личности. Общей стратегией научного поиска психологического содержания данного понятия можно, опираясь на работы Э. Шейна, Е. Г. Молл, Е. Ф. Рыбалко, Н. А. Волковой и др., назвать определение его сущностных характеристик. С точки зрения Э. Шейна, понятию «карьерная ори¬ентация» соответствует термин «якорь карьеры». «Якорь карьеры», или карьерная ориентация, является важным составляющим элементом про¬фессиональной «Я-концепции», возникает в про¬цессе социализации на основе и в результате на¬копления профессионального опыта в начальные годы развития карьеры и служит для управления, стабилизации и интеграции индивидуальной ка¬рьеры [11].
- концепция рефлексивности А.В. Карпова, в которой рефлексия представлена одновременно как и уникальное свойство, присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания. Как психическое свойство рефлексивность имеет индивидуальный диапазон выраженности [5];
- теории и концепции самоактуализации личности, личностного роста в экзистенциальном и личностно-центрированном направлениях гуманистической психологии, представленной в работах Д. Бьюдженталя, А. Маслоу, Р. Мэя, Г. Оллпорта, К. Роджерса. Основополагающей для гуманистического направления является идея о том, что осознанное стремление к максимально возможному раскрытию своего человеческого потенциала и его реализации в практической жизнедеятельности на благо общества путем самоактуализации является необходимым фактором полноценного развития человека [12].
В нашем исследовании мы будем рассматривать самоактуализацию как процесс, который имеет свои особенности проявления в учебно-профессиональной деятельности, и как интегративное личностное образование, представленное определенными личностными свойствами и имеющее четкую структуру. Самоактуализация в процессе обучения в вузе является залогом успеха последующей профессиональной деятельности, и поэтому значимым является определение того влияния, которое оказывает уровень профессиональной направленности на личностный рост в период обучения в вузе.
Гипотеза исследования: существуют различия в структуре карьерных ориентаций в зависимости от уровня развития самоактуализации и рефлексивности студентов.
Обследование проводилось в 2013-2014 гг. на выборке студентов 4-го курса численностью 53 человека (27 мужчин и 25 женщин). Возраст принявших участие в исследовании респондентов –19–45 лет.
Для сбора данных и анализа результатов эмпирического исследования был использован комплекс методов, в состав которого вошли:
1) метод тестов («Опросник карьерных ориентаций» (Э. Шейн), Тест «Рефлексивность» (А.В. Карпов), «Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ» А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина);
2) методический аппарат современного статистического анализа данных, включая корреляционный анализ (корреляция Пирсона), кластерный анализ, параметрические критерии (t-критерий Стьюдента) и непараметрические критерии (тест Колмогорова-Смирнова для проверки формы распределения). Данные обрабатывались при помощи пакета статистических программ SPSS 17.0.
Интерпретация и анализ полученных результатов
По результатам кластерного анализа с учетом среднеарифметического значения по интегральной шкале методики САМОАЛ x ср. = 91,31 балла выборка обследования была разделена на 2 кластера: испытуемые с высоким уровнем СА (1-й кластер, студенты с высоким уровнем самоактуализации, n=27) и испытуемые с низким уровнем самоактуализации (2-й кластер, студенты с низким уровнем самоактуализации, n =26).
Общая характеристика структуры карьерных ориентаций в группе студентов с высокой и низкой самоактуализацией
Наибольшее проявление в группе студентов с высокой самоактуализацией получили карьерные ориентации «служение» (xср = 8,33) и «интеграция стилей жизни» (хср = 7,95); наименее студенты ориентированы на «стабильность места жительства» (хср = 5,14) и «профессиональную компетентность» (хср = 6,44) (см. рис.1).

рис.1. Средние показатели выраженности «карьерных якорей» у студентов с ВУ СА

Мы склонны объяснять такие результаты тем, что у студентов с высоким уровнем самоактуализации нет осознания того, что деловой успех во многом определяется профессиональными достижениями и опирается на развитие профессиональных компетенций. Студенты стремятся так организовать свое время, чтобы распределить его и на учебу, и на творческую самореализацию, и на отдых. Возможно, это связано с тем, что у современных студентов значительно смещены акценты с упорной учебы и освоения профессиональных навыков на стремление «попробовать» себя везде и во всем. С другой стороны, на первом месте в иерархии карьерных якорей у студентов данной группы на первом месте находится якорь «Служение». Это свидетельствуют о том, что молодые люди – будущие педагоги , учась в высшем учебном заведении, ориентируются на социально значимые, благородные мотивы деятельности и не нацелены на исключительно личную выгоду.
У студентов с низким уровнем самоактуализации иерархия карьерных якорей распределилась следующим образом: наибольшее выражение получили ориентации «стабильность работы» (хср = 8,81) и «служение» (хср = 7,51); наименьшее – «предпринимательство» (хср = 5,62) и «профессиональная компетентность» (xср = 5,69) (см. рис.2).

рис. 2. Средние показатели выраженности «карьерных якорей у студентов с НУ СА

Таким образом, студенты с низким уровнем самоактуализации, так же как и студенты с высоким уровнем самоактуализации, учитывают и признают важность элемента служения и социальной пользы в своей профессии. Однако наибольшую ценность для них имеет стабильная и надежная работа. Данная группа студентов испытывает потребность в безопасности и возможности прогнозирования относительно будущей профессии. Мы полагаем, что данные результаты можно обосновать тем, что молодые люди с низкими показателями реализации своих возможностей и способностей предпочитают «страховать» себя от возможных неудач и поэтому нацелены на стабильность и однотипность в профессиональном развитии. Поэтому такая карьерная ориентация как «предпринимательство» тоже будет связана для них с рисками и условиями жесткой конкуренции. Аналогично со студентами первой группы, они не ориентированы на углубление и развитие профессиональных навыков в ущерб другим якорям.
Сравнение карьерных ориентаций у студентов с высокой и низкой самоактуализацией
С целью определения различий в проявлении карьерных ориентаций у студентов с разным уровнем самоактуализации нами был использован t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Предварительно на данной выборке был проведен тест Колмогорова-Смирнова с целью проверки распределения на нормальность, в результате которого отклонения от нормального распределения по шкалам опросника карьерных якорей и интегральному показателю теста САМОАЛ не обнаружены (p> 0,05).
По результатам теста Стьюдента, гипотезу об отсутствии различий между групповыми средними можно отвергнуть при сравнении уровня самоактуализации с карьерными ориентациями: «автономия» (p = 0,042), «стабильность работы» (p = 0,054) и «предпринимательство» (p = 0,004). Таким образом, проявление данных карьерных ориентаций различается в группах студентов с низким и высоким уровнями самоактуализации. По остальным шкалам статистически значимых различий не обнаружено.
Взаимосвязи карьерных ориентаций с самоактуализационными характеристиками
Чтобы определить характер и направление взаимосвязей в каждой из групп, нами был использован параметрический метод – коэффициент корреляции Пирсона.
Наиболее выраженными тенденциями к самоактуализации у будущих педагогов являются ориентация во времени (хср = 11,33) у студентов с высоким уровнем саморазвития и принятие гуманистических ценностей (хср = 14,00) у студентов с низким уровнем саморазвития. В то же время результаты исследования самоактуализационных тенденций показывают, что уровень выраженности некоторых показателей не является достаточно высоким и не достигает уровня стремления к самоактуализации: «спонтанность» (хср = 7,81) и «взгляд на природу человека» (хср = 8,74) у студентов с высоким уровнем саморазвития и «спонтанность» (хср = 4,00), «автономность» (хср = 4,00) и «самопонимание» (хср = 4,50) у студентов с низким уровнем саморазвития.
У студентов с высоким уровнем самоактуализации (n = 27) не выявлено статистически значимых взаимосвязей показателей по шкалам карьерных ориентаций с интегральным значением самоактуализации, но обнаружены 5 взаимосвязей показателей шкал опросника карьерных «якорей» с самоактуализационными особенностями. Так, шкала профессиональной компетентности положительно коррелирует со шкалами «взгляд на природу человека» (r = 0, 57, p = 0,05) и «аутосимпатия» (r = 0, 42, p = 0,05); «стабильность места жительства» отрицательно взаимосвязана со шкалой «ценности» (r = - 0,62, p = 0,01); отрицательная корреляционная связь выявлена между шкалами «интеграция стилей жизни» и «потребность в познании» (r = - 0,50, p = 0,01); положительно коррелируют показатели по шкалам «предпринимательство» и «спонтанность» (r = 0,39, p = 0,05).
Таким образом, исходя из полученных данных, можно составить краткий психологический портрет личности студентов с высокой самоактуализацией: они хорошо понимает экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», способны наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушение грядущих успехов. Но в то же время их отличает недостаточная вера в людей, в искренность намерений окружающих, в возможность реагировать спонтанно и естественно на различные профессиональные и жизненные ситуации. При возрастании профессиональных способностей у них растает вера в могущество человеческих возможностей, доверие к людям и формируется позитивный взгляд на себя как на личность в целом; они разделяют ценности самоактуализирующейся личности и не боятся строить карьеру, которая предполагает переезды и командировки; желание уравновесить все жизненные сферы у них приводит к снижению познавательных потребностей; ориентация на предпринимательство, желание строить бизнес-карьеру вытекает из возрастания уверенности в себе, ощущения свободы и доверия к окружающему миру.
В группе студентов с низким уровнем самоактуализации (n = 26) обнаружены статистически значимые взаимосвязи показателей по шкалам карьерных ориентаций (по 3 из 9 шкал) с интегральным значением самоактуализации. Положительные корреляционные связи выявлены у общего значения теста САМОАЛ со шкалами "профессиональная компетентность(r = 0,41, p ≤0,05), "служение"(r = 0,50, p ≤ 0,01) и "вызов" (r =0,56, p ≤ 0,01).
Таким образом студенты с низким уровнем самоактуализации разделяют ценности самоактуализирующийся личности (истинность, добро, красота, целостность и др.), что отражает их стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с другими людьми. Но в то же время у них недостаточно выражены стремление к автономности и спонтанности, которые отражают зрелую и уверенную жизненную позицию, связанную с принятием ответственности за свою жизнь и проявлением независимости и свободы. При возрастании общего уровня саморазвития в данной группе растет стремление развивать свои способности в определенной деятельности, совершенствовать профессиональные знания и умения; актуализируется потребность помогать и приносить пользу людям, решать трудные задачи.
Множественные показатели выявлены у студентов данной группы между отдельными показателями по шкалам опросников карьерных ориентаций и самоактуализации. Положительные корреляции обнаружены между: «профессиональной компетентностью» и «ценностями» (r = 0,43, p = 0,05) , «профессиональной компетентностью» и «креативностью» (r = 0,39, p = 0,05); «стабильностью работы» и «ориентацией во времени» (r = 0,43, p = 0,05); «служением» и «ценностями» (r = 0,56, p = 0,01), «служением» и «креативностью» (r = 0,49, p = 0,05); «вызовом» и «ценностями» (r = 0,54, p = 0,01), «вызовом» и «креативностью» (r = 0,40,p = 0,05); «интеграцией стилей жизни» и «ориентацией во времени» (r = 0,39,p = 0,05). Отрицательные корреляционные связи выявлены между: «автономией» и «гибкостью в общении» (r = -0,42, p = 0,05); между «служением» и «гибкостью в общении» (г = - 0,42, p = 0,05).
Полученные значения свидетельствуют о том, что актуализация ориентации на получение профессиональных знаний и навыков у студентов данной группы связана со стремлением к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, а также с творческим отношением к жизни; стремление к решению сложных задачи объясняется возрастанием творческого потенциала; наоборот, снижение автономности и желания помогать другим людям у таких студентов может вызвать развитие способности к самораскрытию и самовыражению в процессе общения с окружающими. Ориентации на служение, решение сложных задач и повышение профессионально-компетентностного уровня вызывают усиление значимости ценностной сферы: для студентов данной группы указанные карьерные «якоря» сами по себе являются важным содержанием планирования карьеры и поэтому входят в ценностно-потребностную сферу.
Сравнение рефлексивных качеств у студентов с высокой и низкой самоактуализацией
С целью проверки гипотезы об отсутствии различий между групповым средними, нами был применен t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Результаты статистического анализа можно представить следующим образом: средние показатели уровня рефлексивности между двумя группами студентов отличаются в 5 баллов (sd = 3,66). Однако данные различия нельзя считать статистически достоверными, поскольку достигнутый уровень значимости больше критического значения (p = 0,16), что позволяет принять нулевую гипотезу об отсутствии различий между групповыми средними.
Взаимосвязь рефлексивных особенностей с самоактуализационными характеристиками студентов
В группе студентов с высоким уровнем самоактуализации обнаружена отрицательная корреляционная связь между рефлексивностью и аутосимпатией (r = -0,42, p ≤ 0,05). Такие результаты, на наш взгляд, обусловлены тем, что глубокий самоанализ мешает студентам данной группы в формировании позитивного представления о себе.
У студентов с низким уровнем самоактуализации выявлены положительные корреляции рефлексивности со шкалами «ценности (r = 0,40, p≤0,05) и «креативность» (r = 0,46, p ≤ 0,05) теста САМОАЛ. Это указывает на то, что в данной группе при возрастании способности к самоанализу актуализируются ценности саморазвития и творческий потенциал.
Достоверных корреляций между общим уровнем рефлексивности и интегральным показателем самоактуализации в обеих группах не выявлено.
Взаимосвязи карьерных ориентаций с рефлексивными качествами студентов
В группе студентов с высоким уровнем самоактуализации значимых корреляционных связей между общим уровнем рефлексивности и карьерными ориентациями не обнаружено.
В группе студентов с низким уровнем самоактуализации были выявлены положительные корреляционные связи некоторых карьерных ориентаций с рефлективностью: «служение» (r = 0,40, p ≤ 0,05) и «вызов» (r = 0, 39, p ≤0,05). Таким образом, проявление карьерных якорей «служение» и «вызов» характеризуется наибольшей осмысленностью и осознанностью.
Выводы
1. Выявлены различия в выраженности карьерных ориентаций «автономия», «стабильность» и «предпринимательство» у студентов с ВУ и НУ развития СА.
2. Определены различия в картине взаимосвязей самоактуализационных характеристик с карьерными ориентациями у студентов, отличающихся по уровню СА. Полученные показатели позволяют характеризовать студентов с ВУ СА как хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», но недостаточно располагающих доверием к окружающим; ориентация на предпринимательство, желание строить бизнес-карьеру связана с возрастанием уверенности в себе, ощущения свободы и доверия к окружающему миру. Студенты с ВУ СА время недостаточно автономны и спонтанны, стремление развивать свои способности в определенной деятельности, совершенствовать профессиональные знания и умения; потребность помогать и приносить пользу людям актуализируются при возрастании общего уровня саморазвития.
3. Отсутствие значимых различий в результатах обследования показателей рефлексивности характеризуют студентов с ВУ и НУ СА как достаточно адекватно сознающих себя и внешний мир.
4. Обнаруженные корреляционные связи между самоактуализационными характеристиками и уровнем развития рефлексивности позволяют говорить о том, что развитые способности к рефлексии у студентов ВУ СА мешают формированию аутосимпатии, тогда как для студентов с НУ СА способствуют актуализации ценностной и творческой сфер.
5. Установлены характеристики осознанности некоторых карьерных ориентаций («служение», «вызов») в группе студентов с НУ СА.
6. Заявленная гипотеза подтверждена частично.

Библиографический список:

1. Веретнов А.И. Влияние рынка труда на профессиональную ориентацию студентов: автореф. дис.канд. социологических наук / А.И. Веретнов. — Екатеринбург, 2007. 2. Жданович А.А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов: автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 2008. 20 с. 3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 4. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М., 1987. 5. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. – 2003. – № 5. – С. 45-57. 6. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. – СПб.: Речь, 2005. 7. Рабочая программа и методические указания по организации и проведению научно-исследовательской и квалификационной практики (ГОС-2000). – Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. университет», 2012. 8. Слободчиков В.И. Антропоцентрический кризис европейской модели человека // Кентавр – 2005. – №36. – с.24–29]. 9. Соловьёва Е. М. Карьерные ориентации студентов – психологов // Сборник материалов IV Всерос¬сийского съезда психологов образования. URL: http://www.lomonosov msu.ru/archive/Lomonosov_2008/18_2.pdf (Дата обращения: 27.02.2014). 10. Толстых А. В. Морально-этические проблемы психологической практики. – М., 1988. 11. Шаповалов В., Ивашкин А. Этапы «карьерной подготовки» в вузе // Высшее образование в России. — 2006. —№ 4. — С. 110-113. 12. Ященко Е.Ф., Ященко Э.В. Особенности смысложизненных ориентаций студентов с разным уровнем самоактуализации на завершающем этапе обучения в вузе // Вестник ЮУрГУ, серия «Психология». – Челябинск, 2012. – Вып.18, № 31 (290). – С. 25–34.




Рецензии:

15.03.2014, 14:32 Кузьмина Виолетта МИхайловна
Рецензия:  Работа хорошая, и если все это действительно выполняет студент - то честь и хвала тому преподавателю, который вас научил все эти методы математической статистики применять на практике. Исправьте в тексте возраст -у вас студенты 3-4 кусов, а возраст 18-45 лет???? Работа может быть опубликована

19.03.2014 18:18 Ответ на рецензию автора Лагутина Марина Сергеевна:
Виолетта Михайловна, благодарю Вас за справедливые замечания!Действительно, при оформлении статьи была допущена ошибка. Недочет устранен.

15.03.2014, 20:16 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья решает удачно тезис,подчинен кариерных ориентаций(предпочитаний)студентов.Емпирические ориентиры в динамической ретроспекций стаьи улесняют методологию исследования.Дизайн исследования,верификация и апробация основных методов диагностики четко сработаны.Одно замечание-так как пропедевтика карьерных выборов деликатная тема, нужно и мнение експертов(експертная оценка методологического инструментария).Рекомендуется к публикаций!

16.03.2014, 14:11 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья грамотна, информативна, логична. Соблюдены все методологические требования, предъявляемые как к структуре и содержательному наполнению статьи, так и к описанию и оформлению результатов эксперимента. Статья может быть рекомендована к публикации

19.03.2014, 17:10 Супрун Николай Алексеевич
Рецензия: Обоснование актуальности и изложение хода проведения научного эксперимента осуществлены вполне взвешено.При условии учёта замечаний Уважаемых рецензентов статья вполне может быть рекомендована к печати. С уважением, профессор Н.А.Супрун

16.01.2015, 8:19 Лучинкина Анжелика Ильинична
Рецензия: Рекомендовать к публикации

20.01.2015, 13:50 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Сепрькезная исследовательская работа.Рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

24.03.2014, 8:46 Слизкова Елена Владимировна
Отзыв: Рецензия: представленный вариант статьи заслуживает внимания. Текст логично и грамотно размещен без нарушения общих требований к методологии. Отдельная благодарность научному руководителю. Статья рекомендована к печати. С уважением Е. Слизкова.


Оставить комментарий


 
 

Вверх