Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Информационные технологии, Политология, Юриспруденция
Размещена 18.03.2014. Последняя правка: 25.03.2014.

Механизмы влияния на политическую психологию людей через СМИ: The Overton Window

Железняк Антон Вадимович

нет

ОИ МГЮА

студент

Научный руководитель: Скуратов Иван Викторович, кандидат исторических наук, доцент Оренбургского института Московского государственного юридического университета (МГЮА), e-mail: sno.oimgyua@yandex.ru


Аннотация:
В данной статье поднимается проблема влияния агрессивного информационного поля на сознание и политическую психологию людей, описывается технология «Окон Овертона» и общая роль СМИ в становлении политической системы государства.


Abstract:
This article describes the problem of influence of aggressive information feld to consciousness and political psychology of the people, describes technology « The Overton Window » and general role of the media in the formation of the political system of the state.


Ключевые слова:
СМИ, политическая психология, механизмы воздействия, информационное поле, «Окна Овертона»

Keywords:
: Media, political psychology, mechanisms of action, information field


УДК 34.01 
        32.019.51
       

В XXI веке средства массовой информации (далее СМИ) становятся не только одной из сфер общественной жизни, но и огромной силой. С каждым годом скорость информатизации растет, и человек буквально тонет в бушующем потоке информации. Если во времена тоталитарного государства СССР можно быть жаловаться на ограниченность доступа к информации и низкий уровень информированности граждан относительно различных негативных событий, то теперь СМИ могут легко спекулировать информацией и выдавать её так как посчитают нужным. Повальный плюрализм не привёл к повышению качества информированности, а лишь еще сильнее утопил правду в море лжи и дезинформации.

В данной статье хотелось бы дать краткий анализ влияния средств массовой информации на политическую психологию масс и более подробно остановиться на таком приёме как The Overton Window («Окно Овертона»).

На роль СМИ существует несколько взглядов, официально в школьных программах обществознания и ряде учебных пособий по теории государства и права доминирует точка зрения, сводящаяся к тому, что СМИ можно выделить в некую «четвёртую ветвь власти». «Эта четвертая власть оказывается не метафорой, а реальной, хотя и специфической властью, обладающей мощным воздействием на общественные отношения», - декларирует Венгеров А.Б. [1; c.68] С этой точкой зрения сложно согласиться. Институционализация СМИ требует свободы от других ветвей власти, а данная свобода крайне иллюзорна. Фактически современные массмедиа представляют собой не механизм сбора и распространения информации (в чем неутомимо убеждают общественность журналисты), а выступают в качестве ее творцов и цензоров. Они создают информацию в соответствии с поставленными перед ними задачами, придавая ей вид, отвечающий интересам тех, кто контролирует СМИ. [2; c.141-149]

Таким образом, более предпочтителен вариант СМИ не как отдельной ветви власти, а как орудие в руках самого государства и мирового сообщества для реализации своих планов.

Но для продвижения идей не достаточно иметь контроль над СМИ, на первое место в информационной войне выходит общественное мнение и вытекающая из него политическая психология. Так любое крупное событие, связанное с большим напряжением человеческих ресурсов и бюджетными затратами, необходимо правильно преподнести и провести целенаправленную подготовку населения той или иной страны. Так, например, очень скрупулёзно разрабатывались и осуществлялись мероприятия по освещению событий в Косово в мировых СМИ с целью формирования позитивного общественного мнения к американской армии как внутри собственной страны, так и у международной общественности. [3; с. 125]

Основной задачей же становится создание мощного информационного поля, а  эффективность информационного воздействия зависит от того, насколько близко оно ожиданиям и настроениям целевой аудитории. [4; с.18] Таким образом, можно привести формулу,

FAB = kqABgABf(RAB

 

Где  FAB– вектор силы,  k–коэффициент, отражающий свойства внешней среды; qAB– величина «информационного заряда», который характеризуется ресурс ной и информационной составляющей [5; c.2-10], gВА– величина, характеризующая избирательную восприимчивость, а f(RАВ) – функция информационного расстояния RАВмежду А и В.

Так можно определить, что сила информационного воздействия зависит напрямую от восприимчивости конкретного человека и группы людей в целом. Но что делать, если информация, которую необходимо внести в психологию, выходит за рамки морали нормального человека. На этом моменте стоит остановиться конкретнее, в тот момент, когда информация в изначальном состоянии носит характер неприемлемой в игру вступает The Overton Window. Автором теории является Джозер Овертон, доктор юридических наук Thomas M. Cooley Law School. [6] Он внёс большой вклад в развитие свободного рынка и политологию, но самой интересной является его теория движения информации от простой идеи до закона страны. После смерти Овертона его коллега Джозеф Леман провёл конференцию и представил теорию «Окон политических возможностей».

В самом абстрактном виде данная теория описывает изменения политики внутри государства в любой из области областей нашей жизни: «Пока ситуация в стране нормальная и устраивает политика «окно» не двигается, если существует боязнь не дожить до следующих выборов, то «окно» расширяется и та политики которая недавно была неприемлемой становится нормальной». [7] Джозеф Овертон описал, как совершенно чуждые обществу идеи могут стать для каждого из нас нормой и закрепиться в форме закона. Данная технология складывается из нескольких стадий продвижения идеи:

 

1)    Немыслимые идеи

2)    Радикальные идеи

3)    Приемлемые идеи

4)    Разумные идеи

5)    Популярные идеи

6)    Закрепление как политическая норма или закон.

 

Так на первом этапе индивидуальная восприимчивость к немыслимой идее нулевая и FAB  будет равно нулю при любой величине «информационного заряда», соответственно на первом этапе необходимо изменить мнения хотя бы части общества до коэффициента выше нуля. Для этого можно использовать такие приёмы, как авторитетные мнения учёных, исследования и создание небольших колебаний в научной среде, т.к. наука не должна отчуждаться от любых идей и исследует всё. Так, например, идея реставрации фашизма, являющаяся неприемлемой для России начинается муссироваться в научных кругах, увеличивается число нейтральных отзывов и различных мнений. На первом этапе общество должно задать вопрос: «А настолько уж фашизм немыслим?».

На втором этапе подключаются неофашисты и группы националистов. Они всё еще вне закона, но о них всё больше и больше говорят, они объект насмешек большей части общества, но, тем не менее, они находят множество сторонников.

Когда общество начинает всё меньше отторгать идеи фашизма «Окно» переходит в третью стадию, на которой арсенал информационного воздействия уже максимален.

Здесь уже необходимо увеличивать «информационный заряд» исходя из формулы:

 

qAB `int_T^t`Fзап А ;Iu)dt

Где главную роль уже играет ФА - финансовые ресурсы, выделяемые стороной А на информационную кампанию и IU  - инновационная («притягательная») составляющая информационного воздействия. [4; c.18]   А так как на уровне глобальной политики ни денег, ни времени не жалко величина воздействия будет огромной.

На четвёртом и пятом этапе идеи фашизма (или любые другие) переходят в статус разумных и популярных, всё больше людей признаёт их крайне эффективными и умными, так как они, по их мнению, полностью удовлетворяют интересы страны, процветание и прочее. Всех же тех, кто не согласен с новой политикой подвергают обструкции и высмеивают, выставляют психически нездоровыми. У здравомыслящих людей возникающий когнитивный диссонанс может находить отражение в эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой реакциях, но это способствует углублению эффекта манипулирования, так как известно, что человек становится наиболее подверженным целенаправленным воздействиям извне именно в состоянии подавленности или страха. [8, c.91] На этой стадии обратного пути уже нет, последние группы здравомыслящих людей изолируются в меньшинстве и последнее, что остаётся сделать - это закрепить идею в виде закона.

Единственным методом борьбы индивида остаётся сознательное интеллектуальное противодействию самой личности, стремлению к осмыслению явлений окружающего мира. [8, c.92] На уровне же государств необходимо вести независимую политику и быть истинно суверенными, максимально ограждая себя от агрессивного и разрушающего информационного воздействия со стороны иных государств, блокировать вмешательство в национальную систему СМИ и законодательства.

Библиографический список:

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.- 528 с.
2. Ваджра А. Путь зла. Запад : матрица глобальной гегемонии. – 2003. - 281 с.
3. Панарин И.Н., Панарина Л.Г. - Информационная война и мир – 2003. - 319 с.
4. Бухарин С.Н., Малков С.Ю. К вопросу о математическом регулировании информационных взаимодействий // Информационные войны. – 2010. №2
5. Бухарин С.Н., Ковалев В.И., Малков С.Ю. О формализации понятия информационного поля // Информационные войны - 2009. №4
6. List of authors: Joseph P. Overton. // URL: http://www.mackinac.org/bio.aspx?ID=12 (Дата обращения 15.03.14)
7. Joseph Lehman. «A Brief Explanation of the Overton Window» // URL: http://www.mackinac.org/12887#top (Дата обращения 15.03.14)
8. Збруева Н.А. Информационная безопасность личности. Культурологический аспект. // Информационные войны – 2008. №3




Рецензии:

18.03.2014, 22:32 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья не дает категорический ответ на вопрос... какие конкретные механизмы(в основе поведенческих)могут повлиять на политического выбора(предпочитания)при помощи СМИ, в рефлексивном варианте Дж.Овертона.

19.03.2014, 13:17 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Статья актуальна, логично выстроена. Вывод доработайте, после чего можно рекомендовать к печати.

19.03.2014, 22:10 Лушников Александр Александрович
Рецензия: Вопросы, связанные с информационными войнами и манипуляцией сознания в настоящее время приобрели особую остроту и важность, поэтому актуальность статьи сомнений не вызывает. В связи с этим концепция "Окно Овертона" представляется довольно интересной. Тем не менее, автору следовало бы раскрыть свою точку зрения более полно - в чем, по его мнению, состоит преимущество данного подхода, какова мера его объективности? Имеются некоторые недочеты и в оформлении - необходимо добавить название интернет-статьи в ссылку №6, а английское написание имен в самой статье заменить на русское - "Джозеф Овертон", "Джозеф Леман" (для приведения оформления к единообразию). После устранения указанных недостатков работа может быть рекомендована к печати.

25.03.2014 18:18 Ответ на рецензию автора Железняк Антон Вадимович:
Спасибо, исправил.

12.04.2014, 20:12 Шаргородская Наталья Леонидовна
Рецензия: Статья заслуживает внимания, однако автору необходимо "усилить выводы" и исправить список литературы (в алфавитном порядке).
12.04.2014 22:22 Ответ на рецензию автора Железняк Антон Вадимович:
Хорошо, список исправлю. Над выводами поработаю. Спасибо за отзыв.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх