Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №7 (март) 2014
Разделы: Экономика
Размещена 28.03.2014. Последняя правка: 28.03.2014.

Увеличение доходной базы бюджетов муниципальных образований

Голокозова Ирина Романовна

СТГАУ

студенка

Научный руководитель: Глотова Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой «Финансы, кредит и страховое дело» ФГБОУ ВПО Ставропольский Государственный Аграрный Университет


Аннотация:
В данной статье рассмотрено увеличение доходной базы бюджетов муниципальных образований. Предложен комплекс мер, по увеличению налоговых и неналоговых поступлений в их бюджеты на примере отдельных регионов Российской Федерации.


Abstract:
In this article the increase of revenue base of budgets of municipal formations. There is a complex of measures on increasing tax and non-tax revenues to budgets on examples of separate regions of the Russian Federation.


Ключевые слова:
увеличение доходной базы бюджетов муниципальных образований, местные налоги, неналоговые поступления

Keywords:
the increase of revenue base of budgets of municipalities, local taxes, non-tax revenues


УДК 33

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем развития местного самоуправления в России является проблема обеспечения бюджетной самостоятельности муниципальных образований. За последние несколько лет острота данной проблемы возросла. Это связано с недостойностью собственной доходной базы местных бюджетов, что подтверждают данные официальной статистики. В России, больше половины муниципальных образований имеют дефицитный бюджет (в 2011 г. – 45%, 2012 г. – 56,7%, 2013 г. – 47,5%). Ко всему этому больше 50% доходов местных бюджетов формируются за счет межбюджетных трансфертов, что означает высокую зависимость от государства. [3].

С точки зрения специалистов и ученных в вопросах финансовой независимости существующий перечень и налогооблагаемая база местных налогов недостаточны для финансирования местных расходов.

А ведь на практике оно действительно так. Доходы от местных налогов не являются основными при формировании местных бюджетов. К примеру, денежные средства поступающие от налога на имущество физических лиц в городских округах составляют лишь около 0,7% налоговых доходов, в поселениях этот показатель немного выше – 1,9%. А вот, поступления от земельного налога для местного бюджета имеют более существенный характер, потому как в городских округах он формирует 14,6% налоговых доходов, а в поселениях 39,8% [1].

Безусловно, указанные выше данные невысоки, но, тем не менее, позволяют говорить о том, что значимым источником привлечения доходов в местный бюджет остаются поступления от местных налогов. 

В виду этого можно отметить, что муниципальным образованиям для повышения самостоятельности и расширения возможностей своего развития необходим поиск внутренних ресурсов формирования собственных доходов.

Такие внутренние ресурсы сосредоточены в области налоговых и неналоговых доходов бюджета [2].

Для расширения доходной базы за счет местных налогов необходимо реализовать комплекс мер, которые на наш взгляд могут быть следующими.

Первая мера заключается во введении в экономический оборот неучтенных земельных и имущественных объектов.

К таким объектам относятся незаконно занятые земельные участки без разрешающих документов их использования, а также реконструкция, перепланировка, бесхозное содержание зданий, строений, сооружений, жилых и нежилых поме­щений и т.п.

Для примера приведем несколько регионов Российской Федерации. На территории Ставропольского края имеется свыше 7,5 тыс. многоквартирных домов, из них только под 4,3 тыс. сформированы земельные участки,  (присвоен кадастровый номер, определена кадастровая стоимость), все остальные участки, а то есть более 57 % не поставлены на кадастровый учет, а значит, не подлежат налогообложению[3]. В г. Сочи Краснодарского края незаконно было возведено  более 200 объектов. Тогда как домов, строящихся на законном основании, всего около 70.

В целом, по оценкам специалистов, более чем 40% жилых домов, дачных участков, парковок для автомобилей и прочих объектов не имеют официальных документов на право собственности [4].

Решением таких проблем может стать проведение инвентаризации и постановки на муниципальный учет земельных и имущественных объектов. Для этого можно использовать различные способы, а именно: оказать помощь гражданам при оформлении прав собственности на их земельные участки и имущество; создать группы, которые будут заниматься выявлением незарегистрированных объектов недвижимости.

Второй мерой увеличения доходов в  местный бюджет может быть переход к определению налоговой базы по налогам на имущество на основе кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости, рассчитываемой на основе рыночной стоимости при государственной кадастровой оценке [2].

Данная мера является необходимой на наш взгляд, потому как инвентаризационная стоимость объектов налогообложения очень сильно отличается от их рыночной, а причиной этому является отсутствие необходимой информации о рынке недвижимости и о местоположении объекта недвижимости.

Инвентаризационная стоимость новых домов на окраинах больших городов намного выше, чем инвентаризационная стоимость высококачественных элитных домов, построенных в 1960-70-х годах, расположенных в центре города,  несмотря на то, что их  рыночная стоимость значительно выше. Анализ данных за 2013 год показал, что инвентаризационная стоимость новостроек в г. Краснодаре  в 6,2 раза ниже их рыночной, в г. Сочи – в 10 раз [4].

Следующей мерой, которая может повысить поступления в местный бюджет является установление экономически обоснованных налоговых ставков по местным налогам.

В городе Краснодаре с 2013 года начали применять новые ставки налога на имущество физических лиц, которые по сравнению с прошлыми годами увеличились.  На имущество инвентаризационной стоимостью до 300 тысяч рублей ставка не изменилась  и осталась равная 0,1%. Значительно увеличилась ставка на имущество, стоимость которого превышает 1,5 млн. руб., и в 2013 году она составила 1,0 %, старая – 0,5 %.  Повышение данной ставки привело к увеличению поступлений от этого налога  с  346,4 млн. руб. в 2012 г. до 449,5 млн. руб. в 2013 г [4]. Однако местному управлению не следует злоупотреблять повышением  налогов, ведь может произойти и обратный эффект, который приведет к снижению налоговых поступлений при установлении слишком высоких ставок налогов.

Но налоговые доходы не единственные средства, которые увеличивают доходную базу местных бюджетов, наряду с ними существенную роль играют неналоговые поступления, доля которых в среднем по территории России составляет 10% общих доходов бюджетов. И основную долю таких доходов составляют доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (около 50%),  доходы от продажи материальных и нематериальных активов (около 20%) и доходы от оказания платных услуг (10-15%) [3].

И для повышения доходной базы местных бюджетов от неналоговых доходов также можно предпринять ряд действенных мер.

Первая, из которых на наш взгляд, заключается в выявлении неиспользуемых земельных участков, постановка их на учет и предоставление юридическим и физическим лицам по договорам аренды или купли-продажи.

По данным Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан  территория республики неиспользуемой пашни в ряде районах республики за последние годы достигает 40% от общей площади пахотных земель. Так например в Ногайском районе республики в 2013 году  использовалось 7834 га пашни, что составляет 26%, не обрабатывалось 22627 га или 74% [5].

Следующей мерой неналоговых доходов может быть увеличение эффективности  использования имущества, которое находится в собственности муниципальных образований, посредством  сдачи в аренду или во временное владение и пользование.

Очень часто, организации, обратившись в органы местного самоуправления за арендой свободного имущества, получают отказ, без объяснения причин. Такое действие связано с тем, что у руководителей бюджетных учреждений отсутствует всякая заинтересованность в сдаче имеющегося у них имущества, потому как доходы от аренды будут направлены в доход муниципалитетов, а не в доход этих учреждений. 

И в заключении хотелось бы отметить, что рассмотренные ранее меры по повышению доходной базы муниципальных образований не единственные. Существует множество и других способов увеличения поступлений доходов в собственные бюджеты муниципалитетов. Однако на пути поиска таких способов присутствуют различные препятствия, которые в основном связаны с отсутствием заинтересованности и желания должностных лиц органов местного самоуправления в осуществлении комплекса мер по привлечению доходов на территории муниципального образования, так как это приведет к уменьшению дотаций, поступающих из бюджета субъекта федерации.

Но если, муниципальные образования хотят увеличить свою доходную базу и тем самым остаться независимыми от бюджетов различных уровней им просто необходимо преодолеть все имеющиеся препятствия и не побояться исключить дотации в обеспечении равновесия расходов и собственных доходов, ведь они обладают весьма достаточной налоговой базой  и могут себе это позволить.

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем развития местного самоуправления в России является проблема обеспечения бюджетной самостоятельности муниципальных образований. За последние несколько лет острота данной проблемы возросла. Это связано с недостойностью собственной доходной базы местных бюджетов, что подтверждают данные официальной статистики. В России, больше половины муниципальных образований имеют дефицитный бюджет (в 2011 г. – 45%, 2012 г. – 56,7%, 2013 г. – 47,5%). Ко всему этому больше 50% доходов местных бюджетов формируются за счет межбюджетных трансфертов, что означает высокую зависимость от государства. [3].

С точки зрения специалистов и ученных в вопросах финансовой независимости существующий перечень и налогооблагаемая база местных налогов недостаточны для финансирования местных расходов.

А ведь на практике оно действительно так. Доходы от местных налогов не являются основными при формировании местных бюджетов. К примеру, денежные средства поступающие от налога на имущество физических лиц в городских округах составляют лишь около 0,7% налоговых доходов, в поселениях этот показатель немного выше – 1,9%. А вот, поступления от земельного налога для местного бюджета имеют более существенный характер, потому как в городских округах он формирует 14,6% налоговых доходов, а в поселениях 39,8% [1].

Безусловно, указанные выше данные невысоки, но, тем не менее, позволяют говорить о том, что значимым источником привлечения доходов в местный бюджет остаются поступления от местных налогов. 

В виду этого можно отметить, что муниципальным образованиям для повышения самостоятельности и расширения возможностей своего развития необходим поиск внутренних ресурсов формирования собственных доходов.

Такие внутренние ресурсы сосредоточены в области налоговых и неналоговых доходов бюджета [2].

Для расширения доходной базы за счет местных налогов необходимо реализовать комплекс мер, которые на наш взгляд могут быть следующими.

Первая мера заключается во введении в экономический оборот неучтенных земельных и имущественных объектов.

К таким объектам относятся незаконно занятые земельные участки без разрешающих документов их использования, а также реконструкция, перепланировка, бесхозное содержание зданий, строений, сооружений, жилых и нежилых поме­щений и т.п.

Для примера приведем несколько регионов Российской Федерации. На территории Ставропольского края имеется свыше 7,5 тыс. многоквартирных домов, из них только под 4,3 тыс. сформированы земельные участки,  (присвоен кадастровый номер, определена кадастровая стоимость), все остальные участки, а то есть более 57 % не поставлены на кадастровый учет, а значит, не подлежат налогообложению[3]. В г. Сочи Краснодарского края незаконно было возведено  более 200 объектов. Тогда как домов, строящихся на законном основании, всего около 70.

В целом, по оценкам специалистов, более чем 40% жилых домов, дачных участков, парковок для автомобилей и прочих объектов не имеют официальных документов на право собственности [4].

Решением таких проблем может стать проведение инвентаризации и постановки на муниципальный учет земельных и имущественных объектов. Для этого можно использовать различные способы, а именно: оказать помощь гражданам при оформлении прав собственности на их земельные участки и имущество; создать группы, которые будут заниматься выявлением незарегистрированных объектов недвижимости.

Второй мерой увеличения доходов в  местный бюджет может быть переход к определению налоговой базы по налогам на имущество на основе кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости, рассчитываемой на основе рыночной стоимости при государственной кадастровой оценке [2].

Данная мера является необходимой на наш взгляд, потому как инвентаризационная стоимость объектов налогообложения очень сильно отличается от их рыночной, а причиной этому является отсутствие необходимой информации о рынке недвижимости и о местоположении объекта недвижимости.

Инвентаризационная стоимость новых домов на окраинах больших городов намного выше, чем инвентаризационная стоимость высококачественных элитных домов, построенных в 1960-70-х годах, расположенных в центре города,  несмотря на то, что их  рыночная стоимость значительно выше. Анализ данных за 2013 год показал, что инвентаризационная стоимость новостроек в г. Краснодаре  в 6,2 раза ниже их рыночной, в г. Сочи – в 10 раз [4].

Следующей мерой, которая может повысить поступления в местный бюджет является установление экономически обоснованных налоговых ставков по местным налогам.

В городе Краснодаре с 2013 года начали применять новые ставки налога на имущество физических лиц, которые по сравнению с прошлыми годами увеличились.  На имущество инвентаризационной стоимостью до 300 тысяч рублей ставка не изменилась  и осталась равная 0,1%. Значительно увеличилась ставка на имущество, стоимость которого превышает 1,5 млн. руб., и в 2013 году она составила 1,0 %, старая – 0,5 %.  Повышение данной ставки привело к увеличению поступлений от этого налога  с  346,4 млн. руб. в 2012 г. до 449,5 млн. руб. в 2013 г [4]. Однако местному управлению не следует злоупотреблять повышением  налогов, ведь может произойти и обратный эффект, который приведет к снижению налоговых поступлений при установлении слишком высоких ставок налогов.

Но налоговые доходы не единственные средства, которые увеличивают доходную базу местных бюджетов, наряду с ними существенную роль играют неналоговые поступления, доля которых в среднем по территории России составляет 10% общих доходов бюджетов. И основную долю таких доходов составляют доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (около 50%),  доходы от продажи материальных и нематериальных активов (около 20%) и доходы от оказания платных услуг (10-15%) [3].

И для повышения доходной базы местных бюджетов от неналоговых доходов также можно предпринять ряд действенных мер.

Первая, из которых на наш взгляд, заключается в выявлении неиспользуемых земельных участков, постановка их на учет и предоставление юридическим и физическим лицам по договорам аренды или купли-продажи.

По данным Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан  территория республики неиспользуемой пашни в ряде районах республики за последние годы достигает 40% от общей площади пахотных земель. Так например в Ногайском районе республики в 2013 году  использовалось 7834 га пашни, что составляет 26%, не обрабатывалось 22627 га или 74% [5].

Следующей мерой неналоговых доходов может быть увеличение эффективности  использования имущества, которое находится в собственности муниципальных образований, посредством  сдачи в аренду или во временное владение и пользование.

Очень часто, организации, обратившись в органы местного самоуправления за арендой свободного имущества, получают отказ, без объяснения причин. Такое действие связано с тем, что у руководителей бюджетных учреждений отсутствует всякая заинтересованность в сдаче имеющегося у них имущества, потому как доходы от аренды будут направлены в доход муниципалитетов, а не в доход этих учреждений. 

И в заключении хотелось бы отметить, что рассмотренные ранее меры по повышению доходной базы муниципальных образований не единственные. Существует множество и других способов увеличения поступлений доходов в собственные бюджеты муниципалитетов. Однако на пути поиска таких способов присутствуют различные препятствия, которые в основном связаны с отсутствием заинтересованности и желания должностных лиц органов местного самоуправления в осуществлении комплекса мер по привлечению доходов на территории муниципального образования, так как это приведет к уменьшению дотаций, поступающих из бюджета субъекта федерации.

Но если, муниципальные образования хотят увеличить свою доходную базу и тем самым остаться независимыми от бюджетов различных уровней им просто необходимо преодолеть все имеющиеся препятствия и не побояться исключить дотации в обеспечении равновесия расходов и собственных доходов, ведь они обладают весьма достаточной налоговой базой и могут себе это позволить.

Библиографический список:

1. Гончаренко, Л.И. Доходы и расходы местных бюджетов.//Финансы.-2013.- № 7.- С.56-59.
2. Домбровский А.Н. Резервы доходов и эффективность расходов местных бюджетов // Финансы. 2013. № 6. С. 21–24.
3. Материалы сайта «Федеральная служба государственной статистики» // Режим доступа: URL: http:// http://www.gks.ru
4. Материалы сайта администрации и городской Думы города Краснодара // Режим доступа: URL: http:// http://www.zakaz.krd.ru/
5. РИА "Дагестан" // Режим доступа: URL: http:// http://www.riadagestan.ru




Рецензии:

31.03.2014, 13:49 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Рекомендуется к печати.

10.04.2014, 11:40 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Работа выполнена на актуальную тему. Рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх