Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика, Физика, Психология
Размещена 29.04.2014. Последняя правка: 29.04.2014.

Модельное мышление

Батурин Денис Сергеевич

бакалавр

БГПУ им. М.Акмуллы

студент, магистр

Научный руководитель: Терегулов Филарит Шарифович, доктор пед.наук, профессор, заведующий кафедрой Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы


Аннотация:
Эту статью я хочу посвятить мышлению. А точнее мышлению,которое позволит наиболее эффективно выполнять творческие задачи и задачи, которые возникают в процессе учебной деятельности.


Abstract:
This article I want to dedicate thinking. A more accurate way of thinking that will most effectively perform creative tasks and challenges that arise in the course of educational activities.


Ключевые слова:
мышление, творчество, педагогика, психология, образ

Keywords:
pedagogy, intellection, creation, psychology


УДК 159.955

Окружающий нас мир быстро меняется и не изучение его времени становится все меньше. Таким образом возникает задача: формирование нового сильного мышления, которое сможет решить эту проблему.

Начнем с того, что такое мышление. Мышление это отражение мира, определенная модель, используя которую, мы принимаем решение. Принципы построения моделей должны соответствовать принципам развития материального мира.

В этой статье мы попытаемся сформировать основные принципы.

Формирование моделей систем с учетом их системных свойств, это будет называться системное мышление. Нам нужно знать, что системы окружающие нас, отличны от тех моделей, которые мы создаем. Так как мышление берет в основу те или иные мысленные модели, мышление изначально является модельным.

Мышление можно свести к двум основным процессам – построение самой модели и формирование, преобразование.

Если взять известные термины в психологии и философии «представление» (абстрактное и образное) и «понятие» (предмет суждения) здесь мы их рассмотрим как части мысленной модели. Мышление в философии часто понимают, как способность использования готовых знаний – готовых моделей.

Нередко, когда обычное мышление не приводит к определенному результату и не позволяет достичь желаемой цели, появляется острая необходимость в новом мышлении, в творческом. В таких случаях необходимы новые решения, новые мысленные модели. Творческое мышление основано для формирования как новых для общества, так и для индивидуума моделей.

Сформулируем основные принципы для формирования нового мышления.

  1. Модельное мышление поддается обучению, анализу и формированию. Является управляемым и осознанным процессом.
  2. Мысленное пространство включает в себя элементы мысленной модели, саму мысленную модель о оценки. Это пространство конфликтов и взаимодействия.
  3. Представить мышление можно следующим образом – процесс бессознательного и сознательного выстраивания и развития мысленных моделей, которые  позволяют отразить объективную реальность.
  4. К модельному мышлению ведут два пути: переход от несознательного образа к контролю этого образа и формированию модели, модели осознанной.
  5. Мышление является инструментом развития материального и нематериального мира, а так же частью учебного процесса человека и общества в целом.
  6. Модельное мышление – едино. Оно является единым и общим для любой деятельности человека. Разница возникает в области знаний, культуре .
  7. Модельное мышление и его процесс тесно связан с преобразованием мысленных моделей. Это процесс заключается в преобразовании мысленных моделей во внешние. А так же, процесс замены мыслительных – математическими, аналоговыми, цифровыми и другими моделями. К примеру, возьмем задачу, в которой нужно составить расписание и превратим ее в программу компьютерную, то модель новая будет выглядеть следующим образом: при условии если данные введены точно и правильно и результаты не противоречат начальству и ее интересам, то данное расписание следует сделать, таким образом, как предлагает компьютер. Мысленные модели, так же, переносятся на материальные внешние модели в различных формах, таких как: звук и изображение, в форме речи и письма, аналоговые и цифровые модели. В подобном случае, модели материальные, становятся средой внешней или другими словами, ресурсом во внешней среде для выстраивания новых мысленных моделей. Действие перехода к внешним моделям от внутренних моделей  в системах научных связан с поэтапным освобождением от субъективных составляющих. Данный процесс проходить может постепенно: освобождение от составляющих конкрутной одной или нескольких культурных групп или этноса, а так же, освобождение от личных индивидуальных составляющих модели.
  8. Среди множества мысленных моделей и связей между ними, цели каждой модели изменяются при помощи различных приемов, таких как семантические приемы, прием фантазирования и др. Такая функция позволяет создать модели подвижность, гибкость и создание новых моделей.
  9. Матричный мир, это есть, как ни что иное, отражением мышления. За развитие материального мира и законов, следует и развитие механизмов мышления.
  10.  Есть разница от взаимодополняющих и взаимодействующих мысленных моделей в творческом мышлении могут возникнуть модели взаимоисключающие. Такие модели описывают один и тот же процесс или объект, но некоторые компоненты данных моделей имеют характеристики противоположные. Невозможность разрешения противоречий и сформировать модель единую из-за нехватки информации, явилось причиной создания двух противоположных моделей.
  11.  Благодаря модельному мышлению можно смоделировать все, что нас окружает: объекты, которые реально существуют, явления, процессы нематериального и материального мира, процессы и объекты которых не существует, но в перспективе могут быть созданы, и даже такие явления и процессы, которые в реальном мире не возможны. Модельное мышление позволяет моделирование – образов, законов, теорий: моделирование систем от микромира до размеров Вселенной. И это далеко не все. Каждая созданная такая модель, может стать элементом новой модели.
  12.  Все мысленные модели состоят из определенных элементов, частей и связей между ними. У каждой мысленной модели есть ряд целей и задач. Элемент, входящий в мысленную модель, может быть представлен в виде: прошлое, настоящее, будущее; подсистема элемента, элемент. Мысленные модели, в отличии от реальных моделей, может состоять из составляющих различного характера, таких как: свойства, назначение и цель, звуковые, зрительные, тактильные образы, ассоциации и чувства, зависимости  от внешних воздействий и времени, символы и слова.
  13.  Что такое эффективное мышление?  Это такое мышление, котоое позволит быстро, с наименьшими затратами, адекватно выстраивать мысленные модели нематериального и материального, внутреннего и внешнего мира человека. Такое мышление должно обеспечить человеку достижение поставленных целей, в которые так же входит, познание окружающего мира.
  14.  Абсолютно любая мысленная модель и ее компоненты, такие как: цели, элементы и связи между этими элементами могут принять различные оценки человеком, отрицательно, положительно или нейтрально.

Основной задачей, которая стоит перед мысленной моделью – помочь отразить внешний мир наиболее полно и адекватно.

Библиографический список:

1. Рубин М.С. О теории развития материальных систем (ТРМС), тезисы докладов научно-практический конференции МА ТРИЗ «Развитие системы подготовки преподавателей, специалистов и исследователей ТРИЗ», Петрозаводск, 2003 г., ETRIA WORLD CONFERENCE “TRIZ FUTURE 2002”, Strasbourg, 2002.
2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач, изд. «Скандинавия», г. Петрозаводск, 2003 г.
3. Рубин М.С. «Наука развивающегося мира», тезисы докладов научно-практической конференции МА ТРИЗ «Творчество во имя достойной жизни», Великий Новгород, 2001 г.
4. Рубин М.С. Методы прогнозирования на основе ТРИЗ, «Вестник Академии прогнозирования» № 1, изд. «Нектар науки», Москва, 1999.
5. Мурашковский Ю.С. «Стадии развития научных представлений», тезисы докладов научно-практической конференции МА ТРИЗ «Творчество во имя достойной жизни», Великий Новгород, 2001 г.




Рецензии:

22.06.2014, 11:42 Трубавина Ирина Николаевна
Рецензия: хорошо бы увидеть определение модельного мышления, если автор вводит это понятие в научный оборот.и, соответственно, нужно его обоснование -введения в оборот.статью надо доработать в этом направлении

4.08.2014, 14:47 Середа Евгения Витальевна
Рецензия: Денис Сергеевич не внес рекомендованные предыдущим рецензентом изменения. Описав признаки "модельного мышления", автор статьи так и не дал краткое определение новому понятию, не дифференцировал этот тип мышления с творческим и абстрактным (в то время как некоторые отличительные черты "модельного мышления" совпадают с чертам других, классически выделяемых и ранее неоднократно описываемых типов мышления). Довольно странно выглядит и название статьи: по нему не определяется проблематика работы. Не конкретизируется она и в тексте исследования (можно лишь догадаться, что автор предлагает выделить новый тип мышления и описывает его, хотя не объясняет, зачем его выделять, если задачи, перечисленные в вводной части статьи, выполняются при развитии творческого и абстрактного мышления). Работа требует существенной структурной переработки. В том виде, в котором она представлена сейчас (без обоснования введения такого понятия, как "модельное мышление") она не может быть рекомендована к публикации.

19.02.2015, 11:58 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Требует серьезной переработки.

25.06.2015, 16:04 Трофимук Екатерина Васильевна
Рецензия: Статья не рекомендуется к печати, так как коррективы автором не внесены, количество материала не соответствует рангу научной статьи.



Комментарии пользователей:

30.04.2014, 11:29 Попова Галина Валентиновна
Отзыв: Не претендуя на компетенцию рецензирования, отметим вопросы, возникающие даже при беглом взгляде на статью автора: 1) ЧТО за Задача решается автором? 2) КАК она решается методически? 3) Какие АРГУМЕНТЫ НАЙДЕНЫ ЛИЧНО АВТОРОМ? 4) Что НОВОГО обнаружено в исследовании лично автором - РЕЗУЛЬТАТ? 5) Какие источники (хотя бы психологические) содержат использованные автором научные факты о собственно "мышлении"? 6) Заключение...(?)


2.05.2014, 11:36 Искендерова Сабира Джафар кызы
Отзыв: Нет сносок на литературу.


Оставить комментарий


 
 

Вверх