Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №11 (июль) 2014
Разделы: Экономика
Размещена 15.05.2014. Последняя правка: 15.05.2014.

Реформы жилищно-коммунального хозяйства в странах бывшего Варшавского договора и России

Умнова Диана Ивановна

СГАСУ

студетка

Губарь Елена Викторовна г. Самара, ФГБУ ВПО «СГАСУ» студентка 3 курса. Научный руководитель: к.т.н Гилева Ольга Яковлевна, ФГБУ ВПО «СГАСУ»


Аннотация:
В данной статье рассмотрены общие проблемы ЖКХ в странах бывшего Варшавского договора, а также выявлены и проанализированы общие черты между реформами в данной сфере.


Abstract:
In this article is being considered the main problems of communal services in the countries of the former Warsaw Pact. Similarities between reforms in this sphere were identified and analyzed.


Ключевые слова:
реформы жилищно-коммунального хозяйства, товарищества собственников жилья, связь реформ ЖКХ

Keywords:
communal services reforms, condominium, relation of communal services reforms


УДК 64.011.8

Главной целью жилищно-коммунального хозяйствав любой стране является создание условий для комфортного и безопасного проживания граждан. Вместе с этим, жилищно-коммунального хозяйствапредоставляет возможности для развития частного бизнеса, так как является сферой деятельности с постоянным потребительским спросом. По состоянию жилищно-коммунального хозяйстваможно объективно оценить качество жизни населения и определить уровень развития государства в целом.

Целью данной статьи является рассмотрение общих проблем жилищно-коммунального хозяйствав странах бывшего Варшавского договора и выявление общих черт между реформами в данной сфере.

Основные задачи реформы являются:

-  переход коммунальной отрасли на рыночные отношения;

- привлечение частных инвестиций, повышение качества коммунальных услуг, избавление отрасли от образовавшихся монополий;

- модернизация всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства.

- формирование института эффективного собственника.

-внедрение энергоэффективных технологий в отрасли.

- сохранение системы социальной защиты и поддержка льготных слоев населения.

- переселение граждан из аварийного жилья, создание комфортного жилья, капитальный ремонт многоквартирных домов.

Схожие цели имели реформы Германии, Польши, Эстонии, Украины и Словакии. Для решения проблем в сфере ЖКХ, страны использовали различные методы. В таблице 1 приведены основные пути разрешения данных проблем в странах Варшавского договора.

 

Таблица 1. Реформы жилищно-коммунального хозяйства в странах Варшавского договора

Направления реформы

Страны

Россия

Германия

Польша

Эстония

Украина

Словакия

Демонополизация ЖКХ

+

 

+

 

 

 

Переход в собственность не только квартир, а и всего дома

+

 

 

+

 

 

Сохранение крупных дотаций предприятиям ЖКХ

 

 

 

 

 

+

Начисление пени за неуплату коммунальных услуг

+

 

 

 

 

 

Предоставление скидок на коммунальные платежи  дисциплинированным плательщикам

 

 

 

 

+

 

Принудительное выселение за неуплату коммунальных платежей

+

 

+

 

 

 

Применение мер по улучшению жилищного климата

 

+

 

 

 

 

Предоставление субсидий от государства

+

 

+

 

 

 

Изменение законодательства в сфере ЖКХ

+

 

 

 

 

 

Проведение кап.ремонта за счет собственников жилья

+

 

+

 

 

 

Объединение собственников жилья

 

+

+

 

 

 

 

Как видно из таблицы 1, для стран характерны общие методы разрешения проблем, такие как: демонополизация жилищно-коммунального хозяйства, переход в собственность не только квартир, а и всего дома, предоставление субсидий от государства, проведение капитального ремонта за счет собственников жилья, а также объединение собственников жилья.

Общей проблемой жилищно-коммунального хозяйства во многих странах сегодня является неоплата жильцами потребленных жилищно-коммунальных услуг. Практика показывает, что Российское законодательство лояльно к неплательщикам. Законных и при этом эффективных методов борьбы с неплательщиками очень мало. В России, например, согласно положениям Жилищного кодекса, основными методами борьбы являются начисление пени.[1] Размер пени составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. Но действует пеня не на всех, так как 1/300 ставки рефинансирования в день — это достаточно выгодный кредит, и многие не обращают на пеню внимания. Иную схему борьбы предложили в Бердянске на Украине, где пени на долги не начисляют. В июле-августе 2001 года дисциплинированным плательщикам была предоставлена 10-процентная скидка на коммунальные платежи. В свою очередь задолжники могли погасить свои долги со скидкой 20-30% и затем получить право на ту же 10-процентную скидку. За время эксперимента почти треть должников погасила свои долги.

Одной из самых эффективных мер воздействия является приостановление подачи в адрес должника коммунальных ресурсов. Но в России во многих случаях  это невыполнимо из-за постоянной разводке систем отопления, горячего и холодного водоснабжения, при котором можно отключить только весь стояк. А срезание отопительных приборов их последующей установки обратно в помещении неплательщика в свою очередь является затратным методом. 

Крайней мерой в России считается выселение по решению суда из не приватизированной квартиры, с обязательным предоставлением другого жилья меньшей площади. При условии просрочки оплаты коммунальных услуг более полугода. В Польше принудительное выселение применяют уже после трех месяцев неуплаты. Однако, в 2003 году по решению Трибунала было запрещено выселять беременных женщин, детей, инвалидов и их опекунов.

Переход экономики к рыночным отношениям был бы невозможен без введения в стране частной собственности. С этой целью многие страны в 90-е годы начали политику приватизации. [2, c. 95]

На Украине после приватизации гражданам от государства перешло в собственность бесплатно жилье, но при этом не была передана полнота ответственности. Много лет подряд в Украине, как и в России, при наличии частной собственности на жилье отсутствуют рыночные условия, которые бы могли обеспечить реализацию прав и обязанностей относительно него. Правительство Эстонии, наоборот, предусматривает переход в собственность граждан всего дома с сопутствующими возможностями и обязанностями. Жителям необходимо создавать надзорные комитеты и назначать управленцев, которым необходимо заниматься всеми проблемами, связанными с содержанием дома и защитой интересов в отношениях с внешними поставщиками услуг.

Аналогично, политику приватизации проводили правительства Словакии, Венгрии и Польши. Так в Польше к 1990 г. доля частной собственности на жилье была ровна 40,2%, в настоящее время - около 70%.  В небольшой оставшейся доле муниципального жилья проживают граждане с очень низким доходом, которые были выселены из предыдущих мест проживания. Такие жильцы обязаны вносить только арендную плату, покрывающую затраты на содержание жилья.

Положительным итогом представляется приватизация в понимании передачи частным лицам помимо собственности еще и контроль над государственными и муниципальными предприятиями и активами, то есть приватизация без передачи имущественных прав. Немаловажным также является опыт Словакии сохранения крупных дотаций для предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Основной негативный опыт жилищно-коммунального хозяйствав рассматриваемых странах - резкое увеличение тарифов на услуги.

Общим для всех этих стран является то, что велика роль объединений собственников жилья, представляющих собой некоммерческую потребительскую организацию, которая создается для управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения его  эксплуатации, владения, пользования и распоряжения имуществом.

В Польше эти структуры оплачивают все услуги, разбираются с недобросовестными плательщиками. Объединения вправе напрямую заключать договора с местными коммерческими организациями по обслуживанию и ремонту жилищной инфраструктуры. При этом тарифы на услуги не могут быть произвольно завышены, так как их регулированием занимаются на государственном уровне, При установлении тарифа учитывается широкий список показателей: материал оконных и дверных проемов, конструкция здания,  крыша, год постройки. По этой причине, даже в расположенных по соседству жилых домах тарифы могут быть отличны друг от друга.  Объединение жильцов дома не подлежит специальной регистрации и его  создание никаких дополнительных действий не требует со стороны собственника – как только граждане приватизируют квартиру, они автоматически становятся членами товарищества и обязаны нести свою часть расходов по обслуживанию дома.

Одно из направлений реформы в России является демонополизация жилищно-коммунального хозяйства. Это подразумевает формирование новых рыночных отношений, связанных с образованием товариществ собственников жилья. С этой целью проводятся следующие мероприятия:

- упрощение процедур создания и регистрации товариществ собственников жилья;

- предоставление права свободного выбора способов управления многоквартирными домами;

- обеспечение повышения правовой грамотности населения в сфере управления частной собственностью.

В Германии для улучшения жилищного климата применяются следующие меры: собрания жильцов, совместные праздники, соревнования по украшению балконов цветами, премии за долгосрочный съем жилья, газета для съемщиков, совместные праздники при вводе в строй новых объектов, совместные посадки деревьев. Стоимости этих мероприятий обычно незначительны, а положительный эффект ощутим.

Наиболее актуальной и острой проблемой является проведение капитального ремонта жилищного фонда. Планово-предупредительный ремонт в последнее время уступает место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые значительно выше.[4, c. 56]

В России с 1 января 2014 года вступил в законную силу законопроект по вводу региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов. Изменения произошли в структуре платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, где плата за капитальный ремонт будет являться отдельной платой и составляющей платы за ремонт жилого помещения не будет. Плата за капитальный ремонт будет собираться с собственников ежемесячно, пропорционально площади квартиры, за исключением многоквартирных домов признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Иным путем к решению этой проблемы подошли в Польше. Все работы по модернизированию зданий ведутся  за счет товарищества собственников жилья, иначе муниципалитет может лишить собственника его недвижимости. Если учесть, что, по данным мэрии Варшавы, 70% жилого фонда города составляют дома, построенные до Второй мировой войны, то частный сектор несет значительные расходы. Для уменьшения неравенства в обществе, гражданам с низким доходом, которые имеют в собственности жилье, предоставляются государственные  субсидии. Субсидия рассчитывается так, чтобы покрыть разницу между фактическими затратами и процентом дохода, который должно получать домохозяйство. Для того чтобы облегчить жизнь самим ТСЖ, каждое товарищество может получить от государства субсидию  - премию. Эти деньги идут на погашение кредита в банке, который выделил средства на модернизацию дома.

Таким образом, в данной работе были выявлены общие методы и пути разрешения проблем жилищно-коммунального хозяйствав странах бывшего Варшавского договора такие как, переход в собственность не только квартир, а и всего дома, демонополизация жилищно-коммунального хозяйства, развитие и повышение уровня самоуправления и гражданской активности, а также регулирование цен и создание муниципальных предприятий, которые будут выполнять контрольные и регулирующие функции.

 Россия для повышения эффективности работы жилищного фонда и работы товарищества собственников жилья может позаимствовать реформы Польши, которые упрощают создание объединение собственников жилья, а также реформы Германии по повышению ответственности недобросовестных плательщиков.   

Библиографический список:

1. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ (действующая редакция от 28.12.2013);
2. Астафьев С. А. Построение методики оценки качества работы управляющих компаний в жилищной сфере / С. А. Астафьев, И. В. Цвигун // Изв. ИГЭА. – 2011. – № 6. – С 215;
3. Гокжаева Е. Развитие жилищно-коммунального хозяйства на региональном уровне / Е. Гокжаева, В. Шалатов // Проблемы теории и практики упр. – 2013. – № 6. – С. 80;
4. Седых О. Г. Оценка влияния системы ЖКХ на формирование и качества жизни населения : учебное пособие / О. Г. Седых ; под ред. Н. М. Токарской ; М-во образования и науки РФ, Байкал. гос. ун-т экономики и права. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. – 97 с.;
5. Электронный ресурс: [http://www.rmnt.ru].




Рецензии:

15.05.2014, 12:27 Мельниченко Александр Анатольевич
Рецензия: Интересный материал, но без логического завершение - адаптации к условиям Вашей страны передового иностранного опыта и недопущение чужых ошибок. Доработать.

15.05.2014, 15:38 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Рекомендуется к печати

15.05.2014, 16:29 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Статья актуальна. Рекомендуется к печати.

15.05.2014, 16:53 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: Рекомендуется к печати, но перед этим необходимо вычитать текст и исправить орфографические и стилистические ошибки.

3.06.2014, 12:04 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендуется к печати



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх