Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №10 (июнь) 2014
Разделы: Правоведение
Размещена 19.05.2014. Последняя правка: 19.05.2014.

Парламентская деятельность украинских политических организаций межвоенной Румынии

Кондратюк Сергей Владимирович

кандидат экономических наук, доцент

Львовский государственный университет внутренних дел

доцент кафедры экономической безопасности

Аннотация:
В статье раскрывается роль украинцев в парламентской деятельности Румынии в период 1918-1940 гг. Определены основные проукраинские политические партии Бессарабии и Северной Буковины, их роль в сплочении украинских национальных сил в Румынии, в защите национальных прав и хозяйственных собод, культуры и образования украинского населения, испльзуя правовое поле Румынского государства.


Abstract:
The article reveals the role of Ukrainians in parliamentary activities of Romania in 1918-1940. The main pro-Ukrainian political parties such as Bessarabia and Northern Bukovina are defined, as well as their role in rallying the Ukrainian national forces of Romania, protection of national rights and economic freedoms, culture and education of the Ukrainian population, using the legal framework of the Romanian state.


Ключевые слова:
Бессарабия, Северная Буковина, Сфатул Церий (Совет государства), конституция, парламент, политические партии

Keywords:
Bessarabia, Northern Bukovina, Sfatul Cerium (Council of State), constitution, parliament, political parties


УДК 340.15[(477.85) + (478)]


Введение.
Румынское государство образовалось 1859-1862 гг. в результате объединения двух государств – Валахии (Волощины) и Молдовы. В 1878 г., освободившись от турецкого ига, получило независимость. В Первой мировой войне воевало на стороне Антанты [13, с. 245].

Геополитическая стратегия правящих кругов Румынии в начале ХХ в. базировалась на концепции объединения всех «румынских исторических территорий» в «унитарное национальное румынское государство», причем украинские земли юга Бессарабии и северной части Буковины рассматривались как часть «Великой Румынии». К разработке концепции «Великой Румынии» привлекались известные румынские историки Н. Йорга, К. Джуреску, А. Ксенопол, И. Нистор и др. [25, с. 199].

Пользуясь благоприятной для нее военно-политической обстановкой в Европе на конец октября 1917 г., Румыния энергично приступила к осуществлению давно вынашиваемого плана территориальных приссоединений за счет земель заселенных не только этническими румынами. Все началось с фактической оккупации надлежащей бывшей царской России Бессарабии. Так, 21 октября 1917 г. в Кишиневе на Всероссийском военно-молдавском съезде, созванном при поддержке Временного правительства России, было принято решение о создании в Бессарабии представительного органа Сфатул Церий. Съезд превратился в сплошное острое противостояние – солдаты голосовали против офицеров и чиновников, а те – против солдат. Ход и способ формирования Сфатул Церий, принцип формирования его персонального состава ставят под сомнение его легитимность. Тем не менее, 2 декабря 1917 г. Сфатул Церий провозгласил создание Молдавской Народной Республики в составе большевистской России. Поэтому, с согласия членов Антанты (Франции и Великобритании) румынские вооруженные силы 6 января 1918 г. перешли Прут под предлогом оказания гуманитарной помощи населению края и войскам России. Это был политико-правовой парадокс – «помочь России», оккупировав часть ее государственной территории.

На очередном заседании Сфатул Церий в ночь с 25 на 26 ноября 1918 г. было принято решение о безусловном присоединении края к Румынии. Сразу же после этого королевским декретом Сфатул Церий был распущен.

Судьбу Бессарабии, в то же время, разделила и заселенная преимущественно украинским этническим населением северная Буковина. Буковинское вече, которое состоялось 3 ноября 1918 г., приняло решение, в котором определялось: территория Буковины должна была отойти под украинское правление; высокой властью признавалась УНРада; представители других национальностей края имели право подать к ней своих делегатов пропорционально их численности на Буковине; принятие конституции украинского государства на территории бывшей Австро-Венгерской монархии и взять власть в украинской части Буковины.

Черновецкая делегация начала переговоры с румынскими послами австрийского парламента и буковинского сейма о разделе Буковины. Украинцы добивались выделения всей украинской части края.

Как альтернатива украинской Буковинской делегации в Черновцах был создан Румынский Национальный Совет, сформировано «буковинское правительство» во главе с Я. Фльондором. Совет, провозгласив себя верховной законодательной властью для всей Буковины, обратился к румынскому правительству с просьбой о помощи [13, с. 243].

11 ноября 1918 г. румынская армия вступила на территорию северной части Буковины. А на другой день на этой территории было введено осадное положение и здесь был насажден особенно жестокий оккупационный режим, который существовал на протяжении межвоенного периода.

28 ноября 1918 г. члены Румынского Национального Совета созвали так называемый «Генеральный конгресс Буковины», который провозгласил присоединения Буковины к Румынии [28, с. 54-56, 168-170]. 18 декабря 1918 г. румынский король подписал декрет о таком присоединении. Это позволило делегации королевской Румынии на мирной конференции в Париже 1919 г. выставить требование о признании за Румынией всей Буковины, в том числе и северной ее части, населенной преимущественно украинцами.

При поддержке Антанты, согласно Сен-Жерменскому (сентябрь 1919 г.) и Севрскому (август 1920 г.) мирным договорам, вся Буковина и Бессарабия были окончательно переданы Румынии.

Вот в таких условиях предстояло осуществлять украинцам парламентскую деятельность в Румынии, которая была конституционной монархией со значительно ограниченной ролью парламента, который, согласно Конституции 1866 г., состоял из двух палат – палаты депутатов и сената. Избирательная система в парламент основывалась на высоком имущественном цензе, практически устраняя широкие народные массы от участия в выборах [13, с. 245].

Материалы и методы. Фундаментальной основой исследования стали труды таких отечественных и зарубежных исследователей как                         И. Г. Адамчука, М. Баха, В. М. Ботушанского, С. Волынца, В. М. Даниленка, М. С. Днистрянского, О. В. Добржанского, А. Жуковского, С. И. Канюка,     И. Д. Кондюбы, Я. М. Копанского, В. С. Кульчицького, В. М. Курыла,                И. Е. Левита, О. Масана, М. Настюк, И. Нистора, М. В. Никифорака,              О. Поповича, Р. Г. Симоненка, Б. О. Тимощука, Б. Й. Тыщика и др.

Среди источников исследования весомая роль принадлежит архивным материалам, в частности материалам Государсвенного архива Черновицкой области (ГАЧО), периодическим изданиям «Родной край», «Воля народная».

Специфика предмета и объекта исследования обусловила применение общенаучных и специальных методов. Среди общенаучных использованы: диалектический метод, благодаря которому указанные проблемы рассмотрены в единстве их социального содержания и юридической формы; логико-семантический метод, с помощью которого развито понятийный аппарат исследования; логический метод применен при анализе законодательства и нормативно-правовых актов исследуемого периода; системно-функциональный метод использован для раскрытия теоретических и практических положений парламентской деятельности украинских политических организаций межвоенной Румынии.

В статье также использованы специально-юридические методы: историко-правовой – определены исходные основы исследования; сравнительно-правовой – осуществлена сравнительная характеристика деятельности политических организаций и партий межвоенной Румынии.

Применение указанных методов позволило всесторонне исследовать выбранную проблему, систематизировать эмпирические данные и получить обоснованные теоретические результаты.

Результаты и обсуждение.Рассматривая парламентскую деятельность украинцев в Румынии в межвоенный период (1918-1940 гг.), следует обратиться к их парламентскому опыту, приобретенному в составе империи Габсбургов. Здесь Буковина пережила революционные события 1848 г., которые привели к появлению первой австрийской конституции и первого австрийского парламента – государственного собрания (рейхстага). Исследователь М. Никифорак отмечает, что понятие «парламент» было чуждо для тогдашнего австрийского конституционного права – как парламент определялось «государственное собрание», позже – «государственный сонет» [15, с. 108].

Что касается парламентаризма, то под ним понималось прежде представительство в управлении. Император Франц-Иосиф по этому поводу высказался в 1850 г. так: «парламентаризм не является оптимальным, но он есть предохранительным клапаном в том смысле, что люди чувствуют себя представленнями» [26, с. 14]. Апрельская (1849 г.) австрийская конституция провозглашала Австрию конституционной монархией и утверждала австрийский парламент – рейхстаг. Предусматривалась двухпалатная структура парламента – палата господ и палата депутатов.

Однако из-за нового революционного подъема в мае 1848 г. конституцию 1849 г. не удалось реализовать. По новому порядку выборов первое государственное собрание (т. е. парламент) объявлялся учредительным и однопалатным, выборы в палату господ отменялись.

Особенностью политической жизни Румынии межвоенного периода был значительный рост количества политических партий. На украинских территориях румынские партии в своих программах пропагандировали создание Румынского мононационального государства, пытаясь денационализировать украинцев.

Именно такой была Демократическая Партия Объединения (ДПО), которая была создана 15 сентября 1919 г. во главе с И. Нистором. В ее программе были помещены пункты, касающиеся избирательных прав, осуществление аграрной реформы, продолжительности рабочего дня, но основным было положение о необходимости унификации и консолидации Великой Румынии. Для украинцев это означало тотальную их «румынизацию». В начале 1923 г. ДПО вошла в Национал-Либеральную Партию (НЛП) – влиятельную политическую партию Румынии. ДПО превратилась в региональную организацию НЛП, что позволило последней полнее контролировать ситуацию на Буковине.

Одной из основных соперниц НЛП выступала Царанистская Партия, образованная в декабре 1918 г. Также на Буковине действовала Радикал-Царанистская Партия, Народная Партия (А. Авереску ) и Национальная Партия (Н. Йорги ).

В обстановке послевоенной разрухи лучшие условия для развития своей деятельности имели партии левого толка. В частности, в 1918 г. возобновила свою работу Интернациональная Социал-Демократическая Партия Буковины (ИСДПБ), в составе которой действовала и украинская секция. В организационной работе, которую проводили социал-демократы на Буковине, проявился характер подчиненности украинской организации руководству ИСДПБ. Это ярко проявилось на конференции Украинской секции ИСДПБ 31 октября 1920 г. В резолюции конференции было одобрено тактику, выбранную ИСДПБ. В выступлениях подчеркивалась связь, существовавшая между украинским и мировым пролетариатом, указывалось на общность их классовой борьбы, а также отмечалось, что в мире продолжается социальная революция.

Однако следующая конференция Украинской секции ИСДПБ, созванная в октябре 1922 г. в резолюции отметила протест против угнетения украинского народа, против его раздела между различными странами, высказывалось пожелание объединение всех украинских социалистических организаций. Как важный шаг, можно отметить решение о необходимости объединения с другими украинскими партиями [9].

К леворадикальным относилась на Буковине коммунистическая организация, участие в создании которой принимали и украинцы. В конце 1918 года разрозненные коммунистические организации на Буковине провели учредительную конференцию и провозгласили создание Коммунистической Партии Буковины (КПБ), а уже в следующем году было принято решение о ее вхождении в Коммунистический Интернационал. Руководство Коммунистической партии Буковины также объявило, что считает КПБ составной частью Коммунистической Партии Украины (КП(б)У). В целом эта организация имела интернациональный характер, хотя некоторое время часть ее прессы издавалась на украинском языке, а в руководстве партии на первом этапе ее деятельности были и украинцы (среди них – студенты Черновицкого университета В. Гаврилюк и И. Стасюк) [11, с. 93-102, 123; 14, с. 140-141; 16, с. 230-231].

С 1926 г. бывшая КПБ выступает уже как краевая организация Коммунистической Партии Румынии (КПР), причем первым секретарем краевого комитета стал украинец С. Галицкий [14, с. 55-57]. В деятельности коммунистической организации на Буковине и в последующие годы важное место занимал вопрос объединения украинских земель в составе Советской Украины, и поэтому неудивительно, что на IV съезде КПР в вынесенной резолюции констатировалось стремление украинских трудящихся Буковины и Галичины к воссоединению с Украинской ССР [1, с. 374-376]. Отметим, что естественное стремление украинского народа к объединению использовалось в так называемой классовой борьбе. Это нередко служило для румынских органов безопасности основанием для подавления любых проявлений украинской политической и даже общественной жизни.

Отличительной от деятельности социал-демократов и коммунистов была деятельность украинских политиков, которые исповедовали сотрудничество с румынскими властями. Такой была созданная в 1921 г. Украинская Народная Партия (УНП) (П. Мигуля, С. Коралевич, Р. Ивасюк) – целью которой было помагать румынскому правительству. Уже в начале своего существования она составила заявление о верности И. Нистору и        Й. Брэтиану. Через свою ориентацию на украинофобов эта организация не имела поддержки среди украинцев и скоро прекратила свое существование [2, с. 341].

30 апреля 1922г. была создана Украинская Народная Организация с задачей защищать права трудовой массы украинского народа в Румынии. В том же году была предпринята попытка создать надпартийную украинскую организацию, которая защищала бы интересы всего украинского населения Буковины, однако из-за выступления против румынских властей ее было запрещено [2, с. 341-342].

Несколько успешнее, но в течение непродолжительного времени, удалось действовать оформленной в 1922 г. на основе бывшей народовской партии Украинской Народно-Демократической Партии (УНДП). В основу ее деятельности было положено защиту прав украинцев в Румынии, в которой украинцы Буковины, несмотря на их численное преобладание в крае, были официально отнесены к категории национальных меньшинств. Используя законные методы политической борьбы, украинцы проводили деятельность, направленную на рост политического сознания населения края, в чем им существенно помогала независимая пресса. К ней принадлежала и основанная в 1926 г. газета «Родной Край», которая целью своей деятельности взяла попытку улучшить положение украинского крестьянства путем распространения экономических знаний, считая последнее политически весомым шагом [19]. Однако социально-экономические вопросы остались на втором плане, а первое место занимало завоевание равных с румынами прав в политической и культурной областях.

Украинцы Румынии в основном бойкотировали выборы 1919 г. в румынский парламент. Украинские социал-демократы тогда выступили против участия украинцев в парламентских выборах, считая эти выборы на украинской территории нарушением международных прав [10].

На следующих парламентских выборах, которые состоялись в 1920 г., Украинская секция ИСДПБ выставила несколько кандидатур, и депутатами парламента были избраны И. Гишка и К. Кракалий [5].

В румынском парламенте буковинские депутаты от ИСДПБ действовали совместно с депутатами-социалистами всей Румынии, однако при определенных обстоятельствах ними поднимались вопросы, касающиеся исключительно края. В частности, в сенате поднимались вопросы о равных с румынами прав, о проведении на Буковине плебисцита по вопросу ее государственной принадлежности, о пропорциональном представительстве украинцев в краевых органах управления и охраны прав украинцев в области школьного обучения [6].

Для укрепления своей власти 28 марта 1923 г. парламентом Румынии была принята новая Конституция, которая принципиально почти не отличалась от Конституции 1886 г. Румыния оставалась конституционной монархией, устанавливался режим парламентской демократии, парламент состоял из двух палат (палаты депутатов и сената), таким же был порядок избрания сенаторов. Правительство по-прежнему подчинялось королю и с его же санации формировалось или отправлялось в отставку.

Следует отметить, что новая Конституция содержала ряд статей, которые провозглашали равенство всех граждан перед законом, свободу слова, собраний, объединений и др. Но эти права ничем не гарантировались и ими не могли воспользоваться миллионы граждан Румынии. Достаточно напомнить, что, провозгласив равенство всех граждан перед законом, Конституция тут же лишила избирательного права всех женщин и молодежь в возрасте до 21 года, а также военнослужащих.

Первые надежды на улучшение положения украинцев в этих областях появились во время правления правительства А. Авереску, который прибегал к попыткам налаживания отношений с национальными меньшинствами, обещая им (в том числе и украинцам) более широкое и полное развитие культуры и образования. Именно такое заявление правительства позволило руководству УНДП пообещать правительству поддержку за обещание введения обучения на украинском языке в начальных школах. На парламентских выборах 1926 г. кандидатами в правительственном списке от УНДП были А. Лукашевич и Ю. Лисан. Баллотировались украинцы              (К. Смеречинский и Б. Велегорський ) и от Народной Партии (Partidul Poporului). Принимали участие в этих парламентских выборах представители украинской секции ИСДПБ. В Черновицком уезде по списку буковинской социал-демократии баллотировались В. Руснак и И. Стасюк, причем процент голосов, отданных за социал-демократов был достаточно высоким, хотя и не привел к победе.

Новоизбранный парламент был созван на сессию 25 июня 1926 г. и долгое время занимался только проверкой результатов выборов, что дало украинцам основания считать его лишь прикрытием деятельности одной или нескольких политических партий и утверждать, что он является «ничто иное, как только форма без содержания, чтобы показать миру, как бы и у нас был народ, который правит судьбой края». Такая оценка парламента объясняла, почему украинцы не вмешивались во внутреннюю парламентскую борьбу, а пытались лишь добиваться улучшения состояния украинцев, причем было даже намерение выйти из парламента при отказе правительства от выполнения своих обещаний [7].

Уже по избранию кандидатов от УНДП ею было провозглашено о сборе на Буковине заявлений о необходимости введения украинского языка в школах и распространено призывы записываться в украинские культурные общества и таким образом поддержать действия депутатов в парламенте, которые пытались представить украинцев политически организованным народом, который имеет право на собственную политическую жизнь.

Очередной парламентский протест украинских представителей имел место в 1927 г. и был вызван апрельской 1927 г. переписью населения. Его поддержали представители буковинской организации Национал-Царанистской Партии в парламенте К. Кракалия и Т. Савчук-Савяну.             А. Лукашевич и Ю. Лисан направили министру Буковины протесты по поводу злоупотреблений в Черновицком и Сторожинецком уездах во время переписи. В своем выступлении в сенате 15 мая 1927 А. Лукашевич, обращаясь к премьер-министру, обвинял чиновников в том, что при проведении переписи 75 % украинского населения записывали румынами, а остальные относили к «рутенам», «гуцанам» и «куманам», и при этом любое проявление недовольства каралось арестом и временным заключением. Так же проводилась перепись и в соседней Бессарабии [8].

В мае 1927 г. правительство А. Авереску ушло в отставку и, по приказу короля Фердинанда было сформировано новое правительство и назначены парламентские выборы.

Выборы 1927 г. принесли во всей Румынии и на Буковине абсолютную победу Национал-Либеральной Партии при поражении на Буковине представителей блока национальных меньшинств.

Давая оценку парламентским выборам и последующим за ними выборам в общественные советы, руководство УНДП отмечало, что все выборы дают лишь основание для румынских политических партий втягивать в свою борьбу украинцев, и советовало использовать борьбу этих политических партий для создания независимой украинской партии. Таким образом, уже после поражения на выборах украинские политические деятели умеренного направления провозгласили необходимым создание новой политической партии, способной защитить интересы украинцев в Румынии.

Новые взгляды на потребности национальных меньшинств и положение, при котором УНДП уже не могла защищать права украинского населения, были причиной создания новой политической институции –Украинской Национальной Партии (УНП). Она была основана членами УНДП в конце 1927 г. с целью сплотить всех сознательных украинцев для законной борьбы за национальные права украинского народа в Румынии, распространять национальное сознание, поднять уровень национальной чести. На учредительном собрании был избран временный Расширеный совет в составе 37 человек, который в изданном обращении призвал украинцев, которые независимо от социальных взглядов «стоят на национальной почве и которые хотят встать на борьбу за справедливые национальные права украинского народа в Румынии», объединиться в новой партии [20].

Деятельность УНП должна была базироваться на Конституции, государственных законах и договоре о защите прав национальных меньшинств с целью осуществить минимальные права украинцев в Румынии, а сама партия была провозглашена «партией порядка», которая будет предотвращать рассеивание украинцев по их политических организациях. В ее программе были поставлены задачи в области культуры, экономики, общественных отношений, внутренней политики. Партия стремилась добиться введения преподавания на украинском языке в ряде учебных заведений разных уровней не только на Буковине, но и в Бессарабии и Мараморощине, создать условия для улучшения материального положения крестьян, рабочих и мещан, завоевания политического равноправия украинцев с румынами.

Важным в начале деятельности УНП был и вопрос партийного строительства, которым занимался Совет УНП, в связи с чем последний обратился к учредителям уездных отделов партии с просьбой ускорить создание уездных советов УНП, прием членов и сбор средств для партии. Организационными вопросами занимался Секретариат УНП, который в течение октября-ноября 1927 г. собирал информацию о торговых заведениях в селах, принадлежавших украинцам, о количестве ремесленников и торговцев украинского происхождения. Интересовался Секретариат и делом сохранения избирательных прав украинцев, следя за составлением списков избирателей. Согласно программе, членом УНП мог стать совершеннолетний гражданин, который не принадлежал к другой политической партии и платил взносы [21].

В тот период УНП не могла развернуть более широко свою деятельность из-за того, что, во-первых, это был организационный период в деятельности партии, а во-вторых, в условиях осадного положения расширить партийную деятельность в селах северной части Буковины было чрезвычайно сложно. Определенные изменения во внутриполитической ситуации в Румынии начали вызревать в начале 1928 г. Они вызвали в среде украинских деятелей активное обсуждение положения охраны культурных и национальных прав. В 1928 г. в украинской прессе все шире и чаще освещалось положение национальных меньшинств в Румынии. В этом плане довольно типичной была статья А. Лукашевича в «Czenowitzer Morgenblatt», в которой автор рассказал о первой попытке объединения национальных меньшинств в Румынии, отметив, что успех принадлежал только немцам и венграм, и отметил, что объединение стало возможным только из-за невыполнения румынскими политическими партиями обязательств по обеспечению прав меньшинств [22]. Больше внимания стали уделять созданию прочной политической организации, которая удовлетворяла бы потребности крестьянства.

Именно с УНП связывались надежды на ведение «украинской национальной политики», поскольку румынские партии не были в ней заинтересованы, а украинцы – члены этих партий считались отступниками. В оценке, которую украинская умеренная пресса давала действиям национальных румынских партий, четко прослеживается осознание декларативности заявлений последних и их направленность на румунизацию меньшинств [23]. Собственно, желание противопоставить давлению румынских партий на украинских избирателей четкую национальную позицию породило уже в июне 1928 г. лозунг – «Один национальный лагерь – один национальный фронт», что было выражением желания объединить всех украинцев без разницы социального положения и политических взглядов [24].

Раскрывая вопрос состояния украинского политического движения на Буковине, необходимо сказать об участии буковинцев и в международных организациях, в частности в созданном в 20-е годы «Конгрессе организованных групп национальных меньшинств в Европе», на ежегодные заседания которого в Женеве собирались представители национальных меньшинств, обьединенных в политические партии. Основное назначение конгресса состояло в том, чтобы добиться для национальных меньшинств равных с правящей нацией прав. На IV конгрессе, который работал 28 августа – 2 сентября 1928 г., наряду с представителями немцев, венгров, евреев и болгар были представлены украинцы из Буковины.

В 1930-х годах УНП участвовала в парламентских выборах как репрезентант украинского населения. Во всех избирательных кампаниях руководство УНП заключало предвыборные соглашения с различными румынскими партиями. Именно это стало причиной критики партии со стороны украинских националистов, а союз УНП и НЛП на выборах 1937 оказался последним и неудачным для этой партии.

Отдельным периодом политической жизни для украинцев Румынии является 1938-1940 гг. – период королевской диктатуры в государстве. Его начало фактически связано с приходом к власти в январе 1937 г. правительства Национал-Христианской Партии благодаря личной воле короля Кароля ІІ, а уже 10 февраля 1938 г. – правительство отстранили от власти. Новая румынская конституция (введена 1 марта 1938 г.) аннулировала все положения демократических принципов предыдущей Конституции и тем самым завершила ликвидацию парламентской демократии. Все легальные и полулегальные политические партии, профсоюзы и другие организации объявлялись вне закона. Зато была создана единая профашистская организация «Фронт национального возрождения». По новой Конституции парламент сохранялся, но был распущен «до особого распоряжения» [12].

В Румынии была провозглашена королевская диктатура и введено осадное положение во всей стране. Украинцы еще пробовали выступать за введение украинского языка в начальной школе. Лидеры распущенной УНП пытались в это время создать политическое представительство украинцев, но только в январе 1940 г. официально завершилось формирование украинской национальной общины в Румынии. Весной 1940 г. ее представители заключили соглашение с королевским правительством относительно прав украинцев в области образования (преподавание на украинском языке в начальных школах, лицее, университете, ведения богослужения на украинском языке) [5].

Заключение. Несмотря на осадное положение, которое в несколько более мягкой форме продолжалось в стране и после 1928 г., украинцы достигли определенных результатов в сплочении украинских национальных сил в Румынии, в защите национальных прав и хозяйственной свободы украинского населения, в защите украинской культуры и украинского образования т. д. Им удалось (хотя и не в полной мере) использовать правовое поле Румынского государства, прежде всего парламентские формы деятельности. Среди существенных причин, которые помешали развернуть организаторскую и идеологическую работу среди украинского населения в полную силу, следует назвать вялое партийное структурирование украинского общества и его политикума, вхождение украинцев на правах секций в общерумынские политико-партийные объединения, недостаток политической воли, оперативности и динамизма в продвижении через парламент национальных законопроектов.

 

 

Библиографический список:

1. Борьба трудящихся Бессарабии за свое освобождение и воссоединение с Советской Родиной (1918-1940 гг.) / редкол. А. Есауленко и др. – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1970. – 735 с.
2. Буковина, її минуле і сучасне / під ред. Д. Квітковського, Т. Бриндзана, А. Жуковського – Детройт-Париж.: Зелена Буковина, 1956. – 965 c.
3. Буковина: історичний нарис. – Чернівці: Зелена Буковина, 1998. – С. 242.
4. Воля Народа. – 1919. – 23 жовтня;
5. Воля Народа. – 1920. – 1 січня; 1, 15 квітня; 13, 23 травня; 3 червня.
6. Воля народна. – 1920. – 15 серпня; 2, 12 вересня.
7. Воля народна. – 1926. – 11, 25 липня.
8. Воля народна. – 1927. – 8 травня; 12 червня.
9. ДАЧО. – Ф. 12, оп. 1, спр. 7446 ОЦ. – Арк. 4-5.
10. ДАЧО. – Ф.12, оп. 1, спр.101. – Арк.73;
11. Канюк С. І. Буковина в румунській неволі / С. І. Канюк. – Харків: Державне видавництво України, 1930. – 134 с.
12. Кондюба І. Д. Румунія у 1918-1939 рр. / І. Д. Кондюба // Новітня історія. – К.: Вид-во Київ. ун-ту, 1961. – С. 294.
13. Кульчицький В. С., Тищик Б. Й. Історія держави і права України: навчальний посібник / В. С. Кульчицький, Б. Й. Тищик. – Вид. 2-ге, доп. і перероб. – К.: Атіка, 2006. – 352 с.
14. Курило В. М. У боротьбі за визволення. Революційно-визвольний рух на Буковині у 1922-1940 роках / В. М. Курило. – Львів, 1977. – 370 с.
15. Никифорак М. В. Буковина в державно-правовій системі Австрії (1774-1918 рр.) / М. В. Никифорак. – Чернівці: Рута, 2004. – 384 с.
16. Піддубний Г. Буковина. Її минуле й сучасне. Суспільно-політичний нарис з малюнками і мапою Буковини / Г. Піддубний. – Харків, 1928, – 257 с.
17. Политические системи в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. 1917-1929 гг. – М., 1988. – С. 163.
18. Попов Б. С. Социалистическое движение в Румынии, образование компартии. 1917-1921 гг. / Б. С. Попов. – Москва, 1983. – С. 74.
19. Рідний Край. – 1926. – 2 травня.
20. Рідний Край. – 1927. – 23 жовтня.
21. Рідний Край. – 1927. – 30 жовтня.
22. Рідний Край. – 1927-1928. – 15 січня.
23. Рідний Край. – 1928. – 12 квітня.
24. Рідний Край. – 1928. – 17, 24 червня.
25. Українська державність у ХХ ст.: іст.-політолог. аналіз / В. Адамський та ін. – К.: Політична думка, 1996. – 435 с.
26. Das Parteiwesen Österreich. – Ungarns, Budapest: Akademial Kiado, 1987. – 144 s.
27. Documente din istoria Partidului Comunist din Rominia 1923-1928. – Vol. II. – Bucuresti, 1953. – Р. 581, 594.
28. Nistor I. Unirea Bucovinei 28 Novembrie 1918. Studiu si documente / І. Nistor – Bucuresti, 1928. – Р. 54-56, 168-170.




Рецензии:

6.07.2014, 9:40 Черная Виктория Григорьевна
Рецензия: Предложенная на рецензирование научная статья имеет научную ценность. Структура статьи дает возможность логично и последовательно изложить материал. Именно поэтому данная научная статья рекомендуется к печати.

6.07.2014, 16:20 панченко ольга львовна
Рецензия: Статья обладает научной новизной, в ней отражены основные концептуальные идеи развития парламентаризма в кризисный период, достаточно весома исследовательская база. Все это характеризует проработанность темы, ее научную обоснованность автором. Полагаю, статья может быть рекомендована к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх