Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №9 (май) 2014
Разделы: Педагогика
Размещена 29.05.2014.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Теличко Наталья Викторовна

кандидат педагогических наук

Мукачевский государственный университет

заведующая кафедрой английской филологией и преподавание иностранных языков

Аннотация:
В статье представлен материал по установлению сущности педагогических условий, определяемых исследователями для оптимизации подготовки будущих учителей. Конкретизированы педагогические условия реализации системы формирования педагогического мастерства будущих учителей начальных классов.


Abstract:
The material defining the essence of pedagogical conditions determined by researchers to optimize the training of the future teachers is presented in the article. Pedagogical conditions of implementation of the system of formation of pedagogical mastery of the future primary school teachers have been concretized.


Ключевые слова:
подготовка; педагогические условия; учителя начальных классов; педагогическое мастерство; диссертация; младшие школьники

Keywords:
training; pedagogical conditions; primary school teachers; pedagogical mastery; thesis; primary school pupils


УДК 378.371.13 

Реализация системы формирования педагогического мастерства будущих учителей начальных классов требует специальной организации учебного процесса в высшей школе. Это актуализирует определение и реализацию специальных педагогических условий, отражает содержание практически-методического компонента целостной системы профессиональной подготовки будущих учителей с целью их ориентации на профессиональное становление и рост как учителя-мастера.

Цель статьи заключается в определении сущности понятия«педагогические условия» в контексте формирования педагогического мастерства будущих учителей начальных классов.

Для реализации намеченной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Определить сущность понятия «педагогические условия».

2. Проанализировать совокупность педагогических условий, которые определены в диссертационных исследованиях, посвященных проблеме подготовки учителей начальных классов, и выделить оптимальные педагогические условия для формирования основ педагогического мастерства будущих учителей начальных классов.

Широкое использование понятия «педагогические условия» в контексте профессиональной подготовки будущих специалистов разного профиля, обусловливает усиленное внимание ученых к его глубокому изучению и конкретизации сущности. Общепринятым подходом к уточнению сущности понятийно-терминологического аппарата является анализ словарно-энциклопедической, справочной литературы, где понятие «условие» трактуется как необходимоеобстоятельство, которое делает возможным осуществление, создание чего-либо или способствует чему-либо [1, с. 1506]. Как условие часто используется понятие фактор, как движущая сила любого процесса, явления; фактор [1, с. 1526], который является причиной  явлением, порождающим другое явление и определяет его характер [1, с. 1601], являясь поводом для определенных действий, побуждением, мотивом, обусловливающим определенные поступки [1, с. 1140].

Таким образом, такие идентичные по смыслу термины, как «условие», «фактор», «причина», «обстоятельство», целесообразно использовать для объяснения сущности понятия «педагогические условия», составляющие сущность практически-методического компонента системы формирования основ педагогического мастерства будущих учителей начальных классов. Для определения педагогических условий, отличающихся оригинальностью и новизной, в нашем исследовании было изучено ряд диссертационных работ, в которых ученые обосновывали сущность понятия «условия» в контексте их реализации в учебно-воспитательном процессе и определяли факторы, учитывающие различные аспекты повышения уровня подготовки будущих учителей начальных классов.

Нам импонирует представленный в диссертационном исследовании А. Герасименко общепедагогический аспект понятия «условия» на основе выделения следующих признаков:

1. Условия – это совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач.

2. Условия – это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств процесса деятельности.

3. Условия являются единством субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления.

4. Условия являются выражением отношения предмета к явлениям, окружающим его, без которых он не может существовать.

5. Условия исполняют роль правил, обеспечивающих нормальное протекание деятельности [2, с . 136].

Таким образом, основанием для выделения педагогических условий являются:

а) логика развертывания процесса формирования основ педагогического мастерства будущих учителей начальных классов как системного объекта;

б) особенности функционирования цели, предмета и содержания исследуемого процесса, характера деятельности, как преподавателей, так и студентов, уровня целостности и результата процесса на гармоничном уровне его развития, особенности сущности содействия повышению уровня формирования основ педагогического мастерства будущих учителей начальных классов.

Анализ диссертационных исследований, в которых реализовывались специальные педагогические условия, свидетельствует о том, что ученые определяли такие факторы, которые способствовали целенаправленной организации учебного процесса для повышения его эффективности.

В исследовании А. Герасименко были выделены четыре группы условий формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов: концептуальные, содержательные, организационно- технологические, вспомогательные. К концептуальным условиям исследовательница отнесла личностную ориентацию образовательного процесса на всех уровнях: целевом, содержательном, процессуальном. Личностная ориентация целей образовательного процесса находит отражение в приоритетности подготовки всесторонне образованного, развитого, осведомленного специалиста, важнейшей частью которой является профессиональная компетентность учителя [2, с. 137]. В нашем исследовании профессиональная компетентность является объединяющей основой педагогического мастерства будущего учителя начальных классов.

Содержательным условием А. Герасименко считает использование специально подготовленного учебно-методического обеспечения [2, с. 138], что также определяется одним из компонентов нашей системы формирования основ педагогического мастерства будущих учителей начальных классов.

Организационно-технологические условия в исследовании А. Герасименко базируются на использовании педагогической технологии моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе. Суть этой технологии заключается в том, что студенты в ходе обучения воспроизводят профессиональную деятельность в специально созданных условиях [2, с. 138]. В нашем исследовании использовались проблемные ситуации интерактивного взаимодействия, что позволило организовать имитацию будущей профессиональной деятельности учителя и тем самым обеспечило возможность овладения студентами способами мастерского исполнения педагогических действий. При разработке специальных задач и упражнений внимание акцентировалось на формировании интеллектуальных и практических умений студентов, необходимых для выполнения целостной профессиональной деятельности, а также ее отдельных составляющих – действий и операций на основе выхода за пределы не только теоретической подготовки, но и имитационно-игровых форм обучения, которые не могут заменить полноценную профессионально-педагогическую практику студентов. Поэтому в нашем исследовании осуществлялась организация мониторинга процесса формирования основ педагогического мастерства у студентов на протяжении всего обучения в вузе. Построение учебного процесса происходило с помощью использования активных методов обучения: метода проектов, моделирования и игровых методов и т.п.

Вспомогательным условием в исследовании А. Герасименко было обучение педагогического коллектива работе с новыми педагогическими технологиям для оптимизации подготовки будущих учителей. Однако автор не сосредоточила внимание на необходимости нацеленности студентов на профессиональный рост в будущем, что является важной составляющей акмеологической и аксиологической мотивации будущих учителей.

Мы учитывали научный потенциал, представленный в диссертационном исследовании Т. Зубенко в контексте определения организационно-педагогических условий подготовки будущего учителя к обучению учащихся  в начальной школе. Автором научно обосновано, что процесс подготовки будущего учителя иностранного языка начальной школы к реализации коммуникативного подхода будет эффективным, если в деятельности высших учебных заведений будут обеспечены такие организационно-педагогические условия: коммуникативная направленность содержания профессионально ориентированных дисциплин; интегрирование профессионально-педагогических знаний, умений и навыков будущего учителя по теории и практике реализации коммуникативного подхода; коммуникативное направление педагогической практики будущего учителя иностранного языка начальной школы; создание иноязычной коммуникативной среды [3, с. 10]. В контексте нашего исследования овладение студентами коммуникативными умениями и навыками отражает определенный уровень формирования коммуникативной компетентности будущего учителя, что является одним из показателей его педагогического мастерства.

Заслуживают особого изучения педагогические условия, выделенные в исследовании А. Кислой. Они касаются развития профессионального самоопределения будущих учителей начальных классов (целостность профессиональной подготовки как единство учебной, воспитательной деятельности студентов, ориентированной на объект профессиональной деятельности учителя на основе интеграции содержания профессионально ориентированных дисциплин; целенаправленность профессиональной подготовки и деятельности преподавателей вузов на развитие профессионального самоопределения формирования у будущих учителей начальных классов потребности в профессиональном самоопределении, овладения студентами навыками самопознания, знаниями про ступенчатую подготовку, наличие альтернатив выбора образовательной траектории) [4, с. 6]. Обозначенные педагогические условия определенным образом отражают сущность акмеологической мотивации студентов, хотя автор не связывает выбор студентом образовательной траектории с процессами его профессионального роста в будущем как пути к совершенствованию педагогического мастерства учителя.

Одной из анонсированных задач в диссертационном исследовании  А. Маляренко было теоретическое обоснование педагогических условий формирования готовности будущих учителей начальных классов к решению дидактико-методических задач. Нам импонирует комплексный подход автора, охватывающий различные аспекты обучения студентов – мотивацию, теоретическую и практико-ориентированную подготовку, которые нашли отображение в таких педагогических условиях: мотивирование студентов к будущей профессиональной деятельности как процесса решения дидактико-методических задач путем создания ценностно-смысловых учебных ситуаций; разработка и включение в содержание профессионально ориентированных дисциплин системы знаний о типах дидактико-методических задач и способах их решения; формирование у студентов комплекса умений решать дидактико-методические задачи на основе использования интерактивных технологий обучения; взаимосвязь развития компонентов готовности будущего учителя начальных классов к решению дидактико-методических задач в процессе изучения спецкурса [5, с . 16].

Одной из основ педагогического мастерства будущего учителя начальных классов является его готовность к использованию педагогических инноваций в профессиональной деятельности. Поэтому особую значимость приобретает одна из задач диссертационного исследования Н. Павленко, а именно: экспериментально проверить педагогические условия подготовки будущих учителей начальных классов к использованию интерактивных педагогических технологий. Автором обоснована целесообразность и эффективность реализации таких педагогических условий: направленность учебно-воспитательного процесса на формирование готовности будущего учителя начальных классов к использованию интерактивных педагогических технологий; стимуляция и мотивация учебной активности студентов, направленная на развитие положительной рефлексии по использованию интерактивных педагогических технологий; расширение и дополнение содержания психолого-педагогических дисциплин;  реализация спецкурса  «Интерактивно - рефлексивный подход в педагогической деятельности учителя начальных классов»; обеспечение практико-ориентированного подхода профессиональной подготовки будущих учителей к использованию интерактивных педагогических технологий, который заключается в применении педагогических форм и методов интерактивно-рефлексивного направления; сочетание контроля и самоконтроля за качеством решения поставленных задач, а также оценки преподавателем знаний студентов и самооценки ими собственных результатов [6, с. 6-7]. По нашему мнению указанные педагогические условия целесообразно использовать и в процессе формирования основ педагогического мастерства будущих учителей начальных классов, дополнив их аксио-акмеологическим аспектом мотивации.

Таким образом, интеграция закономерностей обучения, благоприятных факторов, реализуемых с использованием специальных средств педагогических инноваций, методов и форм обучения, которые направляют субъектов учебного процесса (преподавателей и студентов) на проявление активности в процессе формирования основ педагогического мастерства будущего учителя начальных классов, обусловливает выделение педагогических условий, при которых будут реализовываться запланированные задачи. В этом контексте мы поддерживаем мнение В. Ягупова, что обучение как составляющая педагогического процесса зависит от педагогических условий организации учебно-воспитательного процесса, выбора специальных средств, методов, форм обучения, которые являются условиями, созданными преподавателем, в которых происходит деятельность преподавателя и студента и зависит от:

- основополагающей пaрaдигмы нaциoнaльной cиcтемы образования;

- общих и профессиональных целей образования;

- основополагающих метoдoлoгических пoлoжений и ycтaнoвoк современной общей дидактики;

- оcoбенностей содержания, метoдов и фopм работы кoнкрeтных образовательно- воспитательных cиcтeм;

- оcoбенностей содержания профессиограммы конкретного специалиста;

- оcoбенностей содержания и методики преподавания кoнкретной учебной дисциплины и определенных ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;

- цели, задач, содержания мaтериала, а также дидaктическогo и метoдическoгo замысла кoнкретнoгo зaнятия;

- нaличия времени на изучение отдельной темы;

- уровня умственной  подготовки будущих специалистов;

- уровня ocнащенности учебно - материальной базы;

- педагогического мастерства преподавателей и т.п. [ 7, с. 324 ].

Вывод. На основе проведенного теоретического анализа и обобщения сущности понятия «педагогические условия»мы раскрываем собственное понимание этого феномена в контексте нашего исследования. Это взаимосвязанный комплекс взаимозависимых составных образовательной среды – факторов, которые определяются преподавателем, осознаются всеми субъектами педагогического взаимодействия, входящих в систему формирования основ педагогического мастерства будущих учителей начальных классов как ее компонент и одновременно как фактор, способствующий достижению поставленных задач на основе активности преподавателей и студентов в направлении целенаправленного овладения ими основ педагогического мастерства.

Анализ диссертационных исследований, в которых реализовывались специальные педагогические условия подготовки будущих учителей, свидетельствует о том, что ученые определяли факторы, способствующие целенаправленной организации учебного процесса для повышения его эффективности.

Поскольку все возможные воздействия среды на исследуемую систему должны быть типизированы, сведены в определенные группы по признаку общности ожидаемого эффекта воздействия на систему, то для формирования педагогического мастерства будущих учителей начальних классовв контексте нашего исследования целесообразно реализовать педагогические условия, которые не были определены другими исследователями: создание мотивационно-аксиологической среды для профессионального роста будущих учителей младших классов; расширение когнитивной базы студентов по проблеме основ педагогического мастерства; реализация праксеологично-технологического подхода в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин; обеспечение профессионально-адаптационных процессов в формировании основ педагогического мастерства будущих учителей начальной школы.

Библиографический список:

1. Большой толковый словарь современного украинского языка / сост . и глав. ред . В. Т. Бусел . - К. ; Ирпень : ВТФ « Перун », 2009 . - 1736 c .
2. Герасименко Е.Н. Формирование специальных компетенций учителя начальных классов у студентов педагогического колледжа : дисс. ... канд. пед. Наук : 13.00.08 / Герасименко Елена Николаевна. – Москва, 2008. – 224 с.
3. Зубенко Т.В. Организационно-педагогические условия подготовки будущего учителя к реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку учащихся начальной школы : дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Зубенко Татьяна Владимировна. – Винница, 2009. – 254 с.
4. Кислая А. Ф. Особенности развития профессионального самоопределения будущих учителей начальных классов в условиях ступенчатой подготовки: дис...канд. пед. наук : 13.00.04 / Кислая Оксана Федосеевна. – К., 2008 . – 259 с.
5. Маляренко О. С. Профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов к решению дидактико-методических задач : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Маляренко Ольга Сергеевна. – Луганск, 2010 . – 322 с.
6. Павленко Н. А. Подготовка будущего учителя начальных классов к использованию интерактивных педагогических технологий: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Павленко Наталья Александровна. – Полтава, 2008 . – 338 с.
7. Ягупов В.В. Педагогика : учеб. пособие / В. В. Ягупов. – М. : Просвещение, 2003. – 560 с.




Рецензии:

29.05.2014, 21:06 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья интересна, хотя в тематике допущена сложная контекстуальность...педагогические условия...педагогическое мастерство....Педагогические условия как категория не являются объектом изучения в Педагогике, Дидактике.Она имеет место в методологий только социальной и поведенческой педагогики.В етомологическом аспекте удачно использования педагогические установки.Рекомендуется к публикаций потому что в статью показан стиль и умение интерпретаций информационного масива.

30.05.2014 10:10 Ответ на рецензию автора Теличко Наталья Викторовна:
Спасибо за тщательное рецензирование статьи. Рекомендации обязательно будут учтены в последующих научных изысканиях.



Комментарии пользователей:

30.05.2014, 11:03 Попова Галина Валентиновна
Отзыв: На наш взгляд, очень громоздкое определение сущности, все еще воспринимаемое как неоднозначное, сложное для точного понимания. Можно предложить автору в дополнение к словарному разнообразию 2 варианта переводного контекста (посредством идентификации переводных вариантов понятия "условие"), а именно: (1) условие как "состояние"; (2) условие как "предел, ограничение по отношению к планируемым воздействиям". В этом случае смысл понятия "условия" представляется однозначным как "точка отсчета" для планирования педагогического воздействия. Можно также предложить автору для сравнения и системный подход Г.В.Суходольского в классификации "элементов" деятельности, который одним из 4-х предлагает именно онтологический (сущность). В этом аспекте сама "сущность" предлагается к рассмотрению как НЕИЗМЕНЯЕМЫЙ компонент деятельности (сл-но, - устойчивый, однозначный).


Оставить комментарий


 
 

Вверх