Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 04.06.2014. Последняя правка: 04.06.2014.

Система управления в частной профессиональной образовательной организации в США и России

Завальнюк Дарья Александровна

ЧОУ СПО "Техникум экономики и права"

специалист по ВР

Аннотация:
в статье рассматривается вопрос о возможности и необходимости внедрения опыта управления США в российскую систему управления.


Abstract:
This article is about Russia and American management system. How it's possible and necessary to introduction of management experience in the U.S. Russia's system of governance. The article includes analysis of the works devoted to the study of this problem. Before writing this article were delivered some tasks that we tried to solve, as well as concluded filed problem.


Ключевые слова:
система управления; частная профессиональная образовательная организация.

Keywords:
management system; private professional educational organization.


УДК 1174

В настоящее время в России развивается новая система профессионального образования. Выполняя закон об образовании, становления частных профессиональных организаций, является целесообразным изучить данный вопрос, а так же проанализировать опыт США в этом же вопросе с целью выявления позитивного и негативного опыта. Как говорилось выше "новым Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее по тексту - закон) право вести образовательную деятельность наряду с некоммерческими организациями предоставлено также коммерческим ".

  Заинтересованность в американской системе частной образовательной организации можно объяснить тем, что именно там идеи образовательного менеджмента разрабатываются и реализовываются достаточно давно и активно. Если обратиться к коллективному труду "Основы менеджмента", написанному Майклом Месконом, Майклом Альбертом, Франклином Хеудори, то следует отметить, что во всем многообразии теорий и явлений практики американский менеджмент был и остается одним из наиболее мощных управленческих цивилизаций. Американский менеджмент позволил США занять лидирующее место среди стран западного мира. В отличие от России, которая набирает обороты. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые была сформирована наука и практика управления. Ведущее значение американского менеджмента в мире сегодня подтверждается многими факторами, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико.

Учитывая актуальность статьи, необходимо было провести работу по поиску исследовательских работ посвященных изучению опыта зарубежных стран в области управления частными  профессиональными образовательными организациями и его сопоставления с опытом российских учреждений. Анализ тем диссертационных исследований утвержденных высшей аттестационной комиссией за период 2000 по 2013 года свидетельствует о том, что научной разработанности проблемы явно не достаточно. По данным Российской государственной библиотеки за указанный период времени издано лишь 2 монографии и защищено 5 диссертаций, объектом которых являлся опыт США. Так, например данным вопросом занимаются, Фишман Ирина Самуиловна, Широкова Мария Владимировна. Специальных исследований, посвященных управлению частной профессиональной образовательной организацией, выявлению особенностей управления нами не обнаружено. Это объясняется так же тем, что подавляющее большинство исследований в области управления образовательными организациями проводятся на основе государственных учреждений. Опыт частных, негосударственных организаций остается за пределами внимания исследователей, однако, как показывает статистика, в РФ около четверти аккредитованных образовательных организаций составляют частные учреждения профессионального образования.

На ряду с этим в теории и практике сохраняется противоречие между необходимостью становления системы частных образовательных организаций и отсутствием изученности проблемы. Мы можем предположить, что необходимо изучить данный опыт, он будет полезен, если выявить положительные и негативные стороны. Для того, чтобы доказать эту гипотезу требуется для начала обратиться к истории становления образования в США.  Ссылаясь на профессора С.А. Запрягаева, который отмечает, что первоначально появившаяся американская система образования была частной. Развитая система колледжей - характерная черта американской системы образования. В США насчитывается более 3000 колледжей. Проанализировав ряд литературы можно отметить следующие моменты: в мире не наблюдается другой образовательной системы, которая охватывала бы такое количество учащихся, допускала такую широту взглядов и действовала с таким упорством. Продолжается работа по предоставлению всем желающим учиться на равных возможностях; проводится контроль по повышению его качества. В связи с этим представляется целесообразным обратиться к опыту США, чтобы критически проанализировать и выявить то полезное, что будет способствовать совершенствованию управления российскими образовательными организациями. Естественно и в американской системе управления есть недочеты. Например, ранее в Америке была развита система, заключающаяся в зависимости престижа заведения и конечного результата выпускника. Это выражалось искажением результатов. Американская система отошла от этой модели, российская система образования - нет. Можно привести множество примеров искажения результата на ЕГЭ. При необходимости повышения престижа школы учителя помогали выпускникам на сдаче экзамена. Если дальше продолжать анализировать две системы образования, то можно отметить, что различен так же и возрастной ценз. В Америке дети, обучающиеся в колледже 12-14 возраста, в России немного старше:14-15 лет. Еще одна особенность американских школ состоит в праве выбора учащимся учебных дисциплин в рамках заданных предметных категорий, что нельзя пронаблюдать в российской системе образования. В процессе изучения теоретической литературы можно отметить, что домашние задания в американских образовательных организациях в основном носят проблемный и творческий характер, то есть чаще всего требуется не заучить, зазубрить  тот или иной материал, а постараться ответить на вопросы или разрешить заданную проблемную ситуацию. При этом стоит учесть, что в расписании предусмотрены самостоятельные занятия, на которых студенты выполняют часть домашних заданий. А российская модель предполагает, что преподаватель должен научить учащегося "учиться". Студент оказывается в рамках, хочешь, не хочешь, понимаешь или нет, ты обязан вызубрить и рассказать материал как угодно. Это разрушает всю модель образования.

Система поощрения так же немного различается, в США распространена пропаганда реальных возможностей продолжения образования, а так же образовательные организации отправляют благодарственные письма родителям.  Что касается России, то тут распространена материальная система поощрения, но тут упущен именно момент воспитания качеств личности.  Когда ребенок не понимает, что есть и другие моменты поощрения, может быть более нравственные.

Но при всем этом, система образования в Соединенных Штатах уже добилась достаточно больших успехов и постоянно стремится к новым достижениям. Россия только набирает обороты. Изучив труды многих авторов можно прийти к выводу, что образование в Соединенных штатах считается одним из показательных для всего мира. Поэтому было бы интересно попробовать перенести опыт на развивающуюся систему управления в России.

В этой статье мы поставили некоторые задачи и постарались на них ответить, а так же пришли к некоторому выводу. Можно надеяться, что сегодняшнее положение вещей стимулирует дальнейший прогресс в рассматриваемой области  системы управления.

Библиографический список:

1. Айдрус И.А., Филиппов В.М. Мировой рынок образовательных услуг. М.: РУДН,2008.
2. Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг.М.: Центр социального прогнозирования, 2007.
3. Николаев Б.В. Федеральное законодательство о высшем образовании в США //Право и образование. 2010. № 6.




Рецензии:

4.06.2014, 13:20 Калашник Любовь Сергеевна
Рецензия: На наш взгляд, статья требует определённой доработки. Во-первых, стиль написания не вполне соответствует научному стилю изложения материала ("некоторые выводы", "некоторые задачи", излишняя эмоциональность изложения). Во-вторых, говоря об "интересе" в перенесении опыта США в Россию, хотелось бы увидеть прогнозы автора о том, к каким результатам приведёт данный эксперимент, а также целесообразность данного действия. В-третьих, на наш взгляд, не вполне объективной является низкая оценка, высказанная автором статьи, о российских и слишком восторженная, высказанная об американских учебных заведения (в частности, колледжах). В-четвёртых, статья бы выиграла от более конкретного изложения именно тех вопросов, которые заявлены в названии статьи (вопросы организации системы управления). При устранении вышеперечисленных недоработок статья может быть рекомендована к печати

4.06.2014, 14:25 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: К сожалению статья не дает ответ на поставленный в тематике вопрос.Основания-объем,историография на основе сравнительного метода отсутствует, нужно показать корелационные связи между Россия и США на основе образовательных моделей,нужно декларативный стиль сделать научным( на основе доказательств и суждений).Удачи

15.06.2014, 8:42 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Проблема актуальна. Солидарна с автором относительно ценности опыта формирования и функционирования системы менеджмента в частных образовательных заведениях США (как и какого-либо другого опыта), но не с позиции возможности его перенесения (внедрения), а как субъекта оптимизации отечественного. Ценность представляют идеи, выведенные из опыта, которые модернизируют, а не разрушают национальную систему образования. Анализ поверхностный: сопоставление внешних различий систем непродуктивен, он не выявляет и не объясняет системообразующих отличий. Заявленная проблема управления не анализируется. Выводы не несут конкретной информации относительно целесообразности, ракурса исследования темы, прогнозируемых результатов, которых при этом можно достичь. В тексте имеет место ненаучный стиль, стилистические ошибки («было бы интересно попробовать перенести опыт», «внедрения опыта управления США в российскую систему управления», «в зависимости престижа заведения и конечного результата выпускника», «менеджмент был и остается одним из наиболее мощных управленческих цивилизаций», «система действовала с таким упорством», «пришли к некоторому выводу» и др.). Статья может быть опубликована после существенной доработки.

4.08.2014, 17:56 Середа Евгения Витальевна
Рецензия: Проблема, заявленная автором статьи, безусловно, актуально и практико-ориентирована, однако тема статьи так и не была раскрыта. Сопоставляя различные системы, автор (надеюсь, случайно) допускает существенную фактическую ошибку: сравнивает современную концепцию системы менеджмента в частных образовательных учреждениях США с устаревшей системой образования в целом в РФ. Подобное упущение автоматически сводит ценность работы к нулю, т.к. само оно перестает быть актуальным, теряется и его научная новизна, и практическая ценность. Одно употребление термина "учащийся" говорит о том, что автор не знаком с концепцией современного российского образования, основанного на ФГОС (в школах и ссузах РФ школьники уже давно не учатся, получая готовые знания и ретранслируя их дальше, а обучаются сами - они "обучающиеся"). Подобный подход изначально "ненаучен", т.е. необъективен по своей сути, публицистичен. Проведенный в работе анализ подобен печально известной статье американского блогера Д. Эрхальда, который, приехав по обмену в московский вуз, сопоставил в своем блоге подходы к обучению в РФ и США, возвысив российскую систему и низвергнув американскую. Но по сути, он сопоставлял высокий профессионализм преподавателей московского вуза и уставших, не всегда готовых повышать квалификацию и следовать инновациям и новым технологиям преподавателей своего, провинциального американского колледжа. Неудачный практический личный опыт - это основание для гипотезы, а не прямой вывод.Рекомендую автору отказаться от публицистического подхода и проанализировать источники (знакомство с научной литературой позволит также выправить стиль, устранить грамматические и речевые ошибки). В данном виде статья не может быть рекомендована к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх