Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №10 (июнь) 2014
Разделы: Педагогика
Размещена 11.06.2014.

Содержание и методика организации формирующего эксперимента по применению интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины

Спиридонова Виктория Александровна

Академия сухопутных войск, кафедра иностранных языков и военного перевода

преподаватель

Аннотация:
в статье подробно описано содержание и методика проведения формирующего эксперимента по применению интерактивных технологий в процесс последипломного образования офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины.


Abstract:
this article describes in details the content and methodology of conducting forming experiment of implementing interactive technologies into the process of post-graduate education of tactical level officers of the Armed Forces of Ukraine.


Ключевые слова:
интерактивные технологии; офицер тактического уровня; формирующий эксперимент

Keywords:
interactive technologies; officer of tactical level; forming experiment


УДК 378.14:355.231

Актуальность и постановка проблемы. Психолого-педагогический анализ изучения современного состояния последипломной подготовки офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины, определение и обоснование условий применения интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины дают возможность разработать соответствующую модель, а также требуют ее экспериментальной проверки. Для начала необходимо выделить основные задачи экспериментальной работы, которые предусматривают:

  • разработку содержания, организации и методики формирующего этапа педагогического эксперимента;
  • проверку эффективности педагогических условий применения интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины;
  • исследования и обоснование методических рекомендаций по применению интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины.

Постановка и описание задачи, методика исследования, изложение основных результатов. Результативность применения интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины в основном зависит от создания условий, способствующих высокому уровню заинтересованности в получении последипломной подготовки офицерами тактического уровня Вооруженных сил Украины, от наполнения новым содержанием, соответствующим времени, принципам, методам, формам профессиональной переподготовки офицерских кадров.

С этой точки зрения, основными требованиями проведения экспериментальной работы в исследовании являются:

  • объективность исследования, отображение процесса применения интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины таким, каким он должен быть, вне зависимости от субъективных представлений и желаний исследователя;
  • комплексность подхода к изучению процесса применения интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины, постоянное стремление к более полному охвату различных аспектов, связей и отношений;
  • познания процесса применения интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины с учетом конкретных условий его изменений;
  • использования теоретических положений в практике совершенствования процесса применения интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины.

Организация экспериментальной работы состоит из:

  • разработки методики и подготовки материалов для проведения экспериментальной работы;
  • внедрения в экспериментальной группе комплекса педагогических условий по заинтересованности в осуществлении последипломной подготовки;
  • проведения замеров при формирующем эксперименте.

Содержание экспериментальной работы:

1) определение участников эксперимента: научно-педагогического состава, кураторов учебных групп Академии сухопутных войск, офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины, а также ознакомления их с конкретными задачами на период проведения экспериментальной работы;

2) подбор и инструктаж преподавателей, которые при проведении формирующего эксперимента выступают в роли экспертов;

3) разработка совместно с представителями научно-педагогического состава методических мероприятий по реализации педагогических условий применения интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины и организационная работа по их внедрению в учебно-воспитательный процесс Академии сухопутных войск;

4) экспериментальная проверка педагогических условий формирования применения интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины. 

Содержание, организация и методика формирующего педагогического эксперимента обсуждались в коллективах научно-педагогического состава, методистов, педагогов-новаторов, офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины контрольной и экспериментальной групп, в индивидуальных и групповых беседах.

Эффективность работы экспериментальной проверки педагогических условий применения интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины должна определяться  после окончания формирующего этапа педагогического эксперимента. Текущий контроль имеет целью следить за ходом эксперимента и своевременно вносить в него необходимые коррективы, а также предусматривает проведение наблюдения за деятельностью офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины экспериментальной и контрольной групп, проведения замеров уровня заинтересованности офицерами последипломной образования и т.д. 

Заключительный контроль имеет целью выявить эффективность эксперимента и предполагал сопоставления начального и конечного уровней заинтересованности офицерами последипломной образованием экспериментальной группы, а также сравнение полученных данных с данными контрольной группы. 

После завершения подготовительной работы был начат формирующий эксперимент, конечным результатом которого ожидалось повышение уровня заинтересованности офицерами в последипломном образовании. Этот результат планировалось получить за счет реализации мероприятий, объединенных в научно-методическое обеспечение реализации педагогических условий применения интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины. 

В процессе формирующего этапа эксперимента для проверки гипотезы исследования мы выполнили такую ​​работу:

  • непрерывный мониторинг результативности применения интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины;
  • учет специфики и положений андрагогики;
  • подготовка научно-педагогических кадров к применению интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины;
  • разработка учебно-методического обеспечения по применению интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины.

Проанализируем подробно содержание предлагаемых изменений в соответствии с разработанными педагогических условий применения интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины. 

Основным мероприятием по непрерывному мониторингу результативности применения интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины было проведение письменных опросов офицеров, а именно: анкетирование, тестирование. 

Предложенные нами анкеты и диагностические карты предусматривали как самооценку преподавателем своей деятельности, так и оценку этой деятельности слушателями и экспертами. Например, диагностическая карта педагогической оценки и самооценки готовности преподавателя к применению интерактивных технологий в своем содержании предусматривает семь блоков вопросов: мотивационный блок, когнитивный, морально-воспитательный, гностический, коммуникативный, организационный, способность самоуправления в педагогической деятельности. Оценка происходит по девятибальной системой, а в результате обобщения полученных данных определяется уровень готовности к применению интерактивных технологий (низкий, средний и высокий). 

Относительно диагностической карты по определению проектных умений преподавателя, то нами применено в опросе самооценку и экспертную оценку. Поскольку проектировочные умения являются частью педагогических знаний и умений, лежащих в основе педагогического мастерства применения интерактивных технологий, они обеспечивают возможность адаптировать интерактивную технологию к использованию во время преподавания той или иной учебной дисциплины (в нашем случае это «Конфликтология»). В результате обработки нами определялся уровень этих умений по четырехуровневой системе: низкий, средний, достаточный, высокий. 

Кроме этого, ценным является опрос по диагностической карте, который предлагает определить уровень методической подготовки преподавателя. Опросы можно проводить как с преподавателями, так и с экспертами, поскольку он предусматривает варианты ответов «да» (+) или «нет» (-). Перечень вопросов по диагностической карте охватывает несколько аспектов методической работы преподавателя: индивидуализация и дифференциация в обучении, использование интерактивных технологий, организация практических занятий и самостоятельной работы и т.п.

Обобщение полученных результатов опроса позволяет определить уровень методической подготовки преподавателя: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый. 

Одновременно с применением диагностических карт, нами разработана анкета, позволяющая оценить положительное / отрицательное отношение слушателей к преподавателю. Содержание вопросов предложенной анкеты предполагает учет методических требований по применению преподавателем интерактивных технологий: поиск новых форм проведения занятий, манера общения преподавателя со слушателями и т.д.. Представленная анкета позволяет получить наименьшую (до 35) и наибольшее количество баллов (до 70).

В общем, предложенная система мониторинга результативности применения интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины охватывает методический, организаций, и профессиональный аспекты этого процесса и дает возможность применить его (мониторинг) не только при преподавании учебной дисциплины «Конфликтология», но при других учебных дисциплин. 

Содержанием реализации очередной педагогического условия - учет специфики и положений андрагогики - было обеспечение эффективного усвоения большого объема знаний, формирования основ целостного системного мышления, содействие умственному развитию офицеров, что, в свою очередь, позволило бы достичь высокого уровня применения интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины. С целью реализации этого педагогического условия при проектировании содержания конкретной интерактивной технологии учитывало основные положения андрагогики. 

Мы спроектировали систему проблемных ситуаций, имитационных игр, используемых при преподавании учебной дисциплины «Конфликтология» кафедры морально-психологического обеспечения деятельности войск. Например, целью проведения практического занятия (в соответствии с рабочей учебной программы проводятся практические занятия с целью разрешения конфликтных ситуаций) по теме «внутриличностным и межличностные конфликты» является закрепление знаний слушателей по основным характеристикам групповых конфликтов, развитие у них навыков анализа конфликтов типа «личность - группа »и формирование умений управления ими. Нами применены конфликтные (проблемные ситуации), предлагаемых слушателям по этой теме с целью анализа и поиска способа их решения, и что самое важное - принятии участия в обсуждении такого поиска. 

Реализация специфики и положений андрагогики при решении проблемных ситуаций происходит следующим образом:

  • опора на опыт слушателей (предлагаются вопросы относительно того, были ли такие случаи конфликтов в профессиональной или бытовой сфере слушателей? Каким образом решались подобные конфликты?)
  • предоставление возможности каждому офицеру самостоятельно найти решение этой ситуации (или создать небольшую творческую группу из слушателей);
  • перенесение предложенных конфликтов в профессиональную сферу деятельности слушателей.

Подобным образом реализация специфики и положений андрагогики реализуется на всех практических занятиях по дисциплине «Конфликтология», поскольку почти каждая тема позволяет применять соответствующие интерактивные технологии. 

Очередное педагогическое условие - подготовка научно-педагогических кадров к применению интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины. В связи с проведенным исследованием, при анализе программ, учебно-методической литературы и практики работы преподавателей Академии сухопутных войск, выявлен ряд трудностей, возникающих при реализации этого условия. Они заключаются в следующем: отсутствие информации по применению интерактивных технологий, недостаток педагогического опыта по применению интерактивных технологий. Реализация соответствующего условия происходила следующим образом:
1) Взаимопосещение преподавателями лекционных и практических занятий (по учебным дисциплинам «Психология» «Морально-психологическое обеспечение», «Психология лидерства») с целью изучения опыта применения интерактивных технологий.
2) Посещение всеукраинских и международных конференций по применению интерактивных технологий в высшей школе: Харьковский национальный экономический университет (тема конференции: Актуальные проблемы науки и образования молодежи: теория, практика, современные решения (февраль 2012г.)) Харьковский гуманитарный университет «Народная украинская академия» (тема конференции: Преподаватель - студент: новые формы взаимодействия, современные принципы взаимоотношений (апрель 2012г.)) И т.д.
3) Посещение методических семинаров, в частности семинара на тему «Интерактивные технологии: проблемы и перспективы применения» (место проведения: Академия сухопутных войск им. гетмана П. Сагайдачного).
4) Изучение педагогического опыта применения интерактивных технологий в высших учебных заведениях / высших военных учебных заведениях. Например, Центр последипломной подготовки Донецкого национального университета имени О. Гончара предоставляет возможность пользования в онлайн режиме методическими материалами по применению интерактивных технологий: методические и учебно-методические пособия «Использование кейс-метода при преподавании экономических дисциплин», «Математические модели». 

Следует отметить, что подготовка научно-педагогических кадров к применению интерактивных технологий обеспечивается представителями методических структур и по инициативе преподавателей. 

Содержанием реализации дальнейшей педагогической условия - разработка учебно-методического обеспечения по применению интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины - было достижение основной цели, при которой обучение стало бы процессом активного сочетания теоретических знаний и практических умений и навыков. 

Реализация указанного условия происходила путем разработки материально-методического обеспечения в соответствии с спроектированных трех блоков: нормативно-методические материалы, учебно-информационные материалы, учебно-методические материалы. Предложенное учебно-методическое обеспечение предназначено для использования во время преподавания учебной дисциплины «Конфликтология». Особенностями этого обеспечения является доступность (слушателями имеют право доступа к такой информации), упорядоченность, информативность (наличие тематического плана, распределения часов, литературы, перечень тем для научных сообщений / самостоятельной работы, организационно-методических особенностей преподавания учебной дисциплины) и др. 

Что касается учебно-методических материалов для осуществления самостоятельной работы, то они разработаны с учетом специфики и положений андрагогики и требований к применению интерактивных технологий, среди которых: предоставление слушателям самостоятельности в подготовке к учебным занятиям, в разработке учебного материала, в решении проблемных ситуаций, проведении тренинга и т.д. 

Заключение. В общем, отметим, что учебно-методическое обеспечение по применению интерактивных технологий в последипломной подготовке офицеров тактического уровня Вооруженных сил Украины, то реализация этой части условия прослеживается во всех предыдущих педагогических условиях: проблемные ситуации, деловые игры, тренинги, также является частью учебно-методического обеспечения. Таким образом, определенные содержание, организация и методика формирующего эксперимента способствовали успешному осуществлению программы исследования и выполнению основных требований, предъявляемых к проведению таких экспериментов.

Библиографический список:

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект) / Ю. К. Бабанский. – М. : Педагогика, 1977. – 252 с.
2. Берталанфи Л. Общая теория систем, критический обзор // Исследование по общей теории систем. – М.: Наука, 1969. – С. 23-82.
3. Блауберг И. В. Системный подход / И. В. Блауберг, Е. Г. Юдин // Философский энциклопедический словарь. – М. : Сов. энцикл., 1983. – С. 612 613.
4. Дахтин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность /А.Н.Дахтин. – М.: Педагогика, 2003. – № 4. – С. 21-26.
5. Луговий В.І. Навчальний процес у закладах системи перепідготовки і підвищення кваліфікації кадрів: досвід та проблеми. / В. І. Луговий, В.Г. Понеділко - К., 2005. - Вип. 2. - С. 52-64.
6. Монахов В.М. Педагогическое проектирование – современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. -2001. - №5. - С.75–89.
7. Нейумин Я. Г. Модели в науке и технике: история, теория, практика. – Л., 1984. – 189 с.
8. Kurt Gödel: The modern development of the foundations of mathematics in the light of philosophy. 1961., p.123.




Рецензии:

11.06.2014, 19:06 Калашник Любовь Сергеевна
Рецензия: На наш взгляд статья бы выиграла, если бы был усилен аспект использования интерактивных технологий, который заявлен в названии статьи, а не просто описание целей, задач, принципов эксперимента. В целом, статья заслуживает внимания и может быть рекомендована к публикации

11.06.2014, 21:35 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Рекомендуется к публикации!Основания:1.Актуальность интерактивното обучения;2.Четкая методология;3.Андрагогические постулаты дают нужную диагностическую тежест диагностической планировки.

14.06.2014, 13:04 Тюрина Валентина Александровна
Рецензия: Статья актуальна, хотя следовало бы уделить больше внимания практическоиу использованию интерактивных технологий в процессе обучения будущих офицеров. Статья рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх