Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 13.06.2014. Последняя правка: 12.06.2014.

Зарубежная практика исчисления и уплаты страхового взноса

Гизатуллина Гузель Равиловна

Оренбургский государственный университет

студент

Научный руководитель: Тюрина Юлия Габдрашитовна, Оренбургский государственный университет, доцент кафедры финансов, кандидат экономических наук, доцент


Аннотация:
В статье отражены основные черты социального страхования в Соединенных штатах Америки, Германии и Швейцарии.


Abstract:
The paper describes the main features of social security in the United States of America, Germany and Switzerland.


Ключевые слова:
страховой взнос; социальное страхование; США; Германия; Швейцария

Keywords:
insurance payment; social insurance; the USA; Germany; Switzerland


УДК 336.23 

Социальное страхование за рубежом появилось еще в XIX веке, когда в большинстве стран завершился промышленный переворот, и начали распространяться такие понятия, как «фабричное законодательство» и «рабочее законодательство» [4].

Область рабочего законодательства в то время включала в себя следующие вопросы:

- регулирование продолжительности работы в течение суток, особенно несовершеннолетних и женщин;

- обеспечение праздничного отдыха;

Предупреждение и устранение условий труда, вредных для здоровья и нравственности рабочих;

- ограждение рабочих от несчастных случаев, являвшихся следствием применения усложнявшихся орудий труда;

- обеспечение средствами рабочих, временно или навсегда потерявших трудоспособность, а также семейств рабочих, погибших на работе;

- регулирование отношений работодателей и рабочих, обеспечение работодателей и рабочих, обеспечение последних справедливой оплатой труда;

- страхование от безработицы и др. [4].

Так, в 1894 году в Германии был принят закон «О страховании от несчастных случаев», а в 1911 году был принят закон «О порядке страхования в империи». В 1935 году в США приняли закон, устанавливавший систему пенсий и пособий. Шли годы, социальное страхование становилось более актуальным. Сегодня оно закреплено в законах, обладающих высшей юридической силой, - в Конституциях. И это справедливо.

Работодатель  в США помимо заработной платы предоставляет работникам некоторые социальные гарантии и перечисляет за них социальные взносы. В сумме зарплата, социальные выплаты и взносы определяют понятие «Компенсация за труд».

В США социальное страхование осуществляется в рамках государственной системы социального обеспечения Social Security , которая включает пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве. Этот компонент составляет 1,36 долл в час, или 4,7 % общей компенсации работников. Размер указанных взносов зависит от профессий и должностей работников – наиболее высокооплачиваемые работники имеют и большие социальные гарантии по социальному и медицинскому страхованию [1].

Кроме того, размеры этих взносов различаются по отраслям экономики. Так, минимальный размер (93,45 долл за час работы) приходится на строительство, а минимальный (1,34 долл) на уход за больными и престарелыми. Взносы по социальному и медицинскому страхованию зависят от статуса занятости и членства в профсоюзах. Для работников, занятых на полное рабочее время, средний размер этих взносов в марте 2013 года в частном секторе экономики США составлял 2,62 долл в час работы, а для работников, занятых на неполное время, только 1,65 долл. Для членов профсоюза размер указанных взносов составляет в среднем 3,34 долл, для необъединенных работников – 2,28 долл за час работы.

Взносы работодателей и работников через систему Social Security гарантирует населению Штатов предоставление государственной пенсии по старости и пособия по инвалидности от несчастного случая на производстве или при профессиональном заболевании. Получивший увечье работние проходит за счет этих взносов курс полной реабилитации. Если через пять месяцев он не может приступить к работе, то ему выплачивается ежемесячное пособие вплоть до полного выздоровления, выхода на  пенсию или смерти.

Стоит уделить внимание выплатам по медицинскому страхованию. В марте 2013 года стоимость этих выплат в частном секторе экономики США равнялась 2,26 долл за час работы, или 7,8 % общей компенсации за труд. Доля работодателя в указанных выплатах  1,41 долл за час работы, или 6,3 % общей компенсации [1].

Эти выплаты значительно различались по профессиям для:

- работников сферы обслуживания – 90 центов (6,3 % общей компенсации за труд);

- управленческого персонала и высококвалифицированных специалистов – 3,44 долл (6,7 % общей компенсации за труд);

- торговых работников и офисных служащих -2,04 долл (8,9 % общей компенсации);

- работников добывающей и обрабатывающей промышленности, а также строительства – 2,68 долл (8,3 % общей компенсации);

- работников транспорта – 2,51 долл (10,1 % общей компенсации) [1].

Расходы на медицинское обеспечение у членов профсоюзов ( в среднем 5,23 долл за час работы, или 12,9 общей компенсации) были существенно выше, чем у необъединенных работников (в среднем 1,97 долл, или 7 % общей компенсации).

В целом расходы по медицинскому обеспечению в марте 2013 года в производственной сфере (3,1 долл в час, или 9 %  общей компенсации) были выше, чем в сфере услуг (2,09 долл в час, или 7,5 % общей компенсации).

Указанные выплаты также дифференцируются по штатам: уровень выплат в южных штатах (1,92 долл в час, или 7,2 % общей компенсации) ниже, чем на Западе США (2,25 долл в час,или 8,1 % общей компенсации).

Выплаты по медицинскому обеспечению зависят от размеров предприятий на:

- малых предприятиях с численностью работников менее 50 человек – 1,43 долл, или 6,2 % общей компенсации;

- предприятиях с численностью работников от 50 до 99 человек – 1,93 долл, или 7,2 % общей компенсации за труд;

- предприятиях с численностью работников 100 – 499 человек – 2,6 долл, или 8,7 % общей компенсации;

- предприятиях с численностью работников более 500 человек – 3,81 долл, или 8,9 % общей компенсации.

В состав компенсации работников за труд входят отчисления в пенсионные фонды в рамках добровольного (дополнительного) пенсионного страхования работодателями своих сотрудников. Эти отчисления в среднем по частному сектору составляют 1,06 долл за отработанный час, или 3,6 % общей компенсации [1].

Рассмотрим структуру компенсации работников за труд в США и представим ее в таблице 1.

 

Таблица 1 – Расходы работодателя на компенсацию работника за труд (за март 2013 года, %)

 

Компенсационный элемент

Всего

Отрасли частного сектора

Правительства штатов и местная администрация

Заработная плата

69,1

70,3

65

Социальные платежи, в т.ч.:

30,9

29,7

35,2

-оплата неотработанного времени

7

6,9

7,3

-доплаты и надбавки

2,4

2,8

0,8

-страховые взносы

9

8,2

12,1

-пенсионные взносы, в т.ч.:

4,7

3,6

9

-с фиксированными выплатами

2,9

1,5

8,2

-с фиксированными взносами

1,8

2,1

0,8

-прочие обязательные платежи

7,8

8,2

6

         

Подобная структура связана с системой обязательных социальных взносов, которые производят работодатели, работники и самозанятое население со своего дохода и которые приравниваются в США к налоговым платежам. О ставках социальных взносов для указанных категорий населения, а также о пороге заработной платы, после которого обязательные взносы через систему Social Security прекращаются, можно судить по данным таблицы 2. следует также отметить. Что указанный поро отменен с 1993 года для медицинского страхования, то есть сейчас взносы на этот вид страхования уплачиваются со всей начисленной заработной платы [1].

 

Таблица 2 – Максимум облагаемой социальными взносами начисленной за год заработной платы и ставки взносов в зависимости от статуса занятости

 

 

2010

2011

2012

2013

Максимум облагаемой социальными взносами начисленной за год заработной платы, долл.

106800

106800

110100

113700

Ставки взносов для работника или работодателя, %

Всего

7,65

7,65

7,65

7,65

Пенсионные взносы

5,3

5,3

5,3

5,3

Взносы по страхованию от несчастных случаев

0,9

0,9

0,9

0,9

Медицинское страхование

1,45

1,45

1,45

1,45

Ставки взносов для самозанятых работников, %

Всего

15,3

15,3

15,3

15,3

Пенсионные взносы

10,6

10,6

10,6

10,6

Взносы по страхованию от несчастных случаев

1,8

1,8

1,8

1,8

Медицинское страхование

2,9

2,9

2,9

2,9

 

Отметим, что ставки взносов для работодателей и работников одинаковы (взносы делятся поровну между работниками и работодателями), в то время как самозанятые платят взносы по ставке, равной суммарному взносу работников и работодателей, то есть размер их взноса вдвое превышает взнос наемных работников. Ставки взносов остаются стабильными на протяжении достаточно длительного времени, меняется лишь их максимальный размер, связанный с ростом максимального порога заработной платы, с которой они взимаются.

Максимальные суммы, перечисляемые работниками, работодателями и самозанятыми работниками в социальные фонды за год (без взносов на социальное страхование), представлены в таблице 3.

Ограничение максимального размера платежей в соцфонды предполагает и ограничение максимального размера пенсии. В 2013 г. он составляет 2533 долл [1].

 

Таблица 3 – Максимальные размеры взносов, перечисленных работниками, работодателями и самозанятыми в социальные фонды за 2010-2013 гг, долл

 

 

2010

2011

2012

2013

Работник или работодатель

Всего

6621,6

3321,6

6826,2

7049,4

Пенсионные взносы

5660,4

5660,4

5835,3

6026,1

Взносы по страхованию несчастных случаев

961,2

961,2

990,9

1023,3

Самозанятый работник

Всего

13243,2

13243,2

13652,4

14098,8

Пенсионные взносы

11320,8

11320,8

11670,6

12052,2

Взносы по страхованию несчастных случаев

1922,4

1922,4

1981,8

2046,6

 

Подчеркнем, что размер устанавливаемой в США пенсии дает преимущества бедному населению по сравнению с более богатым. Так, коэффициент замещения (отношение размера пенсии к размеру заработной платы до выхода на пенсию) составляет: для самых низкооплачиваемых работников (с годовой пенсией до 9055 долл.) 82,6 %; для работников со средней заработной платой (с годовой пенсией до 19499 долл.) 44,4 %; для высокооплачиваемых работников (с годовой пенсией более 31224 долл.) 29,6 %.

Управление движением денежных средств а рамках  системы Social Security осуществляет администрация, глава которой назначается на шесть лет Президентом страны и получает одобрение в Сенате. Наблюдаемый совет администрации состоит из семи человек, трое из которых назначаются Президентов США и четверо – Конгрессом. В управлении Администрации находятся 1500 офисов, в т.ч. полевые офисы, региональные офисы, информационные центры.

Общие расходы по соцстрахованию США в марте 2013 года составили 56 млрд долл., из них 55,6 млрд долл приходилось на выплату пособий и 0,4 млрд долл. – на административные расходы. Общие поступления составили 58 млрд долл., из которых 57,1 млрд долл приходился на страхоые взносы работодателей, работников и самозанятого населения. Остальные поступления включают доходы от налогообложения страховых выплат и перечисление средств из Генерального фонда Казначейства, в котором хранятся страховые резервы и доходы от инвестирования [1].

Взносы по социальному и медицинскому страхованию поступают в 4 фонда:

- фонд страхования пенсионеров и их наследников;

- фонд страхования от несчастных случаев;

- фонд медицинского страхования;

- фонд дополнительного медицинского обеспечения.

Последний фонд, в частности, производит оплату выписанных врачом лекарств и некоторых медицинских услуг, в то время как Фонд медицинского страхования оплачивает преимущественно стационарное лечение. Первые же два фонда относятся к социальному страхованию. Управление средствами всех фондов осуществляет департамент казначейства США.

В Германии, как и в США, существует система обязательного страхования от несчастного случая. Называется она моделью Бисмарка в честь «железного» немецкого канцлера Отто фон Бисмарка.

Обязательное страхование от несчастного случая в этой стране предполагает заботу о предупреждении профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, оказание скорой помощи работнику, который пострадал от несчастного случая, восстановление его работоспособности и выплату финансовую помощи ему и его семье [3].

Оплачивается обязательное страхование от несчастного случая работодателем. Застрахованные же не платят ни одного евро.  Данная модель является системой соразмерного распределения, которая основана на фактических потребностях. Другими словами,  ежегодно  только фактические затраты делятся соразмерно между работодателями. Это не совсем идеальная модель, ведь возникающие в настоящем издержки переносятся на будущее, и нынешним работодателям придется платить за «грехи» прошлых поколений работодателей.

Вообще под понятием «социальное страхование», если мы говорим о Германии,  имеются в виду пять видов разработанных на базе Кодекса социального права социально-трудовыми ведомствами страховых договоров:

а) государственное медицинское страхование, которое представлено государственными медкассами – «gesetzliche Krankenversicherung»;

б) государственное обязательное страхование на случай возникновения необходимости в уходе по болезни или старости, которое также  предоставляется госудаственными медкассами, – «gesetzliche Pflegepflichtversicherung;

в) пенсионное страхование, которое предоставляется для наемных работников федеральными или земельными страховыми обществами – «geseztliche Renteversicherung»,;

г) страхование на случай потери работы, которое предоставляет федеральное ведомство по труду  – «Arbeitslosenversicherung»;

д) государственное обязательное страхование от последствий несчастного случая на производстве, предоставление которого берет на себя союз предпринимателей, как правило, одинаковой или родственной отрасли – «gesetzliche Unfallversicherung» [5].

Как крупные, так и мелкие предприниматели оформляют страховые договора самостоятельно, причем законодательство освобождает их от таких обязательных страховок, как страхование на случай потери работы и пенсионного страхования.

Размер страховых взносов в Германии определяется процентной ставкой страхового фонда и зависит от заработка.  Взносы работодатели и работники выплачиваются совместно и в равных соотношениях. Но, как уже было сказано выше, взносы на страховку от несчастного случая на производстве выплачиваются работодателем  в полном объеме.

Почти все трудоспособное население Германии поддерживают пенсионное страхование, которое в стране является обязательным. Мужчины выходят на пенсию в 65 лет, женщины – в 60, есть возможность выйти на заслуженный отдых и раньше, но страховой стаж не должен быть меньше 35 лет, но это зависит от дееспособности и занятости человека. Ежемесячно каждый немец отчисляет в государственную систему страхования пенсии 10 % от заработка, государство же вносит дотации 20 % [5].

Взносы в общий фонд медстрахования вычитаются с заработных плат и равны 14,9% от их размера, и оплачиваются работниками и работодателями на паритетных началах. В системе учреждены строгие регуляторы контроля качества предоставляемых услуг, также работает принцип солидарности, под которым понимается,  что качество страхового покрытия одинаково для всех, независимо от уровня дохода и риска заболеваемости. Стоит отметить, что  услуги поликлиник и больниц предоставляются не только  работнику, но и всем членам его семьи. Этический фундамент этого принципа состоит в том, что каждый работник имеет доступ к одному и тому  пакету услуг, одного и того же качества и на одних и тех же условиях: в случае болезни ни одна семья не должна пострадать финансово [2].

В таблице 4 рассмотрим структуру источников финансирования медуслуг в Германии

 

Таблица 4 – Структура источников финансирования медуслуг в Германии

 

Источник финансирования медицинских услуг

%

Бюджетное финансирование

15

ОМС

60

ДМС

10

Наличные платежи

15

Всего

100

 

Обобщая вышесказанное, можно выделить отличительны признаки германской системы ОМС:

1) финансовым источником выступают страховые взносы работодателей и работников, что позволяет системе функционировать в режиме финансовой автономности, то есть отделенности от госбюджета;

2) управление системой осуществляется на условиях самоуправления полномочными представителями застрахованных лиц и страхователей.

Распределение финансовой нагрузки медицинского страхования продемонстрировано в таблице 5.

 

Таблица 5 – Распределение финансового бремени медицинского страхования, в %

 

Работодатели

Работники

Государство

42,7

38,3

19

 

Медицинским страхованием охвачено порядка девяноста процентов населения Германии, что свидетельствует о достаточно высоком уровне социальной защиты от рисков заболеваний и бытовых травм.

Обязательному страхованию в Германии подлежат:

- рабочие, служащие, чей месячный доход не превышает 75 % от действующей в пенсионном страховании границы исчисления взносов;

- работающие инвалиды;

- с/х работники и помогающие им родственники;

- деятели искусства;

- участвовавшие в течение трудовой жизни в пенсионном страховании пенсионеры;

- работники, которые прошли реабилитацию после перенесенных профессиональных заболеваний.

- студенты;

- безработные [2].

Рассмотрим социальное страхование в Швейцарии.

 

Рисунок 1 – Социальная система Швейцарии

Страховая и социальная (представлена на рисунке 1) система Швейцарии включает в себя  дополняющие друг друга государственное, корпоративное и индивидуальное страхования.

Взносы, связанные с социальным страхованием, уплачиваются на федеральном уровне, платить их обязаны наемные работники, работодатели и самозанятое население. Получающие денежные средства частные лица или резиденты уплачивают взносы в счет федеральной пенсии, страховки по безработице, медицинского  страхования.

Сегодня взносы на здравоохранение и в ПФ равны 10,1 % от зарплаты (независимо от ее размера). Причем, половину данной суммы выплачивает наемный работник, а вторую половину – его  работодатель, который должен вычитать сумму взноса из зарплаты и перечислять его на счет органов социального страхования [6].

Сумма взноса на страхование по безработице равна трем процентам от годовой заработной платы, максимум 3 204 CHF , если зарплата не превышает 106,8 тысяч швейцарских франков.

Обладатели  годового оклада 106 801 - 267 000 ₣ обязаны оплатить дополнительный взнос в размере 2 %. В общей итоге размер взноса не может превышать 6 408 ₣ в год. Размер платежа аналогично делится между работодателем и наемником поровну [8].

Медицинская и больничная страховка в большинстве кантонов обязательна, и за это работник обязан платить из собственных денежных средств, при этом размер взносов зависит выбранного типа страхования. Но некоторые организации добровольно обеспечивают сотрудникам страхование здоровья, либо оформляют для них групповую страховку [7].

Взносы на социальное страхование равны приблизительно 13,1 % от зарплаты работника, к этой сумме еще необходимо прибавить медицинскую страховку и иные виды расходов, которые встречаются в некоторых кантонах.

Библиографический список:

1. Галаева, Е. Заработная плата и социальное страхование в США / Е. Галаева, Ю. Россикова // Проблемы теории и практики управления, 2013. - № 9. - С. 43-55. - Библиогр.: с. 55 (9 назв.).
2. Роик, В. Методы организации национальных систем здравоохранения: опыт западных стран / Валентин Роик // Человек и труд, 2013. - № 7. - С. 23-27.
3. Сухорукова, С. Основные модели социального страхования от профессиональных рисков / Светлана Сухорукова // Кадровик, 2013. - № 2. - С. 68-74.
4. Фролов, О. История законодательства о труде за рубежом / О. Фролов // Охрана труда и социальное страхование, 2013. - № 10. - С. 11-16.
5. Электронный источник. Газета «Партнер». URL : http://www.partner-inform.de/partner/detail/2006/4/192/2070.
6. Электронный источник. Журнал «Справочник инвестора». URL: http://www.s-ge.com/sites/default/files/RU_Investorenhandbuch_120815_13.pdf.
7. Электронный источник. Социальное страхование: пребывание в Швейцарии и окончательный отъезд из Швейцарии. Информация для иностранных граждан. URL: https://www.bfm.admin.ch/content/dam/data/migration/rueckkehr/rueckkehrfoerderung/sozialversicherung/broschuere-sozialvers-ru.pdf.
8. Электронный источник. Швейцарская система социального страхования. URL: http://www.russian-switzerland.com/pdf/swiss-social-security-system.pdf.




Рецензии:

14.06.2014, 13:13 Безуглая Наталия Сергеевна
Рецензия: В статье приведен значительный объем данных о системах страхования США, Германии, Швейцарии. Если это обзорная статья, то она допустима к публикации. Если статья направлена на исследование проблем и достоинств систем развитых стран, то необходимо добавить сравнительный анализ и выводы.

14.06.2014 21:21 Ответ на рецензию автора Гизатуллина Гузель Равиловна:
Наталия Сергеевна, спасибо за рецензию! Это обзорная статья

27.06.2014, 7:05 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Информации много, но нет вывода. Доработать.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх