Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 22.06.2014. Последняя правка: 21.06.2014.

Компоненты и признаки образовательной самостоятельности учащихся

Глазова Юлия Владимировна

Екатеринбургский колледж транспортного строительства

преподаватель

Аннотация:
В статье речь идет об образовательной самостоятельности, которая может иметь как позитивный, так и негативный характер. Описанные компоненты и признаки помогают увидеть различие между позитивной и негативной образовательной самостоятельностью.


Abstract:
In this article we are talking about the educational autonomy, which can be both positive and negative. The described components and signs can help to see the difference between positive and negative educational autonomy.


Ключевые слова:
образовательная самостоятельность; компоненты; признаки позитивной образовательной самостоятельности; компоненты; признаки негативной образовательной самостоятельности

Keywords:
educational autonomy; components; signs of positive educational autonomy; components; negative signs of educational autonomy


УДК 372.4

В настоящее время существует социальный заказ на подготовку востребованных на рынке труда выпускни­ков, умеющих самостоятельно решать выдвигаемые перед ними задачи. Поэтому необходимо говорить о развитии образовательной самостоятельности учащихся, под которой понимается каче­ство лично­сти спо­собной к осозна­нию цели собственной познавательной деятельности, умеющей создать алгоритм  действий для достижения этой цели и понимающей, что в про­цессе такой самостоятельной деятельности необходимо руководствоваться нравственными ценностями, для того, чтобы ее результаты не могли иметь не­гатив­ный характер и наносить вред себе и окружающим.

Структура такой позитивной образовательной самостоятельности имеет следующие компоненты: це­левой, который заключается в нацеленности образовательной са­мо­стоя­тель­ности на развитие и саморазвитие личности, выработку у нее новых ка­честв. Он определяет выбор спосо­бов и действий, выступает в роли сред­ства управ­ления и сверки результа­тов действий с ожидае­мым ре­зуль­татом и должен быть обязательно индивиду­ально осоз­нан и при­нят, т. е. под­росток должен понимать, что результат его са­мостоя­тельных действий важен, прежде всего, ему са­мому, а не педагогу или одно­класс­никам, что этот резуль­тат будет полезен в его будущей социальной или профессио­нальной жизни. Основой целевого компонента позитивной обра­зовательной само­стоятель­но­сти, по нашему мнению, является уме­ние ста­вить практически и соци­ально зна­чимые перспективы, выдвигать рабочие гипотезы на основе осоз­нанного са­мо­контроля для ее достиже­ния.

При негативном развитии самостоятельности целевой компо­нент зачастую от­сут­ст­вует, особенно когда речь идет о бесцельном интернет-серфинге. Пе­реход с сайта на сайт также не всегда тематически направлен. Та­кую раз­бросан­ность поиска информации можно преодолеть путем увеличе­ния кон­струк­тивного ин­тереса учащегося к какой-либо одной теме, лич­ностно или про­фес­сионально значи­мой для подростка. Еще хуже ситуа­ция, ко­гда постав­лена антигуман­ная, наносящая вред здоровью цель (на­пример, поиск в Ин­тернете способов из­го­товления нарко­тиков). В таком случае целенаправ­ленный поиск деструк­тив­ной ин­формации приводит к более отрицательным последствиям, и отказаться от него крайне затруд­нительно [6, c. 5].

Второй компонент, мотивационный, заключается в том, что, осоз­на­вая себя как лич­ность, под­росток определяет идеалы, жиз­ненные планы – а это главная ли­ния развития побудительных сил обра­зова­тельной само­стоятельности. В основе мотивацион­ного компо­нента лежит потребность в само­стоятельных действиях и интерес к ним со стороны учащегося. Происхо­дит развитие внутренней мо­тива­ции к самостоятель­ным дей­ствиям, ко­торая помогает самореализа­ции личности. Самостоятельные действия также являются основой мотива­ции дос­тижений, связанной с про­дук­тивным выполнением за­дания. Люди, мо­ти­ви­рованные на успех, пред­почитают средние по трудности или слегка за­вы­шен­ные цели, что вполне соответствует изменившимся соци­альным уста­нов­кам. Само­стоя­тельность и творческий под­ход к ре­шению про­блем являются ос­новой успеш­ности человека в мире [3, с. 68].

 Мотивация при негативной самостоятельности остается на уровне по­треб­ности, которая чаще всего исчезает при удовлетворении, не пере­рас­тая в конст­руктивный интерес и не служа стиму­лом к дальнейшему раз­ви­тию личности. Такая мотивация остается внешней: учащийся рабо­тает только ради оценки и не видит перспектив своего обучения и разви­тия. Пре­одолеть такую ситуатив­ную мотивацию и сделать по­стоянной познаватель­ной мо­тива­цией можно при развитии внутреннего сти­мула учащегося к получению знания, т. е. внешний интерес должен стать внут­ренним [3, с. 69].

Третий, когнитивный компонент нацелен на осознание того, что по­знава­тель­ная деятельность, новые знания не­обходимы для совершен­ство­ва­ния сво­его образования. При этом подросток дол­жен понимать, что при рас­смотрении разных точек зрения на ка­кую-ни­будь проблему нет не­об­ходи­мости ис­пользовать всю имею­щуюся по вопросу инфор­мацию. Со­временное ин­формационное общество пред­лагает из­лишне много­гран­ный под­ход к некоторым вопросам, и не­редко какая-то ин­фор­мация даже ус­ложняет разре­шение проблемы. В позитивной обра­зова­тельной са­мостоя­тельно­сти мы имеем дело с тщательно обду­ман­ной обработ­кой по­лучае­мой информации, она но­сит избирательный харак­тер.

 При негативном развитии образовательной самостоятельности под­росток не в состоянии разделить получаемую информацию по сте­пени не­обходимости для решения поставленной задачи и ис­пользует все нужные и ненужные информационные ресурсы. Ин­формация не приоб­ретает зна­чения для подростка. Чтобы сформи­ровать конструк­тивные умения учаще­гося работать с информацией, необходимо нау­чить его рабо­тать с ин­форма­цией, осознавать ее ценность [4, с. 71].

Деятельностный компонент преду­сматривает организацию, вы­бор приемов ра­боты, планирование бюд­жета времени. В про­цессе ана­лиза по­зи­тивной образовательной самостоятельности мы го­во­рим о нали­чии само­стоятельных умений, успешно приводя­щих к цели. При этом важно не столько умение действовать по инст­рук­ции и образцу, сколько осоз­нанное стрем­ление к поиску нестандарт­ных способов разре­шения про­блемы, умение конст­руировать новые спо­собы дей­ствия, т. е. при позитивной обра­зо­ватель­ной само­стоятельности речь идет об умении само­стоятельно действо­вать в спон­тан­ных, непод­готовленных ситуа­циях без опоры на уже известные спо­собы, о развитии креативности [4, с. 45].

 Применительно к негативной образовательной самостоятельности следует говорить о репро­дуктивных способах работы: действия выпол­ня­ются по зара­нее усвоенным деструктивным образцам. В таком случае не приходится гово­рить о полностью самостоятельных действиях. Для пре­одоления негативной самостоятельности необходимо стимулировать подро­стка к позитивным не­стандартным дейст­виям в про­цессе выполне­ния про­ектов. Нередко самостоя­тельные дей­ствия имеют нега­тивно вы­раженную цель. Такие действия могут иметь и творческий характер, при этом само­стоятельность является ярко выра­женной деструктив­ной. Для ее пре­одоле­ния необходимо создавать ус­ловия, способствую­щие усилению конструктивной мотивации [4, с. 68].

Пятый, оценочный компонент предполагает сравнение ре­зуль­та­тов своей деятельности с целью. Выявлено, что отношение человека к себе фор­мируется под воз­дей­ст­вием оце­нивания самого себя через других (как некой нормы) и свою дея­тель­ность. При этом адекватность этих форм оценивания вы­сту­пает ос­новным из­ме­ряемым параметром самооценки и предполагает соот­ветствие субъектив­ных оценок личности объективным оценкам. Только при таком соответствии самооценку можно назвать адекватной [3, с. 34]. Аде­кватное оценивание своей и чужой проектной деятельности формируется по­этапно, с четким выделе­нием крите­риев. Учащиеся, у которых сформирова­лась негативная обра­зовательная са­мо­стоятельность при условии низкого уровня рефлексии собственной дея­тельно­сти, склонны к завышенной или, чаще, занижен­ной самооценке.

Содержание позитивной обра­зова­тельной само­стоя­тель­но­сти характеризуют ее признаки. Первый признак − нацелен­ность на со­трудничество с педаго­гом и другими обучающимися. Ос­новные идеи, при­сущие вариантам обучения в со­трудничестве (общ­ность цели и за­дач, индиви­дуальная ответственность и рав­ные шансы на успех) дают воз­можность педа­гогу быть ориентирован­ным на каждого учащегося. Необхо­димо также сказать и том, что со­трудничество воз­можно лишь в благопри­ятной атмосфере. Именно обучение в сотрудни­честве является, по нашему мнению одним, из условий развития пози­тивной образовательной самостоя­тельности в проектной деятель­ности.

Умение честно относиться к полу­чаемой информа­ции (интел­лек­ту­альная чест­ность). По мнению Б.Рассела «человек, которому присуща «интел­лектуальная честность», отличается «готовностью тща­тельно прове­рять пра­вильность своих убеждений» и «уделять доста­точно внимания дру­гим имею­щимся доказательствам». [5, с. 4]

 У уча­щихся она формиру­ется, если они постоянно и увлеченно ов­ла­де­вают новым знанием, кото­рое, по мне­нию Бертрана Рассела, пред­ложив­шего это понятие, предпола­гает не субъ­ек­тивно-из­бирательное, а объ­ек­тивно-анали­тическое отношение к не­одно­знач­ной ин­фор­ма­ции с точки зре­ния «ис­тин­ности знания», когда не иг­нори­ру­ются не­достатки и противоре­чия имеюще­гося зна­ния и его несоот­вет­ст­вие ранее приобре­тен­ной и вновь приобретае­мой инфор­мации. Наобо­рот, эти противо­ре­чия мо­гут служить основой для поиска новых не­стан­дарт­ных пу­тей реше­ния важнейшей про­блемы проекта. [5, с. 4]

Часто ин­форма­ция, кото­рую обу­чаю­щийся нахо­дит и каким-то об­разом об­раба­тывает, не только не сов­па­дает с его мировоз­зрением, жиз­ненным опытом, но полностью противоре­чит ему. При этом под­росток должен осозна­вать, что сущест­вует много то­чек зрения на анализируе­мое явление, что только ра­бота с проти­воречиями во взгля­дах и анализ противоречивых точек зрения мо­гут при­вести к реше­нию про­блемы. Для этого ему необхо­димо нау­читься нахо­дить, показывать и сравнивать ме­жду собой разные сто­роны проблемы, объ­ективно освещать все вопросы. Таким образом, мы выделяем следующие черты интел­лектуальной чест­ности: готовность к восприятию противоречивой информации; то­ле­рантное принятие другой точки зрения в этой информации и правдивое от­ношение к авторству той или иной точки зрения. Учащийся в совре­менном ин­тернет-пространстве сталки­вается с разными подходами к той или иной про­блеме, некоторые из которых имеют негативную окраску. Соответственно не­обхо­димо при ра­боте с таким боль­шим, ничем не рег­ламентируемым потоком информации уметь выбрать именно необходи­мую информацию, понять и при­нять другие позиции по этому вопросу, различать и отбрасывать нега­тивно на­правлен­ную информа­цию и прояв­лять уважение к другим точкам зрения, не выда­вая их за свои.

 Многие педагогические концепции развития само­стоя­тельности отно­сятся к традиционному об­разованию, которое не все­гда идет в ногу с требо­ваниями современного общества из-за высо­кого уровня опосре­до­ванности государствен­ными образо­вательными стандар­тами, учебными пла­нами, про­граммами, для разработки, согласования и утвер­ждения ко­то­рых требу­ется много времени. Вследствие этого тра­диционное образо­вание зачас­тую стре­мится во­плотить в на­стоящий момент жизни знания, ценности и уме­ния, полученные в прошлом [1, с. 124]. Совре­менное общество до­вольно быстро меняется, и тра­дици­он­ные понятия педаго­гики приобретают но­вое значение. Утверждению интеллекту­альной че­стности способствует соблю­дение принципа синхронности развития об­разования в соответствии с по­ступатель­ным движением науки, эконо­мики и об­щест­венной жизни.

По нашему мнению, сейчас необхо­димо говорить не только о раз­ви­тии са­мо­стоятельно­сти уча­щихся, но и о том, что об­разова­тельная само­стоятель­ность мо­жет иметь как догоняющий, так и опере­жаю­щий характер. Однако подробное ис­следо­вание догоняющей, син­хронной и опережающей об­разова­тельной само­стоя­тель­но­сти выходит за рамки дан­ного исследова­ния.

Оценочная самостоя­тельность является, по нашему мнению, также од­ним из основных условий развития позитивной образовательной само­стоятель­ности в процессе проектирования, так как умение рефлек­сировать и адекватно оценивать собственную и чужую проектную дея­тельность и ее результаты го­ворит о сформированной позитивной обра­зовательной само­стоятельности.

Спонтанная коммуникативность, предусматривающая го­тов­ность к применению речевых уме­ний и навыков не только в стан­дартных, но и в спонтанных коммуникативных ситуациях. Комму­никативная компе­тенция - приобретенное в процессе естественной ком­муникации или специ­ально органи­зованного обучения особое качество речевой личности, скла­дывающееся из не­скольких составляющих, в числе которых можно выде­лить языковую компе­тенцию, предметную компетенцию, лингвистическую к компетенцию и прагма­тическую  ком­петенцию. [2, с. 24]. И.А. Зимняя, которая определяет коммуни­катив­ную компетенцию как \"овладение слож­ными коммуникативными навы­ками и умениями, формирование адекват­ных умений в новых социаль­ных структурах, знание культурных норм и ог­раничений в общении, знание обы­чаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение прили­чий, воспитан­ность; ориентацию в коммуникативных средствах, прису­щих национальному, сословному менталитету, освоение ролевого репер­туара в рамках данной про­фессии\" [2, с.13-14].

Таким образом указанные компоненты и признаки образовательной самостоятельности учащихся могут помочь педагогу развивать позитивный характер образовательной самостоятельности, преодолевая ее негативные моменты.

Библиографический список:

1.Дьюи, Дж. Школа и общество: пер. / Дж. Дьюи. – М., 1925.
2. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — М. : Логос, 2000
3. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная деятельность учащихся: дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества / П. И. Пидкасистый. — М.: Педагогика, 1972.
4. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование / П. И. Пидкасистый. — М.: Педагогика, 1980.
5. Рассел, Б. Проблемы философии / Б. Рассел. — Новосибирск: Наука, 2001.
6. www.file://T:/!!!!!/2/internetl.html. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.file/page.




Рецензии:

22.06.2014, 11:36 Трубавина Ирина Николаевна
Рецензия: целесообразно рассмотреть различие образовательной самостоятельности от существующе и признанной -познавательной (см Половникову Н.А. и др), зачем вводить новые термины, если суть прежняя.новый термин должен быть обоснованным для введения в научный оборот для того, чтобы никто не путался в терминологии и оперировал общими терминами, понятными всем.статью надо доработать в этом аспекте

22.06.2014, 12:00 Калашник Любовь Сергеевна
Рецензия: Статья иформативна, её содержание соответствует тематике выбранного направления, однако не лишена определённых надочётов: 1) в структуре статьи отсутствуют цели и задачи, что является требованием к оформлению статьи в данном научном издании; 2) на наш взгляд последний абзац, посвященный вопросам спонтанной коммуникативности, является лишним и напрямую не связан с тематикой и материалами статьи (рекомендую его убрать). 3) статья требует определённой переструктуризации. Нам кажется, что статья бы выиграла, если бы абзац про оценочную самостоятельность учащегося был перенесён перед абзацем, который начинается словами "Многие педагогические концепции ..". Статья требует доработки.

22.06.2014, 12:19 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья старается решить важную методическую проблему-восприятие категорий учебная(образовательная)информация.Как?Путем диференциацией "образовательной самостоятельности"! Вопросы для уточнения контекстуальности разработки: 1.В чем выражается познавательная самостоятелность учащихся? 2.Онтологическая самостоятельность в условиях мегаинформированности...?Проявления... 3.Какие редуктивные способы оценки информациионного масива знаний у них имеются на основе гносеологического опыта, который у них на разном уровне? 4.Какие типы коммуникативного обмена между учащихся создается на основе нормативного учебного содержания.

23.06.2014, 5:42 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Проблематика работы актауальна, но статья носит скорее обзорный характер, нежели аналитический. Автору необходимо детальнее проработать структуру, усилить выводы, откорректировать фразу "В настоящее время существует социальный заказ на подготовку востребованных на рынке труда выпускни­ков, умеющих самостоятельно решать выдвигаемые перед ними задачи", так как обозначенный тезис о востребованности выпускников был актуален, по нашему убеждению, и ранее. Стоит также переработать аннотацию, в том числе и стилистически, обязательно уточнить, прояснить вопрос, о чьей именно "образовательной самостоятельности" идет речь: учащихся школ, колледжей, высших учебных заведений.

4.08.2014, 18:44 Середа Евгения Витальевна
Рецензия: Ценность предложенной на рецензию статьи, несомненно, высока. Однако автор еще не внес коррективы, предложенные рецензентами (и стилистические, и содержательные), поэтому пока работа не может быть рекомендована к публикации. С уважением, Е.В. Середа



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх